Взрыв прогремел в среду днем в столице Афганистана Кабуле. В результате погибли не менее 26 человек, еще 52 ранены, сообщают Al Jazeera и Tolo News.
По словам врачей, не менее пяти пострадавших находятся в критическом состоянии, так что число жертв может еще возрасти. Ответственность за теракт взяла на себя запрещенная в России террористическая группировка «Исламское государство»*. Об этом сообщает SITE Intelligence Group, которая отслеживает активность террористов в социальных сетях.
Организация ссылается на заявление террористов, опубликованное подконтрольным им информресурсом Aamaq. В нем сказано, что целью нападения были «шииты, празднующие Навруз».
По данным СМИ, взрыв произошел в районе, где расположены Кабульский университет и больница. Также поблизости находится одна из шиитских религиозных святынь, которые верующие традиционно посещают во время празднования Навруза.
Незадолго до трагедии в районе прошло массовое праздничное мероприятие. Позднее террорист-смертник привел здесь в действие бомбу. В настоящее время место происшествия оцеплено полицией.
Атаку в Кабуле прокомментировал президент Афганистана Ашраф Гани. Он осудил нападение и выразил соболезнования семьям погибших.
21 марта рэп-исполнитель Достонбек Исламов, выступающий в качестве артиста лейбла Black Star под псевдонимом MC Doni, представил свой новый клип.
Как мы писали ранее, видео снималось в Бухаре, на фоне известнейших достопримечательностей. Целью съемок было привлечь туристов в Узбекистан, показав им красоту города с новой стороны.
Новый клип называется «Джин». Однако, вопреки названию, речь в нем идет не об одноименном спиртном напитке, а о джинне из восточных сказок. В основу сюжета легла «Волшебная лампа Аладдина». Роль джинна исполняет сам MC Doni, а узбекскую красавицу сыграла Софья Орлова.
Артист, появившийся из лампы, гуляет по Бухаре, попутно исполняя желания всех, кого встречает. В клип включены также национальные танцы.
Режиссер клипа — Рустам Романов, оператор — Антон Тихонов. Съемки велись при поддержке Госкомтуризма Узбекистана, Союза молодёжи Узбекистана и хокимията Бухарской области.
5 мая профессиональный боксер Азизбек Абдугафуров проведет в Ташкенте свой очередной поединок. Наградой победителю станет чемпионский пояс WBC.
Несколькими днями ранее, 17 марта, Абдугафуров одержал свою десятую победу в профессиональном боксе. В Малайзии он вышел на ринг против Альфонсо Тисса из ЮАР. Несмотря на то, что бой оказался сложным и продлился восемь раундов, узбекистанец сумел остаться победителем.
Подробности матча, назначенного на 5 мая, пока неизвестны. «Промоутеры стараются, чтобы предстоящий бой был за чемпионство. Планирую одержать победу и порадовать болельщиков», — приводит слова боксера SPORTS.uz.
В этот же день на ринг в Ташкенте выйдет еще один боксер из Узбекистана, обладатель пояса World Boxing Council Silver Кудратилла Абдукаххаров.
Впервые в Узбекистане, накануне весеннего праздника «НАВРУЗ», в Ташкенте состоялся Международный конкурс MISS UNION FASHION 2018 среди стран Азии, Африки и Европы.
Конкурс, который прошел 20 марта в галерее моды «Заркайнар» , был организован основателем проекта Miss Union, а так же основателем и дизайнером компании Gulnara Fashion Гульнарой Мухамедовой. В организации конкурса принимали участие известный азербайджанский модельер, заслуженный деятель искусств Фахрия Халафова, а также Айдархан Калиев (Казахстан), Майя Арчвадзе (Грузия), Бахтиёр Якубов и Дильноза Умирзакова, оба из Узбекистана.
Проект охватывает несколько направлений. По замыслам организаторов, основная цель конкурса — способствовать росту имиджа Узбекистана в сфере моды, ознакомление с культурой и традициями всех стран, дизайнерских работ и выявление талантов, и привлечения иностранных туристов.
Национальным директором конкурса является директор ташкентского модельного агентства NMODEL Agency Зиёда Низамбаева, а мультинациональным директором по Европе и Африке – Бруно Далто (Милан, Италия).
Поддержку конкурсу оказали Посольство Республики Азербайджан в Узбекистане и Азербайджанский культурный центр имени Г.Алиева.
Miss Union – это объединение красавиц из разных стран, представляющих свою культуру и традиции в современном стиле в сочетании с элегантностью. Участницы конкурса имели возможность представить свою страну как совокупность традиций, красоты и дружелюбия. И поэтому главным девизом конкурса стал слоган: «Красота спасет мир».
В финале девушки должны были выгодно представить не только эффектные внешние данные, свой внешний образ, знания и представление о национальной культуре, моде, но и другие возможности своего таланта: от игры на музыкальном инструменте до умения ходить по подиуму продемонстрировать свои интеллектуальные способности. Именно по этим параметрам жюри оценивало конкурсанток.
А в состав жюри входили известные люди и именитые дизайнеры: Джамиля Шермухамедова, член совета комитета женщин при кабинете Министров Республики Узбекистан, Гульнара Мухамедова, основатель проекта «Мисс Юнион”, Дильноза Умирзакова — владельца дома Моды Anor Atelier, Руслан Молдабаев — ведущий дизайнер из Казахстана, Фахрия Халафова — дизайнер, модельер из Азербайджана, дизайнер ювелирных ручных работ из Грузии Майа Арчвадзе и Мустафа Йуз Баш – Турция.
Конкурс начался с парад-алле участниц с флагами своих стран, сразу же после этого прошел творческий конкурс, где девушки показали танцевальное и музыкальное искусство. В последние годы узбекские национальные ткани пользуются большим спросом в Европе. Это было продемонстрировано на дефиле коллекции азербайджанского дизайнера Фахрии Халафовой, которая представила свои наряды именно из узбекских шелков.
Конкурсантки сразились в еще одном конкурсе — интеллектуальном, а затем провели дефиле с участием Айдархана Калиева ведущего дизайнера из Казахстана. Заключительное дефиле и награждение прошло в вечерних платьях от «Анор Ателье» Дильфузы Умирзаковой.
По итогам конкурса Гран-при завоевала представительница Казахстана Жания Сайитджапар, титул 1-й Вице Мисс достался Сагдиане Рамизовой из Узбекистана, 2-й Вице Мисс стала Фулден Човушоглу из Турции и 3-й Вице Мисс — Лаура Иконому-Михайлова (Греция).
Кроме жюри, свои предпочтения высказали и присутствующие в зале зрители, заполняя розданные им анкеты голосования. Зрители отдали свои симпатии представительнице Таджикистана Мукаддас Беркиновой, которая получила титул Miss Audience.
Одновременно проходило онлайн-голосование в соцсетях на фейсбуке и Инстаграмме, где выбор оказался в пользу Кристины Керимовой, представлявшей Татарстан. Помимо титула Miss Online, Кристина стала также Miss Photomodel.
Уроженка Луганска Екатерина Дорошенко, представлявшая Украину, решением жюри удостоена титула Miss Charisma, Айгулина Халитова (Башкортостан) — Miss Charm, Анна Климова (Россия) — Miss Sport, Мэй Ким (Корея) — Miss Fashion, Лала Мамедова (Азербайджан) — Miss Kindness (Мисс Доброта), Алиса Шеникер (Израиль) — Miss Commonwealth (Мисс Дружба народов).
В рамках конкурса MISS UNION FASHION 2018 конкурсантки совершили поездку в Самарканд, где участницы и гости посетили историческое кладбище Шахи-Зинда и возложили цветы на могилу первого президента Ислама КАРИМОВА.
Напомним, что первый конкурс Miss Union FASHION 2016 был проведен в столице Азербайджана, городе Баку. И как заявили организаторы, конкурс масштабный и на следующий год его планируется провести в Самарканде в одном из древних но вечно молодом городе.
Побывавший в 1885 году на Нижегородской выставке российский император выразил желание устраивать подобные смотры во всех губерниях и местностях страны. Откликнувшись на это, члены Туркестанского отдела Российского общества садоводства решили осуществить высочайшую волю и уже в сентябре следующего года провели в Ташкенте объединенную выставку сельского хозяйства и кустарных изделий. Она состоялась в городском саду, украшенным специально сооруженными павильонами и навесами и декорированным оранжерейными растениями из личной коллекции генерал-губернатора.
Вокруг центрального павильона по окружности расположились под навесами кустари Ташкента и Самарканда. Именно этот отдел, по общему мнению устроителей и посетителей, стал одним из наиболее интересных на выставке. Именно здесь можно было видеть, в каком направлении развивается кустарное производство двух больших производственных и промышленных центров Туркестанского края.
Самарканд выставил на всеобщее обозрение сухофрукты, среди которых особо выделялись черный и желтый инжир, два сорта фальгарского урюка без косточек – гулям и гуштак, а также миндаль и гранаты, разнообразные фрукты и кандалат (лакомства). Представлен был и виноградный спирт (еврейская водка). Особо следует сказать о знаменитом самаркандском изюме, экспонированном в различных вариантах: абдюш-моска, сояги-кишмиш, вассарга и офтоба.
Ташкентские кустари обратили на себя внимание прекрасными ювелирными изделиями, оригинальными портсигарами, чайными ложками и самоварами. Особо следует отметить, что мастера эти заслужили всеобщее внимание своим стремлением стать на один уровень с русскими ремесленниками. И нет сомнения, как писал в своем обозрении известный ташкентский журналист, что уже довольно скоро местные кустари сравняются с россиянами в мастерстве.
А так как жизнь узбеков и таджиков-ремесленников значительно дешевле жизни русских мастеров, да и потребности их гораздо скромнее (ибо тяга к спиртному не поглощает у них половину заработка), то они производят и продают свои изделия намного дешевле, чем их славянские коллеги.
