back to top
2.1 C
Узбекистан
Среда, 17 декабря, 2025

Половина освоенных в 2016 году в Узбекистане иностранных инвестиций приходится на ТЭК

0
Половина освоенных  в 2016 году  в Узбекистане иностранных инвестиций приходится на ТЭК

Как следует из информации Министерства внешних экономических связей, инвестиций и торговли половина освоенных в Узбекистане в 2016 году иностранных инвестиций приходится на топливно-энергетический комплекс-нефтегазовую промышленность и энергетику.

Как отмечено в сообщении МВЭСИТ, в рамках инвестпрограммы на 2016 год было освоены более $3,5 млрд. иностранных инвестиций и кредитов по 163 проекту.

Основная часть освоенных иностранных инвестиций приходится на нефтегазовую промышленность (36%), энергетику (13,9%), указано в сообщении.
Доля транспортной инфраструктуры в общем объеме освоенных в прошлом году иностранных инвестиций и кредитов составила 9%, ИКТ — 8,1%, финансового сектора — 5,9%, развития дорожной инфраструктуры — 5,3%, сельского и водного хозяйства — 4,5%, водоснабжения — 4%, легкой промышленности — 3,7%, производства стройматериалов и строительства — 3%.

Как отмечено в информации внешнеэкономического ведомства, в рамках Инвестиционной программы в экономику Республики были привлечены иностранные инвестиции более 20 стран мира, в том числе КНР, Россия, Германия, Сингапур, Нидерланды, Великобритания и др. Также были освоены льготные кредиты Азиатского банка развития, Всемирного банка, Исламского банка развития, КНР, Японии и других международных финансовых институтов и государств-доноров.

В. НОВИКОВ

Боевика ИДТ из Гуантанамо отправили в ОАЭ

0

Боевика ИДТ из Гуантанамо отправили в ОАЭГражданина России Равиля Мингазова, бывшего боевика террористической группировки Исламское движение Туркестана (ИДТ), в четверг отправили из американской тюрьмы в Гуантанамо на Кубе в Объединенные Арабские Эмираты. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на анонимные источники в Вашингтоне.

В Пентагоне уверяют, что Мингазов не желает возвращаться в Россию. Мингазов — последний из российских узников Гуантанамо для подозреваемых в терроризме.

Боевика ИДТ из Гуантанамо отправили в ОАЭРавиль Мингазов родился в 1967 году в Усть-Большерецке — селе недалеко от Охотского моря, в двухстах километрах от Петропавловска-Камчатского. Ребенком его родители перевезли в Набережные Челны, где он закончил школу и стал танцовщиком. Позже, увлекся исламом и попал под влияние проповедников ваххабитов. В феврале 2000 Мингазаон с женой и годовалым сыном с группой джихадистов вначале уезжает в Таджикистан и затем перебирается в Афганистан. В 2001 году он присоединился к ИДТ, базирующуюся в Северном Вазиристане.

Равиль Мингазов был захвачен в Пакистане в 2002 году.
Сам Мингазов признавался, что сражался на стороне Талибана, но настаивал, что не участвовал в боевых действиях против США.

Мингазов находился в американской тюрьме без суда и следствия в общей сложности более 14 лет. В июне прошлого года его личное дело было рассмотрено специальной межведомственной комиссией администрации США. В июле комиссия рекомендовала перевести Мингазова в другое место «при наличии целесообразных гарантий безопасности».

Спецтюрьма на базе ВМС США в Гуантанамо была создана республиканской администрацией Джорджа Буша-младшего в 2002 году для лиц, подозреваемых в причастности к террористической деятельности. Туда свозили подозреваемых со всего мира, их содержали там бессрочно и иногда без предъявления обвинений.

Агентство Reuters сообщило, что в предпоследний день работы администрация президента Барака Обамы перевела из Гуантанамо в другие страны еще четверых узников. Детали, например их национальности, не сообщались.

Боевика ИДТ из Гуантанамо отправили в ОАЭ

По подсчетам агентства, в Гуантанамо остается 41 заключенный. Президент Обама с ходе предвыборной кампании 2008 года обещал закрыть тюрьму, однако этого не случилось. Дональд Трамп, заявлял о намерении сохранить эту американскую тюрьму на Кубе.

В.МИХАЙЛОВ

«Ильхом» рассказывает о джазовой импровизации

0
«Ильхом» рассказывает о джазовой импровизации

Театр «Ильхом» продолжает образовательную программу «Джазовая импровизация как форма самовыражения». Ilkhom Jazz Club приглашает музыкантов и меломанов на второй творческий вечер программы.

Встреча состоится 25 января 2017 года в 15.00 в холле театра. Её специальным гостем станет пианист Санжар Турсунов, принимавший участие во многих международных джазовых фестивалях. На конкурсе Gnesin Jazz — 2015 музыкант был отмечен второй премией, а также победил в номинации «Лучший инструменталист».

Санжар Турсунов выступал с известными музыкантами, а также в составе собственной группы Under Influence. В настоящее время он обучается в РАМ им. Гнесиных по классу джазового фортепиано в классе Заслуженного артиста РФ Игоря Бриля.

Анна Ним.

Уже в конце года туристы смогут прокатиться на воздушном шаре

0
Уже в конце года туристы смогут прокатиться на воздушном шаре

Воздухоплавательный спорт в Узбекистане выходит на новый уровень. В январе 2017 года Министерство юстиции зарегистрировало Федерацию аэронавтики. Эта неправительственная некоммерческая организация займётся развитием в стране воздухоплавания и открытием новой отрасли на рынке туристических услуг.

Основатель федерации — Тахир Салиев, занимающийся этим проектом около полутора лет. Как сообщает газета «Правда Востока», на сегодняшний день уже решён вопрос с поставщиком воздухоплавательных аппаратов и заказаны первые три комплекта. Их пробные запуски назначены на осень этого года. Воздушные шары поднимутся в небо с берега Чарвакского водохранилища.

Тем не менее, многие вопросы пока находятся ещё только в стадии решения. Идёт согласование правил безопасности полетов с заинтересованными комитетами и ведомствами. Предстоит пройти обучение техническому персоналу, ответственному за обслуживание аппаратов. Кроме того, федерация продолжает искать спонсоров, которые помогут ускорить развитие проекта.

Анна Ним.

В 2016 году в Узбекистане произведено 59 млрд кВт.ч электроэнергии

1
В 2016 году  в Узбекистане произведено  59  млрд кВт.ч электроэнергии

По данным АО «Узбекэнерго», в 2016 году электростанциями страны было произведено около 59 млрд. кВт•ч электрической энергии при темпе роста 104 % и отпущено 7,5 млн. Гкал тепловой энергии. Выполнение прогнозных показателей по экспорту продукции и услуг составило 100 %. По данным энергетической компании, производственные затраты снижены на 11,3 %.

В отрасли продолжается создание новых генерирующих мощностей. В данный момент реализуются 23 крупных инвестиционных проектов по созданию новых, модернизации и реконструкции действующих производств. В прошлом году завершены 5 инвестиционных объектов, говорится в информации АО «Узбекэнерго».

В частности, введены две парогазовые установки общей мощностью 900 МВт на Талимарджанской ТЭС и угольный энергоблок на Ангренской ТЭС мощностью 150 МВт. В настоящее время новыми станциями обеспечивается выработка электроэнергии, отмечено в информации компании. Бизенс-планом АО «Узбекэнерго» в 2016 году предусматривалось производство 57,9 млрд.кВтч электроэнергии и 7,8 млн.Гкал тепловой энергии.

Как было отмечено на организованном Торгово-промышленной палатой «Зеленом» форуме-2016», потребность в электроэнергии в Узбекистане за 2000-2015 году увеличилась на 23%. С 46,8 млрдквт.ч электроэнергии в 2000 году потребность страны увеличилась до 57,5 млрд. квт.ч в 2015 году. На ее рост повлияли принятые в стране меры по индустриализации, модернизации, техническому и технологическому перевооружению отраслей экономики, создание новых отраслей промышленности (автомобильной, нефте-и газохимической, железнодорожное машиностроение).

По прогнозу экспертов компании, к 2020 году в стране будет потребляться 71,8 млрдквт.ч электроэнергии с приростом 25% к уровню 2015 года. В настоящее время установленная мощность электрических станций республики составляет 12 994 МВт, в том числе 12 514 МВт составляет установленная мощность 39 тепловых и гидроэлектростанций АО «Узбекэнерго». Основную долю до 85% производит 10 тепловых электростанций суммарной мощностью 11 079 МВт, 29 гидроэлектростанций мощностью 1 435 МВт в основном объединены в каскады ГЭС и работают по водотоку.

