Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ «Композитор жив, пока звучит его музыка»: к 100-летию Фаттаха Назарова

«Композитор жив, пока звучит его музыка»: к 100-летию Фаттаха Назарова

На днях в Большом зале Государственной консерватории Узбекистана состоялся вечер памяти, посвященный столетнему юбилею со дня рождения заслуженного артиста Узбекистана и Каракалпакстана, композитора и дирижера, профессора, общественного деятеля Фаттаха Назарова.

Сегодня его называют классиком ХХ столетия, и его имя по праву вошло в историю музыкальной культуры Узбекистана. В вечере приняли участие друзья, коллеги, ученики Фаттаха Вахабовича и молодые исполнители. Под сводами Большого зала звучали бессмертные творения композитора и воспоминания о нем близко знавших его современников. Непринужденно и содержательно о юбиляре говорили председатель Союза композиторов Узбекистана, заслуженный деятель искусств республики, лауреат Государственной премии, профессор Р.А.Абдуллаев, известный дирижер, народный артист Узбекистана, профессор Ф.Т.Садыков и многие другие.

«Композитор жив, пока звучит его музыка»: к 100-летию Фаттаха Назарова


Творчество Фаттаха Назарова давно уже вошло в золотой фонд узбекской музыкальной культуры. Достаточно назвать его сюиты, Скерцо для симфонического оркестра, Фортепианный концерт или Рапсодию на каракалпакские темы, увертюры, струнный квартет, пьесы для скрипки и пьесы для фортепиано, а также многочисленные песни для детей и многие другие. Композитор яркой творческой индивидуальности, нашедший свой почерк, свою интонацию, свой образный строй, он всегда стремился к тому, чтобы музыка его была понятна широкому слушателю, чтобы мысли его были облечены в стройную, классически ясную форму.

«Композитор жив, пока звучит его музыка»: к 100-летию Фаттаха Назарова


С молодости у Фаттаха Назарова была непреодолимая жажда знаний. Родившись в Бишкеке 1 января 1919 года, в многодетной семье, он с раннего детства полюбил музыку, которая окружала его с колыбели. Там же он получил начальное музыкальное образование, а в 1935 году поступил в Московское государственное музыкальное училище имени Ипполитова-Иванова в класс кларнета Н.П.Гаврилова.

Параллельно осваивал игру на фортепиано и виолончели, пропадал в библиотеках, посещал концерты, театры, выставки. После успешного окончания училища, последовала служба в Армии, а потом началась война и годы военного лихолетья. В 1945 году Назаров возвращается на Родину и начинает работать заведующим музыкальной частью Киргизского театра драмы, а через год совмещает ее с должностью второго дирижера народного оркестра, руководителем которого был замечательный музыкант Петр Шубин. Именно он, разглядев в своем помощнике мелодический дар, посоветовал ему поступать в консерваторию. А так как в Киргизии ее не было, молодому человеку пришлось ехать в столицу Узбекистана – родину своей матери, где в то время жил его старший брат.

В 1947 году Фаттах поступает в Ташкентскую консерваторию, которую впоследствии успешно заканчивает по двум специальностям: в 1951 году по классу оперно-симфонического дирижирования выдающегося музыканта, профессора М.А.Ашрафи, а в 1955 году по классу композиции профессора Г.А.Мушеля.

«Композитор жив, пока звучит его музыка»: к 100-летию Фаттаха Назарова


Ташкент для Фаттаха Назарова стал городом судьбы. Здесь он, в первую очередь, состоялся в профессии. Творческое наследие композитора охватывает различные жанры и формы музыкального искусства. Его отличает яркий, своеобразный национальный колорит мелодического языка, органически связанного с истоками узбекского и киргизского фольклора. В музыке Назарова есть живое ощущение времени, сопричастность всему, чем жили и живут Узбекистан и Кыргызстан. Секрет композитора – в его большом таланте, а основа творчества – внутренний мир современника, его помыслы и дела. Он сердцем и умом ощущал время, в котором жил. Отсюда – признание и известность его творчества, которое и сегодня востребовано и не теряет своей популярности.

Композиторскую деятельность Фаттах Назаров успешно совмещал с педагогической в Ташкентской консерватории. Он любил преподавать, общаться с молодыми музыкантами. Тем более быт в его семье был налажен: большая квартира всегда была открыта для людей. У них дневали и ночевали его студенты, некоторые из которых были на вечере памяти. Кого-то он поддержал, кому-то помог. И в человеческих, и в профессиональных отношениях он был человеком редкой чистоты, порядочности и требовательности к себе и другим. Как вспоминает одна из его учениц, ныне заслуженный работник культуры Узбекистана, профессор Ф.Шукурова, «он был чудесным человеком! Профессионалом! Пример того, как в одном человеке сочетались качества талантливого педагога и уникальной творческой личности».

