Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Астор Пьяццолла. Вечер в ритме танго

Астор Пьяццолла. Вечер в ритме танго

«Когда я слышу рассуждения о красоте – красоте архитектуры, искусства, людей, наконец, о любви – я всегда вспоминаю Астора Пьяццоллу: ведь его музыка рассказывает обо всем этом языком ностальгии, причём в ней всё – в едином танго». Эти слова принадлежат известному музыканту, скрипачу Гидону Кремеру, одному из популяризаторов музыки «Великого Астора» – так на родине в Аргентине называют выдающегося аргентинского музыканта и композитора второй половины ХХ столетия Астора Пьяццоллу.

Астор Пьяццолла. Вечер в ритме танго


Это его сочинения значительно обогатили жанр танго, представив его в современном ключе, вобравшем элементы джаза и классический музыки, получившего впоследствии название «танго нуэво» – самостоятельной инструментальной пьесы. Таким образом, Пьяццолла совершил переворот в этом жанре, выведя его из салонов и кафе Буэнос-Айреса на концертную эстраду. Вскоре творчество «Великого Астора» вошло в моду, а его имя превратилось в объект восторженного почитания. Сегодня многие солисты, ансамбли, оркестры, джазовые и классические, включают в свои концертные программы произведения знаменитого аргентинца как в оригинальной версии, так и специально аранжированные для конкретных коллективов. Произведения Пьяццоллы включены в учебные программы музыкальных вузов стран СНГ. Сегодня его музыка уже не является новинкой, но, тем не менее, интерес к ней не ослабевает.

Ярким примером явился недавний концерт «Вечер в ритме танго» на сцене Дворца искусств «Туркистон». Вкусно и красиво играл известный ташкентский коллектив – камерный оркестр «Туркистон» под управлением художественного руководителя, заслуженного деятеля искусств Узбекистана Эльдара Азимова лучшие сочинения Пьяццоллы, передавая драматизм и страсть, лирику и меланхолию его музыки, испытывая абсолютную гармонию с ней. Органично с оркестром выступили молодые музыканты, многие из которых лауреаты различных исполнительских конкурсов – это скрипачки Лидия Джусова, Николь Габриелян, Кристина Ни, Люция Цой и Захро Каримова, виолончелист Сардор Ибрагимов, пианистка Екатерина Боброва. В программе приняли участие солисты Государственного академического Большого театра имени А.Навои – заслуженная артистка Узбекистана Амина Бабаджанова и Замир Фазлутов.

Астор Пьяццолла. Вечер в ритме танго


Организатором данного проекта выступил признанный ташкентский музыкант, скрипач, доцент Государственной консерватории Узбекистана Валерий Магай, который ещё нынешней весной с маэстро Азимовым пригласил слушателей окунуться в атмосферу любви, страсти и печали под чувственные ритмы знаменитых танго Астора Пьяццоллы. Однако Большой зал Государственной консерватории Узбекистана не смог вместить всех желающих послушать инструментальную версию одного из самых загадочных танцев в мире. И по многочисленным просьбам поклонников танго «Великого Астора» концерт пришлось повторить. Правда, на сей раз, программа была дополнена другими опусами знаменитого аргентинца и солистами балета ташкентского Большого театра.

Астор Пьяццолла. Вечер в ритме танго


Вечер «В ритме танго» открыл известный цикл «Времена года в Буэнос-Айресе» в аранжировке для скрипки и струнного оркестра нашего земляка Дмитрия Вареласа. Замечу, календарный год аргентинцы в силу особенностей природы и климата начинают с осени. И «Времена года» Пьяццоллы – это не «времена года» в классическом понимании (как смена сезонов). В названии автор указывает, что речь идёт о разных периодах жизни жителя окраины столицы Буэнос-Айреса. И каждая из солисток – Лидия Джусова («Осень»), Николь Габриелян («Зима»), Кристина Ни («Весна») и Люция Цой («Лето») звуками музыки в сопровождении оркестра «рисовали» жизнь этого жителя. Слушатели в тот вечер ощущали и чувство одиночества, и холода, и первой любви, и возрождение города после зимы…

А потом прозвучало очень красивое произведение, написанное Пьяццоллой в год его смерти, – «Обливион» (в переводе «Забвение»), музыку которого его автору так и не довелось исполнить самому, её играли уже другие музыканты после ухода маэстро из жизни. В феврале 1993 года в Лос-Анджелесе Астор Пьяццолла был номинирован за это произведение на премию «Грэмми» 1992 года в категории «лучшая инструментальная композиция». Международная критика охарактеризовала пьесу как одно из лучших произведений Пьяццоллы.

