Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Спасатель красоты. Часть 2

Спасатель красоты. Часть 2

Посвящается 100-летию И. В. Савицкого

Вспоминаю поездки в Нукус, главными событиями которых были встречи с Каракалпакским государственным музеем искусств имени Савицкого. В первом, историческом здании, унаследованном от Каракалпакского историко-краеведческого музея, где И.В. Савицкий с начала 60-х годов прошлого века работал научным сотрудником, и где вызрело его детище, побывать не привелось – видела его лишь со стороны в вечернем сумеречном свете в ноябре 2004-го и не могла сфотографировать. Но навсегда осталось в памяти небольшое внушительное строение с колоннами у входа и с печатью тайн за семью замками, которые постигаю в течение десяти с лишним лет.
Спасатель красоты. Часть 2

Историческое здание КГМИ имени Савицкого

В тот же ноябрьский вечер впервые ступила под своды нового музейного корпуса, открывшегося в 2003 году, и познакомилась с преемницей Савицкого Мариникой Маратовной Бабаназаровой – о комплексе будущих зданий ничего еще не слышала, проект был заморожен. До конца рабочего дня оставалось с полчаса, но директор позволила нашей небольшой группе журналистов буквально пробежать по залам в сопровождении экскурсовода и нашла затем время для беседы. Оглушенная богатством экспозиций, я не запомнила раздела, посвященного жизни и творчеству основателя музея. Но во время второго, четырехдневного знакомства с отделами, выставками, музейными фондами и работой коллектива - не по документам и фотографиям, а по проводимым в нашем присутствии делам - одной из ярчайших страниц личных впечатлений стал образ Савицкого.
Спасатель красоты. Часть 2

В зале Савицкого

Он раскрывался в отведенном ему мемориальном зале, рассказах Мариники Бабаназаровой, Альвины Шпаде, Валентины Сычевой - директора и сотрудников музея, некогда работавших под его началом. И образ этого удивительного человека, как дагеротип, проявившись для меня сначала в самом в музее, затем над последним пристанищем его создателя, продолжает все ярче и ярче проступать в чертах и черточках описаний, которые дают ему современники.
Спасатель красоты. Часть 2

Мемориальный уголок на третьем этаже, со стен которого на посетителей смотрит с подсвеченных больших и малых фотопортретов Савицкий, заполнен витринами с документами и личными вещами, книгами, тесно развешанными картинами его кисти и другими экспонатами. Среди них паспорт, дипломы, наградные листы, медали и ордена, официальные постановления, почетные грамоты и адреса… Но более всего притягивают взгляд записные книжки и блокноты с оставленными рукой Савицкого записями, русско-каракалпакским словариком и рисунками. И скульптурный портрет, сделанный при жизни художником Дамиром Рузыбаевым, ныне заслуженным деятелем искусств.

- Как-то Игорь Витальевич зашел в мою мастерскую, - вспоминает Дамир Салиджанович. – Случалось, мог вот так неожиданно появиться, тем более что в юности мы с Валерием и Александром Волковыми и Евгением Кравченко много времени провели под его крылом в Каракалпакии, жили вместе с ним в музее, выставились в 1972 году вчетвером в коллективной выставке в музее, и отношения у нас были очень дружеские и теплые. И вот, пока в очередной ташкентский визит ко мне он разговаривал с кем-то из молодых художников, рассматривая его работы, я без разговоров стал делать с натуры наброски в глине. Савицкий не позировал, он и внимания не обращал на меня – то садился на пол, раскладывая рисунки и картины, то вставал, отыскивая нужный ракурс, а я спокойно делал свое дело. Потом выполнил работу в шамоте, и ее приобрел Государственный музей изобразительных искусств Узбекистана.
Спасатель красоты. Часть 2

Дамир Рузыбаев. Портрет Савицкого. Бронза.

Затем отлил бюст в бронзе, и после кончины Савицкого он нашел свое место в коллекции музея в Нукусе. Этот портрет был показан на выставке в Москве, и вскоре я получил предложение от Третьяковской галереи выполнить для них копию в бронзе. Так что портрет Савицкого моей работы хранится в музеях Ташкента, Нукуса и Москвы. Есть задумка скульптуры Савицкого, которая была бы установлена как памятник ему – он заслуживает такой почести от народа Узбекистана. Сейчас я делаю наброски.

