38.8 C
Узбекистан
Вторник, 14 июля, 2020

Порядок выдачи задержанных на территории РФ иностранных граждан

Топ статей за 7 дней

С 10 июля личным транспортом будет разрешено пользоваться в определенные часы

Согласно решению Специальной Республиканской комиссии, начиная с 10 июля текущего года гражданам разрешается пользоваться личным транспортом с...

Вся территория Узбекистана переводится в «красную» зону

Поездки на работу между Ташкентом и Ташкентской областью будут запрещены с 10 июля: вся территория  Узбекистана переводится...

Узбекистан стал одним из крупнейших заемщиков Всемирного банка

Всемирный банк предоставит Узбекистану заем в размере $500 млн на модернизацию сельского хозяйства.  Соглашение об этом подписали...

Подпишитесь на нас

51,403участниковМне нравится
21,058участниковЧитать
2,100участниковПодписаться
Порядок выдачи задержанных на территории РФ иностранных граждан

— Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступлений или осужденных судом иностранного государства, для осуществления уголовного преследования или исполнения приговора представляет собой важнейший вид международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, позволяющий обеспечить неотвратимость уголовного преследования и наказания, социальную реабилитацию осужденных лиц, — разъясняет прокурор отдела по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму, международно-правовому сотрудничеству в уголовном судопроизводстве прокуратуры Хабаровского края Виталий КАНЦЫБЕР.

Особое значение институты выдачи и передачи таких лиц приобретают в условиях глобализации, интеграции, миграции населения и роста транснациональной преступности.

Международное сотрудничество в сфере выдачи лиц для уголовного преследования или исполнения приговора направлено на соблюдение баланса между осуществлением борьбы с преступностью и обеспечением прав и свобод запрошенного к выдаче лица.
Решение о выдаче либо об отказе в выдаче лиц, разыскиваемых правоохранительными органами иностранных государств, принимается Генеральной прокуратурой Российской Федерации по результатам экстрадиционной проверки, основанием для проведения которой служит задержание либо установление на территории Российской Федерации гражданина, находящегося в розыске за совершение преступления на территории иностранного государства.

Обязательным условием для задержания иностранного гражданина является наличие сведений о том, что в иностранном государстве за совершение преступления ему избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, и отсутствуют данные, исключающие выдачу лица иностранному государству.

В целях соблюдения прав иностранного гражданина составляется протокол задержания в соответствии с требованиями ст. 92 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ), с отметкой о разъяснении задержанному лицу его прав, а также уведомления о задержании согласно ст. 96 УПК РФ посольств или консульств иностранных государств на территории Российской Федерации о задержании их граждан либо подданных.

Задержанному лицу разъясняются основания задержания, право получить копию протокола задержания, давать объяснения, в том числе на родном языке, по вопросам, связанным с процедурой выдачи, или отказаться от дачи объяснений, заявлять о препятствиях к выдаче, предусмотренных применимыми международными договорами Российской Федерации и ст. 464 УПК РФ, пользоваться помощью защитника с момента фактического задержания и помощью переводчика, знакомиться с решением компетентного органа иностранного государства о заключении его под стражу или приговором суда, приносить жалобы на действия (бездействие) прокуроров, других должностных лиц и решения суда, защищаться иными средствами и способами, не запрещенными законодательством Российской Федерации.

После задержания на территории Российской Федерации гражданина, в отношении которого имеются сведения о его нахождении в розыске за совершение преступления на территории иностранного государства, органом внутренних дел обеспечивается незамедлительное уведомление инициатора розыска о задержании лица.

В соответствии с ч. 2 ст. 94 УПК РФ срок задержания до избрания задержанному судом меры пресечения в виде заключения под стражу в общем случае не может превышать 48 часов.

В случае подтверждения инициатором розыска намерения направить запрос о выдаче лица и представления постановления о заключении под стражу, просьбы о временном задержании, о взятии под стражу до получения запроса о выдаче прокурором принимаются меры к заключению задержанного под стражу в судебном порядке, предусмотренном ст. 108 УПК РФ.
При непоступлении указанных документов в срок, установленный для задержания, задержанное лицо подлежит освобождению.
В соответствии со ст. 109 УПК РФ срок содержания под стражей составляет 2 месяца с возможностью дальнейшего продления до 6 или 12 (в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений) месяцев.

Мера пресечения в виде заключения под стражу избирается (продлевается), если имеются сведения об уклонении разы­скиваемого лица от правоохранительных органов и суда иностранного государства, и применяется в целях обеспечения возможной выдачи лица запрашивающему государству в случае удовлетворения запроса о выдаче.

В рамках проводимой прокурором экстрадиционной проверки подлежат выяснению все обстоятельства, которые могут повлечь отказ в выдаче.

Препятствия к выдаче изложены как в международных договорах Российской Федерации, так и в национальных нормативных правовых актах.