В этом же отделе выставки ташкентские умельцы выставили на обозрение платяные и сапожные щетки, а также расчески (усто Нур-Магомет-хан), ранцы для гимназистов, седла, подпруги и кожаные ведра (утсо Магомет-Мусин), красивые и изящные фонари (усто Касим Даудов), железные и медные чеканные изделия (усто Ишанханов). Весьма привлекательным выглядел туалетный столик из орехового дерева с зеркалом, изготовленный Мутал-баем. Кстати, это было первое в Туркестанском крае зеркало, изготовленное местным ремесленником из местного же стекла. Этот же усто представил и другие свои изделия, прежде всего, рамки для картин.
Другой кустарь из Ташкента выставил на обозрение публики…русские сундуки. Для непосвященного читателя замечу, что местные жители в быту не имели никакой мебели и потому ее с успехом заменяли сундуки. В последней трети XIX века в Туркестанский край из России завозилось огромное количество этих изделий, пользовавшихся здесь широким спросом. Потому вполне естественно, что местные мастера, поняв свою выгоду, быстро перенимают мастерство изготовления этого товара, всегда пользующегося спросом.
Посетители выставки высоко оценили мастерство Аббас-хана Ташмагометова, который представил на обозрение высокие офицерские сапоги тонкой работы с калошами и шпорами. И, как заметил, рецензент, этот усто уже стал опасным конкурентом для русских сапожников. Под стать ему еще один ташкентский кустарь по имени Мирзабай Обидов, изготовивший мебельный набор: комод из чинарового дерева, буфет и письменный стол из дерева орехового.
Местные умельцы представили и несколько моделей двухэтажных домов русского образца, сделанных из ганча и извести. А также домов местных жителей, сделанных очень искусно и схожих с действительностью. Модели были настолько удачными, что посетители выставки предложили поместить их в ташкентский музей.
Еще одним свидетельством об умении местных мусульман быстро перенимать все новое могло бы служить изображение лошади и оленя, сделанное Тохта-Садыком Ходжаевым из алебастра. Примечательно, что мастер при этом не пользовался никакими скульптурными инструментами, обходясь лишь простым ножичком…
Обходя длинный ряд всевозможных мастерских ташкентских ремесленников. Посетитель выставки словно оказывался на своеобразном азиатском базаре. Здесь можно было увидеть ткачей маты с их незамысловатыми. Первобытными станками, маляров, сапожников, производителей деревянных изделий (решеток, дверей, потолочных палочек васса), плотников, токарей, гончаров, седельников. Вышивальщиков шелком по коже и сукну, ювелиров медников и прочих кустарей.
Отдельно помещались шелкоразмотные станки местной конструкции, принадежавшие усто Рахматулле Хакназарову, лучшему производителю тканей в Ташкенте. Заслуга этого мастера в том, что устроив свою мастерскую около полутора лет назад, он сумел повести дело с умом и толком. Не придерживаясь слепо рутинных и примитивных методов шелкомотания и выделки канауса, Рахматулла, частью по собственному соображению, частью основываясь на виденных им русских образцах, ввел в своей мастерской много улучшений и новых приспособлений. Его шелкоразмотные станки, приведенные в действие, постоянно привлекали много публики. А рядом, в отдельной палатке, были выставлены образцы его изделий: канаусы и шелковые платки. Особенно хорош был белый канаус, сразу же нашедший своих заказчиков и покупателей.
Навес с базаром ташкентских кустарей оканчивался мусульманской пекарней. Пекарь-нонвой изготовлял здесь и продавал горячие лепешки. А рядом бойко шла торговля дынями, арбузами, виноградом и гранатами. Расположенные тут же чайхана и лавки с разнообразной съестной снедью к вечеру привлекали большое число посетителей, причем не только узбеков, таджиков, казахов, туркмен и цыган, но и русских, благодаря крайней дешевизне своих кулинарных изделий.
За двадцать копеек здесь можно было плотно пообедать азиатскими блюдами: шурпою, пловом, каурдаком, мантами и вдоволь напиться вполне приличным чаем. Сюда шли все, кому не по средствам был настоящий буфет, или кому неудобно было заходить туда. Так, например, учащиеся училищ и гимназий находили в этой чайхане полную возможность удовлетворить потребность своего молодого желудка.
А на площадке, в самом конце этого импровизированного базара, возвышалась небольшая башенка в виде минарета. Отсюда раздавались громкие звуки карная и сурная, под музыку которых плясали мальчики-танцоры.
Ташкентская выставка показала, что Туркестанский край в последние годы значительно продвинулся вперед в своем экономическом развитии. У местного населения возникли новые отрасли кустарного труда и новые для края производства, такие, как выделка струн из бараньих кишок, кровельного толя, гидравлического цемента, черепицы, бумажного полотна и новых растительных масел. Некоторые местные умельцы продемонстрировали публике значительный рост их умственного движения. Так, например, некий Падша Юсупов выставил на всеобщее обозрение два земных полушария с надписями на персидском языке, а усто Шамахмуд Ходжинов мастерски сделанные прописи.
Проведенная выставка еще раз убедительно доказала, что местные жители весьма охотно учатся и быстро перенимают у русских все, что им кажется полезным и практичным. Это касается не только сельского хозяйства: посева новых для Туркестана культур американского хлопка, табака, европейских сортов плодов, конопли, кукурузы и таких овощей, как томаты, картофель и капуста. Прогресс коснулся технических и даже кустарных промыслов, прежде всего таких, в которых, казалось бы, должна была крепко держаться рутина. К чести местных жителей следует сказать, что они весьма старательно и быстро перенимают мастерство и технические приемы европейцев, дотоле им совершенно неизвестные. Уже и теперь они стали довольно опасными конкурентами русских мастеров. Но когда-нибудь они вполне могут превзойти своих учителей и тогда русские мастера окажутся в таком же положении, как американские ремесленники в Калифорнии при конкуренции с китайскими переселенцами.
Банды насильников отличаются от шаек педофилов: они функционируют почти как террористические сети, используя те же самые методы.
Я — одна из выживших жертв банды извращенцев из Ротерема. Я называю себя так потому, что все еще жива. И вовлечена в крупнейшее в Великобритании расследование сексуального насилия над детьми.
Когда я была подростком, меня возили по разным домам и квартирам, находившимся над ресторанами готовой еды на севере Англии, там меня избивали, пытали и насиловали — это повторялось более ста раз. Во время побоев меня обзывали «белой шалавой» и «белой cучкой».
Они ясно давали понять: поскольку я немусульманка и не девственница и поскольку не одеваюсь «скромно», я, по их мнению, заслуживаю «наказания». Они говорили, что я должна «повиноваться», или меня ждут побои.
Страх быть убитой и угрозы, которые они обещали выполнить в отношении моих родителей, около года не позволяли мне от них сбежать. От полиции я не получала никакой помощи.
В то время как я пишу эти строки, СМИ сообщают о том, что мусульманским группам по всей стране были разосланы письма с объявлением общенационального дня «Накажи мусульманина»; одновременно с этим лидеры движения «Британия на первом месте» (Britain First) были признаны виновными в травле, усугубленной религиозными мотивами.
В континентальной Европе конфликт, связанный с иммигрантами и беженцами, подпитывается рассказами женщин, изнасилованных мигрантами. Люди призывают к яростному наступлению на «всех мусульман без исключения» и объявляют «войну исламу».
Каждый день мы наблюдаем многочисленные проявления исламофобии и ненависти в онлайн-пространстве, равно как и нападения на отдельных людей. В ответ антифашистские группы и «крайние левые» устраивают собственные насильственные атаки на группы, которые, по их мнению, включают в себя «белых расистов» или «нацистов».
Как человек, не понаслышке знающий о жизни банды насильников, могу с уверенностью сказать вам: едва ли что-то из упомянутого может повлиять на поведение извращенцев. Как и террористы, они твердо верят в то, что совершаемые ими преступления оправданы их религиозными убеждениями.
Скорее наоборот, растущие антимусульманские настроения, вероятно, только укрепят насильников в их убеждениях и подтолкнут к фундаментализму, извращенному насилию и терроризму рядовых представителей мусульманской молодежи. Товарищество, протекция, деньги и престиж, которые предлагают эти группы, делают их крайне привлекательными. Как тревожно это ни звучит, но целый ряд молодых людей, с которыми я разговаривала, шутили, что «цель их жизни» — в том, чтобы стать бандитами и отправиться за решетку.
Проблему преступности банд насильников можно оценивать по-разному, но она достаточно велика, чтобы служить оправданием серьезной озабоченности граждан страны — не только ввиду тяжести преступлений, но и учитывая степень террора и угрозы для жизни. Эти преступники действительно рушат жизни, семьи и общины. Не говоря уже о тех, кто погиб от их рук.
По словам экспертов, банды насильников и шайки педофилов — не одно и то же. Крайне важно, чтобы центральное правительство усвоило эту разницу и могло помешать преступной деятельности этих групп в будущем.
В ноябре 2017 года шведское правительство провело совещание, на котором постановило, что «сексуальное насилие используется в качестве метода терроризма», и как таковое оно было признано угрозой национальной безопасности Швеции.
Таким образом учитывалась связь, которая существует между терроризмом и изнасилованиями, совершенными бандами исламистов. Звучали призывы к образовательным инициативам по противодействию экстремизму. По-моему, это вполне адекватный и разумный ответ правительства.
Вовлечение молодых людей в преступные банды не обходится без значительной доли религиозно-идеологической обработки. Религиозные идеи о чистоте, девственности, скромности и послушании доводятся до такой крайности, что чудовищное насилие превращается в норму. Меня учили этому в рамках понятия «отчуждения».
«Мусульманские девушки хорошие и чистые, потому что они благопристойно одеваются, прикрывают лодыжки, запястья и область промежности. Они остаются девственницами до замужества. Это наши девушки.
