С начала будущего года проект Ilkhom Jazz Club представит новую образовательную программу «Джазовая импровизация как форма самовыражения».
В рамках программы будут проводиться творческие встречи, мастер-классы и воркшопы. Их гостями станут известные джазмены Ташкента, а также приглашённые гости из-за рубежа.
Первая встреча назначена на 10 января 2017 года. Она состоится в 15.00 в фойе театра Марка Вайля «Ильхом». Гостем творческой встречи станет музыкант Игорь Тен, лауреат международных и республиканских конкурсов, участник джазовых фестивалей.
Легендарная телеведущая Галина Мельникова, заслуженная артистка Узбекистана, получила к юбилею достойный подарок от руководства страны.
23 декабря 2016 года Президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев подписал Указ о присвоении Галине Мельниковой почетного звания «Народный артист Республики Узбекистан».
Эта награда, как отмечено в Указе, присуждена любимой телеведущей нескольких поколений узбекистанцев «за многолетнюю плодотворную творческую деятельность в Национальной телерадиокомпании Узбекистана, достойный вклад в дело развития дикторского искусства, повышения духовного потенциала народа, воспитания молодого поколения в духе патриотизма, уважения к национальным и общечеловеческим ценностям».
Юные музыканты из группы «Мерос» выступили перед пациентами детской деревни в Германии.
Ансамбль «Мерос», составленный из учеников Республиканского специализированного музыкального академического лицея имени В. Успенского, выступил в городе Оберхаузен (Германия). Здесь расположена детская деревня, созданная Международной гуманитарной организацией «Фриденсдорф Интернешнл». Организация, действующая с 1967 года, занимается лечением тяжелобольных детей из разных государств.
Среди гостей детской деревни есть и маленькие узбекистанцы. Как сообщает ИА «Жахон», каждый год около 30 детей из нашей страны получают медицинскую помощь в крупнейших медучреждениях Германии.
Кроме пациентов из детской деревни, концерт посетили представители различных германских медицинских учреждений и благотворительных организаций. Праздник, устроенный юными узбекистанскими музыкантами, стал настоящим подарком для больных детей в канун Нового года.
В рамках международного проекта “Театр + Музыка” в театре Марка Вайля «Ильхом» состоялся концерт Ансамбля Omnibus с участием американского дирижёра Вимбайи Казибони.
Казалось бы, что может привлечь афроамериканского дирижёра, отведавшего мировой славы, в далёком от современных музыкальных перекрёстков Узбекистане? Ответ прост: Ансамбль Omnibus.
Из истории коллектива Двенадцать лет назад группа молодых музыкантов загорелась идеей исполнять современную музыку. Решили «двигаться во всех направлениях», назвав ансамбль Omnibus (в переводе с латыни — «всем»). Главным для себя коллектив и возглавивший его талантливый музыкант, дирижер и композитор Артём Ким сочли «разнонаправленное» развитие и пропаганду современной музыки как «служение всем». Репертуар ансамбля составили сочинения композиторов XX века и молодых композиторов нового тысячелетия. Подавляющее число сыгранных музыкантами произведений никогда прежде не представлялось в Центральной Азии, были и мировые премьеры.
Говоря об Omnibus’е и вспоминая его проекты, невольно увлекаешься. Вспомним, например, Omnibus Laboratorium с мастер-классами ведущих композиторов и исполнителей из Европы и США. Или Центр современной музыки – с нотами, книгами, аудиозаписями, данными о фестивалях, творческих коллективах и выдающихся исполнителях современной музыки. А Международный фестиваль музыки и визуальных искусств Black Box? Это был масштабный эксперимент по синтезу «живой» музыки с театром, изобразительным искусством, пластикой, кино, поэзией… Начиная с 2006 года, состоялось шесть потрясающих фестивалей, одаривших не избалованных современной музыкой ташкентских зрителей впечатлениями самого широкого спектра. В программе Black Box исполнялась инструментальная академическая музыка, электро-хаус, альтернативный рок, фолк, джаз. Фишкой одного из фестивалей было живое музыкальное сопровождение немого кино… Интересными оказались международный форум для молодых музыкантов и видеоартистов «Мнемозина» и проект, определенный как Центр исследований узбекской традиционной музыки «Макомат» по сохранению национального музыкального наследия.
Такая разнонаправленность воспринималась многими как само собой разумеющееся, а ведь некоммерческий коллектив буквально горы своротил своей деятельностью. И при этом многие понятия не имели и не имеют, что музыканты Ансамбля Omnibus работают… на общественных началах! На скромный хлеб насущный зарабатывают в государственных оркестрах, а в Omnibus’е отдаются «служению всем» по велению сердца. Не стал исключением из правил и состоявшийся в «Ильхоме» 18 декабря 2016 года концерт с участием одного из самых известных молодых дирижёров США, лауреата международных конкурсов Вимбайи Казибони. Целую неделю музыканты в свободное от основной работы время разучивали и репетировали под его руководством произведения, о которых и сами прежде не ведали. Да и большей части слушателей мало о чем могли сказать имена современных композиторов, чьи сочинения дирижёр включил в программу наряду с собственными пьесами. Во всяком случае, мне они не знакомы, и главным желанием было посмотреть на искусство маэстро, рекомендованного бюллетенем Wiesbadener Krrier и музыкальным журналом Neue Musikzeitung (Германия) в качестве «энергичного, страстного и активного дирижера и превосходного интерпретатора».
Вимбайи Казибони впервые увидела в Ташкенте немногим более двух лет назад. Он знаком ташкентской публике по постановке оперы американского композитора Майкла Гордона «Ван Гог», которую совместно с Ансамблем Omnibus показал в Органном зале Государственной консерватории Узбекистана в мае 2014 года. Как оказался в Ташкенте? Участвуя в Глобальном семинаре в Зальцбурге, Казибони познакомился с молодым дирижёром из Узбекистана Артёмом Кимом. Затем, на мастер-классе в Австрии, — с музыкантами Ансамбля Omnibus. Успешный и деятельный, получив стипендию известной образовательной программы Fulbright Program, задумал изучить опыт новых друзей, что и воплотил в жизнь.
Уроженец Зимбабве, 28-летний Вимбайи Казибони имеет богатый практический опыт, всего не перечислить — об этапах его пути вкратце сообщалось в анонсе и отклике на концерт, опубликованных в «Новостях Узбекистана» ранее. Когда-то 13-летним подростком Казибони переехал из родной страны в США. Начинал как ударник, но стал дирижёром. Музыкальное образование получил в Университете Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе и University of Music and Performing Arts во Франкфурте. Дирижерскому искусству на практике обучался в Филармоническом Оркестре Йоханнесбурга (Южная Африка, 2010), работал помощником дирижера в оркестрах Германии, Африки и США. Участие в конкурсах и руководство молодежным ансамблем «What\’s Next?» в Лос-Анжелесе, должность ассистента дирижера в Ensemble Modern (Германия) и «Intercontemporain» (Франция) принесли известность. Он выступал в Австрии, Франции, Германии, Нидерландах, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Филиппинах, Южной Африке, Кыргызстане и Узбекистане, его выступлениям аплодировали в таких престижных залах как Карнеги-холл, Уолт Дисней-холл, Адмиралспаласт (Берлин) и Oper Frankfurt.
