Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Дважды платит не только скупой

Дважды платит не только скупой

Дважды платит не только скупой Пришли соседи с верхнего этажа и спросили: У вас холодильник работает?» В руках у них, были пакеты с продуктами.
Попросили положить эти продукты в наш холодильник, поскольку их сгорел. Ничего удивительного, не первый раз сталкиваемся. Вчера несколько раз отключался свет, потом электрики ТСЖ тоже долго возились в подъезде- в результате у соседей сгорел холодильник, кондиционер, «микроволновка» и почти вся другая бытовая техника. Думаю, что нашу технику спасла привычка выключать все из розеток сразу как только свет начал мигать. Научил меня этому другой горький пример, когда несколько лет назад у соседа- предпринимателя мгновенно сгорела вся оргтехника. Уложив продукты, я поинтересовалась у соседки : «Может в суд на них подадим на ТСЖ или «Узбекэнерго» для возмещения ущерба? Закон есть такой!» «Мы как то не подумали об этом. Уже и мастеров вызвали, как в такую жару без холодильника обойтись?! А вы действительно верите, что если пожаловаться будет толк?!- безнадежно бросила соседка в ответ»


Видимо, пострадавших в тот день было немало. На Фейсбуке в сообществе потребителей появилась вот такая запись: Уважаемые потребители! Подскажите, пожалуйста, к кому обращаться и жаловаться в случае скачка напряжения в подъезде? Сгорела вся техника, не подключенная к стабилизатору!!! Около часа ночи мы проснулись от громкого хлопка! Это взорвался зарядник от телефона и сгорела розетка. Далее уже все остальное стало гореть, только и успевай выключать... в ЖКХ, как понимаю, обращаться бесполезно, они заметут следы и как всегда ни в чем не виноваты! Напряжение такое было до 9 утра!!! Кто за это в ответе????

Наверное, тема эта у людей уже оскомину набила а что делать? Возможно я из той малочисленной компании, кто верит, что с этим можно бороться. Может в силу своей осведомленности, потому как «в теме» со времен создания общества по защите прав потребителей. Очень плотно журналисты тогда были связаны с энтузиастами- организаторами этого движения в стране. До сих пор в памяти и выигранные в суде дела по возмещению потребителям принесенного ущерба. Помню, как одна из первых частных стоматологических клиник- сейчас, пожалуй, самая известная в стране- выплатила клиентке значительную сумму за некачественную работу, мужчина, купивший в супермаркете какао с просроченным сроком годности и заболевший после его употребления тоже получил компенсацию и извинения администрации, сотрудники ТСЖ неправильно посчитавшие сумму за услуги, произвели перерасчет и вернули жительнице деньги. Конечно, пришлось походить по инстанциям, время потерять, но тогда и базы такой законодательной не было, механизмов по ее применению на практике, элементарного опыта как это все должно работать вкупе.

Сейчас , не выходя из дома, в режиме онлайн можно пожаловаться и в госструктуры и в общество защиты прав потребителей. Существуют десятки телефонов доверия работают адвокаты, куда можно обратиться за консультацией или жалобой потребителям, было бы желание. И законодательная база у нас мощная, другое дело, что потребители не знают своих прав, а то и просто ленивы и равнодушны. Вот и получается, что не только скупой платит дважды.
Напомним, о, что по Закону Республики Узбекистан «О защите прав потребителей» № 221–1 от 26 апреля 1996 года потребители в нашей стране «имеют право на:

• получение достоверной и полной информации о товаре (работе, услуге), а также изготовителе, продавце);
• свободный выбор и подлежащее качество товара (работы, услуги);
• безопасность товара (работы, услуги);
• возмещение в полном объеме материальных убытков, морального вреда, причиненных товаром (работой, услугой) с недостатками, опасными для жизни, здоровья и имущества, а также неправомерным действием (бездействием) изготовителя (исполнителя, продавца);
• обращение в суд, другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав или охраняемых законом интересов;

Впервые в национальном законодательстве посредством данного документа были закреплены признанные международным сообществом права потребителей и гарантии их реализации, а также предусмотрены гарантии защиты при причинении вреда жизни, здоровью или имуществу граждан, их право на компенсацию за причиненный моральный вред, установление подсудности по выбору истца по делам о нарушении потребительского законодательства.

