Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ «Царская невеста» на сцене ГАБТА в Ташкенте

«Царская невеста» на сцене ГАБТА в Ташкенте

«Царская невеста» на сцене ГАБТА в Ташкенте

12 октября в Государственном Академическом Большом Театре имени Алишера Навои была представлена опера «Царская Невеста», приуроченная к знаменательной дате, 175-летию со дня рождения великого русского композитора Николая Андреева Римского-Корсакова. Проект подготовлен при содействии представительства Россотрудничества в Узбекистане.

Опера о горячей любви, которая возникла в жесткую эпоху правления Ивана Грозного, где показательные казни и смертные пиршества считались обычаями, была создана по одноименной драме Льва Мея в 1898 г. Сюжет основан на реальных исторических событиях, однако автор отошёл от точных исторических фактов, написав своё собственное поэтическое драматическое произведение. Создавая оперу, композитор Николай Римский-Корсаков внимательно изучал музыкальное построение оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама».

В «Царской невесте» композитор акцентирует внимание на двух женских образах, выступающих на фоне красиво прописанного старого русского быта - это Марфа и Любаша.

В первом действии старый опричник Григорий Грязной ждёт гостей, в душе у него образ Марфы, дочери купца Собакина. На сватовство Грязного отец ответил вежливым отказом – его дочь давно просватана за молодого боярина Ивана Лыкова. Но Грязной надеется исправить дело. Вместе со всеми должны прийти и молодой Лыков, и даже царский лекарь-немец Бомелий, встречи с которым Грязной особо ждёт. Толпой являются гости во главе с шумным, властолюбивым Малютой, который тотчас же становится фактическим хозяином пирушки. По его приказу молодой Лыков рассказывает о диковинной для опричников жизни немцев, по его же повелению поётся здравица в честь государя.

«Царская невеста» на сцене ГАБТА в Ташкенте

Малюта требует, чтобы Грязной пригласил к гостям Любашу, - красавицу-возлюбленную Григория. Не так давно они похитили её из Каширы, перебив при этом многих жителей городка. Любаша по просьбе Малюты поёт протяжную старинную песню о тяжкой девичьей доле. Гости в восторге, - но близится утро, и опричникам пора уходить на царскую заутреню. Грязной просит у лекаря Бомелия приворотного зелья, чтобы девушка, приняв его, непременно загорелась бы чувством любви. Хитрый и проницательный Бомелий обещает помочь и уходит.

А Любаша, страстно любящая Грязного, - догадавшись обо всём, умоляет Грязного не оставлять её, взывает к его жалости, настаивает, уверяет Григория в силе своей любви, но… Грязной, не ответив ни слова, покидает её. Почти обезумев от ревности и горя, Любаша клянется, во что бы то ни стало отворожить «разлучницу» от Григория и погубить её…
Александровская слобода, вечер. Народ расходится после вечерней церковной службы. Юная Марфа – дочь купца Собакина – с нетерпением ждёт прихода своего жениха – Ивана Лыкова, который вот-вот должен подойти вместе с её отцом, солидным купцом Василием Собакиным. Марфа с упоением рассказывает подруге Дуняше о прекрасном безоблачном детстве, когда они с Ваней Лыковым играли и резвились в густом тенистом саду. Этот цветущий сад, сад их любви – живёт в её душе и манит своею красотой. Рассказ Марфы прерывает мрачноватое шествие. Странный и зловещий Незнакомец в монашеском облачении останавливает свой пристальный и пронзительный взгляд на Марфе. Сердца девушек замирают от ужаса.

«Царская невеста» на сцене ГАБТА в Ташкенте

Лыков и Собакин приближаются к дому. Нежно и страстно звучат слова Ивана и Марфы, теплотой и заботой наполнена добрая речь отца, подруга Дуняша любуется прекрасной юной парой. Все уходят в дом. На безлюдной площади появляется Любаша. Она узнала, где дом её разлучницы. Увидав вышедшую Марфу, она потрясена и убита её непостижимой красотой. Одержимая идеей изжить «соперницу», Любаша стучится в дом к лекарю Бомелию и просит у него страшный медленно действующий яд.

Бывалый лекарь не теряется – но за изготовление страшного зелья он требует… любви Любаши. Не то назавтра Грязной узнает о её приходе к Бомелию. Любаше неимоверно тяжко согласиться на столь позорную сделку. Но её решимость непреклонна – и Любаша вынуждена уступить требованию немца. Вручив Любаше приготовленное зелье, Бомелий увлекает её в своё жилище.

