Главная > Свободное мнение > Аваз Камалов: Мягкая сила или классический демонтаж. Часть 2 – Пропаганда

Аваз Камалов: Мягкая сила или классический демонтаж. Часть 2 – Пропаганда


Аваз Камалов: Мягкая сила или классический демонтаж. Часть 2 – Пропаганда


Основой стабильности и порядка в обществе являются установка и определение таких базовых понятий как «хорошо и плохо», «правильно» и «неправильно». Если в обществе не существует установки, что коррупция – это «плохо», то навести порядок в этом обществе невозможно. Формированием базовых установок, мировоззрений и ценностей занимаются государства и институты. И главную роль в этом процессе играет пропаганда.

Сегодня пропаганда стала намного сильнее и мягче, чем раньше. Как и другие отрасли, пропаганда применяет умные технологии для формирования мировоззрения и продвижения определенных интересов. Все это требует огромных ресурсов и знаний, технологий и институтов, ценностей и стереотипов, терминологий и систем оценок, что совместно составляют идеологическую конструкцию.

После падения советской идеологии сформировалось мнение, что в западных демократических странах живут абсолютно свободно мыслящие люди и отсутствует идеология. Это не так. Везде, где есть интересы - там есть идеология и пропаганда, а значит и мышление в рамках определенных базовых параметров. Демократия – это тоже процесс в рамках базовых параметров и не всегда отражает волю граждан. Различные военные операции и неоправданные человеческие жертвы, экономическое расслоение обществ и экологическая катастрофа - нельзя назвать волей граждан сильных демократических стран.

В первой части статьи говорилось об интересах стран в международных отношениях и роли идеологии в продвижении этих интересов. Отмечалось, что интересами в международных отношениях является доступ к рынкам и ресурсам стран на выгодных условиях. И если раньше для достижения этого доступа использовалась твердая сила (колониализм, войны и т.д.), то сегодня используется мягкая сила. Эта статься о том, как работает мягкая сила.

Как формируются ценности. Разделяй и властвуй

Чтобы люди выбрали определенные товары и услуги, идеи и взгляды их нужно красиво оформить и грамотно продвигать, то есть пропагандировать. Классическим и эффективным способом оформления идей и взглядов являются ценности и забота, в том числе.

Для продвижения интересов нужно продвигать взгляды и ценности. Ценности – это все, чем стремятся люди обладать. Желания и стремления приводят к движению, направление которого зависит от тех ценностей, которые люди выбирают. Это означает, что, формируя те или иные ценности можно влиять на выбор людей и вектор развития общества.
Рецепт формирования ценностей достаточно прост. Ценностью может быть все что угодно, и даже кетмень. Чтобы объект стал ценностью люди должны испытывать к нему симпатии, а также материальное, моральное и духовное удовлетворение от обладания этим предметом и ощущения сопричастности к нему. Поэтому объектом воздействия пропаганды является не только разум, но чувства людей.

Люди выбирают то, что им нравится и критикуют то, что им не нравится. Люди видят исключительно положительные стороны того, кто им нравится и отрицательные - кто не нравится (с другой стороны, наука стремится отделить наши чувства от разума, чтобы объективно измерить «истину»).

Чтобы одни ценности укоренились в обществе их нужно идеализировать, а другие - дискредитировать. Важно так же формировать стереотипы, поскольку они застревают в сознании людей настолько прочно, что даже научные обоснования не помогут их вытеснить и переубедить человека.

Если раздать детям футболки белого и синего цветов и систематически критиковать синий цвет и восхвалять белый, то дети станут испытывать симпатии к белым футболкам, а к синим – неприязнь. Дети будут испытывать гордость, если у них белая футболка и комплексы - если синяя футболка. Они будут завидовать детям с белыми футболками, а детям с синими футболками - сочувствовать. Среди детей сформируются стереотипы: «белый – хороший» и «синий – плохой». Белые футболки будут приносить удовольствие, а синие – дискомфорт и комплексы. Со временем дети будут стремиться обладать белыми футболками, а от синих – избавляться.

Точно таким образом, происходит влияние на выбор и поведение людей в обществе. Идеализация либеральных ценностей формирует симпатии к ним и люди делают свой выбор в пользу либеральной политики. А дискредитация протекционизма – порождают неприязнь ко всему, что имеет отношение к протекционизму – политике, взглядам, лидерам и т.д.