Став дирижёром, Казибони не утратил виртуозности инструменталиста. Это показали концерты в составе Ансамбля Omnibus и дуэт с перкуссионистом Алибеком Кабдурахмановым на концертах в 2014 году — мне довелось их посетить. Покоряла полная самоотдача музыкантов и особый контакт с залом — выступления воспринимались как откровение, духовный праздник. Отмечал эту особенность концертов и сам Казибони. Во время девятимесячного пребывания в Ташкенте он собирал материалы для диссертации о современной музыке в Узбекистане, изучая традиционную народную, классическую и популярную музыку, выступал с местными коллективами народных инструментов и ташкентским джаз-клубом. Пристально присматривался к состоянию исполнителей, вслушивался в мелодии народной музыки, сам играл в ансамблях, чтобы изнутри понять особенности звучания музыки. Выступал также с лекциями в Государственной консерватории Узбекистана.
Новую программу Ансамбля Omnibus с Вимбайи Казибони в качестве дирижера, ожидала с интересом. Он удивил спортивной мощью — возмужал за два с лишним года. Положив партитуру на металлические бочки, заменившие пульт, сдержанно и спокойно управлял музыкантами, с которыми репетировал, как упоминала выше, совсем недолго. Он работал со многими из ведущих композиторов современности и в программе концерта представил произведения для камерного оркестра Хенрика Миколая Гурецкого «Kleines Requiem Fur Eine Polka» и Андиса Скордиса «An empty something…something empty…», естественно, впервые исполняемых в регионе. Это не были импровизации, партитура, расписанные для музыкантов партии – всё как полагается.
Звуки можно передать нотами, но как обозначить крик, вплетенный в музыкальную ткань? В сочинении А. Скордиса крик вырываётся из груди дирижера, прокатывается в клубах сизого дыма по оркестру, бьёт по слуху и нервам перкуссионной дробью и воплями, визгом музыкантов… Неблагозвучно, далеко от гармонии? Да. Но так ли гармоничен мир, породивший душераздирающие звуки? Мир, предстающий кошмарным сном, где насилие и ужас правят бал в некогда мирных и процветавших странах… Не нужно далеко ходить за примерами. На следующий после концерта день мир вздрогнул в очередной раз: в Турции во время открытия вернисажа на глазах публики сражён пулей посол России Андрей Карлов; в Берлине на рождественской ярмарке грузовик, въехав в толпу, унёс жизни двенадцати человек…
Сколько еще трагических потерь за одни только сутки? Каков ответ на них? Как ни прискорбно, есть и такой: «цивилизованный журналист Герш Кунтцман заявил на страницах New York Daily News, что не «льет слезы» по российскому послу, а считает его убийство «свершившимся правосудием». Таким образом, мы свидетели того, как в XXI веке вновь поднимает голову «обыкновенный фашизм». Не пора ли всем антифашистким силам бить в набат на площадях мировых столиц и протестовать во всех средствах массовой информации против разгула терроризма? Что может родиться в искусстве на фоне происходящего? Нечто в стиле «An empty something…something empty…» — произведения, которое очень понятно по своему посылу современникам. Потому оно и вызвало шквал аплодисментов.
«Отчего бы нам не жить в мире?» — восклицал Вергилий, обращаясь к согражданам в Древнем Риме. И ответа на его вопрос человечество не нашло за двадцать с лишним столетий. Кому нужны грохот канонады, дымный смрад и предсмертные крики, разве для этого созданы мир и так называемый «венец творения» — человек? Приходящие с мечом во все века от меча и гибли.
Наивные мысли, бессильные слова… Но их нужно писать, говорить, они должны звучать — молчание означает примирение со злом, именуемым войной. Приведу иное высказывание — писателя, публициста и философа XX века Альбера Камю: «Быть созданным, чтобы творить, любить и побеждать, — значит быть созданным, чтобы жить в мире. Но война учит все проигрывать и становиться тем, чем мы не были».
Да, война – это всегда поражение, договориться о мире важнее, чем победить. Договор – это как аппликатура в исполнении музыки, оптимальный порядок размещения пальцев при игре на музыкальном инструменте. Это победа разума, победа бескровная и долгосрочная. Победа в человеке духовного, человеческого начала.
Музыка Ансамбля Omnibus, который служит всем, — из таких начал.
Тамара Санаева Фото автора (1, 3) и Александра Раевского (2, 4 — 6)
Есть люди, о которых хочется говорить только в превосходной степени. Согласитесь, на самом деле их не так уж и много. На мой взгляд, к таковым, бесспорно относится Галина Витальевна Мельникова – человек, который в Узбекистане известен практически всем, во всяком случае, людям старшего и среднего поколений. Одна из первых дикторов ташкентского телевидения, прекрасный профессионал, Мельникова с самого начала появления на телевизионном экране влюбила в себя миллионы мужчин и женщин самых разных возрастов, профессий, социального положения и интересов – начиная с рядовых работяг, домохозяек и заканчивая крупными руководителями и чиновниками. Она, наверняка неосознанно, сразу же вносила какую-то праздничность, атмосферу доверия и доброты в сознание зрителей и слушателей «голубого экрана». Такая способность магически притягивать к себе – явление редкостное даже среди самых отборных и популярных теледикторов и ведущих, которые ежедневно заглядывали в наши квартиры, в порой скучную обыденность повседневной рутинной жизни.
И не только потому, что была замечательным специалистом, обладателем мягкого, проникающего в душу, голоса, но и потому, что была олицетворением красоты, обаяния и загадочности. Десятки лет назад, узнав её ближе, я понял, что эта красивая женщина сама всегда тянулась к красоте — женской, природной, рукодельной, красоте поэзии и музыки, красоте интеллигентного дружеского общения и людских взаимоотношений. Но в мужчинах, правда, она ценила не внешние данные, а внутреннюю красоту – и в характере, и в цельности и стойкости, и в способностях, которые выделяют лучших представителей сильного пола от остальных, зачастую, жалких, тусклых и никчемных людишек, тщетно пытающихся придать себе значительность. С таковыми она вынуждена была встречаться в силу своей официальной и общественно значимой работы, которая ярко высвечивает понятия чести, совестливости и ответственности многих чиновников.
Но при этом важно отметить, что Галина Витальевна — человек совершенно неконфликтный, её приятно выделяет естественная сердечность, доброжелательность и коммуникабельность. Она в целом любит людей и жизнь, во всех её проявлениях, иногда сложных и противоречивых.
Счастливая, завидная сущность, которая, видимо, и позволяет ей выдерживать удары судьбы, оставаясь наперекор всему нестареющей прекрасной Женщиной.
Я знаю Галину Витальевну давно и должен признать, что периодически делались попытки навешать на неё различные ярлыки, исказить её образ. Тщетно – она сохраняет в себе колдовскую силу обаяния, открытости и искренности. Мужчины всё так же вдохновенно продолжают преклоняться перед нею, а женщины с обречённым недоумением вопрошают: «Ну почему она совершенно не меняется, в чём секрет её вечной молодости?». И разве не есть подтверждение исключительности Галины Мельниковой в самом факте её недавнего взволнованного выступления перед общественностью на предвыборной встрече Ш. Мирзиёева с ташкентскими избирателями?