«Композитор жив, пока звучит его музыка»: к 100-летию Фаттаха Назарова


Кстати, на вечере памяти присутствовали не только коллеги, музыканты, друзья, родные и близкие, но и много молодежи и учащихся школ, лицеев и колледжей. Думаю, прозвучавшие в концерте произведения композитора, как и прошедшая в тот вечер презентация книги «Фаттах Назаров» старейшего музыковеда, заслуженного деятеля искусств Узбекистана, профессора А.Х.Джаббарова, привлекут внимание юного и молодого поколения к личности выдающегося музыканта. Достаточно напомнить, что большую часть фонда детской песни составляют песенные опусы Назарова, который одним из первых стоял у истоков музыки для детей. Его – человека, придумавшего мелодии «Кичик пахтакор», «Ватан», «Бахтли болалар», «Мактабим», «Сайра булбул» и многих других, можно назвать легендой. На его добрых песнях выросло не одно поколение детей, входивших в его жизнь со своими проблемами, заботами, радостями и печалями.

«Композитор жив, пока звучит его музыка»: к 100-летию Фаттаха Назарова


Ташкент сыграл благотворную роль и в личной судьбе Назарова. Здесь он встретил свою будущую супругу Сару Фаттаховну Еникееву, ставшую на всю жизнь его любимым спутником, другом, музой, дарившей ему вдохновение. Вместе они создали замечательную семью, в которой вначале родился сын Аскар, а через два года дочь Гульнара. В их гостеприимном доме всегда можно было наблюдать редкостную и благодатную атмосферу любви, уважения, заботы и понимания. Когда сын выбрал профессию инженера-геофизика, родители его поддержали. Впоследствии Аскар, успешно окончив Ташкентский политехнический институт, стал кандидатом технических наук.

А вот Гульнара пошла по стопам любимого папы. Она окончила фортепианный факультет Московской консерватории, стала известной пианисткой, профессором. Каждый из них создал крепкую, дружную, красивую семью. Родители одобрили выбор своих детей, сердечно приняли их «половинки», органично влившиеся в их святое семейство – очаровательную сноху Рахиму Урманову и обаятельного зятя Одила Азизова – выпускника Ташкентской консерватории, скрипача. Для Фаттаха Назарова они были самые главные ценители его творчества.

Шли годы. Семьи детей расширялись, появились внуки. Каждый из них выбрал профессию по душе. Так Дамир – сын Аскара и Рахимы, выпускник Ташкентского государственного института народного хозяйства, экономист; внучка Малика – дочь Гульнары и Одила – пошла по стопам дедушки и родителей, став скрипачкой, а ее брат Равшан, выпускник технического вуза, электронщик. Сегодня они, как и их родители, трепетно чтут память дедушки и бабушки. Кстати, идея проведения вечера памяти Фаттаха Назарова принадлежит семье композитора, которую поддержали: Министерство культуры Узбекистана, Союз композиторов, Государственная консерватория, РСМАЛ имени В.А.Успенского.

«Композитор жив, пока звучит его музыка»: к 100-летию Фаттаха Назарова


В тот вечер в зале царила теплая и позитивная атмосфера. Слушатели, а их было так много, что некоторым пришлось стоя внимать яркие музыкальные опусы Фаттаха Назарова, мелодии которых трогали и соединяли их сердца. На сцене, украшенной цветами, портрет юбиляра, с которого его доброе, красивое лицо словно наблюдало за концертным действом. Справа от него – лауреат Государственной премии «Нихол» Юношеский оркестр РСМАЛ имени В.А.Успенского, за роялем юная Севара Шарипова, а за дирижерским пультом художественный руководитель коллектива Улугбек Махмудов, под управлением которого Фортепианный концерт был исполнен зажигательно.

У солистки инструмент звучал так полнозвучно, как у профессионального музыканта. В итоге зал взорвался бурными аплодисментами и криками «Браво!». Трио РСМАЛ имени В.А.Успенского в составе Азиза Шерматова (скрипка), Шерзода Бахтиярова (виолончель) и Жасмин Ибрагимовой (фортепиано) удалось передать характер «Песни и танца». А хору учащихся I-III курсов этого же учебного заведения под управлением Кирилла Чахлова, исполнить два контрастных номера – «Даврамизга келингиз» и «Ватаним» (аранжировка К.Чахлова), проявив при этом полную отдачу, истинную увлеченность интерпретируемой музыки, искреннюю к ней любовь. И вновь горячие аплодисменты.

