32.8 C
Узбекистан
Среда, 15 июля, 2020

Кто спасет на «Дороге вниз…»?

Топ статей за 7 дней

С 10 июля личным транспортом будет разрешено пользоваться в определенные часы

Согласно решению Специальной Республиканской комиссии, начиная с 10 июля текущего года гражданам разрешается пользоваться личным транспортом с...

Населению Узбекистана будет предложен джизакский «Фольксваген»

По сообщению информационной службы АО «Узавтосаноат», постановлением Президента Узбекистана  от  25 июня 2020 года «О мерах по...

Рассрочка от Uzauto Motors: автомобили доставят на дом

Акция с приобретением автомобиля в рассрочку продолжается. До 15 июля автомобили UzAuto Motors можно приобрести, оплатив первоначальный...

Подпишитесь на нас

51,403участниковМне нравится
21,058участниковЧитать
2,100участниковПодписаться

Кто спасет на «Дороге вниз…»? В театре Марка Вайля «Ильхом» состоялась сценическая импровизация – своего рода результат проведенного здесь необычного мастер-класса.

В чем необычность? Разве мастер-классы и сценические импровизации в «Ильхоме» такая уж редкость? Да, при театре, который имеет международную известность как современный творческий центр, давно и успешно действует Студия драматического искусства. Программа этой театральной Школы зиждется на лучших театральных традициях и собственном сценическом опыте — от классики до современной отечественной и зарубежной драматургии и даже клоунады, дель арте и импровизиций масхарабозов. Заметим, мастер-классы в «Ильхоме» проводят и его ведущие актёры, и высокопрофессиональные приглашенные специалисты самого разного профиля – не только узбекистанские, но из России, Франции, Германии, США.

И все же, и мастер-класс и проведенная как его итог сценическая импровизация – действительно необычны. Он прошли с участием… зрителей, тех, кто знает и любит «Ильхом» и рискнул попробовать себя на сцене.

Зачем и кому это нужно, опять же спросите вы? Спросила об этом и я. Но не только себя, а участников эксперимента, который организовала в театре заслуженная артистка Узбекистана Марина Турпищева. О намечавшемся событии она вскользь упоминала на одной из встреч с публикой еще в мае. И вот – первый показ постановки с участием новых «студийцев». Для творческого воплощения на сцене обретенных артистических навыков им была предложена пьеса Олега Богаева (Россия) «Дорога вниз без остановок» — произведение нашумевшее, несколько эксцентричное, но и философское, а тем самым, для кого-то «опасное» даже на родине автора. О чем оно? О современном человеке — его облике, поступках, душе… О Боге и Дьяволе, простых смертных и священнослужителях… Словом, о нас с вами

Кто спасет на «Дороге вниз…»?

Замахнуться на постановку с самодеятельными артистами, пусть и слушателями мастер-класса, посвятившими свободное время освоению сценического искусства, — это смело. Респект режиссеру Марине Турпищевой! Жанр спектакля обозначен как сценическая импровизация. Но надо отдать должное режиссеру и исполнителям, постановка была тщательно подготовлена, как и положено хорошей импровизации. Да и смотрелась увлеченно, и зал достаточно эмоционально реагировал на действие, происходящее на богу неведомой дороге, где персонажи спектакля попадают в стрессовую ситуацию. Они сбивают на своем пути человека. И каждый из героев постановки встает перед выбором: «Что делать?»

Ох уж этот извечный вопрос… Отвечать за свои поступки или нет; проявить человечность или себялюбие; действовать по закону общественному и Божьему или бежать от него, прозреть или остаться слепым … Не буду вдаваться в философскую концепцию постановки, она прозрачна. Необычна форма ее воплощения. Действие спектакля — словно спираль, повторяющая один и тот же эпизод на дороге, который приводит к вынужденной остановке. Герои – один за другим – совершают преступление, пусть непреднамеренное: наезд на человека. Спасти пострадавшего или умыть руки? Умывают их все – сильные и слабые, простые и высокопоставленные, и даже облеченные духовным саном… Ангельский чин пострадавшего – вдруг обнаруживается, что сбит Ангел — не останавливает проезжающих в их движении вниз. Никто, никто из персонажей не стал Человеком при встрече с Ангелом. Да и друг с другом люди, судя по диалогам, отнюдь не ангелы…

