Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Наманганская студия «АрtИст» обратилась к классике

Наманганская студия «АрtИст» обратилась к классике

Наманганская студия «АрtИст» обратилась к классике

Трагедию матери, теряющей сыновей на войне, зримо представили члены самодеятельной творческой студии «АрtИст». Они в понедельник показали свою новую постановку по повести Чингиза Айтматова «Материнское поле».

В отличие от предыдущего творения студийцев, работающих под руководством учительницы истории школы № 1 Анны Гареевой, – постановки по сатирической пьесе Леонида Филатова «Про Федота-стрельца удалого молодца», новый спектакль заранее не предполагал юмора. Наоборот, в шедевре нашего современного классика звучит тема скорби женщины, которая осталась одна-одинешенька с внуком, привязывающим ее последней ниточкой к жизни.
Наманганская студия «АрtИст» обратилась к классике

Не раз за долгую трудную жизнь уходила Толгонай в поле, чтобы рассказать ему о радостях и бедах, чтобы посоветоваться...
В первой сцене перед нами она предстает сначала девушкой, упоённой счастьем возлюбленной Суванкула, матерью троих великолепных сыновей.
Но недолго счастье Толгонай – начинается война. Звучит голос Левитана, объявляющий о нападении фашистской Германии. Сыновья Толгонай один за другим уходят на фронт.
Наманганская студия «АрtИст» обратилась к классике

Во втором эпизоде мы видим ее уже многое пережившей матерью. Самый, наверное, волнующий эпизод: мимо станции, где стоят мать и Алиман, жена среднего сына, не останавливаясь, проносится эшелон, в котором сын Маселбек. Только и смог он сделать, что бросил матери свою армейскую шапку. Это было последнее, что осталось от второго сына.

Следующий, очень трогательный эпизод – уже офицер Маселбек пишет, притулившись к стенке окопа, прощальное письмо матери. Звучит голос актера, читающего простые и одновременно раздирающие душу слова воина.

Но и на этом не кончились испытания, не пощадила судьба Толгонай в третий раз – без вести пропал последний, младший Джайнак.
Через много лет, уже в конце жизни, поседевшая Толгонай снова обращается к родной земле: "Скажи мне, мать-земля, скажи правду: могут ли люди жить без войны?". И земля отвечает ей: "Всякий раз, когда люди затевали войны, я говорила им: "Остановитесь, не проливайте кровь!" Я и сейчас повторяю: "Эй, люди за горами, за морями! Эй, люди, живущие на белом свете, что вам нужно – земли? Вот я, Земля! Я для всех вас одинакова, вы все для меня равны. Не нужны мне ваши раздоры, мне нужна ваша дружба, ваш труд!"
Наманганская студия «АрtИст» обратилась к классике

Автор написал свою повесть так, что ни он, ни мы, читатели не можем отделить свою судьбу от судьбы киргизской женщины – крестьянки Толгонай. Велик подвиг Толгонай. Само поле, родное поле, преклоняется перед подвигом матери: "Ты выше всех, ты мудрее всех! Ты – Человек!" – говорит поле матери.
Наманганская студия «АрtИст» обратилась к классике

В каждом из трех эпизодов роль Толгонай исполнили разные участники группы, ученицы школы № 1: Зиёда Атаханова – в юности, Рухшона Иброхимзода – в военные годы и Севара Тургунова – в старости; Гульшана Хакимова появилась в образе Земли, а еще один ученик той же школы Сергей Крюков сыграл Маселбека.

Самодеятельным актерам удалось передать всю глубину айтматовской повести, ее трагическое звучание. Зрители, собравшиеся в областном информационно-ресурсном центре имени Нодиры, не могли сдержать слез. Они словно пережили катарсис – настолько велико было потрясение. А эмоциональная Анна Раушановна после окончания спектакля и вовсе расплакалась.
Наманганская студия «АрtИст» обратилась к классике

После того, как все – и зрители, и сами актеры несколько успокоились, представитель областного Союза молодежи Диана Шарипова поздравила студийцев с настоящей творческой удачей и вручила всем актерам грамоты и несколько книжек в подарок.

И. РЕШЕТНИКОВ.
собкор по Наманганской области,
фото автора.
Комментарии
Вопрос: Сколько пальцев у человека на одной руке? (ответ цифрами)