Да, это загадка, но такая приятная, так окрыляющая всех, кто ценит в жизни позитив, улыбку, излучение добра и детского любопытства. Кстати, о лучистых глазах Галочки можно писать отдельно, как об абсолютном феномене.
Она и есть редкое, даже эксклюзивное явление в нашей жизни, позволяющее сохранять веру в Женщину, в её изначальную жизнеутверждающую Красоту.
Дорогая Галочка, наперекор всему, живите долго и насыщенно, и всегда помните, что Вы нужны людям, что Вы украшаете Жизнь!
В Самарканде, Бухаре, Ургенче и Нукусе будут созданы консульские отделения Министерства иностранных дел Республики Узбекистан. Кроме того, будет модернизирована работа консульского отделения в Термезе.
Это новшество вводится в соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан Ш.Мирзиёева «Об открытии консульских отделений Министерства иностранных дел Республики Узбекистан в городах Самарканд, Бухара, Ургенч и Нукус и дальнейшем совершенствовании деятельности консульского отделения в городе Термез», подписанным 21 декабря.
Отделения разместятся в зданиях международных аэропортов вышеперечисленных городов. Ожидается, что их работа положительно скажется на развитии туризма и экономики страны.
Консульские отделения будут оказывать услуги по вопросам консульско-правовой помощи жителям других стран, в том числе оформлять визы гражданам, приезжающим в республику в деловых и туристских целях.
Также они станут работать с иностранными компаниями и представительствами международных организаций, аккредитованными в нашей стране, предоставляя им услуги по продлению виз, легализации и апостилированию документов.
Будет вестись работа и с гражданами Узбекистана. Отделениям предстоит разъяснять выезжающим за границу, как не стать жертвой торговли людьми, и возвращать на родину узбекистанцев, потерявших паспорт за пределами страны.
Также консульские отделения примут участие в развитии туристского потенциала Узбекистана и в организации встреч высокопоставленных лиц и официальных делегаций, прибывающих из-за рубежа.
Закончился фотоконкурс «Ширинтой болажон», в первый раз проходивший в республике в рамках исполнения Государственной программы «Год здоровой матери и ребенка». Его финальный этап состоялся в столичном Дворце творчества молодежи.
В конкурсе участвовали 1020 человек, разместивших лучшие фото своих детей в социальных сетях «Instagram» и «Facebook». Победители были определены голосованием пользователей соцсетей. В финальный этап попали двадцать человек, чьи снимки набрали наибольшее количество голосов до 11 декабря 2016 года.
Конкурс был организован общественным движением молодежи «Камолот» совместно с Академией художеств Узбекистана и Ташкентским городским хокимиятом, сообщает ИА «Жахон».
Американский журналист и писатель Герш Кунтцман на страницах New York Daily News написал, что не «льет слезы» по российскому послу.
Убийство Андрея Карлова «цивилизованный журналист» называет «свершившимся правосудием». Он также написал, что события в Анкаре напомнили ему убийство немецкого дипломата Эрнста фом Рата в Париже в 1938 году: застреленный еврейским студентом дипломат, конечно же, «не был невинной жертвой», в глазах многих он был воплощением «гитлеровской жестокости, геноцида, антисемитизма и надвигающейся мировой агрессии».
Что касается сравнения Андрея Карлова с послом Третьего рейха , скажу одно: сегодня же мы направляем главному редактору издания , опубликовавшего эту ксенофобскую и содержащую оправдание действий террориста статью, письмо с требованием извинений. Но у меня есть вопросы и к биологическому объекту её написавшему.
Герш Кунтцман, Вы серьёзно сравниваете мотивацию еврейского студента Гершеля Гриншпана с идеями, двигавшими Мевлютом Алтынташем?!! Вы хоть поняли, что приравняли борьбу евреев с антисемитизмом конца 30-х годов с террористическими методами Исламского государства и Нусры, которые взяли на себя ответственность за этот теракт? Для Вас это одно и то же? А к терактам в Израиле, которые совершают смертники, Вы относитесь с таким же пониманием или с ещё большим?
Вы в своём уме, Герш Кунтцман? Я понимаю, что в Штатах , в том числе не без Ваших усилий, допереписывались историю 20 века до полнейшего абсурда , когда люди вообще перестали ориентироваться во времени и пространстве. Но не настолько же?!
И ещё. Призываю антифашисткие организации во всем мире дать оценку этой публикации! Потом может быть поздно!
21 декабря в Ташкенте посольство Польши в Узбекистане провело пресс-конференцию по итогам 2016 года.
Как было заявлено на пресс-конференции, данные динамики польско-узбекского товарооборота свидетельствуют о том, что в текущем году не удалось преодолеть сокращение взаимной торговли между двумя странами.
Сохраняется весьма высокое негативное влияние внешних факторов на данный процесс. Под внешними факторами скорее всего, подразумеваются санкции, введенные Западом против России и ответные действия РФ, которые отрицательно сказались на логистике. Хотя, с учетом высоких показателей экономического развития и Польши и Узбекистана, имеется значительный нереализованный внешнеторговый потенциал.
По оперативным данным за январь-октябрь 2016 года объем товарооборота между двумя странами сократился по сравнению с аналогичным периодом 2015 года почти на 8% и составил 106,3 млн. долларов. При этом, если объем польского экспорта в Узбекистан сократился на 17%, то поставки узбекских товаров в Польшу возросли почти на треть.
При общем снижении польского экспорта, в 4,5 раза выросли объемы поставок в Узбекистан продукции из цветных металлов, в 2,6 раза – строительных материалов, на 29% — электротехнического оборудования, на 24% – измерительной и иной аппаратуры.
Основу поставок узбекских товаров в Польшу составляют: хлопок, материалы и изделия из хлопка – более 46%, минеральные продукты – свыше 27%, продукция химической промышленности и изделия из пластмассы – по11%, растительная продукция – около 4,5%, всего продукция из 8 разделов товарной номенклатуры.
В этих условиях основное внимание Отдела содействия торговле и инвестициям Посольства Республики Польша в Ташкенте в течение уходящего года было сосредоточено на поддержании активного бизнес- диалога, прямых деловых контактов между предпринимателями Польши и Узбекистана, практической реализации достигнутых ранее договоренностей.
Польская сторона не теряет оптимизма, и как заявил Чрезвычайный и Полномочный посол Польши в Узбекистане Пётр Ивашкевич, в ходе прошедших в сентябре сего года в Варшаве двухсторонних консультаций между Министерствами иностранных дел двух стран значительное внимание было уделено обсуждению вопросов текущего состояния и перспектив дальнейшего укрепления договорно-правовой базы сотрудничества в торгово-экономической, финансово-инвестиционной, научной и других областях. (В настоящее время договорно-правовая база сотрудничества между Польшей и Узбекистаном включает около 50 двухсторонних документов в политической, торгово-экономической, культурно-гуманитарной и других сферах.)
Ведется работа по согласованию ряда новых документов, которые будут подписаны в наступающем году в рамках предстоящего заседания Польско-Узбекской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству.
В рамках этой деятельности, для укрепления взаимного сотрудничества в области автомобильного транспорта и смежных сферах стала поездка в Польшу в январе текущего года межведомственной делегации из Узбекистана, которая знакомилась с организацией систем контроля за движением автотранспорта. В ноябре сего года состоялся визит в Узбекистан Польской торгово-экономической миссии, организованной Всепольской хозяйственной палатой при поддержке Посольства Республики Польша в Ташкенте, Посольства Республики Узбекистан в Варшаве, а также Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан.