В частности, Российская Федерация, наряду с Белоруссией, Украиной, Азербайджаном, Арменией, Грузией, Молдавией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Туркменией, Узбекистаном, является участником Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 (далее — Минская конвенция) и Европейской конвенции о выдаче от 13.12.1957 (далее — Европейская конвенция о выдаче), которая также ратифицирована Украиной, Азербайджаном, Арменией, Грузией, Молдавией.
Статьей 57 Минской конвенции, ст.ст. 3-11 Европейской конвенции о выдаче, ст. 464 УПК РФ предусмотрены как общие, так и частные обстоятельства, при наличии которых разыскиваемое лицо не подлежит выдаче запрашивающему государству или в его выдаче может быть отказано.

Так, выдача лица не допускается, если:
— лицо, выдача которого требуется, является гражданином Российской Федерации;
— на момент получения запроса о выдаче уголовное преследование согласно законодательству Российской Федерации не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения срока давности либо по иному законному основанию;
— в отношении лица, выдача которого требуется, на территории Российской Федерации за то же преступление был вынесен приговор или постановление о прекращении производства по делу, вступившее в законную силу;
— преступление в соответствии с законодательством запрашивающей стороны или Российской Федерации преследуется в порядке частного обвинения (по заявлению потерпевшего) — ст. 57 Минской конвенции;
— преступление, в отношении которого запрашивается выдача, рассматривается Российской Федерацией в качестве политического преступления или в качестве преступления, связанного с политическим преступлением, либо имеются существенные основания полагать, что просьба о выдаче в связи с обычным уголовным преступлением была сделана с целью судебного преследования или наказания лица в связи с его расой, религией, национальностью или политическими убеждениями или что положению этого лица может быть нанесен ущерб по любой из этих причин — ст. 3 Европейской конвенции о выдаче;
— лицу, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, предоставлено убежище в Российской Федерации в связи с возможностью преследований в данном государстве по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям — ст. 464 УПК РФ;
— имеется вступившее в законную силу решение суда Российской Федерации о наличии препятствий для выдачи данного лица в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации — ст. 464 УПК РФ;
— деяние, послужившее основанием для запроса иностранного государства о выдаче, в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации не является преступлением — ст. 464 УПК РФ.

В выдаче лица может быть отказано, если:
— деяние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, совершено на территории Российской Федерации или против интересов Российской Федерации за пределами ее территории;
— за то же самое деяние в Российской Федерации осуществляется уголовное преследование лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче;
— преступление по законам запрашивающей стороны наказывается смертной казнью, а по законам Российской Федерации смертная казнь за данное преступление не предусмотрена, если запрашивающая сторона не предоставит гарантий того, что смертный приговор не будет приведен в исполнение — ст. 11 Европейской конвенции о выдаче.

При рассмотрении запроса о выдаче в обязательном порядке учитывается, что выдача осуществляется, если деяние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, является уголовно наказуемым в соответствии с законодательством обоих государств и за его совершение либо предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание (в случае выдачи для уголовного преследования), либо лицо осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев (в случае выдачи для исполнения приговора).

В силу ч. 4 ст. 462, ч. 1 ст. 463 УПК РФ решение о выдаче находящегося на территории Российской Федерации лица, обвиняемого в совершении преступления или осужденного судом иностранного государства, принимается Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем, и может быть обжаловано в верховный суд республики, краевой или областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа по месту нахождения лица, в отношении которого принято это решение, в течение 10 суток с момента получения выдаваемым лицом соответствующего уведомления.

В случае если Генеральной прокуратурой Российской Федерации принято решение об отказе в выдаче, содержащееся под стражей лицо, выдача которого запрашивалась иностранным государством, подлежит освобождению.

В соответствии с п. 22 Инструкции о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц, утвержденной решением Совета министров внутренних дел государств — участников Содружества Независимых Государств 6.09.2007, п. 39 Регламента компетентных органов по осуществлению межгосударственного розыска лиц, утвержденного решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств 30.10.2015, розыск лица, в выдаче которого запрашиваемым государством отказано, на территории данного государства прекращается, о чем информируется государство, являющееся инициатором розыска.

Розыск в целом может быть прекращен только компетентными органами государства, в котором он объявлен, при наличии оснований, предусмотренных национальным законодательством.

С. ДЕНИСОВ.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Узбекистане количество заболевших коронавирусом увеличилось еще на 281

По состоянию на 10 часов 14 июля 2020 года в Узбекистане количество заболевших коронавирусом составляет 13872 (+281)...

В ЦБ рассказали, сколько денег было переведено из-за границы гражданам Узбекистана

Объём поступивших в Узбекистан трансграничных денежных переводов вырос в первом полугодии 2020 года на $156 млн или 6 процентов по сравнению с...

Возможность повторного заражения Covid-19 — дезинформация

В СМИ все чаще рассказывают, что Covid-19 можно заболеть повторно, якобы потому, что антитела к вирусу SARS-CoV-2 не определяются в организме переболевших...

Узбекские предприниматели предпочитают формат ООО

Как следует из обнародованных данных Госкомстата, узбекские предприниматели предпочитают формат ООО – обществ с ограниченной ответственностью. Официальная статистика зафиксировала,...

Узбекистану предстоит еще многое сделать для обеспечения независимости судебной власти

Специальный докладчик ООН по вопросам независимости судей и адвокатов Диего Гарсия-Саян представил доклад об итогах визита  в Узбекистан в сентябре 2019 года...

Больше похожих статей