Общая протяженность электрических сетей напряжением 0,4-500 кВ составляет более 253,8 тыс.км, в эксплуатации находятся 1766 подстанций напряжением 35 кВ и выше общей установленной трансформаторной мощностью более 43 млн. кВА и 74025 трансформаторных пунктов 6 — 10 кВ общей мощностью порядка 14,4 млн. кВА.

Параллельно программой мер по сокращению энергоемкости экономики в республике на 2015-2029 годы предусмотрено поэтапное внедрение возобновляемых источников энергии и расширение отечественного производства современных видов энергосберегающего оборудования, приборов и материалов.

В повестке дня – поэтапная модернизация и реконструкция центральных (районных) и локальных котельных предприятий теплоснабжения, а также замена отопительных котлов, установленных в бюджетных организациях, а также замена насосов и электродвигателей насосных станций водохозяйственных организаций Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан.

В. НОВИКОВ

«Тайна вечных орнаментов» и их сакральный смысл, актуальный в наши дни

0

Магия слов и священных символов для привлечения «прекрасного, доброго, вечного» — позитивного и защиты от негатива, имеющая многотысячелетние традиции, была хорошо знакома нашим предкам и часто использовалась для создания более комфортных условий в быту и жизни.

В этом воочию можно убедиться, если вы успеете посетить выставку средневековых керамических изделий «Тайна вечных орнаментов» — «Накшларда мангулик сири» из уникальной музейной коллекции Международного караван-сарая культуры Икуо Хираямы Академии художеств Узбекистана. Поскольку, вернисаж продлится до 31 января 2017 года.

В экспозиции, развернутой в двух залах этого научно-просветительского центра, представлены артефакты в основном 9-11 веков, но есть несколько 6-8 и 12-13 вв. и фотографии наиболее ценных из них. Здесь представлены находки с всемирно известных археологических памятников — городища Канка и Каршаултепа (Таш.обл.), Кампыртепа и Шуробкурган, Мунчактепа, Дабиль-Курган и Хайрабадтепа (Сурх.д.обл.) Узбекистана.

«Тайна вечных орнаментов» и их сакральный смысл, актуальный в наши дни

В день открытия выставки состоялось и заседание «круглого стола», в ходе которого зав. музейным отделом МКСК, археолог Константин Александрович Шейко и другие сотрудники МКСК рассказали о том где и как были обнаружены эти раритеты, их изучении и реставрации.

«Тайна вечных орнаментов» и их сакральный смысл, актуальный в наши дни

Среди нескольких десятков экспонатов есть украшенные эпиграфическими надписями ( арабской вязью с благопожеланиями и т.п., в том числе оттиснутые штампами на стенках кувшинов), геометрическими и растительными орнаментами — гончарные неглазурованные и глазурованные (покрытые стекловидной поливой) изделия – чаши, кувшины, горшки и светильники-чироги, а также их «пяточки».

«Тайна вечных орнаментов» и их сакральный смысл, актуальный в наши дни

Интересно, что подобное оформление этих керамических изделий осуществлялось не только с эстетической целью — их декоративного украшения и любования ими, как произведениями искусства… Но имела и сугубо прикладное, жизненно важное значение! Поскольку, все эти надписи и орнаменты, имевшие магический смысл, использовались для привлечения светлых сил добра, всего позитивного, хорошего настроения и оберега – защиты от темных сил зла!

«Тайна вечных орнаментов» и их сакральный смысл, актуальный в наши дни

Это были, своего рода мудрые наставления на Путь Истинный… для их повседневного применения… в жизни каждого…, для всех и во всем, что окружало… и попадалось на глаза…

«Тайна вечных орнаментов» и их сакральный смысл, актуальный в наши дни

Причем, эти магические надписи, орнаменты, символы и прочие изображения позитивного содержания украшали не только столовую посуду, прочие предметы быта и эстетически оформляли интерьеры (на сузани и коврах) в домах и постель, одежду и другие вещи.

«Тайна вечных орнаментов» и их сакральный смысл, актуальный в наши дни

Их гармоничное, в том числе и цветовое сочетание, было призвано обеспечивать счастливую жизнь … Таким образом, главная «Тайна вечных орнаментов», завещанная современникам к разгадке нашими предками, заключалась именно в Мудрости сокровенного смысла этих тайных и вместе в тем так хорошо знакомых всем основ знаний, направленных на осознание истинного смысла жизни!

«Тайна вечных орнаментов» и их сакральный смысл, актуальный в наши дни

Чтобы разобраться в многовековой мудрости, зашифрованной в этих посланиях, нашим современникам нужно не только их понять, но и осознать глубочайший смысл содержания этих надписей и их гармоничного сочетания и взаимозависимости с прочими элементами орнаментации на каждом изделии.

«Тайна вечных орнаментов» и их сакральный смысл, актуальный в наши дни

А ведь, в них каждая деталь имеет свое сакральное значение и сокровенный смысл! Так в чем они заключаются? – Найдите их и догадайтесь…
Какие интересные детективные истории, вы сможете распутать глядя на каждый из этих орнаментов , украшающих эти изделия… Их формы и содержание пленяют своими неразгаданными тайными магическими знаниями…

Причем, здесь важны все детали, а также формы (треугольники, квадраты, круги и т.п., крестовидные и свастиковидные их расположения, завитки и вихревые розетки и др., даже линии – прямые, волнистые… ), цифровая символика в деталях и общей композиции, их повторяемость, количество и прочие моменты… Все имело свое значение.

Обозначают они и природные стихии и загадочные явления, Солнце (как символ вечности движения), Луну, Небо, Землю, водные потоки…, либо символы женского и мужского начала…

Кто из вас, дорогие читатели и потенциальные посетители этой уникальной выставки, обнаружит и разглядит их в большем количестве и сможет объяснить назначение каждого и в комплексе и в их гармоничном сочетании…? Здесь есть, где и в чем проявить свою наблюдательность и над чем поразмышлять… Такие вот, многоступенчатые зашифрованные информации-послания к размышлениям …, пришедшие через столетия от наших предков. И их десятки…

Эти уникальные эстетические «головоломки» могут представлять особый интерес… В том числе и для дам и господ, считающих, что они обладают аналитическим складом ума и поклонников математических, а не только гуманитарных наук и различных видов искусств…

«Тайна вечных орнаментов» и их сакральный смысл, актуальный в наши дни

Приобщайтесь к древним знаниям через общение с археологическими артефактами! Попытайтесь расшифровать их и поделитесь вашими умозаключениями и выводами на эту тему… И чьи из них будут самыми интересными?! Кому же из вас повезет больше?… в смысле приобщения к тайным знаниям предков. Приходите и посмотрите внимательнее на все эти старинные и такие загадочные артефакты.

«Тайна вечных орнаментов» и их сакральный смысл, актуальный в наши дни

Может быть у вас получится ощутить, какое, именно, зашифрованное в орнаментах и их хитросплетениях, послание привлечет внимание и желание разгадать его тайный смысл, постарайтесь сделать это. Убедитесь в том, что вы обладаете таким талантом! И не исключено, что дети и внуки, если вы возьмете их с собой на выставку, превзойдут вас по всем этим и прочим показателям…

Остается только пожелать всем вам успехов на поприще приобщения к культурному наследию, эстетике и мудрости наших предков и возможному практическому применению их тайных знаний в своей жизни… для ее качественного улучшения и интеллектуального роста… через познание секретов умения создания позитивного настроения на каждый день и обретения успешного жизненного опыта …

С.САВЧУК-КУРБАНОВ

специально для NUZ.UZ, фото автора

Гражданства Узбекистана дождались 26 бухарцев

1
Гражданства Узбекистана дождались 26 бухарцев

Хоким Бухарской области У.Барноев вручил паспорта гражданина Республики Узбекистан двадцати шести жителям Бухары, отмеченных в указе главы государства «О приеме в гражданство Республики Узбекистан». Торжественная церемония вручения документов прошла 16 января в областном хокимияте, сообщила пресс-служба аппарата областного хокимията.

«Обеспечение, защита прав и интересов человека являются приоритетными направлениями государственной политики. Отныне все те, кто сегодня получает паспорта, получают и абсолютно равные права со всеми гражданами нашей страны», — сказал в своем выступлении глава областной администрации.

Этого дня много лет ждал и Максуд Тоиров – представитель целой династии врачей. Как он рассказал на мероприятии, в прошлом году его супруга была награждена памятным знаком «Узбекистон мустакиллигига 25 йил», а сын стал призером республиканского конкурса «Юрт келажаги». В своем выступлении он выразил благодарность главе государства и заверил, что приложит все свои силы, знания и опыт для дальнейшего развития страны.

