37.8 C
Узбекистан
Воскресенье, 12 июля, 2020

Спасатель красоты. Часть 2

Топ статей за 7 дней

С 10 июля личным транспортом будет разрешено пользоваться в определенные часы

Согласно решению Специальной Республиканской комиссии, начиная с 10 июля текущего года гражданам разрешается пользоваться личным транспортом с...

Узбекский боксер за 81 секунду нокаутировал россиянина. Видео

В Москве прошел вечер бокса, в котором выступил узбекский боксер Музаффар Расулов (2-2, 0 КО) — его соперником был...

Вся территория Узбекистана переводится в «красную» зону

Поездки на работу между Ташкентом и Ташкентской областью будут запрещены с 10 июля: вся территория  Узбекистана переводится...

Подпишитесь на нас

51,403участниковМне нравится
21,058участниковЧитать
2,100участниковПодписаться

Посвящается 100-летию И. В. Савицкого

Вспоминаю поездки в Нукус, главными событиями которых были встречи с Каракалпакским государственным музеем искусств имени Савицкого. В первом, историческом здании, унаследованном от Каракалпакского историко-краеведческого музея, где И.В. Савицкий с начала 60-х годов прошлого века работал научным сотрудником, и где вызрело его детище, побывать не привелось – видела его лишь со стороны в вечернем сумеречном свете в ноябре 2004-го и не могла сфотографировать. Но навсегда осталось в памяти небольшое внушительное строение с колоннами у входа и с печатью тайн за семью замками, которые постигаю в течение десяти с лишним лет.

Спасатель красоты. Часть 2

Историческое здание КГМИ имени Савицкого

В тот же ноябрьский вечер впервые ступила под своды нового музейного корпуса, открывшегося в 2003 году, и познакомилась с преемницей Савицкого Мариникой Маратовной Бабаназаровой – о комплексе будущих зданий ничего еще не слышала, проект был заморожен. До конца рабочего дня оставалось с полчаса, но директор позволила нашей небольшой группе журналистов буквально пробежать по залам в сопровождении экскурсовода и нашла затем время для беседы. Оглушенная богатством экспозиций, я не запомнила раздела, посвященного жизни и творчеству основателя музея. Но во время второго, четырехдневного знакомства с отделами, выставками, музейными фондами и работой коллектива — не по документам и фотографиям, а по проводимым в нашем присутствии делам — одной из ярчайших страниц личных впечатлений стал образ Савицкого.

Спасатель красоты. Часть 2

В зале Савицкого

Он раскрывался в отведенном ему мемориальном зале, рассказах Мариники Бабаназаровой, Альвины Шпаде, Валентины Сычевой — директора и сотрудников музея, некогда работавших под его началом. И образ этого удивительного человека, как дагеротип, проявившись для меня сначала в самом в музее, затем над последним пристанищем его создателя, продолжает все ярче и ярче проступать в чертах и черточках описаний, которые дают ему современники.

Спасатель красоты. Часть 2

Мемориальный уголок на третьем этаже, со стен которого на посетителей смотрит с подсвеченных больших и малых фотопортретов Савицкий, заполнен витринами с документами и личными вещами, книгами, тесно развешанными картинами его кисти и другими экспонатами. Среди них паспорт, дипломы, наградные листы, медали и ордена, официальные постановления, почетные грамоты и адреса… Но более всего притягивают взгляд записные книжки и блокноты с оставленными рукой Савицкого записями, русско-каракалпакским словариком и рисунками. И скульптурный портрет, сделанный при жизни художником Дамиром Рузыбаевым, ныне заслуженным деятелем искусств.

— Как-то Игорь Витальевич зашел в мою мастерскую, — вспоминает Дамир Салиджанович. – Случалось, мог вот так неожиданно появиться, тем более что в юности мы с Валерием и Александром Волковыми и Евгением Кравченко много времени провели под его крылом в Каракалпакии, жили вместе с ним в музее, выставились в 1972 году вчетвером в коллективной выставке в музее, и отношения у нас были очень дружеские и теплые. И вот, пока в очередной ташкентский визит ко мне он разговаривал с кем-то из молодых художников, рассматривая его работы, я без разговоров стал делать с натуры наброски в глине. Савицкий не позировал, он и внимания не обращал на меня – то садился на пол, раскладывая рисунки и картины, то вставал, отыскивая нужный ракурс, а я спокойно делал свое дело. Потом выполнил работу в шамоте, и ее приобрел Государственный музей изобразительных искусств Узбекистана.

Спасатель красоты. Часть 2

Дамир Рузыбаев. Портрет Савицкого. Бронза.

Затем отлил бюст в бронзе, и после кончины Савицкого он нашел свое место в коллекции музея в Нукусе. Этот портрет был показан на выставке в Москве, и вскоре я получил предложение от Третьяковской галереи выполнить для них копию в бронзе. Так что портрет Савицкого моей работы хранится в музеях Ташкента, Нукуса и Москвы. Есть задумка скульптуры Савицкого, которая была бы установлена как памятник ему – он заслуживает такой почести от народа Узбекистана. Сейчас я делаю наброски.

