Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ 16 мне уже, а я не знаю кем мне быть.

16 мне уже, а я не знаю кем мне быть.



16 мне уже, а я не знаю кем мне быть."Детям в 16 лет рано пить, курить, создавать семью,, зато они уже вполне взрослые для того, чтобы определить весь свой дальнейший жизненный путь..." – так размышляет каждый третий поступающий в колледж или лицей.

Выбор профессии – это один из важнейших шагов в жизни человека: определяется его дальнейший путь развития как мастера своего дела, а это влияет на формирование личности, окружение человека, условия жизни и т.д.

Да, есть второй шанс – ВУЗ. Уже повзрослел человек, утвердился в своем ранее сделанном выборе или разочаровался в нем. Но не у всех есть возможность продолжать обучение: финансовый вопрос и умственное развитие играют свою роль.

С другой стороны, не ждать же до 30 лет, пока человек осознает свое предназначение в жизни.

У многих детей тяга к какому-либо направлению проявляется с раннего детства: кто-то рисует, кому-то легко даются математические задачи, а кто-то хорош на физкультуре. Но не всем так везет. Многим удается все и сразу, и им сложно сделать выбор в пользу чего-то одного.

Работа с психологом ведется в стенах школ. Но разве это полноценный анализ способностей и творческого потенциала ребенка? Пару вопросов из серии «нравится – не нравится», тесты на проф. пригодность, ограниченные заданиями учителей, еще могут попросить нарисовать фантастическое животное. Если придумал, что-то более оригинальное, чем черепаха с львиным хвостом, то дорога в творческий мир тебе открыта.

Почему бы не внедрить более детальную работу психолога и педагогов со школьниками? Может, в старших классах стоит устраивать встречи с представителями различных профессий? Они смогут рассказать о практике своей работы, ее плюсах и минусах. У каждого ученика будет возможность задать интересующий его вопрос и получить достоверный ответ. Эти беседы могут вдохновить ребят почитать или поспрашивать про заинтересовавшую профессию.

Есть много различных приемов донести до детского ума работу взрослых: интересные видеоролики, а не монотонный голос на фоне сменяющихся картинок; экскурсии на заводы, офисы, предприятия и т.д.; игровая форма так же будет интересна школьникам.

Ведь тогда подростку будет намного легче сделать выбор по самоопределению себя и своего места в обществе. Ответственность выбора будет сопровождаться желанием его осуществить, а не сомнением в нем.

Ведь каждый хочет работать так, что бы любить свое дело, вкладывать в него душу и радоваться полученным результатом.

Эльвина САРКИСОВА
Комментарии
Очень актуальный вопрос. Я сама получила образование педагога-психолога в Национальном Педагогическом Университете им. Низами, и у нас был целый курс, посвященной профориентации в школах. Материалы и идеи есть, проблема в том, что если в школах психолог все-таки имеется в наличии, то ему очень редко дают заниматься своими прямыми обязанностями. Как правило, он оказывается под завалами бюрократических обязанностей, из-под которых очень трудно выбраться. А грамотная поддержка психолога очень нужна подросткам в этот жизненный период. И еще, на мой взгляд, нужно освободиться от социального шаблона, что высшее образование - это необходимость, без которой в жизни невозможно добиться успеха. Все возможно, все в свое время, некоторым нужно пройти определенный путь, прежде чем они смогут осознать свое предназначение. И школьные психологи могут сыграть в этом не последнюю роль.
Вопрос: Сколько пальцев у человека на одной руке? (ответ цифрами)