0.9 C
Узбекистан
Среда, 25 ноября, 2020

Алла Ким. Наследница традиций петербургской фортепианной школы

Топ статей за 7 дней

Покупатели жалуются на «глинистые яйца», заполнившие прилавки Ташкента

Жителей Ташкента неприятно удивили куриные яйца с желтком глинисто-коричневого цвета, продающиеся по всему городу. Ассоциация «Птицепром» объяснила,...

«Они думали, что мы все здесь л…»: юнусабадцы продолжают бороться с застройщиком, атаковавшим их квартал (видео)

В Ташкенте на 4 квартале Юнусабадского района разворачивается очередное противостояние застройщика, пытающегося воздвигнуть свои здания между жилыми...

Макрон предъявил ультиматум мусульманам Франции

Президент Франции Эммануэль Макрон провел встречу с руководством Совета мусульман страны. Он потребовал от богословов принять специальную...

Подпишитесь на нас

51,631участниковМне нравится
22,961участниковЧитать
2,300участниковПодписаться

Многим  известно, как трудно найти своего учителя. И еще труднее, чтобы его профессиональные качества органично сочетались с личной добротой и отзывчивостью, честностью и порядочностью. Особенно, когда это касается музыкальной педагогики, где нужно любить не только искусство, но и тех, кто им занимается. Всеми этими качествами обладает замечательный педагог и необыкновенный человек, постоянно излучающий свет – это Алла Антоновна Ким заслуженный работник народного образования Республики Узбекистан, «знаковая» фигура Республиканского специализированного музыкального академического лицея имени В.А.Успенского, в котором много лет назад началась ее педагогическая деятельность. С тех пор прошло около пятидесяти лет,  и сегодня мою героиню поздравляют с очередным юбилеем.

Она родилась и росла в городе Бекабаде Ташкентской области. Родители ее были далеки от музыки, а их маленькая дочка Алла, напротив, безумно увлекалась ею. Однажды, выступая на школьной сцене, она поняла, что музыка должна стать делом всей жизни. И только в ней она сможет раскрыть себя как человека и как личность.

Вскоре Алла поступает в Ленинабадское музыкальное училище на фортепианное отделение. Именно здесь состоялся ее первый сольный концерт. Специалисты послушали и сказали, что надо ехать учиться в Ташкент. Короткие раздумья, быстрые сборы, и она становится ученицей девятого класса специальной музыкальной школы — одиннадцатилетки имени В.А.Успенского. Ее определили в класс профессора А.М.Литвинова – великолепного музыканта и высокообразованного человека, который умел дать ученикам то, что принято понимать под словом «школа».

Талантливая девочка шла в своем пианистическом образовании быстрым и ровным шагом. В ее занятиях были и настойчивость, и целеустремленность, и самодисциплина. Уже тогда, в детстве, она была серьезна и трудолюбива. Окончив с отличием школу, она поступила в Ленинградскую консерваторию в класс выдающейся пианистки, профессора Н.И.Голубовской.

Пять лет студенческой ленинградской жизни вместили консерваторские занятия, повседневную, напряженную работу за роялем, новых друзей и новые встречи, посещение концертных залов, театров и музеев. Они зажгли в девушке из Ташкента огонь творчества, жгучую потребность отдавать людям то, чем одарила ее природа. Алла Антоновна и сегодня с теплом вспоминает эти годы и своих замечательных педагогов и тонких музыкантов Н.И.Голубовскую, В.В.Нильсена, М.В.Карандашову и Е.М.Шендеровича, чьи уроки называет «художественными событиями», вводившими ее в храм возвышенных музыкальных мыслей, глубоких чувств. Они учили свою студентку много работать над собой, становиться музыкантом большого диапазона.