Как же так? Почему? Неужто мы — такие? Можно и проверить – ведь в финале Ангел с окровавленными, обломанными от встречи с людьми крыльями так и остается лежать на дороге, ведущей вниз. И как знать, не мне ли, не тебе ли предстоит встреча с ним в этой пьесе, которая и в театре, и для каждого из нас идет в одном действии — ни на секунду не прерываясь, не останавливаясь до самого финала. Имя ей – наша жизнь…

Приведу финальную картину постановки, которая выходит за рамки мизансцены и невольно остается в памяти:

ДЬЯВОЛ. Полагаю, на этом мы кончим нашу комедию? (Смотрит на ангела.) Лично мне было смешно. Что касается вас, вы опять проиграли… Ни один человек не спас вашего ангела. Ни один… Я был прав, я даже сбился со счета. Что ж вы молчите? Ну, конечно, что тут сказать… Человек — это пустая затея. Я давно предлагаю удавить все человечество, слишком много с ними мороки, а отдачи совсем никакой. Хотя… Две тысячи лет назад на этой дороге вообще никто не остановился, а тут хоть какой-то прогресс… (Пауза.) Но, скажите, как люди милы, наивны… Едут куда-то, спешат… А там, вон за тем поворотом дороги, их ожидает сюрприз… Они и не знают, что, падая вниз, остановок больше не будет… Там — пропасть, обрыв… Давайте спустимся вниз и как следует разглядим эти падшие души… (Пауза.) А ангела что, вы с собой не берете?

БОГ. Он останется здесь.

ДЬЯВОЛ. Здесь??? Но зачем?.. (Пауза.) Предлагаю не ждать Судного дня, все и так очевидно… Давайте все разом покончим?!

БОГ. Нет.

ДЬЯВОЛ. Но где здравый смысл?! Пора давно прекратить эту комедию.

БОГ. Нет. Мы продолжаем. Ступайте на место.

ДЬЯВОЛ. Вы что, до сих пор уверены, что найдется хоть один человек, кто спасет вашего ангела???

БОГ. Да.

Пауза.

ДЬЯВОЛ. О, нет…

Ангел лежит на дороге. Приближается новый, очередной автомобиль.

Занавес

Спектакль окончен. Аплодисменты, поклоны. цветы… Но зритель словно уносит с собой вероятность встречи с Ангелом ли, человеком, дьяволом или Богом. И еще не раз встанет перед необходимостью принять решение, отвечая на вопрос «Что делать?», оставаясь сам себе режиссером, исполнителем главной роли и первым судией.

Это из того, что вынесла я как зритель. Что же дал мастер-класс и выход на театральную сцену участникам этого действа?

Кто спасет на «Дороге вниз…»?

Камола Ибрагимова, учащаяся Академического лицея восточных языков при ТашГИВ:

— Прежде всего, хочу сказать, что посещаю мастер-классы в театре «Ильхом» почти два года. Мне сейчас 18 лет, я учусь в лицее. После того, как в моей жизни появился театр, все кардинально изменилось. Правда, заметила я это совсем недавно. Сравнивая себя прежнюю и ту, которой стала, понимаю, как много мне дали мастер-классы: уверенность в себе, раскрепощенность, отсутствие страха перед публикой. Я сумела побороть свои комплексы, научилась слышать свой голос и слушать своё тело, ведь помимо актерского мастерства нам преподавали вокал, пластику, сценическую речь. Увидела, так сказать, изнутри замечательный театр «Ильхом», окунулась в него глубже и познакомилась поближе. Раньше и подумать не могла, что моими преподавателями будут такие именитые актеры как Марина Романовна Турпищева, Ольга Викторовна Володина, Борис Александрович Гафуров…

Признаться, я до сих пор так и не могу отойти от поглощающих и захлестывающих меня после спектакля эмоций! Столько впечатлений! Это невероятное чувство — находиться на сцене, взаимодействовать с партнером, слышать аплодисменты зрителей… Этот момент непередаваем. Вот, наверное, что такое состояние эйфории…

Но самое главное, что дал мне «Ильхом» — это понимание собственного я. Лучше узнав себя, я смогла себя полюбить, раскрыть свои лучшие стороны. А еще узнать свои страхи, недостатки и побороть их. Театр — место, где мы можем просто быть сами собою, побаловаться, похулиганить — ведь в жизни мы себе многое из этого не позволяем! Отдельное спасибо, конечно, Марине Романовне. Она преподавала нам актерское мастерство, как преподает своим студентам, и так же, соответственно, требовала с нас. Во время репетиции ридинга она вложила душу в каждого из нас, раскрыла неведомые нам таланты. Это был бесценный опыт. Надеюсь, для меня это только начало. Мне бы очень хотелось продолжить обучаться в театре, но уже на более профессиональном уровне.