Наглядным показателем интереса к развитию взаимного сотрудничества является возросшее в текущем году число визитов, а также количество поступающих в адрес Отдела обращений, запросов и предложений как польских, так и узбекских предпринимателей. Все большее число польских фирм проявляют интерес и желание войти на узбекский рынок для реализации проектов в таких актуальных для Узбекистана областях как нефтегазовая сфера, энергетика, добыча полезных ископаемых, дорожное строительство, сельское хозяйство, транспорт, логистика. Особый интерес вызывают условия деятельности в Свободных экономических зонах, созданных и создаваемых в различных регионах Узбекистана.
19 декабря житель города Лермонтова обнаружил в хозяйственной постройке на территории своего участка тела двух рабочих.
Двое граждан Республики Узбекистан после окончания строительных работ разожгли газовое оборудование и легли спать в одной из хозпостроек.
«52-летний и 27-летний мужчины погибли от удушья продуктами горения в из-за неправильного использования отопительного прибора» — сообщили в пресс-службе следственного управления СКР по Ставропольскому краю.
В настоящее время устанавливаются все обстоятельства произошедшего, проводится доследственная проверка.
В Кабуле в результате вооруженного нападения на дом члена парламента Афганистана убиты по меньшей мере пять человек, сообщают власти Афганистана и местные СМИ. По сообщениям полиции, трое вооруженных человек ворвались вчера вечером в дом депутата от провинции Гильменд Мира Вали и применили в нем взрывчатку.
Новостной сайт Tolonews.com сообщает, что среди погибших — два внука депутата и его 25-летний сын Обайдулла Барикзай. Также среди погибших — два сотрудника службы охраны, сообщает сайт Tolonews. Самому Миру Вали, по сообщениям, удалось бежать. В доме может оставаться неизвестное число людей, включая членов семьи депутата и гостей.
Движение «Талибан» заявило, что штурм совершен смертниками движения с целью помешать «важной встрече представителей органов безопасности».
Вечером в среду со ссылкой на местных жителей Tolonews передавал, что в доме слышны выстрелы. К месту нападения власти направили спецгруппу полиции.
Вышла в свет книга «Птица с золотыми крыльями» («Олтин қанотли қуш») классика южнокорейской литературы, писателя Ли Мун Ёл.
Книга выпущена издательско-полиграфическим домом «Davr Press». Её презентация, организованная при участии Национального центра по правам человека, прошла 20 декабря 2016 года в Национальной библиотеке Узбекистана им. Алишера Навои.
Как сообщает пресс-служба библиотеки, на презентацию собрались востоковеды, переводчики, писатели, литературоведы, преподаватели и студенты, изучающие корейский язык. Присутствовали и представители посольства Южной Кореи в Узбекистане, а также корейского национального культурного центра.
Сборник «Птица с золотыми крыльями» выпущен по инициативе учёного и юриста А. Саидова, написавшего предисловие к нему. На презентации он рассказал о центральной повести сборника, давшей ему название и посвящённой жизни художника и писаря Ко Чжука.
Консул посольства Республики Корея Че Джонг Хо рассказал о жизни и творчестве Ли Мун Ёла, а также обратил внимание собравшихся на развитие узбекско-корейских отношений, в том числе и в области культуры.
Новое издание пополнило фонд корейской литературы Национальной библиотеки Узбекистана. Нужно отметить, что в библиотеке работает читальный зал «Окно в Корею». Здесь также идёт совместный с Корейской Республикой проект по книгообмену, охватывающий более 120 тысяч информационно-библиотечных учреждений страны.
В сентябре этого года свой шестидесятилетний юбилей отметил заслуженный артист Республики Узбекистан, лауреат многих международных премий Нишонжон Атамурадов. Важным событием в жизни музыканта стало и то, что в свои шестьдесят он стал членом Союза композиторов Узбекистана. Сегодня он, как и всегда, полон сил, новых идей и считает, что, наконец-то, достиг совершеннолетия…
Нишонжон Атамурадов – о музе, современной эстраде и советах Аллы Пугачевой. Наставление Аллы Пугачевой. — Нишонжон-ака, примите поздравления с Вашим юбилеем от лица общественности и ваших поклонников! На протяжении многих лет Вы всей душой болея за отечественное музыкальное творчество старались подарить людям радость, хорошее настроение, а в особенности, донести до слушателя всю красоту и совершенную гармонию национальной классической музыки, представляя ее различные вариации, аранжировки.
Скажите, пожалуйста, что такое шестьдесят лет для музыканта?
— Спасибо большое за поздравление! Вы правы, я всегда стараюсь подарить людям, в первую очередь, радость своим творчеством. Стараюсь всегда идти в ногу со временем. Музыка – это моя жизнь и я никогда не отступал от своего любимого дела, от своей Музы, которая является ангелом хранителем для музыканта. В свое время Алла Борисовна Пугачева дала мне очень интересное и мудрое наставление: «Если хочешь быть настоящим артистом, у тебя должен быть только один ангел-хранитель – это твоя Муза. В первую очередь — Муза, и только потом семья, жена, дети. На все неприятности в жизни отвечай только одним – служением высокому искусству».
Это случилось в 1985 году. Тогда, после тяжелой болезни, вынудившей меня начать все с нуля, мы пришли в гости к Алле Борисовне с Талгатом Тухтамышевым – нашим земляком и одним из моих учителей. Более двадцати лет он проработал с Примадонной. Сейчас работает с Филиппом Киркоровым и до сих пор, в свои 64, востребован и является одним из лучших гитаристов мира.
Я прислушался к совету, и, действительно, Муза никогда не оставляла меня. Думаю потому, что искусство для меня превыше всего – именно искусство, а не заработок. Этому меня научили мои учителя, которых мне посчастливилось встретить в жизни. И свой талант, подаренный Богом, я стараюсь развивать и до сих пор многому учусь.
История и современность– в нотах. — Вот уже десять лет как Вы являетесь участником проекта «Мавриги». Несколько лет как стали его художественным руководителем. Это фольклорный коллектив, где единственным музыкальным инструментом являются дойры, под аккомпанемент которых исполняются классические бухарские песни и песни наших узбекских исполнителей стиля мавриги. Но, кроме того, до сих пор существует созданный вами более тридцати лет назад знаменитый ансамбль «Гиёх» («Бальзам»), исполняющий современную фольклорно-эстрадную музыку, как сегодня принято называть — поп-фольк. Чем сегодня живут ваши коллективы?
— Хочу отметить, ансамбль «Мавриги» является творческим коллективом при Бухарской государственной филармонии. Наш коллектив очень сплоченный, мы объездили очень много стран. Были в Европе, где давали концерты и проводили мастер-классы, Малайзии, Таджикистане, Киргизии, Омане. Наши соотечественники приглашают нас в Израиль и Америку.
В коллективе есть ребята, которые очень хорошо поют шашмаком, классические песни. Почти каждый из них работает в эстрадных коллективах нашего города.
