10.3 C
Узбекистан
Среда, 1 декабря, 2021

Татьяна Мякушко, «миссия» которой всегда выполнима

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905участниковМне нравится
22,961участниковЧитать
3,550участниковПодписаться

Написать статью об этой обаятельной пианистке и доброжелательном, внимательном, всегда открытым к общению человеке, мне хотелось давно. Татьяна Мякушко уже не в первый раз привлекает внимание искушенной ташкентской публики.

На днях она снова успешно выступила как солистка на открытии концертного сезона Государственного камерного оркестра «Туркистон» (художественный руководитель, главный дирижер коллектива, заслуженный деятель искусств Узбекистана Эльдар Азимов), блестяще исполнив джазовую сюиту «Снежинки» А.Цфасмана под управлением Муборак Лутфуллаевой.

Этот опус завершал концертную программу и имел огромный успех, как и в прошлом сезоне, когда впервые исполнялся в Узбекистане, причем в том же составе. Публика устроила овацию, вызывая солистку вновь и вновь.

Вся жизнь Татьяны Мякушко с детства связана с музыкой и посвящена ей. Как пианистка она окончила РСМАЛ имени Р.Глиэра (класс И.М.Киреевой), затем фортепианный факультет Ташкентской консерватории (класс доцента С.Д.Мошкова) и ассистентуру-стажировку по специальности «Камерный ансамбль» (класс доцента А.Г.Грингоф). В период концертмейстерской и педагогической работы ее опыт обогатился общением с такими узбекистанскими музыкантами, как пианисты Анна Грингоф, Адиба Шарипова и Барно Ахмеджанова, скрипачи Елена Матвеева и Сардор Джумаев, флейтистка Севара Заирова, гобоист Рахматали Бекбабаев, фаготист Евгений Ким. Неоднократно выступала она и с солистами ГАБТа имени А.Навои народным артистом Узбекистана Нормумином Султановым, Нурмахмадом Мухамедовым и Махмудом Рузиевым, а также примой оперетты заслуженной артисткой республики Динарой Миняевой. Так что на протяжении многих лет Татьяна Мякушко известна как один из самых деликатно и благородно звучащих ансамблистов и пианистов-концертмейстеров.

После ее недавнего выступления я невольно задумалась, вспоминая ее успешные концертные программы «Вечер скрипичных миниатюр» или «Вечер скрипичных сонат Й.Брамса» с замечательным скрипачом, лауреатом международных конкурсов Сардором Джумаевым и другие, кем все-таки Татьяна – практикующая и преподающая пианистка – ощущает себя, прежде всего: солисткой, ансамблисткой или концертмейстером? Думаю, она все-таки пианистка-ансамблистка, потому что знает, как играть в ансамбле – будь то с вокалистами или инструменталистами. А когда Мякушко играет в таком составе, то применяет все те же технологии, какие она использует в исполнении сольной музыки.

Вспоминается, например, «Вечер скрипичных миниатюр», в котором, под завораживающие звуки скрипки и рояля, прозвучала золотая коллекция популярных сочинений Г.Венявского, Н.Паганини, Ф.Крейслера, Ж.Массне, П.Чайковского и Д.Уильямса, завершившаяся оглушительными овациями, криками «Браво» и большим количеством цветов щедрой публики.

На долю Татьяны Мякушко выпала большая творческая нагрузка, и слушатели по достоинству оценили ее сдержанную и эмоциональную манеру исполнения. Вместе с Сардором Джумаевым она творила музыку, управляя ею. Всю программу отличала добротная ансамблевая сыгранность, разнообразие звучания, тонкость нюансов, хороший строй, выверенная фразировка.

Музыканты прекрасно слышали и понимали друг друга, когда исполняли и все три труднейшие скрипичные сонаты Й.Брамса – и скрипка, и рояль плели их «ажур», проделав тот же путь, что и композитор от «элегии к трагедии» в своих симфониях. Оба исполнителя были полноценными партнерами.

А так как героиней моего очерка является Татьяна Мякушко, все мое внимание будет уделено ей – ансамблистке, которая все слышит. Она умеет играть с такими непростыми в ансамбле инструментами как гобой или фагот, она понимает душу этих инструментов. И, вместе с тем, выступает как самостоятельный мастер, нисколько не умаляя достоинств фортепианной партии, которая по художественной значимости абсолютно одинакова с партией солиста. Мякушко старается играть тише, осознавая в ансамбле масштабы рояля, и, скажем, такого нежного инструмента, как гобой. Однако, в ансамбле с солистом-певцом или певицей, в художественном смысле она ничем себя не ограничивает.

Музыканты очень уважают Татьяну и тепло отзываются о ней как замечательной пианистке, мастере ансамблевой игры. Все это позволяет ей, играя в ансамбле, создавать благоприятную эмоциональную атмосферу для свободного музыкального выражения ее партнеров как это было на июньском концерте, посвященном 180-летию   со дня рождения Антонина Дворжака, с талантливым скрипачом из Чехии Матеем Перушкой.

Не так давно Мякушко начала проявлять себя и как солирующая пианистка. Ее игра отмечена открытой эмоциональностью, тонким ощущением оттенков музыкального содержания, яркостью музыкальных образов и разнообразием звуковых красок. Она легко перевоплощается, находя в своем арсенале выразительные средства, необходимые для стилистически точного воспроизведения сочинений той или иной эпохи будь то В.А.Моцарт, А.Пьяццолла или А.Цфасман.

В 2001 году Татьяна, а точнее Татьяна Юрьевна, начала свою работу на кафедре камерной музыки. Ее профессиональные и личностные качества органично переплетаются и в педагогической деятельности: удивительным образом она умеет найти общий язык с каждым своим студентов, раскрепостить его и открыть в нем индивидуальность. За это время в ее классе они прошли не просто курс камерного исполнительства, но и ценную школу ансамблевого мастерства, уроки артистизма, профессиональной ответственности. Это около 100 музыкантов, успешно работающих в ведущих музыкальных коллективах Узбекистана и за рубежом, многие из которых лауреаты различных конкурсов по специальности «Камерный ансамбль».

И вот уже второй год Мякушко умело руководит кафедрой камерной музыки, проявив себя талантливым организатором как учебного процесса, так и творческой работы, которая включает концерты студентов и педагогов, различные конкурсы, классные вечера, участие в научных конференциях и семинарах. Помимо этого, она автор учебных пособий и научно-методических статей.

Таким образом, в отличие от известного фильма «Миссия невыполнима», «миссия» Татьяны Мякушко всегда должна быть выполнима! Поэтому впереди у моей героини дальнейшие творческие планы, новые программы, успехи, незабываемые выступления, талантливые и благодарные ученики. Уверена, взыскательная ташкентская публика еще не раз побывает на концертах с ее участием. Пожелаем ей удачи!

Инесса Гульзарова, музыковед.

Фото из архива автора.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Женщина подарила Mercedes Benz S500 Hybrid хокимияту Ташкента

Пользователи социальных сетей бурно обсуждают необычный случай: женщина подарила Mercedes Benz S500 Hybrid хокимияту Ташкента. О происшествии стало известно из...

Больше похожих статей

ЎЗ
×