Кто спасет на «Дороге вниз…»?

По поводу впечатлений о проекте мастер-классов в целом высказался еще один из участников спектакля – Алексей Бондаренко.

— Меня, как уже почти дипломированного психолога, театр привлек относительно недавно. Это случилось после одного из спектаклей ильхомовского репертуара, когда я увидел, как страдают на сцене герои спектакля, порою рыдая, а иногда и без слёз, как кричат от безысходности, какую испытывают боль… Я понял, что сыграть это невозможно, что нужно проживать эти чувства каждый раз, выходя на сцену, «здесь и сейчас».

А главное, я сам ПОЧУВСТВОВАЛ: артисты передали зрителям тот трепет, который сами испытывали, заставили меня заплакать… Я испытал полную вовлеченность в происходящее, будто и меня касается показанная история. С того момента мне стало интересно, как же так готовят актера, чтобы он все это мог делать на сцене? Какие люди приходят в актерскую профессию, как они переживают происходящее? И как будущий психолог, уже тогда увидел в театре много пересечений с психологической наукой.

Как только появилось объявление о наборе на мастер-классы, то есть была создана этакая демо-версия театральной студии, сразу решил записаться. С первого же занятия понял, что психология позволяет научно описать, иногда объяснить то, что происходит в душевной жизни человека, во взаимоотношениях людей, в то время как театр и есть та самая жизнь в ее концентрированной форме, с живым общением и яркими чувствами. Решил для себя: то, чем занимаются в театре, мне интересно и полезно — как для собственного личностного роста, так и на профессиональной ниве психологии.

Наши занятия начались полтора года назад и изначально были нацелены на ознакомление с тем, что такое театр, что должны уметь актёры, выходящие на сцену, как владеть своим голосом и телом, и в чем же заключается актерское мастерство… Говорю ознакомление, так как за трёхчасовое занятие на выходных отработать что-либо из всего многообразия упражнений и техник довольно сложно. Можно лишь соприкоснуться с ними в попытках выполнить их раз или два. Проходя курс даже таким «галопом по европам», участник мастер-классов начинает лучше понимать себя и раскрываться перед другими, так как актерская деятельность в целом требует командности, чувства партнёра, искренности в выражении своих переживаний и умения доверять… После таких занятий ты начинаешь себя чувствовать увереннее, перестаешь стесняться, зажиматься, задумываться о незначительных мелочах при общении с людьми или при публичных выступлениях. Исчезают сами собой вопросы «хорошо ли я выгляжу», «все ли в порядке из того, что на мне надето» или «а если он про меня подумает, что я…», ведь зачастую наше беспокойство ничем не оправдано: и с одеждой все хорошо, и не думает о нас никто.

«Побочным эффектом» наших занятий стала крепкая дружба, возникшая между участниками мастер-классов, и приятнейшая атмосфера поддержки и взаимопонимания. Профессионализм всех педагогов театра позволил нам стать лучше. Неиссякаемая энергия Марины Романовны Турпищевой, её любовь к своему делу и к нам, студентам мастер-классов, позволила под её чутким руководством поставить сценическую импровизацию-ридинг. Этот эксперимент осуществился! Марина Романовна увидела в нас не просто людей с улицы, заглянувших на театральные занятия, чтобы их поразвлекли и разогнали скуку, а группу энтузиастов, с которыми можно работать как с профессионалами, несмотря на ограниченные временные рамки и очень невысокий уровень начальной подготовки в актёрском деле. Она ПОВЕРИЛА, что мы готовы прикладывать усилия для достижения общего результата, что не подведём! Эта вера заряжала нас на мастер-классах, не позволяла ни на секунду опускать руки на репетициях, когда казалось, что задача чересчур сложна, и мы не справимся.