Вы, белые девочки и немусульманки, плохие, потому что одеваетесь как шлюхи. Вы выставляете напоказ изгибы своих тел (демонстрировать бедра значит напрашиваться на „это»), и поэтому безнравственны. Белые девочки спят с сотнями мужчин. Вы — другие. Вы бесполезны и заслуживаете того, чтобы вас насиловали».
Это ненавистное религиозное лицемерие потрясает людей до глубины души. Но оно далеко не единственное в своем роде. Мой главный обидчик, избивая меня, приводил цитаты из Корана. Однако почти идентичные строки (о том, что девственниц, которые не кричат, когда их насилуют, следует до смерти забивать камнями) мы находим и в Библии.
Проблема — не в самом тексте, а в том, как интерпретируется его смысл. На самом деле можно перечислить множество случаев использования библейских цитат для оправдания ужасных и несправедливых человеческих деяний, например, порабощения африканских народов, антисемитизма и насилия в отношении людей ЛГБТ+.
Все основные мировые религии, включая индуизм и буддизм, в какой-то момент соотносились с крайними нарушениями прав человека: будь то в отношении мужчин, женщин или детей.
Я испытала на себе ужасающее, оправданное религией сексуальное насилие и пытки — и потому убеждена, что нам необходимо воспринимать религиозный экстремизм как потенциальную опасность, так чтобы мы могли защитить от него людей.
Правда, когда Томми Робинсон и его последователи сосредотачивают свое внимание на религии в целом, опираясь лишь на жестокие толкования некоторыми людьми некоторых строк писания, все это, мягко говоря, бесполезно. Я не способна увязать многие из его религиозных теорий и домыслов со своим реальным жизненным опытом.
Большинство знакомых мне бывших жертв насильников резко осуждают направленную на ислам ненависть, а протесты Лиги английской обороны вызывают у нас чувство неловкости. Разумеется, мы не хотим беспорядочных атак на «всех мусульман». Вы не можете вылечить зло еще большим злом. Свободно мыслящие люди, подобные Назиру Афзалу, который является мусульманином и выходцем из Пакистана, с этим согласны, и многие подходят к этим вопросам невероятно милостиво.
Меня как жертву банды насильников Ротерема уверяли в том, что службы защиты детей в большинстве районов работают в усиленном режиме, что ведется активное преследование правонарушителей. Но, к сожалению, не были предприняты даже профилактические меры.
Я была свидетелем того, как старшие члены банды обхаживали других молодых людей, склоняя их к преступности. Эти методы очень схожи с теми, что используются при вербовке террористами: молодых людей заверяют в преданности, обращаются к ним на эмоционально заряженном языке («брат», «братан», «дружище») и обещают богатство и славу, потом унижают, контролируют посредством вины и стыда, учат обращаться с оружием и прививают ненависть к непосвященным и страх перед ними.
И в то же время они продолжают убеждать этих молодых людей в том, что они должны находить девочек и совершать над ними надругательства.
Преступные банды насильников находятся под защитой религиозного экстремизма. Как и Швеция, мы должны официально признать это и работать над обузданием проповедников экстремизма, находить противоположные религиозно-идеологические установки и рассказывать о них, просвещать людей в вопросах полового экстремизма и учить их качественному общению с учетом тех уроков, которые мы извлекли из программы Prevent и Channel. Нам нужен осторожный, продуманный подход, который уважает права каждого человека.
Они улетели из Узбекистана потрясенные фантастическим приемом, солнечным Ташкентом, его добрыми, отзывчивыми и очень светлыми людьми, получив заряд положительных эмоций и невероятного тепла. Для узбекистанцев же их совместное выступление стало главным событием ушедшего лета.
А я была потрясена, впервые увидев их «вживую» в кулисах ГАБТа имени А.Навои: высокие, красивые, удивительно гармоничные, они держались за руки, и, не замечая никого вокруг, глядели друг на друга. Каждый их жест, каждое мимолетное прикосновение и поворот головы говорили о глубоких чувствах. Он держал ее за руку и был счастлив. Она тоже. Они – тот самый случай, когда без любимого человека невозможно дышать. Достаточно было взглянуть на них, чтобы понять, что такое – истинная любовь и настоящее счастье. Не случайно Анну Нетребко и Юсифа Эйвазова называют одной из самых красивых артистических пар. Они покоряют своей невероятной энергетикой и оптимизмом, лучезарностью и жизнерадостностью, а совместные выступления этой звездной пары, всегда приковывают к себе пристальное внимание как самой взыскательной публики, так и любителей оперного искусства во всем мире.
Впервые Анна и Юсиф встретились в Риме весной 2014 года. Оба были заявлены на афише оперы «Манон Леско» Джакомо Пуччини. Он – ни кому неизвестный тенор. Она – лучшее сопрано планеты, с которой крупнейшие дирижеры мира – Валерий Гергиев, Зубин Мета, Сэйдзи Одзава, Колин Дэвис и многие другие — считают за честь работать. Ее гастроли расписаны на много лет вперед, ведь она желанная гостья на главных оперных сценах Вены, Зальцбурга, Лондона, Лос-Анджелеса, Мюнхена… Она пела в спектакле «Анна Болейн» Доницетти, который транслировался на нью-йоркских площадях, Таймс-сквер и Джози-Робетрсон-плаза… Она стала первой среди музыкантов из мира классической музыки, кто попал в список «100 самых влиятельных людей в мире» по мнению «Time», а другой известный журнал «Музыкальная Америка» назвал ее «Музыкантом года». Наконец, Анна Нетребко народная артистка России, лауреат Госпремии. Словом, Primadonna Assoluto.
– А кто закрутил ваш роман? — спрашиваю у Юсифа.
Юсиф Эйвазов: Она (смеется). Если бы с ее стороны не было флюид, подобным позывным «азбуки Морзе», то я бы никогда не осмелился. Анна Нетребко – мировая звезда, красавица, роскошная женщина!!! Ну, зачем ей какой-то несчастный тенор?! Зачем?! Даже тот, который к тому времени уже начал делать карьеру? Ведь сколько в мире красивых теноров!
– Тем не менее, в Юсифе Эйвазове Анну Нетребко вначале «зацепил» голос. Красивый, сильный голос. Не случайно же на постановку «Манон Леско» именно вас выбрал великий итальянский дирижер Риккардо Мути. Скажите, встреча с Анной вас изменила?
Юсиф Эйвазов: Конечно. Она сделала меня сильнее, она сделала меня увереннее. Любовь такой женщины не может не изменить. Скажу больше, встреча с моей любимой Анютой – это самый роскошный подарок, который сделала мне в жизни судьба. Я влюбился в нее, когда услышал ее голос и узнал, что она за человек. Анечка умеет щедро вдохновлять, поддерживать, утешать. Рядом с ней я чувствую себя самодостаточным. Но самое главное – мы любим и счастливы в этой своей любви, обретя спокойную семейную жизнь. Мы оба люди не сложные, у нас одинаковые взгляды, и вообще мы очень похожи. Поэтому часто удивляемся, как же раньше мы жили друг без друга.
– А Тьяго – сын Анны от уругвайского оперного певца Эрвина Шротта – понимает, кто вы?
Юсиф Эйвазов: Конечно. Он знает, что я его приемный папа. И, несмотря на то, что у него есть отец, называет меня папой. У меня прекрасные отношения с Тишей. Он полностью мне доверяет, и слушается меня беспрекословно. Я целиком занимаюсь его воспитанием.
– Недавно на своей странице Instagram вы опубликовали фотографии с Тьяго, подписав их «Мое счастье»…
Юсиф Эйвазов: И это абсолютная правда: Тишка – мое счастье и мой самый дорогой человечек. Признаюсь, никогда не думал, что смогу полюбить чужого ребенка. Наша первая встреча произошла в Вене в аэропорту. Он тогда был после болезни и вышел ко мне маленький-маленький и очень уставший. Помню, как я взял его на руки, и с того момента мы стали родными людьми. Я его очень люблю. Так же, как и он меня. Тиша чудесный, ласковый и умный мальчик. Мы с Анечкой очень скучаем по нему, когда приходится надолго разлучаться. Ну а когда мы вместе, то обожаем проводить втроем наше время – ходить по музеям, кататься на велосипедах, читать любимые книги, смотреть видео… В общем, мы трое – дружная и чудесная семья, и это самое главное наше достояние в жизни. Наш дом – наша крепость и наш надежный тыл.
– Поэтому сегодня вы предпочитаете чаще петь вместе, если учесть, что билеты на ваши совместные выступления раскупают за первую неделю продаж, не так ли?
Юсиф Эйвазов: Безусловно, нам так не хочется расставаться, разъезжаясь в разные страны из-за контрактов. И потом работать вместе не только приятно, но и выгодно. Мы очень любим свою работу, приносящую не только радость, но и деньги. И сегодня мы имеем немало предложений для нас двоих, хотя в реальности получается примерно пятьдесят на пятьдесят. Например, прошлым летом мы пели с Анечкой «Аиду» в Зальцбурге — одну постановку, но в разных составах. «Метрополитен-Опера» предложила мне «Ломбардцы» в этом году. Есть у меня «Андре Шенье» в Праге, позже этот спектакль будет в «Ла Скала» и в Вене, а также «Мадам Баттерфляй» на «Арене ди Верона». А вот на следующий год мы будем вместе с Аней петь на Зальцбургском фестивале в «Пиковой даме», в этом же спектакле, который будет ставить Римас Туминас, мы должны участвовать и в Большом театре. Есть предложения и от маэстро Гергиева спеть в Мариинском театре. И это радует.
– У вас есть любимая площадка, где вам самим больше всего нравится выступать?
Юсиф Эйвазов: Я бы назвал Большой театр. Анна Нетребко: А я бы ничего не назвала. Не хочу петь в одном месте.
– А что вы чувствуете, когда находитесь вместе на одной сцене?
