Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Высокой музыке служенье (к юбилею «Туркистона»)

Высокой музыке служенье (к юбилею «Туркистона»)

Эльдар Азимов, заслуженный деятель искусств Узбекистана, художественный руководитель и главный дирижёр камерного оркестра «Туркистон» вместе со своими музыкантами этим августом отметил 25 лет, как его коллектив получил первую зарплату, а в феврале следующего года официальный статус. Эта дата – большая и красивая история в жизни любого творческого коллектива. Ведь для искусства союз музыкантов даже длиною в десять лет – это уже большое достижение. Что касается «Туркистона», то он успешно «дожил» до своего серебряного юбилея, и дату своего рождения отмечает дважды: в августе и в феврале.

Высокой музыке служенье (к юбилею «Туркистона»)


Замечу, этому коллективу невероятно повезло с руководителем – человеком, создавшим первый камерный оркестр в центрально-азиатском регионе – оркестр Гостерадио Узбекистана, который исполнял сочинения композиторов самых разных эпох и стилей – от барокко до современных авторов бывшего Союза. Впоследствии эти опусы были записаны на три десятка дисков-гигантов. Маэстро Азимов с теплом вспоминает те годы: «Мы были безотказными исполнителями самой разной музыки, так как регулярно выступали на всевозможных пленумах, съездах Союза композиторов, много гастролировали по городам. Тихон Хренников лично звонил председателю Союза композиторов Узбекистана Мирсадыку Таджиеву и спрашивал: «Как там Азимов? Жив ли его оркестр? Не могли бы они приехать и поиграть?» И мы собирались и отправлялись в путь…».

Около 50 лет своей жизни Эльдар Азимов посвятил оркестровой деятельности, двадцать пять из которых отданы «Туркистону». Он истинный подвижник, преданно занимающийся своим делом не по службе, а по душе, из любви, а не для карьеры или самовыражения. Он может быть принципиальным и бесстрашным, мудрым и благородным. В его выступлениях, в его голосе всегда чувствуется душевное тепло и огромная внутренняя сила неравнодушного человека. Вот поэтому маэстро Азимов один из немногих музыкантов заслуженно пользуется глубоким уважением и любовью как оркестрантов, студентов, так и коллег, вызывая у них неизменный респект в свой адрес. Интеллигентный, демократичный, внимательный, понимающий, деликатный Эльдар Сарварович, в первую очередь, профессионал, отлично владеющий оркестром. На репетициях, он, как правило, мудрый учитель, а на концертах – яркий исполнитель-художник. Имея за плечами солидный опыт работы со своим первым коллективом, маэстро Азимов и на сей раз сплотил вокруг себя единомышленников, для которых совместное музицирование – ни с чем несравнимая творческая радость. Ему и здесь удалось выработать свои правила отношений между музыкантами, нашедшие отражение в основах не писанного нравственного кодекса: никто ни на кого не обижается. Оркестранты вправе делать замечания дирижёру. Здесь нет диктатуры, здесь царит демократия, от которой оркестр не разваливается. У них не возникает проблем с дисциплиной потому, что в коллективе царит культура человеческого общения, существует высокая этика отношений и понятие – мы. И это для них главное, потому что вместе – это одна большая и дружная семья.

Высокой музыке служенье (к юбилею «Туркистона»)


Меня всегда поражал и до сих пор поражает масштаб деятельности «Туркистона». Причём не только количеством, но и достижением художественных вершин. Коллектив успешно исполняет монографические («Бах», «Вивальди», «Моцарт», «Гайдн», «Сен-Санс») и смешанные программы, авторские концерты и вечера памяти композиторов Узбекистана, участвует в различных фестивалях от «Ильхома ХХ» до «Золотой осени». И не только. Вместе с художественным руководителем оркестр проводит такие музыкальные форумы, как «Приношение Моцарту», «Кончерто гроссо. От барокко до неоклассицизма», «И.С.Бах и сыновья» и многие другие. И об этом уже давно идёт добрая молва. На «Туркистон» с удовольствием идут слушатели, и с ним с большой охотой играют не только признанные мастера, но молодые и совсем ещё юные исполнители.

О последней группе отмечу следующее: это удивительно по-азимовски – помогать молодым музыкантам! Эльдар Сарварович помнит годы своего ученичества, когда его учителя обращались с просьбами к дирижёрам, чтобы они обратили внимание на их способного мальчика или девочку, которые так хорошо играют. Это было мучительно слушать… И он дал себе обет: искать юные таланты и предоставлять им свой оркестр, чтобы они могли получить отличный аккомпанемент. С тех самых пор и тянется нить к его сегодняшним концертам, на которых Азимов-дирижёр очень часто ставит рядом с собой на сцене молодых солистов, а в последнее время щедро отдаёт свой пульт молодым дирижёрам, среди которых его собственные ученики – М.Лутфуллаева и К.Азимов, а также воспитанники его коллег – Р.Бекмаев, А.Ахмедов и уже состоявшие профессионалы – Т.Шиганян, Ш.Садыков и другие.

Необыкновенное количество благодарных музыкантов, слушателей и поклонников «Туркистона» и его руководителя выходят за рамки родного Ташкента, подтверждением этому служат их письма, отзывы, поздравления, которые присланы и в канун юбилея. Приведу некоторые из них.