Как формируется мировоззрение. Наука как инструмент идеологии

Теория и здравый смысл, симпатии и антипатии, стереотипы и ценности, система оценок и терминологии играют важную роль в формировании мировоззрения и продвижении интересов.

Теорией можно обосновать и оправдать практически всё. Для этого достаточно скорректировать и зафиксировать понятия справедливости и гуманизма, использовать соответствующую методологию и «повесить» на объект определенные ценности. Легализация в некоторых странах эвтаназии, нацизма, торговли оружием и наркотиками, нетрадиционных браков, проституции, смертной казни, абортов и т.д. оправдана на основе различных теорий и научных обоснований.

Точно таким же образом такие теории как классицизм, кейнсианство, монетаризм, неоклассицизм, марксизм и т.д. являлись обоснованием различных идеологий. Идеология социализма строилась на базе марксизма, а идеология глобализма строится на базе классической теории и либеральных ценностей. При каждом кризисе теории и идеологии подвергаются сомнению и корректируются.

Симпатии играют важную роль в формировании взглядов. Люди доверяют и считают правильными то, к чему они испытывают симпатии. Чтобы в обществе успешно реализовать либеральную политику, люди должны испытывать симпатии к либеральным ценностям и антипатии протекционизму. Для этого нужно систематически идеализировать либеральные ценности - эффективность, прозрачность, свободные конкуренция, рынок и торговля и т.д. А протекционизм – критиковать.

Продвижение интересов требует разработки и фиксации соответствующих терминологий и систем оценок. Одно и то же действие можно назвать по-разному и получить совершенно разные вещи. Защиту местного производителя от сильных внешних конкурентов можно назвать как «самозащита» или «протекционизм». Если термину «протекционизм» придать отрицательный образ, то к защитным мерам можно сформировать негативное отношение в обществе. А если для защитных мер применить термин «самозащита» и создать его положительный образ, то к защитным мерам можно сформировать положительное отношение в обществе.

Это формирует стереотипы как «либерализм – хорошо, добро и прогресс», а «протекционизм – плохо, зло и регресс».
Однако данный стереотип можно разрушить, скорректировав и расширив понятие термина «протекционизм» - включив в это понятие не только меры, которые направлены на защиту рынка, но и те, которые направлены на защиту интересов страны.

Например, ограничения сильными странами иностранных инвестиций для сохранения своего суверенитета, консервация нефтяных и природных запасов (США), минимальные требования для местного компонента в сфере госзакупок, ограничения других стран в доступе к собственным активам, рынкам и ресурсам, посредством применения различных санкций и эмбарго, валютных блокад и военных интервенций – являются мерами, которые направлены на защиту интересов страны. И если эти меры обозначить «протекционизмом», то это позволит объективно оценить происходящие в мире процессы – оценить масштаб протекционизма в сильных странах.

Одним из популярных стереотипов является утверждение, что в развитых странах рынки являются свободными. Развитые рынки имеют сильные механизмы для защиты частной собственности, однако свободным их называть неправильно. Свобода относительна, поскольку свобода - это решения и действия в рамках различных административных правил, требований, нормативов и инструкций, то есть ограничений. И если посчитать количество этих ограничений в развитых странах, то можно увидеть, что они намного превышают те в слабых странах. Поэтому правильно будет сказать, что в западных странах рыночные механизмы работают настолько эффективно, что даже огромное количество ограничений не создают проблем и незаметны для бизнеса и населения.

Институты и идеологическая конструкция глобализации

Развитые страны прошли через различные торговые и информационные, военные и идеологические войны. Это позволило им накопить огромные опыт и знания в области формирования мировоззрений, воздействия на человеческие поведение и предпочтения.

Теоретически, глобализм призван сделать рынки и ресурсами общими и экономики открытыми. В идеале это приведет к развитию международных торговли и разделение труда, частного предпринимательства и конкуренции. Это в свою очередь, приводит к эффективному использованию ресурсов, повышению качества и снижению цен на товары и услуги.
Без продвижения и формирования положительного имиджа невозможно продать товары и услуги, идеи и интересы. На западе формирование положительного имиджа превратилось в корпоративную культуру. Чтобы продать товар нужно сперва сформировать само представление о нем и его пользе для потребителя. Аналогичным образом нужно сформировать представления о пользе глобализма, чтобы реализовать его.

