Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Янов-Яновские – маяк, на который надо равняться

Янов-Яновские – маяк, на который надо равняться

В году есть два дня, который помнят все их ученики, друзья и коллеги – 28 и 31 мая, когда в просторную и уютную квартиру на улице Махтумкули стекаются потоки гладиолусов, гвоздик, роз, герберов. Все идут, едут издалека поздравить дорогих наставников – супружескую пару Янов-Яновских с Днем рождения. Вначале поздравляют Феликса Марковича, родившегося на четыре дня раньше своей любимой супруги, потом Наталию Соломоновну.

Янов-Яновские – маяк, на который надо равняться


Их встреча в далеком 1956 году стала для обоих судьбоносной. Два ярких музыканта, две незаурядные личности, две половинки редкого душевного благородства, они встретились, чтобы никогда не расставаться. Вместе растили детей, внуков, воспитывали учеников, неся в себе частичку яркого света, таланта, ума и доброты. Их светлые и нежные отношения, наполненные с самого начала любовью и колоссальным взаимопониманием, до сих пор являются «чистейшей прелести, чистейшим образцом».

Оглядываясь назад, понимаешь, их судьбоносная встреча – это без сомнения Божий промысел! Сегодня супруги Янов-Яновские отмечают юбилей – 85 лет со дня рождения.

Для Узбекистана, вместе с которым они прожили свою жизнь, беззаветно служа ему в своих профессиях, этот юбилей на двоих имеет не меньшее значение, чем для них самих. Собранные, организованные, ответственные в отношении к любому делу, они так красиво, так возвышенно, на такой недосягаемой высоте прозвучали в этой жизни, что созданное ими в музыкальной культуре нашей республики сделалось частью нашей общей судьбы. Не случайно их имена сравнивают с яркими звездами на музыкальном небосклоне Узбекистана, называя лучшими представителями ташкентской интеллигенции.

Янов-Яновские – маяк, на который надо равняться


Феликс Маркович Янов-Яновский – крупнейший представитель отечественной композиторской школы, заслуженный деятель искусств республики, профессор, воспитавший не одно поколение композиторов, успешно реализовавших себя в профессии. Фундаментальная эрудиция, феноменальная память, глубокие познания в отечественной и мировой литературе (обращение к А.Пушкину, О.Уайльду, Э.Верхарну, Ф.Г.Лорки, М.Басё, С.Фукао, А.Арипову и другим), а также особый интерес к живописи и театру позволили Феликсу Янов-Яновскому создать яркие, концептуальные произведения.

Его творческая деятельность, успешно начавшаяся в середине ХХ столетия, непрерывно продолжается и сегодня. Впрочем, так и должно быть у любого настоящего композитора. Феликс Маркович не ведет исчислений своих опусов, хотя и выстраивает их хронологически, ведь масштаб работы над небольшим камерным опусом и крупным сценическим сочинением абсолютно различен. На сегодняшний день среди сочинений композитора: симфонии, оперы, балет «Урашимо Таро», камерно-вокальные и камерно-инструментальные опусы, романсы и песни, музыка к кинофильмам, драматическим спектаклям и мультипликационным фильмам и т.д.

Музыка композитора содержит в себе глубокие философские мысли, возможно, поэтому ему интересно проявлять себя в разных эмоциональных сферах. Ему подвластны лирические и трагические, сатирические и грустно-поэтические темы. Одним его сочинениям присуща утонченность, хрупкость, другим – внутренняя напряженность, эмоциональная насыщенность. Все эти авторские опусы отличает тщательная продуманность деталей, мастерство художника, рационализм, выраженный в ясности, уравновешенности развития музыкальной мысли. Для него очень важно создать особую звукокрасочную атмосферу, поэтому он уделяет большое внимание тембру, интонации, фактурной организации в зависимости от особенностей того или иного опуса. Вспомним, к примеру, семь «Concerto grosso» Янов-Яновского, написанных для самых разных составов, в которых категория музыкального тембра особенно значима для этого автора, ведь каждый тембр – это своя индивидуальность, своя энергетика, это целый мир. Мне думается, Феликсу Марковичу очень близка идея инструментального театра, где каждый инструмент позиционируется как герой, как действующее лицо, как характер. Неслучайно в этих опусах он уделяет большое внимание полифонии. И для него это не просто технический прием, а диалог, способ взаимоотношения участников ансамбля и оркестра.

Янов-Яновскому удалось создать новый сплав, в котором органично слились удивительно бережное отношение композитора к фольклору и подлинная современность художественного мироощущения. А главное – ему удается удержать внимание публики от первого до последнего звука. Поэтому не случайно, а закономерно произведения Феликса Янов-Яновского звучат не только в Узбекистане, но в ближнем и дальнем зарубежье в исполнении известных отечественных, и европейских музыкантов.

Янов-Яновские – маяк, на который надо равняться


Впрочем, приведу слова художественного руководителя и главного дирижера камерного оркестра «Туркистон», заслуженного деятеля искусств Узбекистана Эльдара Азимова: «И каждый раз – новое произведение, новая высота, новые эмоции, новые волнения. И каждый раз Феликс Янов-Яновский – разный и неординарный, ставящий новые исполнительские задачи. Если это «Екклесиаст» – погружение в философию бытия; если это «Concerto grosso» – то соревнование в остроумии, в живости ума, интеллекта; если это вокальный цикл – то непосредственность, бесхитростность, широко открытые добрые глаза.

То, что я, исполнитель пытаюсь выразить словами, конечно же, не музыковедческий разбор и отчет, а эмоции, которые меня посещают при каждой встрече с музыкой Феликса Марковича, – особенно, когда появляется возможность исполнить его Концерт для гобоя. На мой взгляд, это вершина проявления человеческих эмоций – проницательная печаль, светлая лирика, радость восприятия, любовь!»