Отметим, согласно Указу Президента страны от 20 декабря 2016 года «О приеме в гражданство Республики Узбекистан» гражданами страны стали 179 человек, среди которых 26 представителей Бухарской области.

В, СИДОРЕНКО, Бухара.

Фото Т.ИСТАТОВА

Человек без книги, как водитель без машины

0
Человек без книги, как водитель без машины

Так считает Михаил Задорнов. А ему можно верить — ведь он потомственный писатель и читатель с большим стажем.
Но вот мне, к сожалению, в последнее время встречаются противоречивые люди. Как-то с Рашидом Умаровичем, большим докой в области информационно-коммуникационных технологий, мы разговорились о современных флэш-накопителях. Я, исходя из собственных потребностей, нацелилась всего на 8 Gb, он же настойчиво рекомендовал приобрести модель на 64. Примерно такую, как у его сына Руслана, старательно готовившемуся к поступлению в гуманитарный вуз.

Молодой человек заранее, не отклоняясь от школьной программы, переписал всю «классику» на флешку и регулярно на радость родителям прослушивал ее через наушники и дома, и прогуливаясь по городу. Мой знакомый явно гордился своим «продвинутым» парнем, который по мнению отца почти без запинки отличал всех трех «классических» Толстых от Чехова, Гоголя от Грибоедова, Пушкина от Маяковского, но в основном … по именам и названиям их произведений. На всякий случай я поинтересовалась, а не пробовал ли Руслан пополнять свои знания традиционным способом, например, через печатные издания?

Прощание с книгой

-А зачем? — Искренне удивился Рашид Умарович. Ведь в наше время очень модно «самообразовываться» через интернет, где есть «все и про все». К тому же, мы давно освободили полированные полки от пыльных книжек, отправив их прямиком в макулатуру.
-Конечно, супруга пока оставила кое-какие томики, которые благодаря коленкоровым переплетам стойко переносят ее влажную уборку, — обнадежил меня мой собеседник. И, сосредоточившись, попытался конкретно вспомнить всех «оставленных». В общем выяснилось, что в их число временно попали: Александр Пушкин, Омар Хайям и Шерлок Холмс.

И тогда я припомнила искреннюю реакцию дочки моих приятелей, которая обойдя нашу квартиру, пришла в недоумение от слишком «книжного» интерьера моего рабочего кабинета.

-Неужели вы все это прочитали, поинтересовалась она, показав на многочисленные полки с книгами? Я утвердительно кивнула. -А когда?
-В основном еще в школьные годы,- доложила я любознательной студентке. Эдак лет до шестнадцати, а теперь лишь периодически перечитываю.
-И вам в наше время интересны вот эти старые книжонки, — с недоумением воскликнулала девушка, показав рукой на неброские томики Э.М. Ремарка? Пришлось сознаться, что и сейчас частенько почитываю.

При этом, я как-то сразу припомнила всю свою детско-юношескую историю «вхождения» в бескрайний мир литературы, которая, как и у многих моих ровесников, началась с наивных детских народных сказок, «Мифов и легенд Древней Греции», с рассказов о животных В.Бианки.
А уже затем без особой подготовки вместе с некоторыми любознательными одноклассниками с азартом переключилась на толстенные тома загадочного Г.Уэлса, Ж.Верна, Д.Лондона, О.Бальзака, Ф.Шатобриана, А.Куприна, Г.Мопасана, Э.М.Ремарка,Р.Олдингтона и иже с ними. Читала и перечитывала их, слегка приоткрыв крышку парты, или ночами под одеялом, подсвечивая себе фонариком, дабы не привлекать родителей, строго соблюдавших режим.

Многие из этих книг нам выдавали в двух скромных городских библиотеках, другие мы на спор старательно извлекали из «тайников» родительских книжных собраний, а затем на школьных переменках давали друг другу почитать на пару-тройку дней. Но в девятом классе нам вдруг несказанно повезло, потому что на «уроки производственного обучения» пол класса направили в университетскую библиотеку, в то время базировавшуюся в здании нынешнего Ташкентского международного вестминстерского университета. Вот уж где было раздолье!

Именно там состоялось настоящее знакомство с иной литературой, которая многих из нас сподвигла и к штурму классической философии. Ницше, Спиноза, Вольтер, Руссо, Шеллинг, Декарт и Кант внесли некую новизну в скучную, предсказуемую и давно изученную школьную программу, предоставляя обширные возможности для наивных юношеских споров.

Родители только разводили руками — мол, занесло молодежь…И, для того, чтобы навести порядок в горячих юных головах, стали выписывать безлимитные научные журналы, которые в определенной степени повлияли и на содержание школьных сочинений, и на выбор профессии.

Вспомнилась мне и давняя история, когда судьба наконец-то осчастливила меня, «вложив» в руки этот самый заветный двухтомник Ремарка, любимого писателя юности, который своими знаковыми романами навсегда сделался для многих из нас эталоном настоящей, умной литературы.

Трудная встреча

Современному младому племени, однажды нырнувшему в дебри интернета и засевшему там основательно, сложно объяснить, что с некоторыми произведениями современников многие из нас зачитывались благодаря некоторым библиотекам, выдававшим по установившейся очереди «толстые журналы», кочевавшие в течение нескольких дней из рук в руки.

Потом уже через знакомых некоторым удавалось заказать пару ротапринтных «фолиантов», тем самым пополняя новинками и личную библиотеку и создавая фонд для обмена. Когда же в продаже наконец появлялась настоящая книга, то она не сразу заменяла на полке обветшалый «ротапринт».

К творческому самообмену, который сначала проходил рядом с центральным универмагом под неусыпным оком стражей порядка, а затем по просьбе «интеллигентных читателей» в одном из столичных домов культуры, все готовились очень тщательно. Это был сложный и не всегда обоюдно приятный процесс.

Но мой Ремарк обмену не подлежал — он был мне подарен.

Дарителя моего драгоценного двухтомника, к сожалению, уже нет в живых. Но несколько десятилетий назад Он был относительно молод, щеголеват и состоятелен. Этот поклонник периодически возникал передо мной, приглашая провести время в любом столичном ресторанчике или кафе. Знакомые, зная о его упорных ухаживаниях, сначала намекали, а потом стали открыто поговаривать, что два свободных человека могли бы как-нибудь вечерком скрасить свое одиночество, а далее уж как получится…

Наконец в один прекрасный летний вечер он, как говорится, взял меня измором, и мы, вопреки моим принципам, отправились в очень модное кафе. Посидели, послушали музыку, закусили и пошли гулять по вечернему городу. Высокие каблуки и вечернее платье в пол совершенно не располагали к длительной прогулке. И вскоре, остановив машину, мы уже мчались по осеннему городу. Когда машина остановилась у дома, мой спутник, расплатившись с водителем, по знаку человека на обочине прошел несколько шагов вперед и остановился перед новенькими «Жигулями», приветливо распахнувшими свой багажник.

Подошла и я, а, заглянув, вздрогнула от восторга: передо мной были книги, сам вид и названия которых вызвали бурю неуправляемых чувств.
Так, на лощенной, белоснежной бумаге вперемешку лежали роскошные многотомные словари и толстые, нестандартные цветные альбомы самых известных Музеев мира, меж ними мелькали яркие детские книжки, отпечатанные в Финляндии. А несколько оригинальных изданий модных писателей и поэтов в ледериновых переплетах манили острым изысканным запахом.

Мой спутник нехотя повертел в руках несколько иностранных детективов Р.Стаута, М.Спиллейна и Дж.Макдональда. Потом робко взялся за объемный сборник стихов «О Любви». Но я среди всей этой совершенно недоступной роскоши вдруг обнаружила скромный двухтомник Ремарка, отпечатанный на простенькой бумаге без иллюстраций. На фоне других изданий он одновременно и удивлял, и покорял своей явной непрезентабельностью.

Лучший подарок

Но это был настоящий Эрих Мария Ремарк, как говорится, в «белом»! Продавец оказался способным психологом и, внимательно вглядевшись в потенциальных покупателей, быстро сообразил, что эти два томика теплым осенним вечером ему удастся реализовать по совершенно нереальной цене. Все это он наверняка быстро считал по моему восторженному лицу и рукам, которые ни за что на свете не желали расставаться с заветными томиками. Мой спутник поступил мудро и, отведя меня в сторонку, вернулся к продавцу.