Юсиф Эйвазов: На сцене мы, прежде всего, коллеги и ничего больше. На этот момент мы забываем, что мы семейная пара. Анна Нетребко: И это правда. В спектакле Юсиф мой партнер, и мне, в первую очередь, нужно от него качество исполнения, которое я и получаю. Он – великолепный певец. У него и энергетика потрясающая. Но пою я с мужем точно так же, как с любым другим партнером, несмотря на то, что Юсиф – мой любимый человек, однако в спектакле мы творческие единицы. То, что мы поем вместе – это здорово, и нам очень повезло потому, что у нас голоса очень хорошо сочетаются, и театры нас охотно приглашают.
Юсиф Эйвазов: Знаете, петь с Анечкой мне комфортно и радостно. Я уже давно пережил стресс, который испытывал, когда выходил на сцену с одной из лучших сопрано мира. Поначалу ее поклонники недоумевали, ведь раньше она блистала с Роландо Вилазоном и другими звездами, а тут вдруг начала появляться с неизвестным им певцом. Откровенно скажу, для меня это было непростое время, но теперь все волнения в прошлом.
– Вам легко играть на сцене в любовь?
Юсиф Эйвазов: А мне и не нужно ее играть, когда рядом со мной Аня. Поцелуи у нас настоящие, объятия тоже. Мы не притворяемся, все выглядит гораздо правдоподобнее. Ни в коей мере не хочу обидеть других исполнительниц, с которыми выступаю, но с ними все получается немножко иначе.
– Анна, вы постоянно поете в разных городах по всему миру, многие фанаты ездят слушать вас в Милан, Вену, Зальцбург или Париж. А на каком языке вы думаете, когда поете на языке оригинала оперы итальянских, немецких или французских композиторов?
Анна Нетребко: На русском, конечно. Я же русская, а с тех пор как у меня появился русскоязычный муж, жизнь стала совсем русской (улыбается).
– А как вы настраиваетесь на ту или иную оперную партию?
Анна Нетребко: Все очень просто. В день спектакля нужно поменьше болтать и копить эмоции. Мозги должны быть сконцентрированы только на выступлении, и если они в течение дня находились в растрепанных чувствах, на спектакле не собраться – и это нехорошо.
– Практически все ваши крупные партии будь то Манон, Аида или Лючия требуют колоссальной отдачи сил – как физических, так и эмоциональных. Как вы проводите день после спектакля?
Анна Нетребко: Как правило, на следующий день после спектакля я ничего не делаю, просто лежу и считаю мух на потолке. Поверьте, усталость сумасшедшая. В эти дни я стараюсь ни с кем не общаться. Иначе могу быть «противненькой». Чтобы побыстрее выйти из депрессии, я часто занимаюсь шопингом. Если у меня много денег, то хожу в дорогие магазины, мало – в дешевые.
– Говорят у вас невероятные заработки…
Анна Нетребко: Неправда! Это один из очередных мифов. Кстати, с приходом Юсифа в нашу с Тишкой жизнь, в семье, наконец-то, появились деньги. Моя голова совершенно не устроена для решения финансовых вопросов. А Юсиф в этом плане молодец.
– А что вы еще любите, помимо покупок?
Анна Нетребко: Почитать любимого Акунина, послушать рэп или сходить в ресторан. Любимая кухня у меня по-прежнему русская.
– Листая ваш Instagram, нельзя не заметить, как вы ломаете классический образ оперной дивы: отказываясь изображать недоступную небожительницу, искренне пишите в социальных сетях о себе, своих заботах, почему? Вам не нравится образ кумира?
Анна Нетребко: Я никогда об этом не задумывалась. Но моя жизнь, к сожалению, настолько на виду, и я ничего не могу с этим поделать. Лучше я сама скажу, чем за меня придумают. Поэтому у меня есть своя страничка и в Instagram, и в Facebook, где я публикую фотографии и пишу, что я делаю, чтобы люди это видели, читали и не придумывали за меня разные байки.
– Кстати, ваши посты всегда очень позитивные: вы щедро делитесь радостными моментами вашей жизни с поклонниками.
Анна Нетребко: А зачем грустные или негативные посты? Мои подписчики в основном женщины, и почти все – русские. Естественно, они смотрят, как я улыбаюсь, и сами становятся радостными. Я же выставляю то, что вижу. Жизнь очень интересная. Она насыщена разными событиями! И люди мне пишут: «Мы учимся у вас жить». Им и так живется сегодня непросто. Еще и мы начнем жаловаться. А им нужен позитив. И они его от нас ждут. Мне приятно читать их комментарии со словами благодарности за свет и надежду, которые мы им дарим. И это важно.
– Известно, что вы можете потратить большую сумму денег, чтобы купить, к примеру, платья своим поклонницам в подарок.
Анна Нетребко: Это правда. Я человек щедрый и Юсиф такой же. Мы оба последнюю рубаху готовы отдать, лишь бы выручить человека! Правда, в отличие от меня, мой замечательный муж может держать семейный бюджет. К тому же он очень хороший организатор, причем, во всем, он все держит в своих руках.
– А Юсиф делает вам подарки?
Анна Нетребко: Конечно. Он же восточный мужчина, который хочет видеть свою женщину в красивых украшениях. И их у меня сейчас очень много. Причем все эти роскошные ювелирные изделия от него.
– Юсиф, расскажите, какая Аня дома, ведь ее называют «генералом на шпильках»?
Юсиф Эйвазов: Ничего подобного! Дома она совсем другая. Кроткая. Никакой генеральши. Она замечательная жена. У нас все держится на взаимоуважении. Если она не права, она всегда скажет: «Прости, была не права». Так же и я.
– Дома вы говорите о музыке, пении, прошедшем спектакле или концерте?
Анна Нетребко: Нет. Наша работа заканчивается на работе. А дома мы готовим, смотрим кино, наслаждаемся жизнью. Музыка занимает в нашем семейном гнезде второстепенное место. Я знаю пары, которые дома говорят только о музыке. Возможно, им это нравится. Возможно, это здорово. Но не для меня. Юсиф, как и я, никогда не поставит работу выше интересов семьи, потому что семья – это самое важное в жизни. Юсиф Эйвазов: Совершенно верно. Семья – это самая основная ценность, это все вечное и стойкое, все то, что помогает пережить очень многое в жизни.
– И последнее. В Instagram Анна опубликовала пост о поездке в Ташкент, где написала, что вам обоим очень не хотелось уезжать из солнечной столицы Узбекистана.
Анна Нетребко: Это правда. За два неполных дня пребывания в Узбекистане мы получили столько тепла, что оно греет нас и сегодня.
Юсиф Эйвазов: Поэтому спасибо Ташкенту! Это была фантастическая поездка! Мы обязательно вернемся! И это еще не все. Мы с Анечкой поздравляем всех дорогих узбекистанцев со светлым праздником! Входите в Навруз с душой и счастье забирайте с собой! Пусть он принесет благополучие, успех, даст новые силы для достижения самых дерзких целей, оправдает надежды и сохранит ваш неиссякаемый оптимизм!
Беседовала Инесса ГУЛЬЗАРОВА, музыковед. Фото из личного архива артистов.
20 марта в столице состоялся массовый забег в рамках проекта Navro’z Marafoni-2018, организованного в этом году в первый раз. Накануне Навруза все желающие получили возможность попробовать свои силы на трех дистанциях: 2018 метров, 3000 метров, а также в полумарафоне (21 км 97,5 метров).
Несколько тысяч человек, в том числе и бегуны-паралимпийцы, пробежали по центру Ташкента. Старт и финиш были расположены у главного входа стадиона «Пахтакор», сообщила пресс-служба Федерации легкой атлетики.
Победителями на главной дистанции, в полумарафоне, стали Шохрух Давлятов (Сурхандарья, МХСК), пришедший к финишу за 1:06:12, и Тамила Кучкарова (Ташкент, МХСК), показавшая результат 1:28:59.
Кроме того, памятные медали были вручены всем участникам, дошедшим до финиша полумарафона.
Организатором проекта Navro’z Marafoni стал Союз молодежи Узбекистана при поддержке Федерации легкой атлетики и школы бега ProRun.
До конца месяца будет разработан проект нормативно-правового документа о переводе в электронный вид медицинских карт пациентов, а также рецептов, выписываемых им врачами.
Такая мера предусмотрена Государственной программой на 2018 год, утвержденной указом Президента.
Планируется полный отказ от заполнения первичной медицинской документации вручную. При этом рецепты будут не только переведены в электронный формат. Специально созданная информационная система позволит сохранять рецепты в базе данных аптек.
Подготовка законодательной базы проекта возложена на Министерство здравоохранения, Министерство занятости и трудовых отношений, Министерство юстиции, МВД, Генеральную прокуратуру, Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций.
В этом месяце национальной сборной Узбекистана по футболу предстоит провести два товарищеских матча. 23 марта футболисты встретятся с командой Марокко, а 27 марта запланирована игра со сборной Сенегала.
Национальная сборная уже начала подготовку к матчу. Сегодня команда вылетела в Стамбул, где футболистам будет выделен один день на тренировки. Завтра они отправятся в Марокко.
Тренерский штаб, возглавляемый Тимуром Кападзе, обнародовал список футболистов, которые примут участие в товарищеских матчах.
Сразу две представительницы Бухары отмечены в международных конкурсах и викторинах, объявленных Российской Федерацией в январе этого года.
Речь идет о Международном юношеском конкурсе сочинений на тему: «Каким я вижу будущее России: мои пожелания Президенту России», а также онлайн-викторинах «Россия на карте» и «Что я знаю о Крыме?».
В них могли принять участие молодые люди не старше 18 лет. Конкурс «Каким я вижу будущее России: мои пожелания Президенту России» проходил с 1 января по 15 февраля. Он организован накануне президентских выборов и призван привлечь внимание молодежи (в частности, российских соотечественников) к происходящим важным политическим процессам в России.