После блестящего окончания Ленинградской консерватории Алла Ким возвращается в Ташкент в родную «Успенку», и с этого начинается складываться ее педагогическая биография, методика которой опирается  на лучшие традиции русской фортепианной школы, петербургской в частности. Чуждая какой-либо напыщенности, она всегда естественна и проста с учениками, располагая к себе доброжелательностью и мягкостью характера. С ней всегда легко и свободно. Занимаясь самозабвенно с учениками, она держит себя с ними довольно ровно и сдержанно, основываясь на любви к музыке и к ребенку, никогда не унижает его достоинства, не доводит, как это бывает у некоторых педагогов, до слез и всегда находит ободряющие слова.

Мне неоднократно доводилось присутствовать на ее уроках, и я пришла к выводу, что педагог детской музыкальной школы – на редкость творческая профессия. Глядя на Аллу Антоновну, я вижу, как она увлекает детей своей любовью к музыке, искренне веря, что дети могут понимать самые глубокие и тонкие мысли. И никогда не боится, что ее не поймут. Может быть, поэтому ее всегда понимают. В связи с этим я очень часто задавала себе вопросы: «Откуда берется эта одержимость, которая сама по себе уже талант? И почему некоторые музыканты с высокомерием относятся к работе в детской музыкальной школе?». Кстати, имея за плечами опыт работы в Ташкентской консерватории, Ким с любовью преподает в лицее имени Успенского, способствуя расцвету узбекской фортепианной школы. Из них двадцать лет она заведовала фортепианным отделом.

Уроки Аллы Антоновны подобны редкостным жемчужинам: они искрятся красочными литературными сравнениями, выразительными метафорами, образными параллелями, яркими и меткими ассоциациями. У нее редкая по богатству и разнообразию лексика. С помощью словесных определений и характеристик, эмоционально заражающих, «будоражащих» фантазию и воображение тех, кому они адресованы, – она подводит своих подопечных к самой сути сложных художественно-интерпретаторских концепций и замыслов. Ей удается выразить то сокровенное и трудноуловимое, что составляет иной раз главное в исполнительской задумке, ее «сердцевину». Помню,  как она говорила своей ученице (моей дочери), играющей «Тарантеллу» Прокофьева: «Ты будто бы притоптываешь тут тяжелым, кованым сапогом, а танцевать-то надо в легких, изящных туфельках…» – и игра у нее сразу стала другой. Комментарии и высказывания преподавателя А.А.Ким – это настоящее творчество: живое, увлекательное, вдохновенное. Так, показывая сочинения ученикам, она играет их вдохновенно и захватывающе, причем советуя, разговаривает с ними как равная, и ищет в подопечном, прежде всего, его собственное «я», творческое лицо. Она учит так, чтобы он сам мог обучаться, причем привычку к труду воспитывает с детства.

Алла Антоновна умеет заинтересовать ученика углубленной работой над произведениями. Ее занятия – удивительное упоение музыкой, на которых педагог все время поет, а глаза ее блестят восторгом. В этом, конечно, кроется один из секретов ее педагогического мастерства. К этому следует добавить и наиболее достойные, индивидуальные черты облика Аллы Антоновны – личности и незаурядного преподавателя: и высокий этический принцип «Сначала любить, потом учить», а также редкий дар проникновения в душу юного музыканта, дабы услышать и заставить зазвучать пока еще скрытые струны его дарования.

Всем, кто учился и учится у Аллы Антоновны, несомненно, повезло. Ведь она учит учеников не только игре на рояле, она учит их и доброте, вежливости, готовности всегда прийти на помощь товарищу. Ким воспитала столько разных пианистов, лауреатов самых различных конкурсов, как Д.Кароматов, Ю.Селицкий, Б.Ахмеджанова, И.Гульзарова, С.Ле, Р.Рабинович, В.Косьминов, С.Скобин, Г.Исаметдинова, Н.Дадамухамедова, А.Эргашев, И.Абдуллаев, З.Ващенко, Ж.Ибрагимова и многие другие. И каждого она сумела поднять на новый уровень, подковать технически, раскрыть индивидуальный творческий и артистический потенциал.