Судя по быстроте реакции, он даже не попытался оспаривать выставленный счет и быстро вручил несколько крупных купюр нетерпеливому коммивояжеру. Тот, воодушевленно помахав мне рукой, моментально растворился в потоке машин. Пожав плечами, мой спутник добавил к двухтомнику роскошный букет цветов, тихо бормоча, что его друзья никогда и ни за что не поверят, что его знакомая предпочла модной французской косметике скромный двухтомник прозы «какого-то немца»… Но по приподнятому настроению чувствовалось, что этот мой необычный выбор он сильно зауважал и даже со временем кое-где приводил в пример, не называя действующих лиц.

Шли годы, «байку» про «странную» девушку, получившую в подарок ну очень дорогие книжки(!), мне потом не единожды приходилось выслушивать в разных интерпретациях. При этом собеседники всегда с интересом выспрашивали: А что у вас там, в столицах, все такие ненормальные?..
-Встречаются,- честно отвечала я. И это было правдой.

Настоящая охота

Потому что, многие мои сослуживцы и друзья в годы повального книжного дефицита, выезжая в служебные командировки, активно «охотились» в дальних районах не за импортным «шмотьем», а именно за интересными книжными новинками. Теми самыми дорогими, роскошными, русскоязычными книгами, которые по чьим-то нелепым разнарядкам направлялись в самую что ни на есть глубинку, надолго оседая там, в хлипких подвалах и складах-сараях в ожидании своего преданного читателя. Ну, а в местных аэропортах, едва взглянув на тяжелую книжную поклажу, таких книгочеев пропускали без особого досмотра.

А вот настоящее пиршество богов начиналось на следующий после приезда вечер, когда вокруг стола с книжными приобретениями собирались почетные гости, с доброй завистью рассматривая очередные приобретения. Тот подарочный двухтомник Ремарка за минувшие годы совершенно не обветшал и, как символ уходящей книжной эпохи, по-прежнему стоит на почетном месте среди других моих личных раритетов.

Однако, как заметил в минувшем веке и сам писатель в одном из своих произведений «… до чего же глупо устроено всё на свете», если нынче не всякому человеку дано повстречаться с Книгой.

Но вот читать замечательную прозу Эриха Мария Ремарка, Эльзы Триоле или Ричарда Олдингтона и иже с ними на экране «kompa» — это, на мой взгляд, по меньшей мере, кощунственно.

НАТА АЙРУМОВА

Фонд им. Батыра Закирова подвёл итоги юбилейного года

0
Фонд им. Батыра Закирова подвёл итоги юбилейного года

Фонд им. Батыра Закирова в лице его председателя Фаруха Закирова поделился итогами деятельности за прошедший 2016 год. Он был насыщен мероприятиями, поскольку Фонд широко отмечал 80-летний юбилей Народного артиста Узбекистана Батыра Закирова. Согласно своим уставным задачам, главная из которых — сохранение и пропаганда творческого наследия выдающегося певца, художника и поэта, в ушедшем году были проведены следующие акции:

В январе 2016-го была достигнута договорённость о совместном проведении с Академией художеств Узбекистана Республиканского конкурса художников «Нарисуй мне песню», приуроченного к юбилею певца.

С февраля по апрель фонд занимался организационной деятельностью. К освещению конкурса были привлечены отечественные СМИ. В это же время фирмой «Медиа-Мания» были выпущены новые CD-альбомы Батыра Закирова: «Монолог Меджнуна» и «Поёт семья Закировых». Записи, использованные при их подготовке, были предоставлены фондом певца.

Открытие Республиканского конкурса художников «Нарисуй мне песню» состоялось 26 апреля 2016 года в Центральном выставочном зале Академии художеств. На празднике выступил государственный эстрадный оркестр им. Б. Закирова.

28 апреля творческая встреча, посвящённая юбилеям Батыра и Фаруха Закировых, состоялась при участии руководства фонда в актовом зале Национальной библиотеки Узбекистана им. А. Навои.

30 апреля юбилей был отмечен в Ахангаране, где работает школа искусств им. Б.Закирова. По инициативе Фонда в городском парке состоялся большой концерт с участием звёзд узбекской эстрады и местных самодеятельных коллективов.

Итоги конкурса «Нарисуй мне песню» были подведены 8 мая 2016 года. В Центральном выставочном зале Академии художеств прошла церемония награждения лауреатов почётными дипломами. Выступили известные деятели культуры и искусства. Награждение широко освещалось в средствах массовой информации.

В ноябре-декабре при спонсорской поддержке компании Vilena Inform в честь юбилея Батыра Закирова были выпущены подарочные календари с репродукциями картин победителей конкурса.

Фонд им. Батыра Закирова, созданный в 1995 году, продолжает свою деятельность, направленную на укрепление и развитие эстрадно-музыкального искусства Узбекистана, и приглашает к сотрудничеству.

Переработкой хлопковых семян в Узбекистане могут заниматься только 23 завода

0
Переработкой хлопковых семян в Узбекистане могут заниматься только 23 завода

Переработкой хлопковых семян в Узбекистане, как следует из Указа Президента от 3 января 2017 года, могут заниматься только 23 масложировых предприятия системы «Узпахтаег».

Среднегодовые мощности по переработке технических семян этих предприятий составляют более 2,5 миллиона тонн сырья семян в год.
Анализ показывает, что в тройку ключевых игроков масложирового рынка Узбекистана по производительности входят маслозаводы Кашкадарьинской («Косонег экстракция» — 189 тыс. тонн в год и «Каршиег экстракция – 126 тыс. тонн в год) и Ферганской («Куконег мой» — 189 тыс. тонн в год и «Фаргонаег мой» — 126 тыс. тонн в год) областей. Совокупные мощности в этих регионах рассчитаны на переработку 315 тыс. тонн хлопковых семян в год.

В Андижанской области два крупных предприятия способны перерабатывать ежегодно свыше 250 тыс. тонн хлопковых семян. В этом регионе равноценные мощности имеют АО «Андижанег мой» и «Асакаег» — по 126 тыс. тонн в год каждый.

В Сурхандарьинской области переработку семян хлопчатника ведут два предприятия – АО «Сурхонозиковкатсаноат» (189 тыс. тонн в год) и СП ООО «Агрохизмат Шиндонг» — 25,7 тыс. тонн в год.

Переработка семян хлопчатника и производство хлопкового масла на других действующих в стране масложировых предприятиях, а также в бытовых условиях является нарушением действующего законодательства. К лицам, занимающимся незаконной переработкой семян хлопчатника и производством хлопкового масла, принимаются в установленном порядке меры ответственности, вплоть до уголовной, говорится в документе.

С 2010 года в республике временно прекращено проектирование и создание новых мощностей по переработке семян хлопчатника с учетом фактически имеющихся достаточных мощностей и наличия ресурсов по производству растительного масла.

11 заводов в системе пищевого холдинга «Узбекозиковкатхолдинг», как сообщал информпортал nuz.uz со ссылкой на постановление Президента страны от 18 февраля 2016 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию органов управления пищевой промышленности республики» , производят растительное масло из нетрадиционных масличных культур- сои, подсолнечника и сафлора (махсара).

На производство растительного масла из нетрадиционных культур перепрофилирован каракалпакский завод «Чимбай мой», по три предприятия расположены в Джизакской и Самаркандской областях, по одному в Навоийской, Сырдарьинской и Ферганской областях. В столице производством масла нехлопкового происхождения занимаются два ООО – «Бектемирфайз» и «Санола Груп».

В. НОВИКОВ

Абу Мухмамед Хоросан начал давать показания

0
Абу Мухмамед Хоросан начал давать показания

По просочившимся в турецкие СМИ информации террорист А.Машарипов по кличке Абу Мухмамед Хоросан, которого вчера задержали в Стамбуле начал давать первые показания.

Руководили действиями Абу Мухмамед Хоросана кураторы террористической группировки ДАИШ из своей штаб квартиры в Ракке.
По первоначальному плану террорист должен был расстрелять гуляющих в новогоднюю ночь на площади Таксим в Стамбуле. «Я пришел на площадь Таксим в новогоднюю ночь, там было много сотрудников службы безопасности. Мне не удалось провести атаку», —рассказал Машарипов.

Тогда террорист связался со своим командиром в Ракке и они пришли к заключению, что надо подыскать подходящее место для действия. «Я получил указание найти новую цель в данном районе… Клуб Reina выглядел подходящим для атаки. Охраны было мало», — добавил джихадист.

Также Абу Мухмамед Хоросан рассказал, что приехал в Турцию через Иран. Жил в турецком городе Конья, и именно оттуда связывался со своим командиром.