Организаторы конкурса и онлайн-викторин надеются вызвать дополнительный интерес к изучению и анализу роли России в историческом прошлом и современном мире, а также определить основные фокусные точки и интересы современной молодежи за рубежом в отношении к России.
По данным посольства РФ в Ташкенте, победительницей Международного конкурса стала жительница Бухары Мадина Курбанова. Но это победа оказалась не единственной для девочки. Она же стала призером онлайн-викторины «Что я знаю о Крыме?», где ей предстояло ответить на вопросы о достопримечательностях и истории Крыма до 1917 года.
Викторина проходила с 17 января по 15 февраля в онлайн-режиме в сети интернет вместе с другой онлайн-викториной — «Россия на карте», посвященной вопросам географической тематики.
Здесь призером стала еще одна представительница Бухары — Малика Абдурахманова.
17 марта в Бухаре представители дипломатической миссии вручили девочкам подарки Посольства РФ в Узбекистане и представительства Россотрудничества в Ташкенте. Девочки получили книги по литературе и живописи.
В тот же день прошло награждение призеров в Фергане и Джизаке.
Сегодня, 20 марта, в 9 часов утра ушла из жизни народная артистка Узбекистана, лауреат Государственной премии, дирижер симфонического оркестра Государственного Академического Большого театра имени Алишера Навои, профессор государственной консерватории Узбекистана Дильбар Гулямовна Абдурахманова — первая на Востоке женщина-дирижер, жизнь которой вобрала в себя всю история нашего народа и отечественной музыкальной культуры.
Дильбар Абдурахманова родилась 1 мая 1936 года в Москве, в семье оперных певцов Гуляма Абдурахманова и Зухры Файзиевой, стоявших у истоков узбекской оперы. В 10 лет поступила в музыкальную школу-десятилетку имени Глиэра, где начала учиться игре на скрипке. Одарённость девочки, которая часами простаивала во время репетиций у оркестровой ямы в театре оперы и балета, где работал её отец, заметил скрипач и педагог Матвей Александрович Криворучко. Он самоотверженно занимался с девочкой, и юная Дильбар из первого класса музыкальной школы перешла в третий, из третьего – в пятый. Одновременная учеба в двух школах и чуткие педагоги привили ей трудолюбие, добросовестность, чувство ответственности, развили желание добиваться во всем максимальных результатов. Дирижированию начала учиться в музыкальной школе, и на отчетном концерте её подозвал к себе Мухтар Ашрафи – композитор, дирижёр, ректор консерватории. На вопрос маэстро, кем она хочет стать, девочка твердо ответила: «Дирижером. Хочу заставить оркестр звучать как единый инструмент и исполнять с ним любые произведения».
Она гордилась, что была ученицей М.А. Ашрафи — основателя узбекской школы оркестрового дирижирования, воспитавшиего целую плеяду дирижеров. Самой талантливой и успешной в их ряду была Дильбар Абдурахманова.
Трудно говорить «была»… Еще в декабре она стояла за пультом, управляя послушным её дирижёрской палочке симфоническим оркестром в театре оперы и балета имени Алишера Навои. Бесконечно благодарна судьбе, что довелось слушать её, встречаться на премьерах, фестивалях, на пресс-конференциях, праздниках в её доме. Энергичная, высокообразованная, умная, глубоко человечная, она, как капитан на мостике корабля, брала на себя ответственность за всё — оркестр, спектакль, семью, друзей. В ответ получала высокое уважение, признание, любовь и восхищение.
Наделённая природным музыкальным и дирижерским даром, была бесконечно предана искусству и театру, в оркестре которого играла со студенческих лет. Окончив консерваторию, служила в нём дирижером, затем главным дирижером. Она была музыкальным руководителем и постановщиком лучших оперных и балетных спектаклей в ГАБТе имени А.Навои, выступала с прославленным симфоническим оркестром Большого театра в Москве, с зарубежными коллективами в Египте, Румынии, открывала как дирижер театр оперы и балета в Малайзии. Много времени уделяла чтению, изучению истории и различных искусств, просмотру записей спектаклей лучших театров мира, стараясь глубже вникнуть в музыкальный замысел композитора, режиссерскую концепцию спектакля, сценографию. Присутствовала на репетициях вокалистов, артистов балета, чтобы учесть особенности их пения, хореографические данные.
Дильбар Гулямовна Абдурахманова 62 года своей жизни отдала ГАБТу имени Навои. — Каждый спектакль был для неё любимым детищем. Первым спектаклем, в котором она выступила дирижером, была опера «Аида» — к ней Дильбар Гулямовна вернулась вновь спустя шесть десятилетий, став музыкальным руководителем и дирижёром новой постановки, осуществлённой в тандеме с народным артистом Узбекистана и Азербайджана, лауреатом Государственной премии Фирудином Сафаровым, в успешном творческом союзе с которым работала многие десятилетия. Совместно с Ф.С. Сафаровым дала жизнь в ГАБТе постановке опер «Петр I», «Огненный ангел», «Фауст», «Отелло», «Самсон и Далила», «Трубадур», «Проделки Майсары», «Омар Хайям», «Лейли и Меджнун», «Любовный напиток», «Травиата», «Кармен» и другим. Преподавала оперное исполнительство в Государственной консерватории Узбекистана. В числе её учеников народная артистка Узбекистана Муяссар Раззакова, заслуженный артист Неъмат Синхабиби, солисты Любовь Франкова, Абдумалик Абдукаюмов, Марина Полякова, Дильбар Салихжджанова, Малика Норматова, Махфуза Исламова, Саида Мамадалиева, Галина Голубкова Джабраил Идрисов, Рахим Мирзакамалов, Алишер Абдукаюмов и другие. Очень любила дирижировать свои балетные спектакли: «Лебединое озеро», «Спящую красавицу», «Щелкунчик» Чайковского, «Спартак» Арама Хачатурян, редкие для сцены балеты Прокофьева, Щедрина.
В последний раз довелось увидеть её за дирижёрским пультом в декабре 2017 года — она не пропускала ни одного из плановых спектаклей.
Последняя беседа с Дильбар Гулямовной у меня состоялась 14 февраля 2018 года. Она находилась в реанимации. Но все мысли этой необыкновенной женщины – истинного артиста и дирижёра – были о театре. Успела заверить её в нашей, зрительской любви к ней, к её таланту и творчеству.
Она по праву гордилась великим прошлым театра, которому служила. Всегда была предана любимому делу и счастлива, что судьба её целиком связана с историей ГАБТа имени Навои. Верила в большое будущее своего родного Большого театра Узбекистана. Пусть святая вера великой женщины-дирижёра будет оправдана новыми поколениями артистов.
Вечная, светлая память. Соболезнования родным, близким — всем, кто работал с нею, знал и любил незабвенную Дильбар Гулямовну Абдурахманову.
В основе мусульманского веро- и законоучения лежит Коран, который верующие признают божественным откровением. Наряду с учением о Боге, он заключает в себе сведения об ангелах и пророках, рае и аде, а также постановления об обязательных омовениях, молитве, посте и благотворительности. Немалое место уделено в Коране семейным, брачным и наследственным правам мусульман, а также вопросам купли и продажи, займа, залогов и договоров, суда и государственного управления.
Столь разнообразное содержание Корана породило необходимость в систематических разъяснениях или комментариях, свод которых известен в исламе под именем шариата. Мусульманский шариат имеет громадное сходство с иудейским Талмудом, являющимся по сути своей комментарием к закону Моисея. Он-то и явился главнейшим источником заимствований, сделанных позднее мусульманским пророком.
Не требует доказательств тот факт, что ислам, как позднейшая по времени религия, немало правил и установлений позаимствовала у своих предшественников – иудеев и христиан. Не вдаваясь в подробности, заметим лишь, что мусульманские богословы переняли у древнееврейских книжников их отношение к закону Моисея, который некогда лег в основание иудейского вероучения также, как позднее Коран сделался основанием ислама.
Именно из Талмуда позаимствовано учение о единстве Божьем, рае и аде, о чистом и нечистом, о жертвоприношении и искупительной жертве, о запретных степенях родства, о животных, запрещенных к употреблению в пищу, о войне с неверными, о рабстве, о преступлениях и наказаниях и многие другие постулаты.
Сходство положений обеих религий может быть прослежено буквально во всех главах Талмуда и Корана. Остановимся лишь на наиболее известном действе, которое предписано к безусловному выполнению.
Весьма важным ритуалом в жизни каждого верующего мусульманина является обряд очищения (или омовения). Потому-то в одной из глав Корана сказано: «Верующие! Когда вы хотите совершить молитву, то умывайте свои лица и свои руки до локтей, и отирайте ваши головы и ваши ноги до щиколоток. Если бываете осквернены истечением во время сна, то очищайтесь…».
В соответствии с этим шариат обязывает каждого мусульманина совершать тахорат (омовение) перед совершением намаза, при странствовании, перед тем, чтобы дотронуться до Корана, после совокупления, по учинении естественных надобностей, после извержения семени, после прикосновения к мертвым телам, и вообще после прикосновения ко всем тем предметам, которые считаются нечистыми или оскверненными их соприкосновением с нечистотой. Женщинам тахорат необходим после каждого месячного очищения и родов.
Для омовения, как наставляет шариат, можно употреблять воду семи родов: дождевую, морскую, речную, колодезною, родниковую, от снега и от града. Но любая из этих вод может сделаться запрещенной для омовений, если она приобретена незаконным образом, согрета на солнце или вследствие той или иной внешней причины сама сделалась нечистой. Нечистой она становится от соприкосновения с нечистыми предметами: свиньями и собаками, с умершими естественной смертью, со всем опьяняющим. А также с трупами и молоком животных, запрещенных для употребления в пищу. Естественно, непосредственно с калом, мочой и иными истечениями, и тем, что находилось в соприкосновении с упомянутыми предметами.