Благодаря работе всех педагогов — Бориса Гафурова, Анастасии Прядкиной, Ольги Володиной, Владимира Юдина, Санжара Джумаева, Катерины Беловой, Надежды Бандалетт, Эммы Григорян и других, мы научились многому. Но Марина Турпищева «сделала наш финал» — объединила все обретенные нами знания и умения в цельный, не побоюсь этого слова, спектакль. Выход на сцену легендарного театра «Ильхом» – для меня, в первую очередь, преодоление самого себя, своих страхов и сомнений. Но еще и колоссальная ответственность. Если тебе позволили выступить здесь — будь добр, выложись на все 200 процентов!

Замечу, в эти дни в «Ильхоме» начался набор во взрослую группу театральной студии для проведения летнего интенсивного курса мастер-классов, рассчитанных на два месяца.

Тамара САНАЕВА.
Фото автора.

  1. Однажды я попала в этот удивительный мир – мир Ильхома, и была поражена. Мой разум оказался встревожен тем действом, что разворачивалось перед моими глазами. Я не могла желать стать частью этого действа – но очень сильно захотела оказаться к нему как можно ближе. Мною посещался каждый спектакль, многие постановки я видела по нескольку раз. Театр стал для меня своего рода творческой отдушиной; благодаря ему я поняла, что хочу такого творчества как можно больше.

    К своей радости, я нашла, что при Ильхоме проводятся мастер-классы . Конечно же, мне нельзя было не записаться. И, забавно, никогда бы не подумала, что на подобных занятиях главное – люди, а не лекции «как стать хорошим актёром». Я нашла здесь друзей, рядом с которыми действительно почувствовала себя частью чего-то важного и особенного; чего-то очень ильхомовского. Я нашла людей, с которыми мне интересно, которым можно доверять. Я нашла тех, кого с чистой совестью могу назвать своими близкими товарищами, не взирая ни на какие возрастные различия.
    Сейчас, вспоминая своё общение с Ильхомом до и после мастер-классов, я понимаю, насколько сильно же я изменилась. Научилась понимать партнера, научилась слушать и слышать.
    Самое время сказать, что я бы хотела навсегда запомнить вклад тех людей, кому удалось сделать со мной столь чудесное превращение: вклад Надежды Андреевны, Эммы Александровны, Владимира Юдина, Ольги Викторовны, Бориса Гафурова , Екатерины Беловы Анастасии Куралесовы Санжара Джумаева и других замечательных людей. Но, главное, я бы хотела поблагодарить Трупищеву Марину Романовну, которая дала нам так называемый «волшебный пендель» и заставила взглянуть страхам в глаза и преодолеть их.
    Результатом нашей совместной с преподавателями работы стал ридинг «Dawn Way», работа над которым была для меня необычайно увлекательна и интересна даже в сравнении со всем тем, что со мной происходило на наших тёплых вечерних занятиях.
    Спасибо театру Ильхом, который даже не сам поменял меня, а благодаря которому я сама захотела измениться!

  2. Социальные сети, социальные танцы — теперь вот и театр, самый мощный из инструментов воздействия на человека, в наш индивидуализированный век служит социализации не всех вместе, не публики в целом, а группы и каждого отдельного зрителя, который сочтет возможным переступить грань между залом и сценой. Вы, Натэлла, из первых ласточек.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Коронавирус не помеха: в Узбекистане быстрее всех растет количество торговых предприятий

Как показывают данные Госкомстата, в Узбекистане быстрее всех увеличивается количество торговых предприятий. По состоянию на 1 июля...

Как пандемия коронавируса повлияла на деятельность предприятий

Центром экономических исследований и реформ (ЦЭИР), при поддержке Программы развития ООН в Узбекистане (ПРООН), в июне 2020 г. проведен опрос предприятий о...

В ЕАЭС проблемы на границах будут решаться более оперативно

Совет Евразийской экономической комиссии распорядился создать комитет для устранения спорных ситуаций, связанных с перемещением товаров в Евразийском экономическом союзе.

Маэстро Кирилл Чахлов: «Из каждого лабиринта всегда есть выход»

Затянувшаяся пандемия на долгие месяцы сковала мир. Где-то звенья этой цепи ослабевают, местами крепнут, но в той или иной мере опутывают все...

Узбекистан: восстановление памятника советскому герою подстегнуло исторические споры (Eurasianet, США)

Еще до того, как в мире начались споры о том, какие статуи следует оставить, а какие — снести, в небольшом городке в Узбекистане восстановили вызвавший споры мемориал, связанный с непростым...

Больше похожих статей