Ансамбль «Гиёх» в 2014 году отметил свой 35-летний юбилей. Мы очень много работали над тем, чтобы перевести народную музыку в эстраду, чтобы приблизить молодежь к устному народному творчеству. Я всегда стремился приукрасить лишь немного, аранжировать и подать это произведение в первозданном виде. И постоянно работаю над этим. Сегодня у меня около 25 учеников, которые, как и я, работают именно в этом направлении. Репертуар у «Гиёх» разноплановый – мы поем на всех языках, которые есть в Узбекистане, стараемся петь и зарубежные песни. Разноплановый и наш коллектив, потому что зритель разный. Я считаю, что эта разноплановость – все равно, что стереозвучание в музыке.
— Недавно мы узнали о том, что вы стали членом Союза композиторов Узбекистана…
— Да. В Союз композиторов меня приняли как автора песен, исполнителя. Более 45 своих произведений я переложил на ноты. Сейчас я работаю над книгой о моем творчестве и о творчестве музыкантов нашего города. И все те песни, которые я исполнял и записывал в студии, я переложил на ноты. Они будут частью этой книги. Это будет готовая партитура для эстрадно-симфонических оркестров совместно с национальными узбекскими инструментами.
В современной эстраде много фальши. — Что Вы можете сказать об уровне современной эстрады?
— Честно говоря, я не в восторге от того, что сейчас в большинстве своем творится в современной эстраде. Я считаю, что исполнители должны петь вживую, а не под фонограмму. Потому что во время живого исполнения ты показываешь и свой талант, и голос. В свое время, когда мы были молодыми, исполнителей было не так много и они для нас были и остаются кумирами. Те же Батыр Закиров, Юнус Тураев, Стахан Рахимов, Фаррух Закиров… Со временем их становилось все больше. А современная техника позволяет вообще не прилагать много усилий. Поэтому и сидеть на концертах иногда просто невозможно – много фальши и очень громкое звучание, которое, думаю, делается как раз для того, чтобы скрыть первое.
— Что же нужно делать, чтобы улучшить качество современной эстрады?
— Нужно серьезно подойти к теме исполнения эстрадных песен. Думаю, полезно будет позаниматься с теми ребятами, у кого есть настоящий талант. Будем работать с ними. Сегодня во всем мире идет народный отбор. Посмотрите, сколько передач на телевидении. Хотелось бы, чтобы и у нас было что-то подобное – исполнители бы пели вживую, а народ бы сам оценивал. Именно народ, а не какой-то отдельно взятый человек. В музыке, как и любом искусстве, не должно быть диктата. Я поставил перед собой задачу, как перед членом Союза композиторов, приложить свои усилия и опыт для улучшения качества нашей эстрады, по крайней мере, относительно исполнителей из Бухары.
— Многие называют 60-летие истинным совершеннолетием человека. Чего нам стоит ждать от совершеннолетнего Нишонжона Атамурадова? — Я рад, что в жизни достиг того, чего хотел. И это благодаря Всевышнему и Музе, под покровом которых я всегда находился. Недавно был на юбилее Мустафо Бафоева, уроженца Бухары, великого композитора, которого знает весь мир. Ему исполнилось 70 лет. И, сидя на его юбилейном концерте, я сказал сам себе: «Вот тебе, Нишон, 60. Посмотри, что в 70 делает Мустафо-ака». И поставил себе задачу: надо продолжать работать, расширять свой репертуар и не останавливаться на достигнутом. И, в первую очередь, – работать над собой, чтобы ты мог быть примером для других. Надо жить дальше. 60 лет – это не предел, я тоже считаю, что это — совершеннолетие, своего рода созревший плод.
В Ташкенте издан первый в истории литературы Узбекистана роман в стихах об Амире Темуре, открывающий одноимённый цикл поэтических произведений о прославленном правителе и полководце, чьё 680 – летие широко отмечается в этом году во всём мире.
Роман «Повелитель» охватывает период с 1365 по 1370 годы – до коронации Амира Темура и его воцарения в Самарканде. В аннотации к изданию сказано: «На страницах романа вы не найдете описание завоевательных походов Сахибкарана. «Повелитель» — книга не о покорении стран и народов, а о том, как на просторах Мавераннахра вырос колосс, неподвластный бушующим кочевым волнам векового монгольского нашествия. Это рассказ о возвышении молодого воителя, сумевшего изменить неумолимый ход истории…».
Роман написан в ритме десятистрочного стихотворения; две последние его строки сцеплены жёстким и самостоятельным рифмованием. Эту сложную классическую восточную форму автор выдерживает, не позволяя себе отступлений, на протяжении всех 173 строф.
Автором, Оразом Абдуразаковым подготовлен еще один роман «Победитель», описывающий события 1371 -1376 годов, и одновременно идёт работа ещё над двумя частями цикла «Амир Темур». Всего запланировано подготовить к выходу семь романов, охватывающих практически всю жизнь этого великого человека.
Презентация книги «Повелитель» состоялась 20 декабря в книжном комплексе “Kitob Olami”, получившего эксклюзивные права на реализацию книги и с этого дня она доступна для широкого круга читателей.
Книга вышла тиражом в 1000 экземпляров, но к Новому году выйдет электронная версия, которая будет доступна пользователям операционных систем Play market и iOS.
Теракты в Берлине и Ницце демонстрируют, по какому пути развития пошел международный терроризм начиная с событий 11 сентября 2001 года, пишет немецкий таблоид Bild.
«Как теракт в Ницце, так и вчерашний чудовищный теракт на берлинской Брайтшайдплац на первый взгляд похожи на действия террориста-любителя, с успехом осуществившего свои безумные планы. Никакой взрывчатки, никакого мощного взрыва, никакой «команды смерти», которая разгуливала бы по городу с «калашниковыми» наперевес», — продолжает автор Юлиан Райхельт.
«С точки зрения извращенной математики террора, использование грузовиков не является шагом назад по сравнению с использованием самолетов — как это было 11 сентября 2001 года в США. Напротив, мы имеем дело с последовательным и сверхэффективным развитием методов террористов», — замечает Райхельт.
11 сентября 2001 года погибли 2700 человек, «Аль-Каида» задействовала тогда 19 террористов. Другими словами, подсчитывает журналист, на каждого террориста пришлось по 142 жертвы. «Террорист, направивший около полугода назад в толпу людей грузовик в Ницце, убил 80 человек, берлинский преступник повинен в смерти 12 человек, 50 человек получили ранения различной степени тяжести. Эти теракты прошли почти так же «успешно», как и те, что осуществила в 2001 году команда террористов под предводительством Мохаммеда Атты. Разница лишь в том, что исполнители терактов в начале нового тысячелетия готовились месяцами или даже годами, «Аль-Каида» выстроила целую структуру, позволявшую финансировать подготовку терактов, инвестировала гигантские суммы, готовя атаку на Всемирный торговый центр. Получается, если сравнивать затраты на те теракты с берлинским, последний оказывается более «успешным».
Концепция подобных акций становится для исламистов более привлекательной, поскольку «террористические группы минимизируют риски быть обнаруженными». «Теракт, подобный 11 сентября, сегодня, в век тотальной электронной слежки, было бы непросто скоординировать. Одиночки, напротив, практически не оставляют «коммуникационных следов». Даже если они выходят на контакт с единомышленниками или сетевыми структурами за границей, практически невозможно вычленить их коммуникацию из гигантского цифрового контента и распознать ее как представляющую опасность», — анализирует автор публикации.