Вернемся к нашей конкретной ситуации, вспомним о том, что в этот день вдобавок к отключению электрознергии , в подъезде работали электрики ТСЖ. И в ходе разбирательства скорее всего придется делать экспертизу и уточнять по чьей вине произошло несчастье. Посмотрим какие гарантии мы как потребители ТСЧЖ имеем в этом случае по закону.

Потребители имеют право:
• на получение услуг установленного качества, нормативного количества, безопасных для его жизни и здоровья, не причиняющих вреда его имуществу;
• потребовать от Исполнителя возмещения в полном объеме убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу, вследствие недостатков в предоставлении услуг, а также морального ущерба в размере и порядке, определяемых в соответствии с законодательством Республики Узбекистан;
• на возмещение в полном объеме материальных убытков, морального вреда, причиненных товаром (работой, услугой) с недостатками, опасными для жизни.

Все четко и понятно, бери и пользуйся. Уже слышу возражения оппонентов, что, дескать, «законы то хорошие у нас, только не работают!» Конечно, не работают, если ими не пользоваться. Вот в нашем конкретном случае, -уж точно придется потерпеть какое то время, обойтись без холодильника и кондиционера- собрать необходимые документы и пытаться доказать свою правоту. Придется выбирать ремонтировать технику или даже новую покупать за свои кровные или занять принципиальную позицию и добиться возмещения ущерба и наказания виновников происшедшего. Кстати, сейчас многие из тех, кому активные действия не по душе, объединились в сообщество потребителей на Фейсбуке и публикуют информацию о различных нарушениях законодательства о правах потребителей. Очень действенная акция, как антиреклама. Год назад на местном информационном сайте мы опубликовали фото стеклянной банки с консервированной кукурузой, в которой плавали какие-то насекомые. На следующий день производители кукурузы уже были в редакции и это при том, что просторы интернета просто необъятны.

И вместо послесловия хочу привести недавнюю историю из личной практики как я покупала мясо на рынке Аския. При расчете за уже взвешенное мясо, на кассе подала пластиковую карточку. На что продавец с возмущением сказал: «А что же вы не предупредили, что карточка?! Мы мясо на карточки не продаем!» Я даже рта не успела открыть, как он прочел мне целую лекцию о том, что, что сами они закупают мясо у мясников только за наличные. Спорить не хотелось, «хорошо, я сейчас позвоню вон по тому телефону доверия в налоговую инспекцию (благо баннер с информацией как раз расположился напротив окна) и вы там расскажите свою грустную историю» Мне тут же вручили покупку, вернули карточку с чеком, и даже пригласили заходить еще.

Если государство дает инструменты для борьбы за свои права, отчего же не воспользоваться ими?!
В комментарии к закону есть такая фраза: важна не только законодательная база, но и обеспечение реализации закона государственными и общественными управленческими структурами, органами исполнительной власти и каждым гражданином.

Хочу подчеркнуть, и каждым гражданином- это про нас. Лет десять – пятнадцать назад был популярен заголовок газетных статей на эту тему «Потребитель не прав, если не знает своих прав».
Похоже, что он по-прежнему актуален….

Любовь НИКОЛАЕВА
Комментарии
Вопрос: сколько будет три плюс три (ответ цифрой)
Топ статей за 5 дней

Охота на «двойника» или конец узбекского рэкетира в Питере

Американская и китайская компании построят для Узбекистана собственный Голливуд

Звонили родителям, чтобы попрощаться: выяснились жуткие подробности пожара в колледже Одессы (Главред, Украина)

В захоронениях военнопленных в Германии обнаружены могилы воинов-узбекистанцев. Родственники отзовитесь!

expo
Похожие статьи
Теги
Любовь Николаева., Права потребителей