Сегодня ее воспитанники выражают своему педагогу самые искренние слова благодарности за педагогические заветы, за невероятную требовательность к себе, за творческую дисциплинированность, за открытие широких художественных горизонтов. Они помнят ее облегчение, радость, возбуждение, после каждого их концерта,  ведь к этим успехам она тоже причастна. Годы, проведенные с Аллой Антоновной, полны радости и удовлетворения. Она научила их отвечать за свои слова и поступки, быть человечными и трудолюбивыми. И все же они по-прежнему нуждаются в ее мудрых советах, ощущая себя членами одной большой семьи, в которой царит их единственная и неповторимая Алла Антоновна Ким, посвятившая музыке всю свою жизнь.

Время совершенно не властно над ней, и попасть в ее класс также трудно, как и раньше. Она и сегодня живет увлеченно, пренебрегая усталостью и унынием. Не любить ее нельзя! Многие Вам Лета и крепкого здоровья, дорогая Алла Антоновна!

Инесса Гульзарова, музыковед.

Фото из архива автора

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Автор, Вы допустили ошибку… Легендарная школа не петербургская ,а ленинградская (заголовок статьи) .. Как Вы и отметили в своей же статье ,что пианистка заканчивала ЛГК им. Римского-Корсакова . Думаю со мной согласилась бы и сама Алла Ким. Привет Вам из Петербурга .

  2. Уважаемый Марк, благодарю Вас, что нашли время прочитать мою статью, однако согласиться с Вашим замечанием я никак не могу. Дело в том, что Петербургская консерватория была основана Антоном Рубинштейном в 1862 году, что, естественно, дало сильнейший толчок развитию музыкального образования в России, и фортепианного в частности. На тот период профессиональный уровень русских фортепианных педагогов, воспитавших к XX веку плеяду разносторонних музыкантов, был очень высок. Именно в первые годы существования Петербургской консерватории формировалась система русского музыкального образования, и именно в этот период закладывались основные тенденции и направления, обозначившие дальнейший путь развития русского искусства. Моя героиня училась у профессора Н.И.Голубовской – выпускницы Санкт-Петербургской консерватории (1914), педагогами которой были А.Розанова и С.Ляпунов… Так что Алла Антоновна Ким стала «наследницей петербургской фортепианной школы» не случайно, а закономерно. Ну а в период её обучения в этом музыкальном вузе он именовался Ленинградской консерваторией, которая, кстати, в годы войны была эвакуирована в Ташкент, где заложила фундамент развития фортепианной школы Узбекистана, но это уже другая история… Сердечный привет Вам из солнечного Ташкента. С уважением, Инесса Гульзарова.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Бизнес-нетворкинг – как инструмент развития узбекско-итальянского торгово-экономического сотрудничества

11 декабря текущего года в формате видеоконференции состоится бизнес-форум «Италия - Узбекистан». Форум организуется итальянской консалтинговой группой...

К концу 2020 года в Узбекистане ожидается рост производства продуктов питания на 5%

По оценкам Минэкономразвития и сокращения бедности Узбекистана, к концу 2020 года в стране ожидается рост пищевой промышленности на 5%.

Главный перевозчик Ташкента подлежит трансформации

В рамках Указа главы государства от 27 октября 2020 года «О мерах по ускоренному реформированию предприятий с участием государства и приватизации государственных...

Посол Словакии получил Памятный нагрудный знак от Ассоциации производителей медтехники Узбекистана

24 ноября Чрезвычайному и Полномочному послу Словакии в Узбекистане Яну Бори был вручён Памятный нагрудной знак от имени Ассоциации производителей и поставщиков...

5 человек стали жертвами столкновения пассажирского автобуса со столбом

Последствиями столкновения пассажирского автобуса ISUZU со столбом стали телесные повреждения четверых пассажиров и водителя.  25 ноября около 07.40 водитель...

Больше похожих статей

ЎЗ