А.Машарипов так же рассказал следователям, что проходил обучение в лагерях по подготовки боевиков в Афганистане, где получил первый опыт террористической деятельности и свое прозвище.

В. Михайлов

Узбекистан на FITUR-2017 в Испании

0

18 января в Мадриде (Испания) состоялось открытие 37-й Международной туристической выставки «FITUR».

Узбекистан на FITUR-2017 в Испании

Национальный стенд Узбекистана представлен Государственным комитетом РУз по развитию туризма, НАК «Узбекистон хаво йуллари», АО «Узбекистон темир йуллари», а также туристическими компаниями «Asia Adventures», «Central Asia Travel», «El Mundo Tour», «Olimpic Tour Service», «Oriental Tales», «Shohina STD» и «Silk Tour». Возглавляет узбекскую делегацию председатель Госкомтуризма Шарапов А.К.

По мнению делегации из Узбекистана, участие отечественных компаний в выставке такого масштаба позволит наладить деловые связи с крупнейшими представителями мировой индустрии туризма, открыть новые направления для путешествий, рассказать о преимуществах посещения нашей страны.

FITUR 2016 – мощная платформа для развития туризма не только в регионе, но и на международном уровне. В 2016 году выставка зарегистрировала рекордное количество участников: 9500 компаний из 165 стран и регионов, с общей площадью выставочных стендов в 60,000 квадратных метров.

В первый день выставки планируется проведение деловых встреч председателя Госкомтуризма РУ Шарапова А.К. с заместителем генерального директора по международному сотрудничеству в сфере туризма Антонио Ньето, с почетным консулом РУ в Барселоне Пере Висенсом и с Всемирной федерацией туристических городов.

Шухрат Аббасов отметил 85-летие творческой встречей

0
Шухрат Аббасов отметил 85-летие творческой встречей

16 января 2017 года Национальная библиотека Узбекистана им. Алишера Навои отметила 85-летие народного артиста Узбекистана, профессора, известного режиссёра Шухрата Аббасова. На творческую встречу «Слава Шухрата Аббасова» собрались артисты, искусствоведы, ученики и просто ценители его творчества.

Директор Национальной библиотеки Узбекистана А.Ходжаев, рассказывая о жизненном и творческом пути режиссёра, перечислил его послужной список. Шухрат Аббасов был главным режиссёром Ташкентского областного музыкально-драматического театра им. М. Уйгура, режиссёром, а позднее директором на киностудии «Узбекфильм», секретарём и первым заместителем председателя правления Союза кинематографистов Узбекистана, профессором и заведующим кафедрой в Ташкентском театрально-художественном институте. Он награждён государственными наградами: орденом «Эл-юрт хурмати», медалью «Шухрат», а также званиями «Заслуженный деятель искусств» и «Народный артист Узбекистана».

Документальный фильм «Шухрат Аббасов», показанный на встрече, напомнил гостям о легендарных картинах, ставших классикой узбекского кино: «Об этом говорит вся махалля», «Ты не сирота», «Ташкент — город хлебный», «Драма любви», «Маленький человек на большой войне», «Отчие долины», «Огненные дороги»… Были названы и менее известные работы Шухрата Аббасова, например, сценарий фильма «Озорник» и театральные постановки.

О работе и дружбе с режиссёром рассказали руководитель Россотрудничества в Узбекистане В.Шулика, народный артист Узбекистана П.Саидкосимов, заслуженный деятель культуры Узбекистана Ж.Махмудов, главный редактор журнала «Жахон адабиёти» Ш.Ризаев, искусствовед Д.Рахматуллаева, народный артист Узбекистана Т.Тожиев.

Сам режиссёр выступил последним. Произнеся слова благодарности, он прочёл гостям встречи стихотворение Вольтера «Прощание».

Анна Ним.

Названы самые популярные книги прошедшего года

0
Названы самые популярные книги прошедшего года

Духовно-просветительский торговый комплекс «Китоб олами» («Книжный мир») подвёл итоги 2016 года. Специалисты комплекса составили список изданий, которые пользовались наибольшим спросом у покупателей.

В категории социально-политической литературы наиболее популярны произведения Первого Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова, сообщает ИА «Жахон».

Первое место в рейтинге изданий, посвящённых воспитанию и нравственности, делят две книги Тохира Малика — «Мехмон туйгулар» и «Одамийлик мулки». В список также входят книга Шейха Мухаммада Содика Мухаммада Юсуфа «Рухий тарбия», «Кабуснамэ» Кайковуса и «Оила энциклопедияси» («Энциклопедия семьи»).

Читатели художественной литературы чаще всего выбирали романы «Икки эшик ораси» Уткира Хашимова, «Я — Темур, властитель Вселенной» Марселя Бриона, «И дольше века длится день» Ч. Айтматова. В список попали, кроме того, «Девон» Эркина Вохидова, «Алхимик» Пауло Коэльо, «Конли йургаклар» Абдурашида Нурмуродова и «Великий Гэтсби» Френсиса Скотта Фицжеральда.

В перечень наиболее востребованных книг для детей и подростков входят «Сарик девни миниб» Худойберди Тухтабоева, «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта, «Озорник» Гафура Гуляма, «Анор» Абдуллы Каххара, «Сказки для чтения в кругу семьи», сборник узбекских народных сказок «Тахир и Зухра» и «Три толстяка» Юрия Олеши.

Анна Ним.

Результаты сельского хозяйства Узбекистана за 2016 год и задачи на 2017

0
Результаты сельского хозяйства Узбекистана за 2016 год и задачи на 2017

В 2016 году в Узбекистане произведено более 8,2 млн тонн зерна. По предварительным данным Госкомстата, в 2016 году в Узбекистане всеми категориями хозяйств республики произведено 8263,8 тыс.тонн зерновых культур. Это на 87,2 тыс.тонн или на 1,1% превышает показатели 2015 года.

Производство картофеля в республике составило 2958,3 тыс.тонн (109,7%), овощей- 11272,5 тыс.тонн (111,3%), бахчи продовольственных- 2045,2 тыс.тонн (110,4%), плодов и ягод- 3042,7 тыс. тонн (110,8%) и винограда- 1735,3 тыс.тонн (109,9%).

В сообщении отмечено, что за январь-декабрь 2016 года всеми категориями хозяйств республики произведено 2171,8 тыс.тонн мяса в живом весе, (на 6,8% больше соответствующего периода прошлого года), молока- 9703,3 тыс.тонн (на 7,5%), яиц- 6111,7 млн.штук (на 10,6%).

На 1 января 2017 года во всех категориях хозяйств общее поголовье крупного рогатого скота составило 12165,3 тыс.голов (104,5% к соответствующему периоду 2016 года), овец и коз – 19749,2 тыс.голов (103,4%) и птицы – 65758,9 тыс.голов (107,7%).

Как подчеркнул Президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев на итоговом заседании правительства, в 2017 году Министерству сельского и водного хозяйства, компаниям и другим ведомствам, а также хокимиятам всех уровней предстоит реализовать в аграрном секторе ряд приоритетных задач. В их числе:

обеспечить дальнейшую оптимизацию структуры посевных площадей и культур, активное внедрение передовых агротехнологий и рост урожайности, увеличение объемов производства овощей, плодов и винограда;

укрепить финансово-экономического состояния фермерских хозяйств. В последние 10 лет, как отметил глава Узбекистана, недифференцированно росли цены на минеральные удобрения, горюче-смазочные материалы, семена и закупочные цены на хлопок-сырец и зерно.

Третьей задачей глава государства назвал необходимость изменить застывшую, «окаменевшую» и несовершенную систему финансирования агротехнических мероприятий. В частности, было отмечено, что на 1 января текущего года по линии Фонда для расчетов за сельхозпродукцию, закупаемую для государственных нужд при Министерстве финансов, фермерским хозяйствам недоплачено около 300 миллиардов сумов.

В. НОВИКОВ

Как избавиться от скуки, порока и нужды?

0
Как избавиться  от скуки, порока и нужды?

В ряде стран доходы от туризма составляют более 50% ВВП. Но это страны экзотические и малочисленные, а вот развитая европейская Франция согласно рейтингу Всемирной туристской организации (ВТО) прочно лидирует в этой отрасли: ее ежегодно посещают более 85 млн. туристов, а доход от этой сферы деятельности составляет 41,8 млрд. евро.

Нашей Республике есть, что показать даже самым бывалым путешественникам. Но бурное возрождение отрасли на узбекской земле требует не только материальных затрат, но и современного творческого подхода, дабы удовлетворить все потребности гостей из ближнего и дальнего зарубежья.
В связи с этим, следует уделять внимание не только организации комфортного размещения, разнообразных экскурсий и отдыха, но позаботиться об эксклюзивных сувенирах из керамики, дерева, металла и тканей, которые каждый путешественник с удовольствием приобретет на долгую память.