Высокой музыке служенье (к юбилею «Туркистона»)


Юрий Гандельсман, солист и концертмейстер оркестра «Виртуозы Москвы», концертмейстер Израильского филармонического оркестра, профессор Мичиганского Государственного университета:

«Искренне поздравляю маэстро Азимова и его коллектив «Туркистон», с которым мне посчастливилось выступить на сцене Органного зала Государственной консерватории Узбекистана, с юбилеем! За свою плодотворную творческую деятельность я играл с лучшими оркестрами Японии, Франции, Германии, США, Израиля, Голландии, Бразилии и других стран, поэтому мне есть с чем и с кем сравнивать. Так вот я был приятно удивлён высоким уровнем «Туркистона», которым могли бы гордиться столицы многих европейских стран. Без сомнения в этом огромная заслуга его бессменного руководителя и дирижёра Эльдара Азимова. Мы, музыканты, прекрасно понимаем, как трудно собрать коллектив единомышленников из молодых исполнителей, у которых еще не сложилось профессиональное кредо. И какое огромное значение имеет в этот момент встреча с замечательным руководителем, который может направить их в нужное русло. Я имел счастье музицировать с «Туркистоном», поэтому с нетерпением жду очередной встречи. С юбилеем, коллеги!»

Высокой музыке служенье (к юбилею «Туркистона»)


Доктор Сергей Квитко, пианист, лауреат международных конкурсов, продюсер и звукорежиссер, член Академии GRAMMY (США):

«Минувшим летом уходящего года мне посчастливилось концертировать в США, Испании, Австрии и Узбекистане. Признаюсь, всякий раз, когда мне предстоит играть с незнакомым коллективом, я пребываю в состоянии тревожного ожидания: с кем буду музицировать, какого уровня музыканты, каким профессионалом окажется дирижёр – как он, с одной стороны, будет управлять оркестром, а с другой, аккомпанировать солисту. Ещё до встречи с «Туркистоном» я послушал несколько записей этого коллектива, и понял, что уровень его музыкантов достаточно высок. Но первая репетиция превзошла все мои ожидания: помимо рояля я работаю ещё продюсером и звукоинженером с известными высокопрофессиональными музыкантами, поэтому сразу понял – это оркестр высочайшего уровня, и руководит им очень чуткий дирижёр. Я почувствовал, как бережно и внимательно относится Эльдар Азимов к солисту и исполняемой музыке. На концерте у нас всё получилось. Зал долго аплодировал...

Я благодарен музыкантам «Туркистона» и его руководителю за счастье совместного музицирования! От всей души желаю всем дальнейших творческих успехов и новых совместных проектов! С юбилеем, туркистонцы!
»

Высокой музыке служенье (к юбилею «Туркистона»)


Игорь Калнин, лауреат международных конкурсов, профессор, обладатель докторской степени (США):

«Моя первая встреча с Эльдаром Азимовым и его коллективом состоялась в рамках фестиваля «Золотая осень» в ноябре 2016 года. Вместе с пианисткой Рошелль Сеннет я был приглашён для исполнения двойного Концерта для скрипки, фортепиано и струнного оркестра Феликса Мендельсона (полная оркестровая версия) с камерным оркестром «Туркистон», которое состоялось в Большом зале Государственной консерватории Узбекистана. С первой же репетиции я был впечатлен уровнем оркестра, в котором играют музыканты мирового класса – техничные, эмоциональные, неравнодушные, внимательные. Наши репетиции проходили очень продуктивно. Они приятно удивили и поразили меня искусством общения между музыкантами – человеческим, музыкантским, артистическим. Мы тщательно работали, стараясь проникнуть в самую суть авторского замысла. В результате успех на концерте был замечательным: восторг публики, цветы, улыбки оркестрантов и наше счастье с Рошелль за радость, полученную от совместной работы! Сегодня «Туркистон» отмечает свой двадцатипятилетний юбилей. Желаю коллективу и маэстро Азимову неустанного горения, насыщенной творческой жизни и благодарных слушателей!»

Присоединимся и мы к поздравлениям известных музыкантов, ведь «Туркистон» – это всегда праздник и калейдоскоп талантливых имён. Слова маэстро Азимова: «Надо быть, а не казаться!», по-прежнему, вдохновляют коллектив, который был, есть и будет! Будет работать, будет преодолевать и развиваться, будет играть! Пожелаем же прославленному оркестру и его руководителю дальнейших успехов в музыкально-просветительской деятельности, нескончаемого вдохновения, неугасаемого творческого огня и азарта!


Инесса Гульзарова, музыковед.
Фото из архива «Туркистона».
Комментарии
Вопрос: Сколько пальцев у человека на одной руке? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

Компания AvtoRental за три месяца работы обманула 695 узбекистанцев, пообещав продать им автомобили в рассрочку и без процентов (видео)

В Самарканде сносят верхние этажи зданий в исторической части города: в одной из новостроек уже живут люди (видео)

Приют для влюбленных

Азиза Шоназарова стала первым узбекским профессором Колумбийского университета

expo
Похожие статьи
Теги
Инесса Гульзарова