«Композитор жив, пока звучит его музыка»: к 100-летию Фаттаха Назарова


Особый успех выпал на долю Государственного академического оркестра узбекских народных инструментов под управлением его художественного руководителя и главного дирижера Дильшода Муталова. В исполнении этого замечательного коллектива прозвучала большая часть концертной программы. Свое выступление оркестр начал с яркой увертюры «Гульнара», которую Назаров посвятил своей дочери. Затем коллектив выступил в роли чуткого аккомпаниатора учеников ДШМИ №7, лауреата Республиканского конкурса Фирдавса Авезова и Дилнуры Дилшодавой проникновенно исполнивших песню «Мехрибон ойижоним».

Восторг публики вызвало Скерцо для рубаба-прима с оркестром (солист – учащийся 3 курса РСМАЛ имени Р.М.Глиэра Завкиддин Мелиев), а также Рапсодия на каракалпакские темы, «Мелодии дутара» (солистка Ситора Хамитова). Концерт завершился красочной сюитой «Ёшлар». Публика горячо приветствовала исполнителей. В таком ключе и прошло празднование юбилея Фаттаха Назарова, ставшее ярким событием нашей культурной жизни. Многие слушатели подходили к семье композитора, вспоминали, а у них слезы наворачивались на глаза. И, видимо, что-то очень правильное привносил Фаттах Вахабович в общении с людьми, раз его близкие чувствовали в тот вечер это тепло…

Зная, почём фунт лиха стоит, Назаров всегда оставался предельно доступным. В отношениях с людьми у него никогда не было (да и не могло быть!) взгляда сверху вниз. Он вел себя со всеми как равный, независимо от возраста, профессии и занимаемого положения того, с кем встречался. Черта, о которой почаще бы всем нам помнить! О Назарове можно много говорить о том, насколько он был интересным человеком, насколько много всего знал, насколько постоянно всем интересовался, насколько всегда был в курсе всех дел и событий, насколько нежно и самозабвенно любил свою семью, насколько верен и предан был друзьям.

«Композитор жив, пока звучит его музыка»: к 100-летию Фаттаха Назарова


Фаттах Назаров ушел из жизни 24 ноября 1982 года в возрасте 63 лет. Ушел в расцвете творческих сил, и замыслов, оставив после себя чувство невосполнимой утраты. Но его талант и бесценное творческое наследие продолжают жить и сегодня. Своим творчеством он внес выдающийся вклад в развитие музыкальной культуры Узбекистана, Каракалпакстана, Кыргызстана. Именем композитора названа Детская школа музыки и искусства №23 в Ташкенте.

К этому следует добавить, что в лице Фаттаха Назарова мы имели замечательного музыканта, чья жизнь и творчество были безраздельно отданы слушателям. Он сам практически не занимался устройством исполнений своих произведений. Как правило, исполнители сами находили его, звонили, приезжали за нотами. Говорят, композитор жив, пока звучит его музыка. Прошедший вечер памяти еще раз доказал, что невероятно позитивная музыка Назарова нужна нам сегодня в наше непростое, динамичное время. В ней – свет души ее автора, его нравственная чистота.

Инесса Гульзарова, музыковед.
Фото: Акмаль Сафаров.
Комментарии
Замечательная статья! Спасибо автору за возможность окунуться в столь красиво организованное событие. Столько добра, воспоминаний и впечатлений!
Спасибо большое за статью. Несмотря на то, что не смогла присутствовать на таком замечательном концерте в память Фаттаха Назарова, прочитав статью, почувствовала свое присутствие хоть и мысленно, но все же. Творчество Фаттаха Назарова неоценимо и незабываемо. Дети и внуки не дадут забыть творчество и тот вклад, который внёс композитор в историю музыки Узбекистана, безусловно пойдут по его стопам и будут передавать из поколения в поколение, что немаловажно для будущего поколения творческих людей. Огромное спасибо организаторам данного мероприятия, всем кто внёс свой вклад и дал возможность ещё раз вспомнить и послушать произведения композитора.
Вопрос: Сколько пальцев у человека на двух руках? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

"Коленька, Ташкент!": Киркоров и Басков рассказали, как их встретили в столице Узбекистана (видео)

В Ташкенте торжественно открылся ледовый комплекс Humo Arena

Шавкат Мирзиёев выразил соболезнования семье Мираброра Усманова

Российская певица Юлия Началова умерла в возрасте 38 лет

expo
Похожие статьи
Теги
Инесса Гульзарова