«Вместе с этим, — продолжает он, — терактам больше не надо быть такими же масштабными, как 11 сентября 2001 года, поскольку ту роль, которую тогда играла CNN, сегодня взяли на себя социальные СМИ».
«11 сентября было первым терактом в мировой истории, который передавался телевидением в режиме реального времени, — событие должно было быть поистине огромного масштаба, чтобы его передавали онлайн, — поясняет комментатор. — Сегодня аналогичный результат достигается с меньшими затратами, поскольку каждый из нас имеет смартфон, другими словами, носит телевидение, работающее онлайн, у себя в кармане. (…) Исламистской идеологии больше нет нужды задействовать неимоверные ресурсы, чтобы весь мир ужаснулся, узнав о теракте».
«Даже при том, что теракты в Ницце или Берлине на фоне событий 11 сентября выглядят как действия непрофессионалов, они следуют одной и той же концепции распространения волны шока посредством глобальных СМИ и становятся более эффективными и доступными — и прежде всего их легче повторить. В соответствии с этой математикой террора теракты превратились из сверхзатратных исключительных акций в будни сегодняшней Европы», — подводит итог журналист.
22 декабря 2016 года в Государственной консерватории Узбекистана выступит пианист Артем Пак.
Артем Пак, выпускник академического лицея имени Успенского и лауреат многих республиканских и международных конкурсов, собирается исполнить разноплановую программу. Её основу составят произведения современного американского композитора Фредерика Ржевского. Однако наряду с ними прозвучит и классика: музыка Шуберта и Дебюсси.
Концерт состоится при поддержке Посольства США, сообщает НИА «Туркистон-пресс». Попасть на него можно будет по пригласительным.
На прошлой неделе некоторые веб-сайты поместили новость под заголовком «В Самарканде установлены единые цены на муку, масло и сахар». Материал вызвал недоумение жителей древнего города. В частности, участниками группы «Самарканд и самаркандцы», число которых превышает 24 тысячи человек, было высказано немало критических замечаний по поводу этой некорректной информации.
Новость, которая «перекочевала» из одного сайта на другой, начиналась так: «Самаркандский областной хокимият установил единые цены на ряд пищевых продуктов по всему региону. Теперь стоимость 1 кг муки составляет 1050 сумов, 1 кг растительного масла – 5400 сумов, 1 кг сахара – 4800 сумов». Это было результатом не совсем правильной и точной интерпретации объявления, размещенного на сайте Самаркандского областного хокимията на узбекском языке. (http://samarkand.uz/regional_government/announcements/elon-viloyatimiz-aholisi-diqqatiga).
Кстати, объявление исчезло в понедельник во второй половине дня. Кликнув по вышеуказанному адресу, наткнетесь на запись: Сиз кидириятган материал топилмади, т.е. материал, который вы искали, не найден.
В объявлении говорилось о том, что установлены единые цены на муку, растительное масло и сахар, которые распределяются по норме. В нем речь не шла о свободной торговле названными пищевыми продуктами. Признавая, что в деле распределения этих продуктов есть определенные недостатки, предлагалось населению оказать содействие в их устранении. Каждый мог свои отзывы и предложения передать в Самаркандское региональное отделение государственного комитета по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции. Для этого объявление содержало номера телефонов и адрес электронной почты данной организации.
Поэтому такая интерпретация объявления областного хокимията, как это сделал сайт Вести.uz, который обычно не дает ссылку на используемый материал, не соответствует действительности: «В целях борьбы со спекуляцией в Самаркандской области во всех магазинах установлены единые цены».
Поместив объявление на своем сайте, в областном хокимияте преследовали совсем другие цели. По-видимому, хотели только информировать население о стоимости трех продуктов, а также узнать о том, доходят ли они до каждой семьи, или нет. А некоторые «голодные на новость» сайты по-своему донесли эту информацию до своих читателей и ввели их в заблуждение.
Чтобы понять в чем дело и развеять сомнение тех, кто прочитал неточную и некорректную информацию, поговорил со специалистами областного управления Госкомконкуренции, департамента торговли, сферы услуг и производства товаров народного потребления при хокимияте города Самарканда, председателями схода граждан махаллей, торговыми работниками, знакомыми из сельских районов.
Думаю, что нет необходимости приводить все собранные данные в ходе небольшого расследования. Убрав с сайта объявление, работники областного хокимията поняли, что их намерение получить достоверную информацию о положении распределения продуктов питания, на которых установлена норма и зафиксирована цена, получило совсем другой оборот.
Поэтому ограничусь самыми необходимыми данными. Ежемесячно все махалли городов и районов должны получать муку производства Джамбайского мелкомбината, хлопковое масло и сахар по определенной норме. Норма устанавливается исходя из количества поступивших на базу продуктов. Так, в ноябре эта норма выглядела таким образом: мука – 1200 гр., масло – 300 гр. и сахар- 85 гр. на каждого члена семьи. Это – за месяц.
Из этих трех продуктов население с удовольствием покупает хлопковое масло, так как в открытой продаже оно стоит намного дороже. Так, масло в 5 литровой баклажке (4,2 кг) продается по 26 тыс. сумов, 1 кг которого обходится за 6200 сумов. Сахар дешевле покупать в магазинах. Кондитеры приобретают сахар мешками по 4000 сум за кило, а в розничной торговле стоит этот сладкий продукт 4500 сумов.
Что касается Джамбайской муки, то на нее в областном центре нет большого спроса. Из нее не получится знаменитая самаркандская лепешка, а также не сваришь качественные пельмени и манты. А вот в сельской местности покупают с удовольствием. Но, позвонив своим знакомым, проживающим в трех районах, выяснил, что не всегда до них доходит нормированная дешевая мука. Они покупают муку по 1500 сумов за кило.
Приведенные данные свидетельствуют о правильности беспокойства областного хокимията. Поместив объявление, хотели узнать всю правду о сложившемся положении по указанной проблеме. Жаль, что некоторые наши коллеги своим непродуманным действием нанесли урон благородному делу.
Адвокатура не способна осуществить свою миссию по защите прав и свобод граждан, если она экономически зависима и не имеет надежную материально-техническую базу. С этой точки зрения обновление здания Самаркандского областного территориального управления Палаты адвокатов Республики Узбекистан, на реконструкцию которого затрачено 240 млн. сумов, является одним из важных шагов в деле укрепления самостоятельности адвокатов.
Несколько лет тому назад территориальному управлению было передано здание бывшей школы. По словам начальника управления Отабека Ахтамова здание было построено в 1928 году и находилось в очень жалком состоянии. «Количество адвокатов нашей области составляет 345 человек, которые объединены в 63 адвокатских формирования. Это большая армия. Мы свои мероприятия, а также встречи с иностранными гостями были вынуждены проводить в помещениях других организаций, часто арендуя их», — говорит Ахтамов.
Теперь все изменилось. Мой собеседник с удовлетворением отмечает, что Палата адвокатов Республики Узбекистан на реставрацию здания выделила 240 млн. сумов и в результате Самаркандское областное территориальное управление получило возможность справить новоселье. Да, фактически получилось новое просторное здание. Никто сейчас уже не скажет, что это отремонтированное ветхое строение 90-летней давности.