Янов-Яновские – маяк, на который надо равняться


Наталия Соломоновна Янов-Яновская. Музыковед-ученый, доктор искусствоведения, профессор, автор монографий, фундаментальных исследований и научно-методических статей, неравнодушный музыкальный критик, наконец, педагог, из класса которого вышли около 30 дипломированных специалистов и под руководством которого соискатели из разных республик Центральной Азии подготовили и защитили 12 кандидатских диссертаций и одну докторскую. Для нее, как для ученого, характерно обращение к постановке вопросов, недостаточно полно разрешенных музыковедением. В узбекистанском музыкознании есть несколько человек такого уровня, как профессор Янов-Яновская, способных смотреть дальше того состояния музыки, которое есть на сегодняшний день.

Наталия Соломоновна, именно, музыковед, который очень досконально и глубоко чувствует и знает музыку. Ее музыкально-теоретические изыскания пронизаны историзмом, способностью увидеть и почувствовать музыкальное явление в контексте определенной культурной традиции. Замечу, все ее авторские опусы связаны с проблемами музыкальной культуры Узбекистана и Центрально-азиатского региона. Благодаря жанровому разнообразию и тематики, они дают довольно полное представление о диапазоне интересов и творческой индивидуальности автора. Таким, например, является сборник «Узбекская музыка и ХХ век», в который вошли работы, созданные музыковедом на протяжении двух десятков последних лет перед его выпуском. «О мере практической эффективности узбекского музыковедения», «Русская музыка в Узбекистане», «Актуальные проблемы современной музыкальной критики в Узбекистане» (эссе) и многие другие – это далеко не полный перечень актуальных статей данного издания, постоянным вектором которых является критико-публицистический пафос.

Янов-Яновские – маяк, на который надо равняться


А монографии Н.Янов-Яновской о М.Бурханове и И.Акбарове стали классикой музыкознания, первыми исследованиями творчества известных композиторов. Эти книги-портреты, написанные научным языком, обладают также определенным эмоциональным строем, что делает их одинаково интересными как для профессионалов, так и для любителей музыки.

Особо отмечу литературную стилистику Наталии Соломоновны, которая является продолжением ее устной речи, оказывающей огромное воздействие на профессионалов. Она знает, любит и тонко чувствует русский язык, в котором буквально «купается», рассыпаясь гроздьями цветистых и «вкусных» фраз. Этим и вызван интерес, с которым слушаются все ее полемизирующие выступления на конференциях, семинарах, «круглых столах», на которых известный музыковед излагает свои концепции, делится с коллегами и студентами своими мыслями. Особую неповторимость этим выступлениям придает умение по мельчайшим крупицам собирать, анализировать, осмысливать факты.

Наталия Соломоновна Янов-Яновская за заслуги в развитии музыкальной культуры Узбекистана награждена орденом «Дустлик», была номинирована на Государственную премию Республики Узбекистан в области литературы и искусства. Дважды удостоена номинации «Женщина года»: Международным биографическим центром Кембриджа (Великобритания) – 1991-1992 и Американским биографическим институтом (северная Каролина) – 1993.

Янов-Яновские – маяк, на который надо равняться


Супружескому союзу Янов-Яновских в этом году 63. Они ежегодно отмечают день, когда пообещали друг другу быть всегда вместе. И жизнь у них сложилась без ссор и конфликтов. Для этой величественной и красивой пары абсолютно не характерно высокомерие, сопряженное с ощущением собственного превосходства над другими, будь то коллега или студент. Они настолько добры и настолько уважительны, что порою теряешься перед их редким душевным благородством.

Янов-Яновские всегда вместе – и дома, и на работе, и на мероприятиях. В одном из интервью Наталия Соломоновна призналась: «Феликс – первый читатель и строжайший критик моих работ, я – первый слушатель его сочинений. И с самого начала повелось не лукавить: я откровенно говорю ему, если что-то не нравится, а Феликс очень придирчив к моим работам». Вместе они очень счастливы и по-настоящему богаты – дочь, сын, пятеро внуков, и уже подрастают правнуки.

Глядя на эту красивую супружескую пару, невольно задаешься вопросом: 63 года совместной жизни – это как? Наверное, это когда, как они, смотришь друг на друга и уже заранее знаешь, что хочет сказать тебе твоя половинка. Янов-Яновские никогда не плывут ни по течению, ни против него. Они сами и есть это течение. Их внешний облик никак не вяжется ни с масштабом их творческой деятельности, ни с грандиозной юбилейной датой, которую они в эти дни отмечают. Феликс Маркович и Наталия Соломоновна – маяк, на который надо равняться!

Инесса Гульзарова, музыковед.
Фото Акмаля Сафарова и из интернета.
Комментарии
Бабушка рядышком с Дедушкой
Снова жених и невеста...

Долгих лет жизни и здоровья!!!
Сергей Светуньков
Каждая встреча с Янов-Яновскими (увы, редкая!) приносит радость и наслаждение от общения с ними. Замечательная семья! Долгих и счастливых лет жизни им.
Вопрос: сколько будет три плюс три (ответ цифрой)
Топ статей за 5 дней

Четыре сотрудника Бюро принудительного исполнения погибли при исполнении служебных обязанностей

В Ташкенте пять женщин пытались остановить президентский кортеж, и были задержаны

По улицам Ташкента бродил одинокий волк (видео)

Банда молодых узбекистанцев грабила прохожих в Казани

expo
Похожие статьи
Теги
Инесса Гульзарова