Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Святой чеканщик Накшбанди

Святой чеканщик Накшбанди


Святой чеканщик Накшбанди«Бухорои Шариф» – «Священная Бухара», «Благородная Бухара» – эпитеты, сопровождающие имя этого древнего города на протяжении многих столетий. Перо летописца рисовало чудный образ его: небесный свет в форме колонны струится над благословенной землею, соединяя ее с небом. То – свет, исходящий от святых мест Бухары: 33 тысячи истинных сторонников обрели здесь покой. Среди них высокопочитаемый в мусульманском мире святой Ходжа Мухаммад Бахоуддин Накшбанди, основатель течения суфийского толка - накшбандия.

По преданию, ученый-суфий Ходжа Мухаммад Бобои Самоси предсказал появление вблизи Бухары человека, которому не будет равных в тарикате, а это место прозовут «Касри Орифон» - замком познавших божественную истину. И когда в семье ремесленника из кишлака Касри Хиндиён родился мальчик, муршид (наставник) облегченно вздохнул, дождавшись своего будущего мюрида (ученика). Отец младенца, истовый мусульманин ткач Саид Жалолиддин, почел за честь, когда Ходжа Мухаммад, взяв на руки новорожденного, нарек его Бахоуддином и своим духовным сыном. В книге «Тарих-и-Баховутдин» («история Баховутдина») рассказывается, что окруженный любовью и заботой родных, под влиянием чудодейственной силы и мудрости своего духовника мальчик с раннего детства был склонен творить чудеса: мог взглядом остановить идущего человека, даже прервать полет птицы, однажды предсказал матери, что ее корова принесет теленка с белой звездочкой на лбу. Его дед, близкий к суфизму человек, оказал влияние на формирование мировоззрения будущего философа. Совсем еще маленьким он научился читать и писать, в семь лет мог часами цитировать на память суры Корана. Систематическим богословским образованием Бахоуддина занимался Ходжа Мухаммад Бобои Самоси. Перед смертью шейх направил его к своему любимому ученику шейху Шамсиддин Саид Мир Кулолу. Завещание первого учителя совпало с чудесным сновидением: Бахоуддину во сне явился святой бухарец имам Абд-ул-Холик Гиждувани, который также велел ему стать мюридом знаменитого Саид Кулола. Теперь под его руководством юноша пошел Путем тариката, постигая основы суфизма и других богословских наук, изучая трактаты великих предшественников – Ходжа Ахмада Яссави, Гиждувани, Ал-Газали и других.

Беспрестанно совершенствуя дух и тело, юноша не переставал трудиться и делал это лучше других. Рассказывают, мюриды Мир Кулола строили мечеть. И, когда другие прерывали работу, чтобы передохнуть и перекусить, Бахоуддин, увлекшись, продолжал выкладывать кирпичи поднимающихся стен мечети. В один из дней Мир Кулол подозвал юношу к себе и дал ему свое благословение: «Я исполнил все, что шейх Бобои Самоси наказывал сделать в отношении тебя. Теперь ты способен идти дальше. Я желаю, чтобы отныне ты искал знания у других учителей».

Бахоуддин отправился по городам и селам, встречаясь и беседуя с разными суфиями, продолжал совершенствоваться духовно и физически, стремясь к очищению духа от скверны и зла. В Самарканде он присоединился к странствующим дервишам – каландарам, проведя немало дней с ними в поисках Истины. Среди них он встретил нового наставника шейха Султана Халила, который через некоторое время своим умом и мудростью возвысился и стал правителем. Он приблизил Накшбанди к себе, и это открыло мюриду двери богатейшей библиотеки, где он просиживал дни и ночи, знакомясь с рукописями выдающихся богословов – Юсуфа Хамадони, Мансура Халладжа, Боязида Бистами и других. Проанализировав многие тысячи страниц произведений теологов различных мазхабов – религиозно-правовых школ, ученых-суфиев, Накшбанди пришел к выводу: рассуждений о путях единения с Аллахом великое множество, и все дальше они уводят истинного правоверного от ислама. Одних только суфийских обществ более 30, учения ряда из них при глубоком рассмотрении противоречили суннам Корана. Не отвергая канонов суфизма, Накшбанди порицал некоторые обряды, как показную набожность: публичные радения с музыкой и танцами, громкий зикр с самоистязаниями; осуждал бродяжничество, считая долгом каждого трудиться и только собственными силами добывать себе средства на пропитание. В основе учения Накшбанди – единственный и главный источник – священный Коран. «Талиб, ищущий, домогающийся знаний и при этом не следующий Корану, подобен сидящему на берегу моря и пьющему его воду. Он никогда не выпьет море!» В аятах сур Корана откроется путь познания Истины, говорил он : «Кто имеет ясное знамение от своего Господа и следует за ним свидетель от Него, и перед ним книга Мусы, как руководитель и милосердие, – эти веруют в Него; а кто не верует в Него из разных партий – огонь обетование их. Не будь же в сомнении относительно этого; ведь истина от твоего Господа, но большая часть людей не верует!». Он покинул двор Султана Халила, чтобы продолжить свой путь борьбы за чистоту ислама и сохранение его целостности. Поселился в кишлаке близ Бухары, вел жизнь подвижника, предаваясь молитвам, укрепляя дух и веру. Общался с людьми, принимая деятельное участие в делах общины. Ибо считал: «Наш путь к Нему [Богу] — взаимное общение, но не отшельничество, в отшельничестве — слава, а в славе — погибель. Добрые же дела обнаруживаются только в собрании людей, общество же людей заключается во взаимном содружестве, основанном на условии не делать друг другу того, что воспрещено». Накшбанди принадлежит известный афоризм: «Любит добрых всякий, кто есть в мире; если ты злых любишь, то ты победил себя».