Реализация глобализма требует грамотного рецепта и идеологического обоснования, создания и распространения соответствующих знаний, разработки и финансирования реформ. Этими занимаются международные организации, которые владеют значительными капиталом и долей информационного пространства.
Разработка и распространение знаний международными организациями осуществляется посредством:

проведения научных исследований;

* сбора, анализа и подготовки статистических отчетов;

* разработки, систематизации знаний посредством критического анализа и прогнозирования;

* прогнозирования и формирования ожиданий;

* публикации знаний в виде статей и докладов, журналов и глобальных отчетов;

* проведения различных форумов, семинаров и конференций.

Эти знания очень полезны и интересны, включают различные аналитику, прогнозы и оценку, критику и рекомендации. Потребителями этих знаний являются студенты, экономисты, банкиры, финансисты, эксперты, ученые и политики во всем мире, которые используют эти знания в различных научных исследованиях, политических дебатах и экономических форумах, симпозиумах и конференциях. Именно эти знания играют ключевую роль в формировании взглядов в академической, научной, экспертной и политической сферах во многих странах мира.

Поэтому власти и общества смотрят на свои проблемы исключительно через призму этих знаний и видят исключительно то, что публикуются в материалах международных организаций.

Однако эти материалы отражают всего лишь малую часть целого. Они однобоки и обосновывают необходимость глобализации, посредством либерализации стран. В этих материалах либерализация преподносится как решение всех проблем страны, а протекционизм – ее причиной. Терминологии и система оценок (рейтинги) выстроены таким образом, что все что, способствует реализации либеральной политики оправдывается, а все, что препятствует - мягко критикуется. Другую сторону реальности - критики в адрес либеральной политики и одобрения протекционизма в этих материалах нет.

Выводы

Итак, концепцией глобализма является создание общего рынка, а ее стратегией – либерализация локальных рынков. Либерализация требует огромных финансовых ресурсов, знаний и прочной идеологической конструкции.
Чтобы приготовить блюдо или добраться до Парижа нужно обладать ресурсами, разработать рецепты и грамотный план. Однако даже идеально расписанный рецепт приготовления блюда не гарантирует, что блюдо получится вкусным на практике. Даже идеально расписанный план поездки в Париж может дать другие итоги на практике.

Рецепт и план – это теория, а то, что получается в реальности – это практика. Теория относительна поскольку она верна исключительно в рамках определенных условий и ограничений. Теория не обладает методологией, которая могла бы охватить все факторы и условия какого-либо процесса или явления. Целью теории является дать общее представление о реальности, но теория - это не реальность.

Теория, как и различные программы для развития мышления («почемучка» и др.), направлена на формирование и развитие мышления. Мы можем обладать прекрасной способностью мыслить, однако то, что фиксируется в нашем сознание – это не всегда отражение реальности и наоборот.

Поэтому крайне важно объективно изучать и оценивать не только теорию глобализма, но и то, что происходит с глобализмом на практике. Для этого слабым странам нужно проводить собственные исследования и находить ответы на следующие вопросы:
• какой труд достался слабым странам при свободной торговле с сильными странами;

• смогли ли слабые страны на равных конкурировать с сильными странами за мировые и, в том числе, собственные рынки и ресурсы;

• какой долей мировых активов, рынков и ресурсов сегодня обладают слабые и сильные страны;

• какая доля активов, ресурсов и рынков слабых стран принадлежит самими этим странам, а какая доля – сильным странам;

• кто распоряжается активами, ресурсами и рынкам слабых стран;

• предоставляют ли сами сильные страны (инициаторы глобализации) свободный доступ к своим рынкам и ресурсам. То есть, является ли глобализация реальностью или это – миф;

• является ли либеральная политика гарантом для развития слабого общества;

• является ли глобализация целью или это всего лишь инструмент для продвижения интересов инициаторов глобализации.

Аваз КАМАЛОВ

Продолжение следует.

Вернуться назад