В этой публикации рассказывается о древнем ремесле талантливых резчиков по дереву, создающих красивые и полезные предметы. Образованный путешественник наверняка разместит все эти деревянные подставки для Корана, ляганы, чаши, столики, шкатулки, миниатюрные панно с замысловатыми узорами и фигурками животных на самом почетном месте, потому что в Центрально – азиатском регионе само дерево — это величайшая ценность.

Как избавиться от скуки, порока и нужды?

От всех этих бед можно избавиться, обретя в юности сначала увлекательное хобби, со временем плавно перетекающее в любимую профессию. По традиции об этом с давних времен размышляло многоопытное старшее поколение, дабы отвлечь своих отпрысков от дурного влияния улицы, а заодно на последующие годы определить их профориентацию и безбедное существование в среде себе подобных.

В наши дни сделать это не просто, но необходимо, так как таких палочек-выручалочек, как бытующие в минувшем веке Детские технические станции с их кружками на все вкусы, остались лишь в воспоминаниях.

Но вот давеча, повстречавшийся мне знакомый, который, как и знаменитый француз Франсуа Мари Аруэ, то есть многогранный Вольтер, прославившийся в восемнадцатом веке как поэт, философ и публицист, сообщил, что совершенно точно знает ответ на этот злободневный вопрос.

Это был наш соотечественник Кахрамон Валиев – один из талантливейших резчиков по дереву, сделавший для себя правильный вывод еще в школьные годы. Так как, именно дело по душе навсегда избавляет многих homo sapiens сразу от трех выше перечисленных зол. Мы сразу договорились плотно пообщаться на эту тему.

Однако родственную Вольтеру душу мне не сразу удалось отыскать в мегаполисе. Потому что не секрет, что среди тех, кто занимается народными ремеслами, имеет место быть откровенная клановость (т.е.семейственность), что само по себе может и неплохо. Так как, развитая в их среде так называемая «белая зависть» к успехам «пришельцев», по мнению социологов, является двигателем прогресса во всех видах творчества. Обратившись к дедуктивному методу и к особым знакам, которыми иногда Фортуна метит счастливчиков, удалось выйти на след ремесленников.

«Золотой браслет»

Как гласит всенародная мудрость: ремесло- это «золотой браслет на руке». Конечно, тот, кто ищет, всегда обрящет, и место обитания знаменитого ремесленника не явилось исключением. А нашлось оно благодаря своеобразному запаху свежевыструганных досок, сохранившемуся в моей памяти с детских лет благодаря кружку, где нас учили выпиливать лобзиком, некогда существовавшем при городской Детской технической станции, расположенной рядом с нашим двором. В том двухэтажном доме было много разных кружков, на которые мы постоянно тратили все наше свободное от уроков время.

Уже под вечер, «просочившись» во двор небольшого строения, я подробно объяснила собравшимся цель своего внезапного появления. А потом, вместе с молодым резчиком, переходя из одной уютной мастерской в другую, стала внимательно всматриваться в инструменты, затаившиеся на столах и полках.

Но вот знакомых с детства лобзиков среди них не оказалось. За этим немудреным занятием и застал меня прибывший Кахрамон. Он с уважением отнесся к моим детским воспоминаниям, а затем наглядно продемонстрировал, чем практически отличается выпиливание от резки по дереву. Было здорово!

Ну, конечно, в душе я сильно пожалела, что в моем детстве не было такого замечательного кружка, и, чтобы разрядить обстановку, возникшую из-за вторжения в творческую лабораторию мастера, который на протяжении трех десятилетий профессионально занимается резьбой по дереву, поинтересовалась: что же почувствовал Герой, а с узбекского его имя переводится именно так, когда узнал о присвоении ему заслуженного звания?

— Большую радость! — ответил Кахрамон, широко улыбнувшись. И, несмотря на хмурый вечер, от его настроения и располагающей улыбки в небольшой комнате стало светлее и просторнее.
-Он всегда такой,- заметили собравшиеся. — Всегда искрений, добродушный и «немножко» деловой.

Баловни Фортуны

Баловнем Фортуны стать не просто — это я поняла, вдоволь налюбовавшись многочисленными готовыми работами , которые лежали, стояли и даже висели на стенах, а затем уже и вплотную познакомившись с разнообразными личными инструментами резчиков. К тому же стало ясно, что для творческой и плодотворной работы моим новым знакомцам необходимо два непременных условия: Богом данный талант и коммуникабельность.

Именно эти качества давным-давно помогли мальчишке из обычной городской семьи выбрать на всю жизнь рабочую профессию, довольно редкую в его среде, но на удивление творческую. При этом стало понятно, что поначалу ни многодетная мать – домохозяйка, ни отец — научный сотрудник одной из столичных организаций, особенно не выказывали своего истинного отношения к необычному пристрастию сына.

Наверняка в этой образованной семье точно знали, что противиться склонности детей к выбору будущей профессии бесперспективно. Главное, чтобы дело, к которому прикипел их ребенок, было ему по душе, а тогда и все остальное срастется… И не ошиблись.

Как впрочем, не ошибся в будущем резчике и своем преемнике известный Мастер с большой буквы Артык Файзуллаев — знаток всех видов резьбы по дереву, владеющий сложными приемами его обработки традиционным орнаментом. Ведь Артык-ака- это один из немногих устозов, владеющих секретами изготовления панджары (оконной узорной решётки из дерева на Востоке), выполняемой из отдельного куска дерева с сечением не более одного сантиметра без помощи клея и гвоздей.

При этом кажущаяся демократичность изделий достигается точным математическим расчетом и ювелирной отточенностью исполнения. Однако было хорошо известно, что принципиальный Артык-ака во все времена был и непревзойденным наставником, который не всякого юношу брал под свое крыло, годами передавая ему все тонкости кропотливого ремесла. И хотя ежегодно к нему в подмастерья напрашивались многие, но со временем оставались всего двое-трое ребят.

-Почему так происходило? — задумался Кахрамон Каримович. — Наверное, потому, что эта древняя профессия совсем не так проста, как кажется на первый взгляд. И выбирает она из многих кандидатов только тех, которым по душе работа с самым теплым на нашей земле материалом – Деревом. Но и остальные экс-ученики академика Артык-ака, благодаря вниманию к их судьбам, находили для себя дело по способностям.

К примеру, один из трех братьев самого Кахрамона, попытавшийся изучить резьбу, вскоре отказался от этой затеи в пользу развивающегося бизнеса. Сегодня в семье Валиевых никто об этом не жалеет, понимая: каждому предназначен свой путь. Что, согласитесь, совсем даже неплохо.

Он же архитектор, он же резчик, он же…

Дальше выяснилось, что на радость родителям, соседям и друзьям, молодой человек легко поступил и успешно закончил вечернее отделение столичного архитектурно-строительного института. Но затем дипломированный специалист, к удивлению окружающих, не стал менеджером, а с новыми силами окунулся в непредсказуемый мир дерева, в котором пригодились и полученные обширные познания в разных течениях современного искусства и архитектуры, и общий кругозор, а также умение хорошо чертить и легко разбираться в сложных чертежах.

А вот рисовать и столярничать Кахрамон научился еще до учебы в вузе и службы в армии. Эти навыки очень пригодились призывнику, потому что Оренбургское командование части, узнав про удивительный талант узбекского резчика по дереву, сразу же выделило ему место под столярную мастерскую и даже «откомандировало» группу новобранцев, которые под его руководством оформляли помещения части и мастерили оригинальные шкатулки, от которых никто не мог отказаться.

Конечно, руководство части было очень опечалено, когда через пару лет юноша отбыл на Родину.

А позже, уже в 2005 году в такой же печали Кахрамон оставил и славных жителей Японии, ошеломленных его резными деревянными изделиями, достойно представленными на Экспоцентре. Но наш земляк, не привык радоваться в одиночку и поэтому на чужбине никогда не задерживался, возвращаясь в родные пенаты с достойными наградами.

Впрочем, Кахрамона со страной восходящего Солнца связывают не только воспоминания и газеты с цветными фотографиями. Так, несколько лет назад перед самым отъездом из нашей страны одна дипломатическая супружеская пара объявила своеобразный тендер между мастерами-резчиками на лучшую дверь. Трое самых отважных, осознав ответственность, охотно приняли участие в том творческом соревновании, но победа досталась Кахрамону.