Мухаммад Бахоуддин жил скромно, возделывал клочок земли, выращивая пшеницу, ячмень и маш, сам ухаживал за скотиной, никогда не держал слуг, утверждая делом свой постулат: «Рабство не достойно идущих по дороге святости». Двери его хижины были открыты любому путнику, он с радостью принимал гостя, готовил ему угощение, кормил его лошадь или мула. Он трудился без устали не только духовно, но и физически: «Сердце - Возлюбленному, руки – делу». Как простой поденщик, он строил, ремонтировал дороги. Как отец, занимался семейными ремеслами - ткачеством, чеканкой и резьбой по металлу, почему и прозвали его Накшбанди – «наносящий узор». Впоследствии все ремесленники почитали его как своего покровителя. Утверждая одним из основных принципов своего учения «факр» - добровольную бедность, довольствование плодами труда собственных рук, Накшбанди считал, что только при этом условии личность обретает великое право на независимость, самостоятельность и самобытность в творчестве, мыслях и поступках. Молитвы и радение, а также праведное поведение в повседневной жизни, стремление к знаниям и труд – вот кратчайший путь к Богу .Эта идея пронизывает все учение Накшбанди и его последователей.

Он совершил хадж трижды, первый он проделал пешком вместе со своими любимыми учениками Аллауддином Аттаром и Мухаммадом Парсом. Их путь лежал через Мерв, Герат, Нишапур, Багдад, Александрию, другие города. И везде их встречали толпы людей: молва о мудрости, благочестии и высоких душевных качествах суфия опережала паломников, ученые шейхи и простые мусульмане стремились к нему, чтобы послушать его беседы. И после таких встреч паломники двигались дальше, оставив за собой вновь обращенных последователей.

Учение Накшбанди привлекало верующих такой простой, на первый взгляд, истиной – проповедь взаимного содружества и облагораживающей силы общения правоверных как высшей цели единения с Аллахом. Совершив хадж, Накшбанди около года прожил у могилы Пророка Мухаммада, девяносто девять раз прочел Коран. Очистив дух, укрепившись в вере, отправился в обратный путь, взяв с собой сосуд со священной водой, тасбих и посох, вырезанный из тутовника. Три года шли паломники домой, в Бухару. В последнюю ночь пути они ночевали в степи. Накшбанди во сне явился хазрат Иброхим. «У могилы матери в Касри Орифон ты найдешь то, что даровано тебе небесами за святость. И еще: раздай верным ученикам косточки четок из Мекки, чтобы они несли и сеяли учение Накшбандийя в других краях. И воткни свой посох в землю возле родного очага». Ходжа Бахоуддин преклонил колени перед могилой матери и увидел, что на надгробии лежит черный камень – знамение Аллаха, ниспосланное небом.

Этот «камень желания» после смерти шейха был вмурован в его надгробную дахму. По поверью, если прикоснуться к нему и с молитвой обратиться к шейху Накшбанди с просьбой о содействии, а затем благоговейно поцеловать камень, то желание обязательно сбудется. Посох, воткнутый в землю возле дома, вскоре зазеленел тутовым деревом. На протяжении веков возвышаясь над водоемом, тутовник видел множество людей и событий, здесь происходивших. А когда его корни прогнили, древний тутовник лежит у хауза на почетном постаменте, и паломники повязывают на его ветви разноцветные лоскутки-желания.

Учение накшбандийя распространилось в Иране и Афганистане, Индии и Восточном Туркестане, Кашгаре, Турции и на Кавазе. Адептами учения накшбандийя были такие звезды, как поэты Абдурахман Джами и Алишер Навои, поэт и дервиш Машраб, к мнению Накшбанди еще при его жизни прислушивался Амир Темур.

Верный последователь Бахоуддина Накшбанди шейх Аллауддин Аттар писал, что когда шейх почувствовал приближение конца своих земных дней, сказал ученикам: «Я всегда ждал смерти». Его мюриды собрались вокруг него и стали читать суру «Ясин» из Корана. Они дошли до половины суры и увидели, как ослепительно засияли лучи света. Шейх скончался в 1389 году в возрасте 73 лет. Его похоронили на месте, которое сам указал еще при жизни. В 16 веке по приказу Шейбанихана Абдуллазизхана у могилы Накшбанди была построена ханака и мечеть, позже к мечети пристроили минарет. Паломники со всего мира стекаются сюда, чтобы поклониться памяти великого шейха, а трижды совершенное паломничество к его могиле приравнивается хаджу.

Халида АНАРБАЕВА
Комментарии
Вопрос: сколько будет три плюс три (ответ цифрой)
Топ статей за 5 дней

Стало известно, чем отравились несколько десятков гостей на свадьбе в Карши

В Андижанской области мать до смерти забила палкой своего 5-летнего сына

Пропавшую 14-летнюю девочку с Чиланзара обнаружили через восемь часов поисков

Скончалась певица Азиза Ниёзметова

Реклама на сайте
Похожие статьи
Теги
Халида Анарбаева, История