Руководство территориального управления решило своеобразно отметить новоселье. Были приглашены бывшие работники адвокатуры, находящиеся в данное время на заслуженном отдыхе. «Перед тем, как начать работу в обновленном офисе решили получить благословение почтенных аксакалов», — сказал Ахтамов.
Заместитель начальника областного управления юстиции Отабек Ташниязов отметил, что в нашей стране предприняты решающие шаги для повышения роли адвокатов в обеспечении конституционного права граждан и юридических лиц. Ярким примером этого служит Указ Президента Республики Узбекистан от 21 октября 2016 года «О мерах по дальнейшему реформированию судебно-правовой системы, усилению гарантий надежной защиты прав и свобод граждан». Документ предусматривает в частности подготовку предложений по дальнейшему совершенствованию института адвокатуры.
«Это же аксиома: для того чтобы адвокатура плодотворно выполняла возложенные на себя обязанности она должна быть полностью независимой и самостоятельной, — говорит Ташниязов. — Финансовая, экономическая независимость – это не отвлеченные понятия. Такое прекрасное офисное помещение также хороший стимул для эффективной работы наших адвокатов».
Председатель областного отделения творческого союза журналистов Узбекистана Фармон Тошев отметил, что адвокаты являются не только защитниками прав и обязанностей граждан, но они также и пропагандисты правовых знаний среди населения. «Ведь они не ограничиваются лишь участием в судебных процессах. Они выступают среди населения, в том числе молодежи, принимают в офисе граждан и представителей юридических лиц. Выполняют определенную работу в деле ознакомления людей с законами, воспитания их в духе уважения к ним. Такой центр необходим адвокатам. Это еще больше стимулирует их для успешной работы».
Что думают по этому поводу сами адвокаты? По мнению руководителя адвокатского бюро Дилбары Ирмухамедовой, которая долгие годы работала в судебной системе, занимала должность заместителя председателя областного суда, работа адвоката интересна тем, что ему приходится постоянно быть среди людей. Она отметила, что новый офис дает возможность руководству областного управления принимать посетителей, для которых созданы нормальные условия, а также проводить самые различные мероприятия. Она выразила благодарность всем тем, кто внес свою лепту в это дело, принимал участие в ремонте и реставрации здания.
Когда мы встретим Рождество, Когда зажжем свечу простую, Мы вспомним жизни торжество И мира ипостась иную.
В поющих небесах звезда Укажет путь уставшим душам. И сотворится вновь вода, И воздух, и моря, и суша.
И ангел воспоет хвалу, И чудо радости свершится. И вечер позовет к столу, Чтоб с ликованьем этим слиться.
Как свет играет в хрустале И полнятся вином бокалы!.. И Бог родился на Земле, И как звезда, она сверкала.
Свеча… Звезда… Ангел… Все, что «полагается» в рождественском стихотворении. Но есть в этих строках ташкентского поэта Баха Ахмедова еще один «персонаж», чье имя не названо, но его можно расслышать. Тот самый, о котором древние книги донесли до нас великое прозрение: «В Начале было Слово. И Слово было Бог…»
«Слово – Бог…» Два бессмертных, пророческих, провидческих слова, которым от начала времен должно стоять именно так – рядом. А потому, наверно, в строчке «И Бог родился на Земле…» с полным правом можно было бы заменить «Бог» на «Слово»…А праздник, который мы отмечаем как Рождество, назвать и иначе – Рождением Слова. Во всяком случае это именно так для поэтов. Лучших поэтов, писавших о Рождестве и… о Слове.
…И орел не взмахивал крылами, Звезды жались в ужасе к луне, Если, точно розовое пламя, Слово проплывало в вышине.
А для низкой жизни были числа, Как домашний подъяремный скот, Потому что все оттенки смысла Умное число передает. ……………………….. Но забыли мы, что осиянно Только Слово средь земных тревог, И в Евангельи от Иоанна Сказано, что Слово – это Бог.
Мы ему поставили пределом Скудные пределы естества, И, как пчелы в улье омертвелом, Дурно пахнут мертвые слова.
Николай Гумилев написал это в 1920 году. Написал, остро чувствуя, что страшное время все больше, все необратимее делит общество, как он обозначил, на «людей книги» и «людей газеты». И прежде всего это отразилось – конечно же, как иначе? – на языке, на слове. Вошли в обиход усеченные недо-слова, вроде «спец» или «пишбарышня», и уродливые аббревиатуры в качестве названий советских учреждений (вспомним ильфпетровский «КЛООП»). Язык стал вырождаться, по выражению Бенедикта Сарнова, в «косноязычный, ублюдочный синтаксис» советского новояза.
…Сегодня будет Рождество, весь город в ожиданьи тайны, он дремлет в инее хрустальном и ждет: свершится волшебство.
Метели завладели им, похожие на сновиденье. В соборах трепет свеч и пенье, и ладана сребристый дым.
Под перезвон колоколов забьется колоколом сердце. И от судьбы своей не деться – от рождества волшебных слов.
Родник небес – тех слов исток, они из пламени и света. И в мире, и в душе поэта, и в Слове возродится Бог. (Ива Афонская)
«И в Слове возродится Бог…» Да, совсем, совсем не случайно уничтожение духовных ценностей всегда начиналось именно с топора, поднятого на Слово. Насилие над ним шло рядом с запретами на освященные многими веками сакральные образы культуры. И, может быть, в первую очередь среди таких явлений было Рождество. Праздник непреложно, непростительно, бесповоротно религиозный.
… Вдруг кто-то в потемках, немного налево От яслей рукой отодвинул волхва, И тот оглянулся: с порога на Деву, Как гостья, смотрела звезда Рождества. (Борис Пастернак)
В советское время о том, чтобы праздновать Рождество, понятно, не было и речи. Да что там – даже отмечание Нового года, праздника, вроде бы не связанного с религиозной традицией, служило предметом ожесточенных споров, на него то накладывалось табу, то его снова разрешали.
Впрочем, злоключения этого праздника, так любимого взрослыми и детьми, начались раньше. Сто лет назад, в 1915 году, царь Николай II объявил празднование Нового года «непатриотичным»: в России жили по старому календарю и отмечали Рождество, а немцы, с которыми шла война, встречали Новый год вместе со всем миром.
Сменилась эпоха – и уже в советское время нежданно-негаданно «провинился» главный символ Нового года – елка. Ель, лесная пришелица, священный знак бессмертия, обретшая право присутствия на людских празднествах еще во времена язычества, а с XVI века – символ христианского Рождества… В Германии, Голландии, Англии ставили в доме целое хвойное дерево и развешивали на его ветвях украшения. Целых три столетия украшения эти были исключительно съедобными: яблоки – как воспоминание о райских плодах, росших на древе познания, пресные вафли – вместо просфор, символизировавших тело Христово… Ну и, конечно, пастила, имбирные пряники и орехи, которые золотили настоящим сусальным золотом… Казалось бы – всего лишь лакомства, детские игрушки… Но ведь опять-таки все – с тем же религиозным подтекстом!..