В зависимости от той или иной цели, с которой проводится омовение, оно может полным (гусль) или неполным (вузу). Вузу в общих чертах должно совершаться следующим образом: прежде всего мусульманин должен произнести про себя намерение совершить предписанное религией омовение. Затем, произнося слова «Во имя Бога, Милостивого, Милосердного», он троекратно моет сначала правую, а потом левую руку. Вымыв руки, он всплескивает правой рукой небольшое количество воды в рот и полощет его три раза. Так же он полощет нос, вбирая воду ноздрями. Затем он троекратно моет лицо и руки, сперва правую, а потом левую, до локтей. Потом смачивает голову, расчесывает бороду пальцами, чистит уши и смачивает шею рукой, после чего троекратно моет ноги до щикотолок, сперва правую, а потом левую.
Весь обряд омовения должен быть строго произведен в указанном порядке, без нарушения и прерывания его. В противном случае совершение обряда считается недействительным.
С такой же подробностью шариат регламентирует ритуал и других религиозных обрядов, не исключая даже и уставной пятикратной молитвы, так называемого намаза. Несоблюдение правил, установленных шариатом, относительно времени и места совершения намаза, одежды, в которой он совершается, порядка произнесения молитвословий, совершения поясных и земных поклонов с мусульманской точки зрения делают такую молитву тоже недействительной.
Совершая намаз, мусульманин, по необходимости, должен прежде всего думать и заботиться о точном исполнении раз и навсегда установленного порядка, всех тех мелочей, соблюдение которых совершенно необходимо для того, чтобы его намаз не оказался недействительным, ибо в этом случае не только пропадают даром понесенные им труды, но он, как не совершивший всех предписаний намаза, теоретически еще, кроме всего прочего, становится в положение грешника, ибо совершение намаза есть деяние, абсолютно обязательное для каждого взрослого и здорового мусульманина…
18 марта, в воскресенье, в медицинском центре АНИК вновь состоялась выставка произведений художников Узбекистана, собранных известным коллекционером, ценителем и пропагандистом искусств, врачом-вертебрологом Алексеем Константиновичем Назаровым. Но если в прошлом году была проведена пленэрная выставка Петра и Галины Мордвинцевых, то в этом вниманию многочисленных посетителей были предложены графические работы 40 узбекистанских авторов, а в целом мероприятие было посвящено памяти Татьяны Ганышиной и Раиса Абдулгалимова.
Большинство этих работ представлены в специально подготовленном красочном буклете, который открывается следующим предисловием д-ра Назарова:
«Старые мастера утверждали, что «живопись – это хорошо раскрашенный рисунок». Значит, графика, по-моему, это «крепкий рисунок», «архитектура мысли»», величие пирамид, устремлённых в небо, в Вечность…
Но в последнее время наши художники «потеряли вкус» и желание проявлять себя в этом уникальном виде изобразительного искусства, причём с моей точки зрения, незаслуженно.
Происходит это то ли от того, что графические работы при продаже стоят дешевле, чем живописные, то ли от непонимания всей прелести и утончённости этого вида изобразительного искусства».
Именно поэтому, Алексей Назаров решил пригласить в свой центр разных достойных художников на «праздничное застолье» графики, дабы «спеть гимн» этому любимому виду изобразительного искусства. …
Ему это удалось! И вернисаж, и выступления двух замечательных художников нашего времени академиков Владимира Бурмакина и Яниса Солпенкидиса, и живое общение других мастеров изобразительного искусства и их почитателей, и традиционный плов, которым щедро потчевал гостей радушный хозяин – всё заслуживает самой высокой оценки и благодарности.
Мне также довелось выступить на этом торжестве, причём стимулирующим поводом для моих откровений стало подслушанное мною там же интервью с Владимиром Ивановичем Бурмакиным. Милая тележурналистка задала вопрос: «А можно ли говорить, что искусство лечит человека?», на что маститый академик ответил: «Безусловно! Ведь каждая картина несёт огромный заряд жизненной энергии, который мы не сразу ощущаем, но который очень благотворно воздействует на наше сознание и ощущения». Он продолжал аргументировать свою точку зрения, а я вдруг вспомнил рассказ русского писателя конца 19 века Глеба Успенского «Выпрямила», который повествует о судьбе одного учителя из провинциального городка, потерявшего веру не только в какие-то высокие идеалы, но и в саму суть жизненного существования. Автор сравнивал внешний вид и состояние души этого персонажа со «скомканной перчаткой», которая вдруг обрела пристойный вид. когда он волею судеб оказался в Париже и от нечего делать забрёл в Лувр. Там он увидел скульптуру Венеры Милосской и был потрясён этим гениальным творением человеческих рук и разума. Жить и мыслить по-прежнему он уже не мог – через произведение искусства он обрёл смысл и красоту земного бытия.
Я добавил, что очень неслучайно наш ташкентский медик, успешно занимающийся физическим выпрямлением позвоночника и общей стати человека, в то же время страстно увлечён пропагандой искусства, духовно выпрямляющего и оздоровляющего людей, их самочувствия и веры в жизнь.
Такое редкое сочетание свойственно Алексею Константиновичу Назарову – нашему земляку и современнику, которым мы имеем полное право гордиться.
На днях разговорился с одним знакомым, который походя обронил фразу: «Скоро будете отмечать свой национальный религиозный праздник Навруз». Меня удивило, что этот вполне образованный человек, живущий всю жизнь в Ташкенте, так и не познал истинную суть самого древнего праздника на нашей земле. Решил написать для него, а возможно и для тысяч других наших современников, которые до сих пор имеют самое смутное представление об этом замечательном и ежегодно повторяемом событии. Надеюсь, что не напрасно.
Экологическая культура наших предков, основанная на культе природы, мира растений и животных, формировалась на протяжении тысячелетий. При этом, как часть этой культуры, возникали устойчивые национальные традиции.
В середине первого тысячелетия до нашей эры в Средней Азии была распространена религия зороастризма, во многом определившая народные обычаи, обряды и праздники, связанные с природой и временем года. Так, у древних согдийцев и хорезмийцев, праздники соответствовали четырём циклам и определённым месяцам каждого года. Они, к примеру, отмечали осенью созревание фруктов и винограда, подобно празднику «Диониса» у древних греков. Но особым праздником всегда считался Навруз, который означал начало нового года.
О происхождении этого праздника существует множество легенд, в том числе, и религиозного характера. Однако. когда и как возник этот праздник, определить сегодня трудно. Но, оценивая его с научной точки зрения, можно сказать, что Навруз, как начало обновления годичного цикла, точно соответствует законам природы и мироздания. Восхождение Солнца на траекторию созвездия Овна, наступление равноденствия, когда день и ночь уравниваются, пробуждение природы – всё это, безусловно, послужило основанием для торжества обновления природы. А, следовательно, и начала нового года, независимо от календарного.
Их дошедших до нас древних письменных источников мы знаем, что Навруз широко отмечался уже в шестом веке до нашей эры в Средней Азии, Иране и Афганистане. Следовательно, это один из наиболее древних праздников, история которого насчитывает более двух с половиной тысяч лет. Со временем празднование Навруза обогащалось новыми элементами, связанными не только с пробуждением природы, но и началом весенних полевых работ, постепенно увеличивая период празднования, который продолжался целый месяц.
В дни Навруза люди дарили сладости, (чтобы сладкой была жизнь), цветы (чтобы человек был красивым), обливали друг друга водой (чтобы год был не засушливым, урожайным). Все эти обычаи отражают чаяния народа о хорошей жизни, богатом урожае, мирном и счастливом существовании.
В книге великого учёного и мыслителя Востока Абу Райхана Беруни «Вечные памятники современности» описывается, как во времена царствования Джамшида торжественно и пышно отмечался Навруз. Беруни ведёт рассказ от имени своего современника — Багдадского мобада (главного религиозного деятеля огнепоклонников) Озарбода. Там повествуется и о том. как в дни Навруза были обнаружены свойства сахарного тростника. Однажды Джамшид увидел сочащийся тростник. На вкус сок оказался сладким. Джамшид повелел узнать, как можно использовать его для еды. На пятый день сбора сока из него образовались сладкие кристаллики.
До Ислама Навруз был главным праздником религии Зороастра. В этот день равноденствия, согласно легенде, возрождалась не только природа, но и душа умерших возвращались на землю, опускались ангелы с небес.
Празднование Навруза иногда длилось несколько дней. Гостям выставляли на дастархан семь различных блюд, названия которых начинались с букв «С» и «Ш».
Кроме ритуального, Навруз имел и политическое значение. Согласно легенде, в день равноденствия Джамшид вознёсся на небо и получил там царский титул, а в первые дни месяца вернул себе трон, отняв его у жестокого Хаххока.
Беруни писал: «когда Солнце входит в знак Овна, начинается весна. В этот день Хорасанские правители выдавали своим воинам весеннюю и летнюю амуницию и потчевали их».
Далее он писал: «В восточных краях Навруз отмечался от одного дня до месяца. На шестой день наступал великий Навруз, ибо по преданию в этот день Аллах завершил сотворение мира и создал Сатурн. Самые радостные часы Навруза – это время Сатурна, когда Аллах раздаёт обитателям земли счастье и блага. Иранцы этот день называют Днём надежд – «Рузи умед».
Навруз отмечали не только простые люди, но и правители. По свидетельству Беруни, у них была такая традиция: в первый день Навруза падишах выступал с обращением к народу, во второй день он отмечал торжество с дехканами, третий посвящал своим воинам, служителям и мобадам, четвёртый день проводил с придворными и близкими, пятый – с семьёй и служащими, на шестой день он оставался один. В последний день Навруза он одаривал своих приближённых подарками и угощением.
Таким образом, Навруз праздновался в течение всего месяца. Первые 5 дней Навруз встречали падишах и его двор, вторая пятидневка праздновалась служителями религии, третья отводилась празднованию служащих и образованного люда, в четвёртую – устраивались народные гуляния, пятая завершалась празднованием дехкан.
