Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Мгла синематографа?

Мгла синематографа?

В год 70–летия Победы над фашизмом так хотелось увидеть новые талантливые пронзительные фильмы о той великой и страшной войне. Чтоб защемило сердце от боли. Чтоб восхищаться подвигом красноармейцев, их командиров, великих маршалов, добывших эту немыслимую, необъяснимую, загадочную Победу. Чтоб захотелось взять автомат и, подобно «Гостям из будущего», стрелять и стрелять по ненавистным немецким захватчикам. Чтоб…

Мгла синематографа?

И пусть там, в конце концов, будут штрафбаты, жестокие сотрудники СМЕРШ, советские лагеря для своих же (если без этого сейчас нельзя!), но только, чтоб показали правдиво, зрелищно, интересно.

К сожалению, таких картин мы практически не увидели. Хорошо, что есть золотой фонд советского кино, и российские телеканалы, не мудрствуя лукаво, снова и снова показывали те великие фильмы. «Судьба человека», «Баллада о солдате», «В бой идут одни старики», «А зори здесь тихие», «Офицеры» и многие, многие другие.

Например, «Балладу о солдате» можно смотреть бесконечное число раз, поражаясь гениальности режиссера Григория Чухрая и всего актерского коллектива. Фильм о войне, а в нем практически нет сцен боевых действий. Там никто не погибает, а зритель не может сдержать слез. На Каннском фестивале в 1962 году, как-то вспоминал Владимир Ивашов, сыгравший главную роль в этой картине, во время ее демонстрации он видел в зале много нарядных, увешанных бриллиантами веселых дам из высшего общества. Но когда демонстрация ленты закончилась, эти женщины, не стесняясь, «рыдали, как белуги». Безусловно, это лучший фильм о войне в истории кинематографа, это картина на все времена.
Но только золотым фондом не обойтись, на телеэкране в этом году демонстрировались и современные фильмы, снятые в последние 5-10 лет. Большинство из них, откровенно говоря, вызывали лишь чувство досады.

Вот, например, фильм «Обоз». Трудно и скучно его досмотреть до конца, а потом понимаешь – это же слабая и совсем бесталанная копия гениальной драмы «А зори здесь тихие». А недавно увидел картину (название даже не сохранилось в памяти), как арестованную группу уголовников во время войны везут в тюрьму, но после авианалета немцев, они оказываются на свободе. Бандюги не по велению души и сердца, а по необходимости, вынужденно вступают в бой с врагом, некоторые из них погибают. Авторы ленты выдают это чуть ли не как геройство, уркам впору ордена выдавать. Смешно!

А вот кинофильм «Полумгла», на днях показанный одним из российских телеканалов, заслуживает внимания и обсуждения. Прежде всего потому, что в нем довольно интересный сюжет, трагический и неоднозначный конец.

Полумгла – это название русского села на краю земли с красивой, но суровой природой, куда в конце войны везут пленных немцев, чтобы построить там радиовышку. В деревне остались лишь дети, немощные старики и… женщины, мужья которых в большинстве своем погибли на фронте. Поначалу сельчане враждебно встречают «гостей». Но только поначалу.
А потом… А потом (вот загадочная русская душа!) они вдруг выясняют, что Гансы и Карлы – просто замечательные ребята. Молодые, симпатичные, здоровые, у них «золотые» руки – в свободное от ударной работы время и сарай починят, и на медведя в лес пойдут, и молодых крестьянок, изголодавшихся по мужской ласке, в постели приголубят. В общем, не плен, а… северный курорт времен Великой Отечественной.
Но вот приезжает майор НКВД с автоматчиками. И объясняет советским бойцам, охранявших пленных, что радиовышка уже не нужна, кормить фашистов нечем, вывозить их на другой объект – не на чем. В общем, прекрасных немецких парней отводят в лесок и… расстреливают.
И вся деревня, и красноармейцы в шоке, чуть ли не рыдают от горя…
Зрителю, конечно же, жалко немцев, а действия майора НКВД с автоматчиками рождают, мягко говоря, протест и возмущение. Можно представить, какое впечатление заключительные кадры вызывают у зарубежных любителей кино, итак уже позабывших, кто спас их от «коричневой чумы».
Самое интересное, что по сценарию расстрел военнопленных в картине не предполагался, но молодой режиссер Артем Антонов по ходу съемок изменил концовку, из-за чего возник большой скандал между ним и сценаристами. Но важно другое: соответствует ли такой конец правде жизни?

По советским данным в плен было взято около 2,4 миллионов немецких военнослужащих, из них 357 тысяч умерло. Немецкие историки уверяют, что в советском плену находилось не менее трех миллионов фашистов, из которых погибло около одного миллиона. (Для сравнения, по немецким данным за годы Великой Отечественной войны в германский плен попало 5,7 миллиона красноармейцев, из которых 3,3 миллиона были уничтожены или умерли).
Немецкие солдаты в советском плену умирали, в основном, из-за скудного питания, тяжелейших условий жизни в бараках и этапирования на объекты народного хозяйства в суровую погоду. Понятно, что голодали не только пленные, практически голодало все население СССР. Да и теплое обустроенное жилье фашистам при всем желании предоставить не могли, тысячи городов и сел разбомбили и уничтожили фашисты.
Но никакой официальной установки на уничтожение или расстрел немецких пленных никто свыше не давал. Да и глупо было это делать при почти полном отсутствии мужских рук из-за этой страшной войны.
Так что «ход» молодого режиссера в «Полумгле» был хорошо просчитан и преследовал цель «продать» фильм на Запад, получить призы на международных конкурсах. И не случайно он стал лауреатом многих зарубежных кинофорумов. Например, в Монреале картина получила приз «за такт и умение рассказать о жестокостях войны, не впадая в патетику и очернение».
Ну, уж не надо скромничать, очернение здесь присутствует в полной мере, только довольно тонкое, да еще, надо признаться, талантливое. Ведь зритель, особенно молодой, жалея «замечательных» Гансов и Карлов, как-то забывает, что именно они расстреливали и сжигали живьем не только советских солдат или партизан, но и женщин, стариков и детей, угоняли в Германию в рабство или на верную смерть ни в чем не повинных мирных жителей. Ему, наверное, очень хочется подойти к майору НКВД и пристыдить его, что тот нарушает… права человека.

Впрочем, надеюсь, что зрители сами рассудят, посмотрев это неоднозначное кино. Ведь «полумгла синематографа» – явление временное, будут еще созданы великие фильмы о великой Победе. Обязательно будут!

Борис САВЕЛЬЕВ
Комментарии
Вопрос: Сколько пальцев у человека на одной руке? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

Певицу Шахло Ахмедову лишили лицензии за «откровенный» клип (видео)

«Потому что нет бумажки»: ведущие передачи «Орел и решка» рассказали, как им запрещали вести съемки в Ташкенте (видео)

В Узбекистане ожидаются снег и морозы

Один из подозреваемых в деле базаркомов был найден мертвым в тюремной камере

Реклама на сайте
Похожие статьи
Теги
Б. Савельев