Астор Пьяццолла. Вечер в ритме танго


Уже в самом начале исполнения «Обливиона» обозначилось замечательное деликатно-трепетное партнерство солиста – Сардора Ибрагимова (виолончель), Амины Бабаджановой – Замира Фазлутова (танец) и камерного оркестра «Туркистон» под управлением маэстро Азимова. В их исполнении уживались сдержанность характеров, строгость линий и безудержная неприкрытая страсть одновременно.
Музыка Пьяццоллы покорила весь мир, прежде всего, своими ритмами, красотой мелодий и эмоциональностью. К ней вполне подойдут эпитеты чувственная и экзальтированная. И это удалось передать оркестру как в «Фуге мистерио», так и в «Чао, Париж». Кстати, Париж, город, который подарил творчеству Пьяццоллы новую жизнь, а Пьяццолла – миру более пяти сотен танго! Астор любил возвращаться в столицу Франции, и она с любовью его принимала. Дело в том, что в один из периодов своей жизни, он пытался уйти от танго к более серьёзной музыке, и десять лет писал всё, кроме танго. Это были симфонии, концерты для фортепиано, сонаты. И когда в 1953 году Пьяццолла получил приз, как лучший композитор года, он уехал учиться в Париж к Наде Буланже – известному композитору, дирижёру, педагогу-теоретику ХХ столетия.

Вспоминая свою встречу с Буланже, Астор признался, что «притащил ей килограммы симфоний и сонат». Она начала их просматривать, а потом сказала: «Это очень хорошо написано». Однако после небольшой паузы продолжила: «Вы здесь как Стравинский, как Барток или Равель, но знаете, в чем дело? Я не нашла в этом Пьяццоллу». И попросила его сыграть несколько тактов танго его собственного сочинения. Он сыграл, а Буланже, широко открыв глаза, неожиданно сказала: «Вы просто идиот, вот это – настоящий Пьяццолла!». И Астор выкинул всю музыку, которую сочинял в течение десяти лет, и из Парижа танго вместе с ним вернулось в Аргентину в обновлённом элитном виде. И до сегодняшнего дня в Аргентине танго – это стиль жизни, а Пьяццолла – кумир.

Астор Пьяццолла. Вечер в ритме танго


Однако вернусь к концерту, в котором далее прозвучало «Кафе 1930» из знаменитого триптиха «История танго» написанного в 1985 году специально для бельгийского флейтиста Марка Гровела. В прошедшем же вечере это танго прозвучало в варианте для скрипки с оркестром. Солировала Захро Каримова. И вновь подкупающее впечатление гармонии и единства солистки и оркестра, эмоционально-напряженная ритмика, стихия пульсирующей внутренней энергии в оркестре и чувственно-мелодическое соло скрипки. Этот ансамбль создал в зале атмосферу камерной мягкости восприятия.

Ну а впереди слушателей ожидал очередной сюрприз – знаменитое «Либертанго», покорившее весь мир, в исполнении зажигательного дуэта Амины Бабаджановой – Замира Фазлутова и оркестра, пробудившее чувство безудержной неприкрытой страсти. Прозвучавшее очень нежно и эмоционально, это танго любви вряд ли оставило кого-то равнодушным. Бурными аплодисментами слушатели встретили и танго «Смерть Ангела» в исполнении оркестра. А под занавес встречи прозвучало «Адиос, Нонино» («Прощай, Нонино») в аранжировке ташкентского композитора Валерия Сапарова, соло на фортепиано – Екатерина Боброва, ставшее воплощением эмоциональной свободы, страстности, концентрации чувств.

В итоге концерт получился креативным и зрелищным, вызвав не только овации и крики «браво», но радость и счастливые улыбки у всех, кто в тот вечер был в зале Дворца искусств «Туркистон». Публика долго не отпускала со сцены исполнителей. Бесспорно, концерт «В ритме танго» стал одним из самых ярких и запоминающих событий музыкальной жизни Ташкента.


Инесса Гульзарова, музыковед.
Фото из интернета.
Комментарии
Вопрос: Сколько пальцев у человека на одной руке? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

«Я первой в Ташкенте надела черные чулки и мини»: как Ирина Винер стала королевой гимнастики

Пассажиры самолета Uzbekistan Airways, не попавшие вовремя в Наманган, избили бортпроводника

В Узбекистане с автовладельцев будут взимать два новых вида сборов

Стала известна дата начала зимних каникул в школах Узбекистана

expo
Похожие статьи
Теги
Инесса Гульзарова