Это свидетельствует о том, что Навруз был поистине всенародным праздником и остаётся таковым навсегда.
И ещё одна традиция, связанная с Наврузом. Современники Беруни на рассвете в день Навруза совершали омовения в реках, арыках и других водоёмах, ибо этот день считался днём Хуразо – ангела воды. Люди поутру купались в водоёмах, обрызгивали друг друга водой, тем самым очищаясь от дыма и пепла, въевшегося в их тела в течение зимы. Вода и свежий воздух, освежая, изгоняли также и от болезней. Со временем ритуал завершался предупреждением Пророка: «Тот в течение года будет здоров, кто, проснувшись в день Навруза до рассвета, молча попробует сахар и нанесёт на тело оливковое масло».
Среди всех календарных праздников Навруз стал самым популярным и желанным праздником не только узбеков, но и всех граждан республики, отмечающих обновление не только в природе, но и в жизни всего общества в нашем государстве. Не случайно, в своём праздничном поздравлении народу Узбекистана Президент Шавкат Мирамонович Мирзиёев подчеркнул: «Навруз — поистине самый любимый праздник для проживающих в нашей стране представителей разных наций и народностей, всего нашего многонационального народа». Так давайте же дружно отдадимся всем положительным эмоциям, дарованным нам в этот весенний праздник!
Алексей Константинович Назаров– волшебный, добрый, всегда вдохновенно- окрылённый. Именно таким доктора Назарова, руководителя медицинского центра «АНИК», знают все. Он совершает подвиг каждый день и это подвиг, который можно измерить не только количеством здоровья, подаренного людям, но и вкладом в культуру и искусство Узбекистана.
Обо всём, что мгновенно и бренно, вы забываете тотчас, входя в двери центра «АНИК». Здесь всюду на стенах вы увидите картины, а сегодня, 18 марта, Алексей Назаров открыл в центре очередную выставку из работ своей коллекции.
– Алексей Константинович, выставка, организованная Вами, может показаться традиционной только на поверхностный взгляд, но на самом деле всё здесь имеет совсем иное духовное и художественное значение. Расскажите об этом.
– Я назвал эту выставку Днём Художника в медицинском центре Алексея Назарова. Есть республиканский, есть всемирный День Художника, – поэтому я себе тоже выбрал день, в который я собираю друзей и делаю посвящённую им выставку. Ведь у нас не только медицинский центр, но и центр культуры. А поскольку после распада СССР и упадка общесоюзной Академии Художеств пострадали все хрупкие структуры, то самой беззащитной оказалась графика. Мы потеряли станковую графику. У нас больше нет ни глубокой печати, ни высокой печати. Нет литографии, нет офорта. Поэтому я взял на себя такую повинность– постараться приподнять уровень тех художников, кто остался верен графике. К сожалению, из- за проблем с финансами большинство графиков перешли в живопись, потому что живопись оказалась лучше продаваема.
Величайшим графиком Узбекистана был Раис Абдулгалимов. Жаль, что ему не было никаких почестей. Он никогда не выставлялся. Даже альбома у него не было. Пик его творчества пришёлся на то время, когда никто никому не был нужен, когда художники выживали. И вдруг ко мне попадает вся коллекция его жизни. Вся! Раис болел очень тяжелым неврологическим заболеванием. Рядом с ним была художник Татьяна Ганьшина и ухаживала за ним. Это очень интересные художники. Раис родился поволжским татарином. Ему было меньше года, когда отец ушёл на фронт и погиб. После войны умирает мать и Раиса забирает к себе старший брат в Узбекистан. Тут он учился и работал педагогом в институте, преподавал курс книжной графики и рисовал сам, работал творчески постоянно.
Я влюблён в его работы. Когда Раиса не стало, я стал помогать Татьяне. Провёл и Раису и Татьяне около 10 выставок во всех городах Узбекистана. Показывал их в Хорезме, в Бухаре, в Самарканде и Фергане. Я делал выставки, потому что обладал чудеснейшей коллекцией его творчества. Выставки всегда проходили на ура. Люди просто восхищались его произведениями. Недавно не стало и Татьяны, поэтому эту выставку, в канун Навруза, я посвящаю светлой памяти моих друзей, моих учителей– Раису Абдулгалимову и Татьяне Ганьшиной. Академики их ещё помнят, а молодёжь уже не знает.
– Работы Татьяны Ганьшиной и Раиса Абдулгалимова были не первыми в Вашем собрании. А с какой картины началась Ваша коллекция?
– Коллекция моя началась очень давно, в те времена, когда наша фирма была только открыта и мы арендовали помещение во дворце Текстильщиков. Там же работала художественная студия Фрумгарца Якова Львовича. И в этой знаменитой студии учились будущие известные художники Узбекистана. Я часто спускался за кулисы этой студии. Я видел ребят, работающих в том направлении искусства, которое я очень любил. Начало коллекции началось именно тогда, с развала СССР, когда студию Фрумгарца, которая просуществовала 45 лет, выселили из помещения дворца Текстильщиков. Это были девяностые годы– революция кругом. И картины были выброшены на свалку. В этой мусорке нашли первую работу Фрумгарца 1957 года и принесли её мне. Это была сирень, а Фрумгарц был великим сиренистом. Эту работу, пробитую насквозь, я отреставрировал и бережно сохранил. Теперь она в моей коллекции.
Затем появились работы Кости Шмакова. Он был учеником Фрумгарца и его друзья обратились ко мне с тем, чтобы я помог Косте. Костя заболел болезнью Альцгеймера и уже не помнил, что он был художником. Хотя работы Шмакова мне не так уж понравились, поскольку были не в моём вкусе, но я купил серию его картин. Около тридцати работ сразу. Некоторые работы я подарил тем людям, которым они приглянулись, а некоторые остались и запали в душу. С тех пор началась моя поддержка художникам – сначала по болезням, а потом по материальному состоянию.
– Алексей Константинович, не хочется верить слухам о том, что картины могли попасть к Вам не честным путём. Как Вы считаете, их распространяют Ваши завистники?
– Я не думаю, что это завистники. Дело в том, что приобретая свою коллекцию, я не мог покупать работы по высоким ценам, поскольку я просто врач. У меня нет никакого производства и нет свободных средств. Поэтому мне приходилось упрашивать человека продать дешевле или делать для него много хорошего. Эти люди могут считать, что я недостойно приобрёл их работы . Они думают, что их картины стоят так же, как и работы Рембрандта, но каждый человек имеет право считать себя лучшим, поскольку это путь к совершенству. И я в каждом художнике вижу Рембрандта, поскольку все художники – особые люди. Если талант изображения высокого качества, то он сродни чему- то божественному.
Некоторые художники пробиваются вперёд, а некоторые, как Абдулгалимов, просто трудятся всю жизнь, создавая шедевры. Я стал помогать таким художникам, потому что они выживали. У них не было ни холста ни красок. Писали на бязи, на досках. Я стал помогать, в надежде, что искусство возродится и оно возрождается сейчас. Как поётся в песне: «Атланты держат небо на каменных руках», а поскольку у меня руки врача мануальной терапии – сильные и могучие, то небосвод живописи и графики я поддержал в тяжёлые времена. Я не скопил этим денег. Я как жил в четырёхэтажной хрущёвке– так и живу, всегда счастливый и довольный своей жизнью. Дворцов мне не надо.
– Сегодня Вы открыли очередную выставку графики из Вашей коллекции. Что Вы можете сказать об этом событии? Какие ставили цели?
– Я пытаюсь возродить графику. Сделать её сильной, мощной, снова возобновить все звенья, которые были утеряны. Я пропагандирую графику, как изящный, классический вид искусства. На нашей выставке можно увидеть литографию, офорт, ксилографию. Много акварельного рисунка. Некоторые работы взяты из книжной графики. Это особый вид искусства, который относительно сохранился, но книжных графиков осталось мало– выбирать не из чего. Делая выставку, посвящённую графикам в канун Навруза, я хочу, чтобы многие художники вернулись к своим станкам и сделали красивые работы. Ведь графический рисунок является основой. Недаром многие великие художники даже говорили о том, что живопись– это хорошо раскрашенная графика. Поэтому сегодня я выставляю более пятидесяти художников- графиков и весь мой центр станет выставкой. Я представил работы Раиса Абдулгалимова и Татьяны Ганьшиной, чтобы вы смогли увидеть качество, изящество рисунков. Смогли ощутить глубины души и мысли этих двух больших художников и учиться у них.
К корреспонденту NUZ.UZ в Самарканде обратились супруги Али и Гульчехра Гадаевы. Они утверждают, что их незаконно лишили собственной квартиры, и многочисленные обращения в разные инстанции не дали никакого результата. Гадаевы надеются, что их обращение через средства массовой информации дойдет до ответственных лиц и способствует решению проблемы по закону.
Как в начале письма указывают его авторы, оба выросли в детском доме, именно там встретили друг друга, создали семью и мечтали о счастливой жизни. Они без всякой помощи извне обзавелись собственной квартирой, но их счастье продолжалось недолго. Вскоре Али и Гульчехра с детьми оказались буквально на улице, и никого не интересовала их судьба, все были безразличны.
Гадаевы в 2002 году решили купить квартиру, расположенную по адресу Буюк Ипак йули, дом 26, квартира 10. Когда супруги вели переговоры о покупке квартиры, ее хозяйка скончалась, и оформление квартиры затянулось на шесть месяца. Ее дети – О.Бахриева, Т.Чернышова и В.Умнов попросили Гадаевых отдать всю обговоренную сумму. Они объясняли это тем, что им необходимо оплатить коммунальные услуги и похороны матери. Супруги отдали им деньги при трех свидетелях, включая председателя махалли «Беш чинор» М. Мусинова и получили соответствующую расписку. Трое наследников поделили между собой деньги, и в тот момент у них не было никаких претензий к Гадаевым.