И нынче в доме бывшего посла Японии красуется и удивляет гостей своим изяществом необычная дверь с прекрасными узорами, вырезанными его руками.

Сегодня наш Герой уже зрелый человек и, работая бок о бок с другими резчиками- единомышленниками, прививает молодежи профессиональные навыки, искренне радуясь, когда у посвященных в профессию вырабатывается собственный стиль. Ведь именно так когда-то и его терпеливо учил азам творчества легендарный Артык-ока.

В мужской бригаде Кахрамона пятнадцать специалистов изготавливают на заказ более тридцати видов изделий из дерева, в том числе и восемь вариантов решеток. Женщин в эту профессию, как и на корабль, принципиально не берут. Правда, когда-то или по большой любви или по молодости лет жена Нигора в порядке исключения порой все же приходила на помощь мужу.

Ей это было с руки потому, что она имела прямое отношение к другому древнему народному мастерству, успешно работая на фабрике «Малика». Сейчас у нее на личное творчество времени катастрофически не хватает, потому что одновременно в семье подрастают и вторая дочка, и внуки, о будущем которых супруги пока не задумываются. Хотя в тайне мечтают, чтобы состоялась династия знаменитых резчиков по дереву Валиевых. И это несмотря на то, что в настоящее время каждое дерево в Центрально-азиатском регионе, как говорится, на виду.

Откуда резцы и … дерева?

-Кахрамон, известно, что итальянский Пиноккио, прообраз Буратино, был вырезан из сосны; сам Буратино — из бука или сосны — одного из самых популярных материалов для изготовления недорогой мебели. Но наша земля лесами не богата. Однако к Вам регулярно поступают всевозможные выгодные заказы, требующие, как говорится, без особой суеты, шума и опилок и пыли, срочного исполнения.
-Так, где Вы в век рыночной экономики, когда основательно нарушились межгосударственные и деловые связи, умудряетесь приобретать рабочий инструмент и высококачественную деловую древесину?

— Инструменты для своих профессиональных нужд мы давно создаем сами, переделывая медицинские скальпели из российской легированной стали. А вопрос по части основного материала – леса — решается благодаря двум источникам: ТО «Устоз» и напрямую через частных заказчиков и поставщиков из зарубежья.

Бывает, что бригаде перепадает и хорошо высушенная российская древесина твердых пород: дубы, чинары и ясени. Именно с ними очень любят повозиться все резчики, надеясь, что через сотню другую лет этому ремеслу не грозит господство промышленного производства, потому что мерилом успеха этого вида народного творчества являются два непременных качества – мастерство и яркая индивидуальность. А их нашим устозам не занимать — ведь искусство орнамента в резьбе и росписи по дереву узбекским мастерам удалось довести до совершенства.

А мастер и наставник Артык Файзуллаев и один из его ярких последователей Кахрамон Валиев, и другие талантливые резчики уже немало сделали для возрождения древнего народного промысла. Сработанные ими великолепные образцы, среди которых: резные двери в столичном Музее Амира Темура, в залах Олий Мажлиса, в мечете имама Аль-Бухари, редкой красоты панжара в мечети Назрата Имама и еще много других работ, в настоящее время удивляют своей непреходящей красотой и гармонией с внешним миром и наших соотечественников и многочисленных туристов.

Конечно, даже такие самобытные мастера как Кахрамон Валиев и вся его творческая команда, не в состоянии заменить целую детскую станцию юных техников. Но вот порой хорошо забытое старое, при помощи которого даже самое креативное хобби со временем может превратиться в любимое дело и навсегда отвлечь подрастающее поколение от безделья, скуки, порока и нужды…

НАТА АЙРУМОВА

Создаем идеальный event: от «капустника» до масштабного мероприятия

0

«Капустник»— это то, с чем мы боремся постоянно, чтобы то, что делали сотрудники компаний, совсем не походило на капустник.» Сергей Горбачёв.

Создаем идеальный event: от «капустника» до масштабного мероприятия

Организация мероприятия – очень актуальное бизнес-направление на рынке Узбекистана. Основной акцент в портфеле услуг event-агентств делается на создание корпоративных вечеринок, юбилеев, тимбилдингов и прочих важных событий. Конкуренция в этой нише рынка довольна высока.

Согласно электронным справочникам, их в столице более 40. И ведь каждое агентство предлагает свое «ассорти» из креатива и творческого разнообразия. Однако многие компании справляются собственными силами, перекладывая event-задачи на хрупкие плечи HR- и PR-менеджеров. Это, конечно, очень весело, но сложно. Нужно знать тонкости профессии, грамотно оптимизировать работу команды и переходить в режим многозадачности. Сегодня мы расскажем, как этому научиться.

Волна новогодних корпоративов уже отхлынула, но год только начался, и впереди еще много праздничных поводов. К тому же каждая компания имеет свои внутренние мероприятия, которые часто подразумевают массовость и масштабность. Но даже если речь идет о презентации для 10 человек, всегда нужен грамотный организатор. Иначе — провал.

Руководители компаний очень часто обходятся своими силами или делегируют задачи в другие отделы, так как услуги event-агентств необходимо оплачивать, либо не хотят делиться своим инфоповодом с общественностью. Поэтому бизнесменам, HR- и PR-менеджерам, представителямevent-агентств необходимо учиться этому ремеслу, быть в курсе последних трендов и знать секреты успеха в вопросах организации мероприятий любого масштаба.

Очень скоро в Ташкент со своим авторским мастер-классом «11 секунд» приедет гуру в сфере event-индустрии — генеральный директор компании «Подъёжики» Сергей Горбачев.

Спикер раскроет огромное количество профессиональных кейсов и «фишек», ответит на все вопросы слушателей и научит грамотно распределять силы, систематизировать работу и добиваться блестящих результатов в организации любых мероприятий.

Для тех, кто еще не ступил на тернистый путь event-менеджера, мастер-класс поможет усвоить теорию, разбить устаревшие стереотипы и верно расставить приоритеты.

Директор компании Be The Change Group, Лев Гавриш:
«Если вы не можете выразить идею вашего проекта за 11 секунд и хотите создавать не капустники, а настоящие мероприятия на должном уровне, то Сергей Горбачев «развалит» ваше представление о том, что это сложно. На мастер-классе вы узнаете,как защитить свою идею, как сделать выигрышную презентацию, что делать, если вы провалили мероприятие, и многое другое».

«Подъёжики» — кто они?
«Подъёжики» – агентство стратегических событий полного цикла, которое входит в топ-50 лучших event-агентств мира по версии журнала Special Event. Успешно реализовывает проекты для крупнейших компаний России по всему миру. В числе постоянных клиентов — NIVEA, «Связной», МТС, РБК, «Билайн», Nestle, Pioneer, Unilever, Danone, Pirelli, «Мегафон», Volvo, государственные структуры.

Создаем идеальный event: от «капустника» до масштабного мероприятия

О спикере
Сергей Горбачев — генеральный директор с богатырским телосложением, громоподобным голосом, безудержной креативностью, наклонностями экстремального гурмана и намерением сделать «Подъёжики» лучшим event-агентством в галактике. Работает в сфере event чуть больше, чем всю жизнь. Ценит в ней возможности для творчества, непредсказуемость, многозадачность. Считает «мурашки» во время мероприятия ключевым моментом во всем процессе работы над проектом.

«Тема «11 секунд» является актуальной. Этот мастер-класс с обширной практической базой и «фишками», которые мы успешно используем в нашей работе.Мастер-класс предназначен для всех, кто организует мероприятия и презентации продуктов у себя в компании – HR- и PR- менеджеры, кто работает в EVENT-индустрии или просто хочет начать карьеру в event-агентстве», отметил Сергей Горбачев.

Информационные партнеры: Afisha.uz, Gazeta.uz, Boomer.uz, Uzdaily.uz, «Новости Узбекистана» NUZ.UZ, PR.uz.

Новогодние разочарования

2

особенно чувствительны, потому что совпадают по времени с ожиданиями каких-то непременно празднично-подарочных чудес. Не случилось. Звонок в кассу Молодежного театра Узбекистана в разгар школьных каникул оказался как раз из разряда разочарований. Все билеты для взрослых и детей на дневные спектакли 7 января стоили по 20 тысяч сумов и накануне не были вопреки опасениям оказаться без места в зале, распроданы даже на треть!