Я слушала воспоминания мастера – о них хорошо бы рассказать подробнее — осматривала будущую скульптуру и мысленно возвращалась в зал Савицкого, где, помнится, долго стояла около бюста. Вспомнила картины, фотопортреты. Человек с фотографий, казалось, сейчас войдет в мастерскую Дамира Рузыбаева, окинет нас из-под наклоненного высокого лба взглядом больших озёрно-серых глаз на худощавом лице и, немного шепелявя, неожиданно высоким голосом негромко произнесет: «Здравствуйте»!

Спасатель красоты. Часть 2

Вспомнила его очки и видавший виды старинный металлический очешник. Часы на широком кожаном ремешке. Снимки рабочих моментов – на раскопках, где еще молод (он так и не успел дожить до старости), на официальных встречах. И картины, в которых видна способность живописца тонко передавать свет и колорит среднеазиатской земли с ее солнцем, историческими памятниками, пейзажными или бытовыми зарисовками.

Спасатель красоты. Часть 2

И.В. Савицкий. Ворота Караван-Сарая. Картон, масло

Работы невелики и как-то по-особенному теплы и проникновенны. В них нет сочных пастозных мазков или экспрессии. Это внимательный, чуткий взгляд наблюдательного и умеющего передать свое внутреннее состояние художника, запечатлевшего место и время в его реальной, истинной жизни, подсвеченной неравнодушным взглядом исследователя. На более ранних холстах – Самарканд, в котором художник впервые постигал азийскую светотень, впитывая премудрости живописи у своих учителей. Тяжело заболев, он оказался в самаркандском госпитале, да еще и в одной палате с Р.Фальком! Подружился с ним, а также с навещавшими художника друзьями и его женой.

Спасатель красоты. Часть 2

И.В. Савицкий. Хива. Карагачи. Холст, масло

Узнаваемы на картинах Савицкого и улочки Хивы, Бухары, скромный быт узбекских и каракалпакских кишлаков. Загадочны и молчаливы на его небольших холстах овеваемые ветрами глинобитные древние крепости и курганы, в раскопках которых Савицкий принимал участие как художник и научный сотрудник. Как знать, стал бы он известным художником, но что не был обделен талантом живописца – это видно по его работам. И все же свой выбор между личным творчеством и спасением произведений искусства он определил в пользу последнего.

Самое полное описание биографии и деятельности И.В. Савицкого сделано Мариникой Бабаназаровой, директором музея его имени. После окончания факультета романо-германской филологии ТашГУ (ныне НУУз), Мариника Маратовна в течение шести лет успешно преподавала английский язык в Нукусском государственном университете, но в 1983 году по настоянию Савицкого перешла на работу в музей в качестве ученого секретаря и главного хранителя Каракалпакского государственного музея искусств, а после кончины своего наставника заступила по его негласному завещанию на пост директора. Она знала Игоря Витальевича с детских лет и, решив получить второе высшее образование на заочном отделении искусствоведческого факультета Ташкентского театрально-художественного института, написала в 1990 году под руководством искусствоведов Л.В. Шостко и И.Н. Булкиной (рецензент — Л.М. Кодзаева) дипломную работу, посвященную наставнику.

Спасатель красоты. Часть 2

Материалы проведенного ею исследования легли в основу книги «Игорь Савицкий. Художник, собиратель, основатель музея», изданной при поддержке Клуба друзей музея. Средства, вырученные от ее продаж, тратятся на музейные нужды. Надо сказать, многие публикации в интернете о музее и Савицком основаны на материалах этой книги, хотя мало кто упоминает о самом источнике. Исключение составляют воспоминания людей, лично знавших Игоря Витальевича. К ним-то мы и обратимся, начав, все же, с публикации Мариники Маратовны в замечательном издании к выставке «Венок Савицкому» в Московском клубе коллекционеров современного искусства в Москве (составитель Ильдар Галеев. М., 2011). Помимо представленных в экспозиции картин в сборнике собраны некоторые тексты и письма, написанные Савицким, воспоминания о нем современников. Могу привести лишь выдержки из этих интереснейших статей, надеясь, что авторы извинят вынужденные сокращения.

Спасатель красоты. Часть 2

«Поистине, большое видится на расстоянии, — пишет Мариника Бабаназарова в «Венке Савицкому». — Игоря Витальевича помню с 5-6-летнего возраста, когда он стал появляться в нашем доме в Нукусе. В лице моих родителей он обрел не только деловые контакты, но и друзей. Мой отец (Марат Нурмухамедов) принял его на работу в Каракалпакский филиал АН УзССР и впоследствии оказывал постоянную поддержку в открытии музея и решении многих проблем, вплоть до сохранения музейной коллекции от различных посягательств.

Отец ходатайствовал о присвоении имени Савицкого музею искусств ККАССР в 1984 году, сразу после его смерти. В папе Игорь Витальевич видел достойного собеседника, единомышленника и надежного товарища. С мамой его объединяла ностальгия по родине (оба москвичи). С нею он предавался воспоминаниям, делился рассказами о приобретении картин для музея, забавными эпизодами.