Я слушала воспоминания мастера – о них хорошо бы рассказать подробнее - осматривала будущую скульптуру и мысленно возвращалась в зал Савицкого, где, помнится, долго стояла около бюста. Вспомнила картины, фотопортреты. Человек с фотографий, казалось, сейчас войдет в мастерскую Дамира Рузыбаева, окинет нас из-под наклоненного высокого лба взглядом больших озёрно-серых глаз на худощавом лице и, немного шепелявя, неожиданно высоким голосом негромко произнесет: «Здравствуйте»!
Спасатель красоты. Часть 2

Вспомнила его очки и видавший виды старинный металлический очешник. Часы на широком кожаном ремешке. Снимки рабочих моментов – на раскопках, где еще молод (он так и не успел дожить до старости), на официальных встречах. И картины, в которых видна способность живописца тонко передавать свет и колорит среднеазиатской земли с ее солнцем, историческими памятниками, пейзажными или бытовыми зарисовками.
Спасатель красоты. Часть 2

И.В. Савицкий. Ворота Караван-Сарая. Картон, масло

Работы невелики и как-то по-особенному теплы и проникновенны. В них нет сочных пастозных мазков или экспрессии. Это внимательный, чуткий взгляд наблюдательного и умеющего передать свое внутреннее состояние художника, запечатлевшего место и время в его реальной, истинной жизни, подсвеченной неравнодушным взглядом исследователя. На более ранних холстах – Самарканд, в котором художник впервые постигал азийскую светотень, впитывая премудрости живописи у своих учителей. Тяжело заболев, он оказался в самаркандском госпитале, да еще и в одной палате с Р.Фальком! Подружился с ним, а также с навещавшими художника друзьями и его женой.
Спасатель красоты. Часть 2

И.В. Савицкий. Хива. Карагачи. Холст, масло

Узнаваемы на картинах Савицкого и улочки Хивы, Бухары, скромный быт узбекских и каракалпакских кишлаков. Загадочны и молчаливы на его небольших холстах овеваемые ветрами глинобитные древние крепости и курганы, в раскопках которых Савицкий принимал участие как художник и научный сотрудник. Как знать, стал бы он известным художником, но что не был обделен талантом живописца – это видно по его работам. И все же свой выбор между личным творчеством и спасением произведений искусства он определил в пользу последнего.

Самое полное описание биографии и деятельности И.В. Савицкого сделано Мариникой Бабаназаровой, директором музея его имени. После окончания факультета романо-германской филологии ТашГУ (ныне НУУз), Мариника Маратовна в течение шести лет успешно преподавала английский язык в Нукусском государственном университете, но в 1983 году по настоянию Савицкого перешла на работу в музей в качестве ученого секретаря и главного хранителя Каракалпакского государственного музея искусств, а после кончины своего наставника заступила по его негласному завещанию на пост директора. Она знала Игоря Витальевича с детских лет и, решив получить второе высшее образование на заочном отделении искусствоведческого факультета Ташкентского театрально-художественного института, написала в 1990 году под руководством искусствоведов Л.В. Шостко и И.Н. Булкиной (рецензент - Л.М. Кодзаева) дипломную работу, посвященную наставнику.
Спасатель красоты. Часть 2

Материалы проведенного ею исследования легли в основу книги «Игорь Савицкий. Художник, собиратель, основатель музея», изданной при поддержке Клуба друзей музея. Средства, вырученные от ее продаж, тратятся на музейные нужды. Надо сказать, многие публикации в интернете о музее и Савицком основаны на материалах этой книги, хотя мало кто упоминает о самом источнике. Исключение составляют воспоминания людей, лично знавших Игоря Витальевича. К ним-то мы и обратимся, начав, все же, с публикации Мариники Маратовны в замечательном издании к выставке «Венок Савицкому» в Московском клубе коллекционеров современного искусства в Москве (составитель Ильдар Галеев. М., 2011). Помимо представленных в экспозиции картин в сборнике собраны некоторые тексты и письма, написанные Савицким, воспоминания о нем современников. Могу привести лишь выдержки из этих интереснейших статей, надеясь, что авторы извинят вынужденные сокращения.
Спасатель красоты. Часть 2

«Поистине, большое видится на расстоянии, - пишет Мариника Бабаназарова в «Венке Савицкому». - Игоря Витальевича помню с 5-6-летнего возраста, когда он стал появляться в нашем доме в Нукусе. В лице моих родителей он обрел не только деловые контакты, но и друзей. Мой отец (Марат Нурмухамедов) принял его на работу в Каракалпакский филиал АН УзССР и впоследствии оказывал постоянную поддержку в открытии музея и решении многих проблем, вплоть до сохранения музейной коллекции от различных посягательств.