А разбушевавшиеся опричники учиняют новый разбой, похищая очередную жертву из дома боярина, впавшего в царскую немилость…
Во втором действии Иван Лыков привёл в гости боярина Грязного, которого он предлагает отцу Марфы в качестве знатного «дружки-свата». Но сам Иван Сергеевич встревожен и невесел – свадьба откладыватся. Марфа осталась в числе двенадцати девушек, которые участвуют в царских смотринах. Неспокойна душа и у Грязного. Но решение приворожить Марфу чудесным средством Бомелия - у Григория неизменно. Однако, он не ведает самого страшного – Любаша уже успела тайно подменить зелье приворотное на страшный медленный яд-дурман, выкупленный у немца столь постыдной ценой…

Запыхавшись, вбегает Домна Сабурова – соседка, вернувшаяся с царских смотрин. Она вся сияет – государь изволил тепло побеседовать с Дуняшей, - её дочерью! Так, быть может, царский выбор уже свершился? Собакин, даёт согласие отпраздновать помолвку дочери с Лыковым. Новоявленный «дружка-сват» Грязной наполняет вином кубки жениха и невесты, успев подсыпать зелье в бокал Марфы.

Начинается обряд благословения и величания молодых. По обычаю Грязной подносит кубки Марфе и Лыкову, и заставляет невесту выпить её всю до дна.

В самый разгар веселья в дом входят Малюта и бояре. Малюта провозглашает «царское слово» - государь выбрал в жёны юную Марфу.
Отец Марфы и его родня в горе и смятении. Юная невеста царя поражена таинственным недугом, подтачивающим её силы – и угасает на глазах.

В палату входит Грязной и сообщает вбежавшей царевне Марфе, что «лиходей» Лыков под пыткой сознался в намерении опоить «бесовским зельем» свою бывшую невесту. Сам государь осудил Лыкова на казнь, а Грязной своими руками убил «преступника». Узнав страшную новость, Марфа лишается чувств. Все в страхе и смятении.

Грязного охватывает ужас. Рассудок Марфы окончательно помрачился. Она ласково называет Григория… Иваном Сергеевичем и приглашает снова пройтись по тропинкам прекрасного Сада, где царят безмятежность, красота, мир и любовь. Потрясённый Грязной горько раскаивается и признаётся в том, что опоил Марфу приворотным зельем, потому что жаждал её любви. Малюта, опричники и все присутствующие возмущённо осуждают Григория. Его ждёт жестокая царская расправа. Ворвавшаяся в покои почти безумная, исступлённая Любаша признаётся, что подменила «приворотное» зелье страшным ядом с единственной целью – вернуть любовь Грязного… Но если эта любовь невозвратима – жить ей незачем. В ярости Грязной наносит Любаше смертельный удар кинжалом. Опричники схватили и преступного лекаря, сгубившего царевну.

«Царская невеста» на сцене ГАБТА в Ташкенте

В главных ролях были задействованы артисты:
Василий Собакин – заслуженный артист Узбекистана Кирилл Борчанинов
Григорий Грязной – Рахим Мирзакамалов
Марфа- Лятифе Абиева
Любаша – Анастасия Юдина
Малюта Скуратов- Джабраил Идрисов
Бомелий- Нурмахат Мухаммедов
Иван Лыков- Отемис Джуманиязов
Домна Сабурова- Надежда Банделет- Голендер
Дуняша – Рада Смирных
Музыкальный руководитель и дирижёр – заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан лауреат гос. Премии Анвар Эргашев.
Режиссер-постановщик - заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан Андрей Слоним.

Ангелика ТИМОНИНА, фото автора
Комментарии
Вопрос: сколько будет три плюс три (ответ цифрой)
Топ статей за 5 дней

Хокимам запретили дарить машины и квартиры по своему усмотрению: стало известно, откуда они брали на это деньги

Метановые заправки массово воруют газ «особо продуманным» методом: ущерб дошел до 30 миллиардов сумов

Обращение к Министру здравоохранения Республики Узбекистан

Минздрав отреагировал на обращение Елены Царевской, потерявшей ребенка: начата проверка

expo
Похожие статьи
Теги
Узбекистан, ГАБТ им.Навои, Римский-Корсаков, Россотрудничество в Узбекистане, Ангелика Тимонина