По истечении шести месяцев все трое под разными предлогами отказывались идти к нотариусу, чтобы оформить квартиру. Мытарство Гадаевых продолжалось пять лет. Они были вынуждены подать иск в суд. По решению суда в 2007 году договор о купле-продаже квартиры на основании расписки был признан действительным. Оформив квартиру на свое имя, Гадаевы жили спокойно семь лет.
И вдруг все рухнуло. В апреле 2014 года они получили повестку в областной суд по гражданским делам. Там они узнали, что В.Умнов заявлял о своем отсутствии в Узбекистане в течение последних 13 лет, квартира была продана без его участия и никаких денег он не получал. Ни прокурорам, ни судьям В.Умнов не мог доказать своего отсутствия в Самарканде и другие факты из заявления, поэтому первые три суда ему отказали в удовлетворении иска.
Но он не успокоился и подал иск в Верховный суд. «В суде, который проходил в Ташкенте 4 ноября 2014 года, ни В.Умнов, ни его две сестры, ни его адвокат не присутствовали, так они были уверены, что суд примет решение в их пользу. В Верховном суде наши доводы и наши доказательства не были приняты, не были опрошены свидетели сделки, проходившей в 2002 году, Верховный суд отменил два предыдущих решения суда из трёх и отправил дело на новое рассмотрение в первую судебную инстанцию», – говорит Г.Гадаева.
Дело было рассмотрено в Самаркандском областном суде по гражданским делам 26 ноября 2014 года. Супруги, по их словам, были шокированы, когда судья Г.Вохидов восстановил срок исковой давности. Они знали, что по истечении 3 лет и 6 месяцев срок исковой давности нельзя восстановить. Многочисленные обращения Гадаевых в разные инстанции не дали никакого результата. Их принудительно выселили, а квартиру поделили между собой те, кто ее им когда-то продавал, то есть В.Умнов, О.Бахриева и Т.Чернышова.
20 июля 2016 года городской суд по гражданским делам вынес решение о возмещении Гадаевым материального ущерба на сумму 78 млн сумов, которую должна была возместить О.Бахриева. Документы были переданы в департамент по исполнению судебных решений Самарканда. Не сумев добиться возмещения ущерба, судебные органы 27 апреля 2017 года наложили арест на квартиру. В это же время Гадаевым стало известно, что спорная квартира была оформлена на О.Бахриеву.
Несмотря на наложенный арест, что запрещает продажу квартиры, 3 мая 2017 года О.Бахриева и В.Умнов все же продают квартиру, не возместив Гадаевым сумму материального ущерба. При этом нотариус государственной нотариальной конторы №13 Л.Нарзуллаева, обойдя запрет, оформила договор купли-продажи квартиры, а областное государственное предприятие землеустройства и кадастра недвижимости оформило новым покупателям на нее кадастр. Гадаевы считают, что в договоре купли-продажи и расписке подпись поддельная и не принадлежит В.Умнову. На требование супругов о проведении почерковедческой экспертизы УВД не реагирует. «А почему до сих пор нотариус спокойно работает?», – вопрошает А.Гадаев
На сегодняшний день Гадаевы снимают квартиру и продолжают в поисках справедливости обивать пороги различных инстанций. «Из-за всего происходящего нашего сына, который отслужил на срочной военной службе, с отличием окончил Самаркандский филиал ТУИТ, не взяли на работу в областную прокуратуру, куда были направлены его документы, как лучшего выпускника вуза. Ему заявили, что сначала его родители должны решить проблему с квартирой. Но причём здесь наше дело и работа нашего сына? Теперь он, имея высшее образование, зарабатывает на квартиру в чужой стране, оставив жену и маленького сына. Где справедливость?», – говорит Г.Гадаева.
К концу своего обращения Али и Гульчехра Гадаевы задаются следующими вопросами: «Почему никто из представителей судебных инстанций и правоохранительных органов не несут ответственность за свои решения, халатное отношение к своим обязанностям? Почему идет игнорирование законодательства и все ссылаются на чиновника из Верховного суда? Почему все дружно встали на сторону дельцов, а нашу семью выкинули на улицу? Почему на наши обращения вместо детального изучения нашего дела приходят похожие друг на друга отписки, которые чаще всего не соответствуют сути нашего заявления. В конце концов, есть ли Закон в нашем государстве?».
Супруги Гадаевы надеются, что эти вопросы посредством СМИ дойдут до Генеральной прокуратуры. Возможно, в этом случае их дело будет рассмотрено и решено согласно существующему законодательству.
Т. РАХМАТУЛЛАЕВ, собкор по Самаркандской области, фото автора
17-18 марта с. г. в Международном Вестминстерском университете в Ташкенте (МВУТ) состоялась встреча «управляющих» Всемирного банка и Международного валютного фонда (МВФ). Во встречи приняли участие «министры финансов, экономики и развития» почти двадцати государств мира, а также «руководство» Всемирного банка и МВФ, которые обсудили ситуацию с безработицей среди молодежи в мире и ее влияние на экономику их стран. Эти роли успешно сыграли студенты различных вузов Узбекистана.
В международной конференцию «Модель ООН» в МВУТ приняли участие более 250 студентов из 20 вузов страны. Мероприятие проходило при поддержке Представительства Всемирного банка в Узбекистане и ПРООН.
В рамках конференции студенты воспроизвели работу нескольких органов и специализированных учреждений ООН, включая дебаты в рамках Генеральной Ассамблею ООН, Совета Безопасности ООН, а также встречу Комитета Советов управляющих Всемирного банка и МВФ по развитию. Цель мероприятия — развитие знаний студентов в области мировой политики и экономики, а также дипломатических, лидерских и ораторских способностей и навыков решения проблем.
Приветствуя участников конференции, и. о. Главы Представительства Всемирного банка в Узбекистане Сердар Джепбаров отметил: «Мы верим, что будущие лидеры, должны понимать сущность экономических проблем, с которыми сталкиваются их страны и мир в целом. Они должны знать, как их правительства реагируют на эти вызовы, сотрудничают для их решения на двустороннем и региональном уровне, и как взаимодействуют с различными международными организациями, например, такими как Всемирный банк, для реализации конкретных задач в области экономического развития и повышения уровня жизни населения.
Эти знания помогут студентам принять более активное участие в обсуждении актуальных вопросов национальной и мировой экономики. Этот опыт может пригодиться им завтра, когда они начнут работу, в том числе и на руководящих постах, как в государственном, так и частном секторе. Поэтому, Всемирный банк поддерживает проведение данного образовательного мероприятия. Примечательно, что одной из тем обсуждения станет безработица среди молодежи, которая затрагивает более 70 млн. молодых людей в возрасте от 14 до 24 лет во всем мире.
Всемирный банк оказывает содействие ряду правительств мира для решения данной проблемы путем реализации конкретных проектов, способствующих развитию молодежи и созданию новых рабочих мест в разных государствах, в том числе и в Узбекистане».
В рамках моделирования встречи Комитета Советов управляющих Всемирного банка и МВФ по развитию, студенты выступали в роли министров финансов, экономики и развития – управляющих Всемирного банка и МВФ около двадцати развитых и развивающихся государств мира, включая Узбекистан. Они изложили ситуацию с занятостью молодежи в «их» государствах, и мерах, принимаемых «их» правительствами для решения вопроса безработицы, в том числе в сотрудничестве со Всемирным банком. «Управляющие» Всемирного банка и МВФ озвучили ряд инициатив, стимулирующих занятость среди молодежи, с которыми «их» государств могли бы выступить в реальной жизни, исходя из своей внешней и внутренней политики. «Президент» Всемирного банка и «Директор-распорядитель» МВФ отчитались перед «управляющими» о поддержке, оказываемой развивающимся странам в достижении данных целей.
После продолжительных дебатов и переговоров Комитет по развитию принял заключительное коммюнике, в котором государства призвали активизировать усилия международного сообщества в решении вопроса безработицы среди молодежи и озвучили инициативы, призванные способствовать повышению занятости и профессиональной подготовки молодых людей в мире.
По словам студентов, участие в работе Комитета по развитию Всемирного банка и МВФ позволило им лучше понять сложные аспекты мировой экономики, существующую взаимозависимость в глобализированном мире, а также механизмы функционирования крупнейших международных финансовых институтов.
В рамках подготовки к конференции состоялись встречи студентов с представителями Всемирного банка. В частности, 9 марта с. г. МВУТ посетил Глава Представительства Банка в Узбекистане Хидеки Мори, который выступил перед студентами с лекцией о мисси данной организации в мире и ее сотрудничестве с Узбекистаном.
24 марта Гёте-Институт Ташкент в очередной раз проведет уже ставшее традиционным соревнование – поэтический слэм.
Свое творчество представят молодые авторы, пишущие на узбекском, русском и немецком языках. При этом в соревновании смогут принять участие не только поэты, но и прозаики. Общее условие для всех выступающих – не превышать лимит времени в 5 минут.
Победителей выберет жюри из числа зрителей, которое выставит каждому автору оценки по 10-балльной системе.
В 2018 году пройдет шесть поэтических слэмов. При этом в последнем соревновании будут участвовать победители всех предыдущих раундов.
Вход на вечер свободный, начало выступлений – в 18.30.
Легендарная узбекистанская спортсменка Оксана Чусовитина выступила на Кубке мира по спортивной гимнастике в Баку. За призы турнира боролись спортсмены из 25 стран.
Гимнастка получила золотую медаль в опорном прыжке, где набрала 14,300 балла. Кроме того, Чусовитина получила бронзовую медаль за упражнения на бревне, набрав 12,533 балла.
В дополнение к этим наградам Оксана Чусовитина получила специально учрежденный приз Федерации гимнастики Азербайджана AGF Trophy. Награда вручается за самый высокий исполнительный балл. Вместе с узбекистанской спортсменкой приз AGF Trophy завоевал Константин Кузовков из Грузии, показавший лучший результат среди мужчин.