Отец ходатайствовал о присвоении имени Савицкого музею искусств ККАССР в 1984 году, сразу после его смерти. В папе Игорь Витальевич видел достойного собеседника, единомышленника и надежного товарища. С мамой его объединяла ностальгия по родине (оба москвичи). С нею он предавался воспоминаниям, делился рассказами о приобретении картин для музея, забавными эпизодами.

Когда семья переехала в 1967 году в Ташкент, останавливался у нас. Порой дом был не в состоянии вмещать новые приобретения Савицкого, и он перемещался к Елизавете Яковлевне Тансыкбаевой, но непременно навещал нас, делясь новостями и проблемами. Обо всем рассказывал со смехом, но чаще всего сетовал, что нужны деньги на оплату картин. После смерти Савицкого отец советовал мне в первую очередь навести порядок с коллекцией и ее учетом, понимая, что Игорь Витальевич отводил этим вещам второстепенную роль. И нам пришлось более 10 лет заниматься этой работой».

Из бесед с Мариникой Маратовной узнала, что с 1956 года Савицкий служил научным сотрудником в Отделе прикладного искусства (затем Лаборатории прикладного искусства) Каракалпакского научно-исследовательского института экономики и культуры, преобразованного позднее в Комплексный научно-исследовательский институт. С 1959 года работал в Институте истории, языка и литературы Каракалпакского филиала АН Узбекистана, откуда позднее перешел в Каракалпакский историко-краеведческий музей. В 1966 году, оставив краеведческий музей в залах первого этажа, в помещениях второго этажа открыли музей искусств, и Савицкий все время добивался для него строительства нового здания. И добился, конечно, не без поддержки своего друга и руководства республики. Здание проектировалось в два этапа – в 70-е и 80-е годы, целиком проект был утвержден в 1989-м. К великому сожалению, И.В. Савицкий не дожил ни до утверждения проекта, ни до строительства музея. Эти проблемы легли на плечи нового директора. Представьте, что такое строительство музейного комплекса - и она с ним справилась более чем достойно. В 2003 году первый блок музейного комплекса из трех корпусов был введен в строй, и в нем музей размещается уже в течение 12 лет. Старое здание через некоторое время снесли, и для хранения фондов музею выделили специальные помещения, которые пришлось приспосабливать, создавая в них необходимые условия.

Приходя в музей, обычно видишь только одну сторону его жизни - парадную, экспозиционную. Огромный труд коллектива остается за кулисами, но мне довелось увидеть его в Нукусе: это работа с фондами и реставрация произведений искусства, выставки, экскурсии со взрослыми и с детьми, да еще и на разных языках, выездной музей на колесах, ремесленные мастерские, научная и издательская деятельность…
Спасатель красоты. Часть 2

«Музей на колесах» прибыл в лагерь летнего отдыха

Приоткрыли свои тайны и хранилища. Продуманный учет и регистрация экспонатов, аккуратные стеллажи с тысячами холстов, планшеты с графикой (между листами проложена специальная бумага для их сохранности), ящики с пронумерованными ячейками, где хранятся предметы прикладного искусства, текстиль – непременно в чехлах…

Всего не перечислить, что сделано коллективом во главе с Мариникой Бабаназаровой за 32 года, начиная с ее назначения главным хранителем, а потом директором музея. Методику хранения экспонатов разрабатывал сам Савицкий, исходя из своего опыта и доступных средств, и она до сих пор верой и правдой служила делу сохранности произведений искусства. С введением в строй 2 и 3 блоков музейного комплекса на службу нукусскому музею пришли новые технологии – но об этом в специальном интервью. А пока вернемся в середину прошлого века.

Продолжение следует.

Тамара САНАЕВА.
Фото автора.
Комментарии
Как радостно знать что преданные мастеру и своему делу люди продолжают это дело!
Да, Олеся, радостно. Не мешает и нам, "благодарным потомкам" (эти слова высечены на надгробии Савицкого), приложить руку хотя бы к делу популяризации огромной работы, проделанной Савицким и музеем.
Вопрос: сколько будет три плюс три (ответ цифрой)