Крошку-ангела в сочельник Бог на землю посылал: «Как пойдешь ты через ельник, – Он с улыбкою сказал, – Елку срубишь, и малютке Самой доброй на земле, Самой ласковой и чуткой, Дай, как память обо Мне». (Саша Черный)
…«Седьмого января по новому стилю, в холодный, ветреный и хмурый день семья готовилась встречать рождество. У них не было елки, а без елки какое же рождество? – и отец предложил нарисовать елку на стене столовой. – Дайте волю воображению, – говорил он детям, рисуя, – и ваша жизнь станет полней и прекрасней. Воображаемые чувства и их воображаемый источник сильней настоящих. Самый бедный человек – это тот, кто живет настоящим. Он – нищий. Он жалок. Только человек с воображением может быть творцом; без него – он раб четырех арифметических действий. Вот она, смотрите: наша рождественская елка!» (Из книги Нины Федоровой «Семья»)
Рождество в стране моей родной, Синий праздник с дальнею звездой, Где на паперти церквей в метели Вихри стелют ангелам постели. …………………………….. Рождество в стране моей родной. Добрый дед с пушистой бородой Пахнет мандаринами и елкой, С пушками, хлопушками в кошелке.
Детский праздник, а когда-то мой. Кто-то близкий, теплый и родной Тихо гладит ласковой рукой.
…Время унесло тебя с собой, Рождество страны моей родной. (Александр Вертинский)
Надо сказать, что наряжать елки запретили не сразу после революции. В 1917 году, как мы знаем, Ленин сам устраивал новогодние елки в Сокольниках, говорили, что он очень любил этот нарядный праздник, украшенный лесной красавицей. Но уже тогда раздавались недовольные голоса: атеистам рождественская елка не нравилась. Новое время, заявляли они, требует новых праздников.
Скоро будет Новый год – Гадкий праздник буржуазный, Связан испокон веков С ним обычай безобразный:
Тот, кто елочку срубил, Тот вредней врага раз в десять, Ведь на каждом деревце Можно белого повесить!
Эту злую сатиру написал еще в 1919 году поэт Валентин Горянский. И как в воду глядел – во второй половине 1920-х елку признали «буржуазной затеей» и наложили на нее запрет. Выпускали плакаты, печатали статьи в газетах, организовывали комсомольские рейды… И все-таки люди старались обойти запреты и устраивали своим детям традиционные праздники. В книге воспоминаний Натальи Соколовой описывается, как верующая семья, встречая Рождество, занавешивает окна, наряжает елку и впускает с черного хода гостей, – а в доме напротив сверлит глазами темную ткань шторы соглядатай…
Елочка с пятью свечами Без игрушек и сластей Робко льет скупое пламя В нищей комнате моей.
Ах, не так же ль у порога В мой заветный Вифлеем Сам стою я перед Богом, Не украшенный ничем!
Только иглами сухими Всех земных моих тревог, Только свечками скупыми, Что Он Сам во мне зажег
И, мою пуская душу В путь, намеченный едва, Сам же скоро и потушит – До другого Рождества! (Дмитрий Кленовский)
А вот рассказ из воспоминаний ташкентского старожила: в нем – те самые драгоценные, неповторимые детали, что не подделать, не придумать, не вычитать нигде:
«О запретных елках мне рассказывала моя двоюродная сестра… Она старше меня и помнит больше. У нашей бабушки был частный детский сад, во время НЭПа их разрешали содержать. Приближался новый, 1928 год, дети ждали праздника, елку и подарки. А тут как раз вышел запрет, – и ничего этого, оказывается, нельзя. И все-таки моя тетя, Анна Кирилловна, нашла выход из положения. Оставалось всего несколько дней до конца старого года, но никаких приготовлений заметно не было. А Анна Кирилловна только загадочно улыбалась… И вот в назначенный день в большой комнате квартиры родителей Маруси и Арамчика Джангирьянцев собрались все питомцы детского садика и их родители. Взрослые были в ожидании чего-то неизвестного. Детей пока что отвели в соседнюю комнату. Посредине большой комнаты стояла подставка, видимо, как думали родители, для елки. Бабушка села к роялю и заиграла. И из смежной комнаты вышла… Анна Кирилловна. На ней было длинное зеленое платье, увешанное елочными украшениями, на лбу – большая елочная звезда. На распростертых руках, обтянутых зелеными лентами, прикреплены длинные линейки, а в проделанные отверстия вставлены елочные свечи. Когда из соседней комнаты выпустили детей, они мгновенно включились в игру: захлопали в ладоши и закружились в хороводе вокруг этой необыкновенной “елочки”. Все были в восторге. Единственный, кто остался недоволен, как шутила потом Анна Кирилловна, был ее муж: ему не нравились восхищенные взгляды, которые мужчины не отводили от “живой елки”»…
…И все равно мы дети. Нам так страшно На елку опоздать из-за метели, Из-за трамвая или гололеда На этот праздник детский опоздать. Мы женимся, разводимся, простите, Но все равно мы дети – мы на елку. И мы летим за праздничной добавкой… (Юнна Мориц )
Последние события в Анкаре и Берлине заставляют вернуться к теме глобального терроризма, поразившего как смертоносный вирус нашу планету. Некоторое время назад, был опубликован Глобальный индекс терроризма 2016 года, который ежегодно составляет международная группа экспертов под эгидой Института экономики и мира Сиднейского университета из Австралии.
Расчётная часть выполнена на основе информации из глобальной базы данных терроризма Национального консорциума по изучению терроризма при Университете штата Мэриленд — крупнейшей в мире статистической базы о террористической деятельности.
Терроризм определён авторами исследования как «угроза или реальное применение силы незаконными организациями, добивающимися своих политических, социальных и религиозных целей путём насилия и устрашения». Глобальный индекс терроризма измеряет уровень террористической активности внутри той или иной страны по четырём основным показателям: 1. Количество террористических инцидентов. 2. Количество погибших. 3. Количество пострадавших. 4. Уровень материального ущерба.
Кроме того, при составлении Индекса анализируется ряд других факторов, которые могут быть косвенно связаны с террористической активностью.
Верхушка рейтинга наиболее подверженных террористической угрозе стран вполне ожидаема: Ирак, Афганистан, Нигерия, Пакистан, Сирия и Йемен — государства, находящиеся в состоянии затянувшейся гражданской войны. На них приходится более 70% всех терактов.
Несмотря на общие успехи в борьбе с мировым терроризмом в последние годы, активность группировок в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР — это демократические государства с развитой экономикой, преимущественно Европа и Северная Америка) выросла на 650% по сравнению с 2014 годом. В 21 из 34 государств ОЭСР за 2015 год был совершен хотя бы один теракт.
При этом экспертами выявлена примечательная тенденция: около половины террористов, действовавших в странах ОЭСР от имени, например, ДАИШ, не имели прямой связи с руководством движения, то есть действовали по собственной инициативе. Всего в странах ОЭСР за 2015 год было совершено 67 терактов. Погибли 313 человек.
А вот в США С 2008 года 98% всех террористических атак совершили одиночки. В общей сложности там террористы убили 156 человек.
Узбекистан международные эксперты расположили на 117 место из 130 свидетельство того, что наша страна – одна из самых безопасных в мире. Высокая оценка безопасности – результат серьезной и продуманной работы в области профилактики радикализации молодежи, которая проводится многими министерствами, ведомствами, институтами гражданского общества и религиозными организациями, а так же эффективной работой специальных служб силового блока страны.