Когда семья переехала в 1967 году в Ташкент, останавливался у нас. Порой дом был не в состоянии вмещать новые приобретения Савицкого, и он перемещался к Елизавете Яковлевне Тансыкбаевой, но непременно навещал нас, делясь новостями и проблемами. Обо всем рассказывал со смехом, но чаще всего сетовал, что нужны деньги на оплату картин. После смерти Савицкого отец советовал мне в первую очередь навести порядок с коллекцией и ее учетом, понимая, что Игорь Витальевич отводил этим вещам второстепенную роль. И нам пришлось более 10 лет заниматься этой работой».

Из бесед с Мариникой Маратовной узнала, что с 1956 года Савицкий служил научным сотрудником в Отделе прикладного искусства (затем Лаборатории прикладного искусства) Каракалпакского научно-исследовательского института экономики и культуры, преобразованного позднее в Комплексный научно-исследовательский институт. С 1959 года работал в Институте истории, языка и литературы Каракалпакского филиала АН Узбекистана, откуда позднее перешел в Каракалпакский историко-краеведческий музей. В 1966 году, оставив краеведческий музей в залах первого этажа, в помещениях второго этажа открыли музей искусств, и Савицкий все время добивался для него строительства нового здания. И добился, конечно, не без поддержки своего друга и руководства республики. Здание проектировалось в два этапа – в 70-е и 80-е годы, целиком проект был утвержден в 1989-м. К великому сожалению, И.В. Савицкий не дожил ни до утверждения проекта, ни до строительства музея. Эти проблемы легли на плечи нового директора. Представьте, что такое строительство музейного комплекса — и она с ним справилась более чем достойно. В 2003 году первый блок музейного комплекса из трех корпусов был введен в строй, и в нем музей размещается уже в течение 12 лет. Старое здание через некоторое время снесли, и для хранения фондов музею выделили специальные помещения, которые пришлось приспосабливать, создавая в них необходимые условия.

Приходя в музей, обычно видишь только одну сторону его жизни — парадную, экспозиционную. Огромный труд коллектива остается за кулисами, но мне довелось увидеть его в Нукусе: это работа с фондами и реставрация произведений искусства, выставки, экскурсии со взрослыми и с детьми, да еще и на разных языках, выездной музей на колесах, ремесленные мастерские, научная и издательская деятельность…

Спасатель красоты. Часть 2

«Музей на колесах» прибыл в лагерь летнего отдыха

Приоткрыли свои тайны и хранилища. Продуманный учет и регистрация экспонатов, аккуратные стеллажи с тысячами холстов, планшеты с графикой (между листами проложена специальная бумага для их сохранности), ящики с пронумерованными ячейками, где хранятся предметы прикладного искусства, текстиль – непременно в чехлах…

Всего не перечислить, что сделано коллективом во главе с Мариникой Бабаназаровой за 32 года, начиная с ее назначения главным хранителем, а потом директором музея. Методику хранения экспонатов разрабатывал сам Савицкий, исходя из своего опыта и доступных средств, и она до сих пор верой и правдой служила делу сохранности произведений искусства. С введением в строй 2 и 3 блоков музейного комплекса на службу нукусскому музею пришли новые технологии – но об этом в специальном интервью. А пока вернемся в середину прошлого века.

Продолжение следует.

Тамара САНАЕВА.
Фото автора.

  1. Как радостно знать что преданные мастеру и своему делу люди продолжают это дело!

  2. Да, Олеся, радостно. Не мешает и нам, "благодарным потомкам" (эти слова высечены на надгробии Савицкого), приложить руку хотя бы к делу популяризации огромной работы, проделанной Савицким и музеем.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Узбекистан стал одним из крупнейших должников Всемирного банка

Всемирный банк предоставит Узбекистану заем в размере $500 млн на модернизацию сельского хозяйства.  Соглашение об этом подписали...

Какие сектора наиболее привлекательны для иностранных инвесторов?

В первом полугодии 2020 года в Узбекистане количество вновь образованных предприятий с участием иностранного капитала снизилось на 46 процента по сравнению с...

Советник министра юстиции: «в Минздраве устроили чудесное шоу»

Известный блогер, советник министра юстиции Узбекистана Шахноза Соатова в своем Telegram-канале рассказала, что с большой долей вероятности заразилась COVID-19, но так и...

В период пандемии свыше 8 млн граждан получили льготы и преференции

Поддержка населения и экономики в период коронавирусной пандемии по состоянию на 9 июля 2020 года в финансовом эквиваленте составила 62,6 трлн сумов...

Для чего Calvin Klein опрокидывает устоявшиеся каноны красоты?

"В Америке появляется новый активизм, который отныне проникает во все аспекты жизни. Одна из ведущихся сейчас рекламных кампаний опрокидывает устоявшиеся каноны красоты....

Больше похожих статей