Небывалый размах цены, которая еще в декабре 2016 года составляла от 6 до 10 тысяч в зависимости от ряда в зрительном зале, поставил в тупик. Так быть или не быть? Идти или оставить поход в действительно любимый театр на «когда-нибудь потом»? И еще – как определиться, кого и сколько из троих детей в семье «премировать» заветным билетом. Потому что купить сразу четыре билета (три – детям и один — маме или бабушке), оплатить дорогу всем в театр и обратно, не отказаться от сладостей и почти домашней выпечки в театральном буфете, купить программку и афишку с репертуарным планом — значит единовременно истратить 120 — 130 тысяч!

Новогодние разочарования

Не все, даже очень чадолюбивые родители могут это себе позволить. А это значит, что не все, даже очень примерные и послушные дети получат в качестве поощрительного приза возможность увидеть театральный спектакль. Грустно. И очень непедагогично, губительно в перспективе с моральной точки зрения объяснять своим и чужим детям, что, к сожалению, живут они в обществе неравных возможностей, разделенном на полярные группы сверх- и малоимущих семей. Но этот факт нашей действительности вовсе не совпадает с устремлениями и принципами руководства страны всемерно содействовать и обеспечивать гармоничное всестороннее развитие подрастающего поколения, делать достояния культуры во всеобъемлющем понимании этого явления доступными для всех.

Тогда что означает небывалый скачок цен? Ведь налицо конфликт интересов театра и зрителя, потому что в случае утверждения такой ценовой политики, например, даже на год, театр неизбежно потеряет очень существенную часть своей аудитории. И дело не только в этом, проблема гораздо глубже. Известно, что, если репертуар — лицо театра, то состав его аудитории и зрительские предпочтения — отражение этого лица. Вглядываясь в аудиторию, театр может увидеть себя, количественно и качественно оценить собственные творческие достижения. Опустевший зал такую возможность исключит, что грозит «творческой депрессией» труппы.

Чтобы разобраться в ситуации, вернее всего было бы побеседовать с кем — нибудь из администрации театра. Не повезло – директор находится на лечении. Но удалось все-таки выяснить, что цены на билеты утверждаются именно приказом директора исходя из особенностей текущего финансового положения театра, других привходящих объективных производственно-хозяйственных причин, в коллективе не обсуждаемых. Среди них – невыполнение в течение двух последних лет плана по реализации билетов. Непосвященному не просто трудно, а невозможно представить себе, например, банкротство государственного театра. Ведь театры как учреждения культуры в большинстве стран существуют за счет бюджетных ассигнований, муниципальных вложений, спонсорских отчислений. И не могут самостоятельно только за счет прибыли от реализации билетов обеспечивать постановку спектаклей, содержание труппы, здания и оплату платежей, обобщенно называемых «коммунальными».

Молодежный театр Узбекистана, исходя из поверхностных наблюдений и впечатлений, неофициальной информации, тяжело болен, к сожалению не сезонным гриппом. У коллектива практически нет никакой возможности зарабатывать собственными силами. Гастрольные спектакли не оплачиваются, а сами поездки (билеты на перелет или переезд, оплата гостиничных номеров и питания) обеспечиваются за счет театра; театр не сдает свои помещения в аренду, не предоставляет иных коммерческих услуг. Но при этом остро нуждается в ремонте, обновлении зрительного зала, замене старых изношенных неудобных кресел, техническом оснащении сцены, полноценном освещении фойе, обновлении фасада, ветхость которого особенно оскорбительно выделяется на фоне красочных афиш. Но все эти чудесные превращения не должны осуществляться за счет зрителей, потому что даже «заоблачные» цены на билеты не спасут хроническое бедствование, объяснимое разве что полным невниманием структурных подразделений министерства культуры и других ведомств, ответственных за развитие театрального искусства в стране.

Как оказалось, в молодежном театре Узбекистана еще хуже обстоит ситуация, сложившаяся с неожиданным кадровым дефицитом. То есть, уже в течение полугода у труппы нет художественного руководителя и главного режиссера! Какой театр может выжить, лишившись своих творческих «генераторов», способных мобилизовать весь потенциал таланта артистов, осуществить на сцене самые новаторские идеи, чтобы в итоге коллективного напряжения состоялось волшебное действо!

Наби Абдурахманов, Заслуженный деятель искусств Узбекистана, художественный руководитель молодежного театра с 1991 года сумел полностью перестроить репертуарную политику, вывел театр в число самых успешных в республике, познакомил с мастерством узбекских артистов публику ближнего и дальнего зарубежья. Признанием самобытности театра и таланта его исполнителей стало членство Молодежного театра Узбекистана в Международной Ассоциации детских и молодежных театров. Участие театра в ежегодном фестивале «Московские встречи» с восторгом принимали зрители российской столицы и с нетерпением ждали наши соотечественники, живущие там сегодня.

Кроме художественного руководителя, главного режиссера в театре де-факто нет и директора! Сейчас по болезни, а дальше, «ходят слухи» — и де-юре. И поэтому вся труппа сегодня живет не творческими планами, а ожиданиями финала! Как в трагикомедии. Что будет дальше, кто придет на образовавшиеся вакансии, вернее «кого пришлют сверху»? Даже не верится, что эта «фантасмагория» происходит в наши дни, что судьба состоявшегося, знаменитого своими постановками ТЕАТРА зависит как в самые застойные годы нашей истории от «мнения» чиновников. Одинаково отдаленных от проблем театра и интересов зрителей.

А между тем в коллективе, стабильном на протяжении многих лет, есть свои доверенные кандидатуры, способные и достойные стать и художественным руководителем, и главным режиссером, и директором. И если бы вопрос назначений решался выборами в самом коллективе, столь затяжного кадрового кризиса, наверняка, не было бы. Но кто же отдаст «на откуп» труппе то, что по определению доверено функционерам, к сожалению, как правило, малокомпетентным, но облаченным властью и безмерно амбициозным.

Тем большее уважение вызывают артисты театра, которые вопреки обескураживающим навязанным обстоятельствам продолжают работать, самостоятельно без творческих наставников восстанавливают спектакли, с аншлагом шедшие в прошлые годы, чтобы радовать своего зрителя. Например, «Волшебник изумрудного города», который состоится и в очередное воскресенье 22 января. Я обязательно поведу на этот спектакль свою пятилетнюю внучку, как когда-то давно приобщала к театру своих детей. Это не только и не столько традиция. Скорее осознание театра как школы жизни, которая формирует у зрителей, прежде всего юных, извечно ценные истинные представления о добре и зле, справедливости и сострадании. На образных примерах ненавязчиво учит готовности вовремя прийти на помощь, поделиться неделимым – то есть отдать последнее. Одна из важнейших функций театра — познавательная. Она находит свое подтверждение в желании зрителя непременно прочитать сказку, пьесу, книгу, по которым поставлен спектакль. Или посмотреть спектакль, сюжет которого уже известен после чтения литературы.

Посмотреть модную постановку, «сходить» на известного актера всегда имело и продолжает иметь статусное значение. Побывать на спектакле в Молодежном театре Узбекистана, переживающего сегодня кризис, «смутное» время – значит своевременно проявить солидарность с актерами в их стремлении отстоять свой театр, воздать должное признание коллективу за верность профессии, искусству и зрителям.

Ольга ШАКИРОВА

В Сурхандарье построят гелиостанцию за 100 млн долл.

0
В Сурхандарье построят гелиостанцию за 100 млн долл.

В Узбекистане подготовлен проект строительства гелиостанции мощностью 100 МВт, которую планируют расположить в Шерабадском районе Сурхандарьинской области.
Денежные средства на возведение гелиостанции выделит ГАК «Узбекэнерго». Оставшаяся сумму в 100 млн. долл. будет получена в виде кредита от банка АБР.

Паспорт Узбекистана занял 70-ю строчку рейтинга Passport Index

0
Паспорт Узбекистана занял 70-ю строчку рейтинга Passport Index

Портал Passport Index опубликовал глобальный рейтинг паспортов — Global Passport Power Rank 2017, в котором представлены 199 стран. Всего в списке 95 позиций.

Чем больше государств гражданин страны может посетить без визы, тем выше рейтинг его паспорта. Лидером стала Германия, гражданство которой позволяет свободно посетить 157 государств. Всего на единицу (156 государств) отстают Швеция и Сингапур, разделившие второе место списка. По 155 стран доступны жителям Дании, Финляндии, Франции, Испании, Швейцарии, Норвегии, Великобритании и США.

Последнюю строку списка занял Афганистан, жители которого могут свободно посетить 23 государства.

Паспорт Узбекистана в рейтинге Passport Index стоит на 70-й позиции. На той же строчке оказались Гвинея, Кот Д\’Ивуар и Таджикистан. Для граждан этих стран открыты 54 государства.

Анна Ним.

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
8,080ПодписчикиПодписаться