0.5 C
Узбекистан
Пятница, 3 февраля, 2023

ПОХИЩЕНИЕ ЕВРОПЫ?..

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
4,980ПодписчикиПодписаться

Не так давно я оказалась на выставке очень и очень известного узбекского живописца, из наших художников первого ряда. Все его работы были очень красивые, слов нет. И назывались как надо: «Весна», «Мать», «Осенний сад», «Дворик моего детства»… Ну, все как положено. Яркие краски, изящные линии. И плоский, плоский внутренний мир за всем этим. Мысль, стоящая за каждой работой, – столь же поверхностная и гладкая, как слой краски на этих картинах. Может, так и надо? Я столь мало смыслю в живописи, что, в общем, готова принимать на веру почти все, что мне предлагают в этом качестве. И вчера на выставке в галерее «Автограф» – вот, тоже они, во всяком случае вполне похожие – и дворики, и садики, и лужайки, и ручьи… И даже называются эти работы, скорее всего, так же, привычно – «Осенний вечер», «Весеннее утро»…

Впрочем, названий тех работ, что на стене, первой оказывающейся в фокусе зрения посетителя этой галереи, я не запомнила. Потому что взгляд переместился на «Автопортрет» в центре зала. И – оказалось, что уже не отвести глаз от этого лица — лица художника Алишера Эргашева, назвавшего свою выставку так странно и притягательно – «Магический реализм».

Безусловно, он художник, преданный Востоку, живущий и дышащий им. И при этом – отчетливо европоцентричный. Во всяком случае насколько могу судить я, совсем не визуал, человек словесности, да еще только что посмотревшая «Страшные сказки» по Джамбаттиста Базиле, лишь недавно закончившая читать «Черные кувшинки» Бюсси… Например, вот эти тополя – разве они не прямо с полотен Моне? И как сформировалась-сформулировалась в сознании художника эта удивительная идея – «Завтрак Минотавра»? Может быть, он тоже когда-то, как и я, был потрясен «Домом Астерия» Борхеса? И эти рыбы, целая стена справа, заселенная рыбами, выписанными грубо и почти что чувственно, как не подобало бы для христианского символа… И могла ли я представить, что в натюрморт прямо-таки классически-голландский можно так непринужденно вписать… среднеазиатского осла? А сочетание «магический реализм»? До сих пор оно для меня связывалось в первую очередь с Павичем – и вот теперь этот колдовской «Синий слон»!.. Что это в самом деле, как не магия, уж не знаю, насколько реалистичная?..

«Завтрак Минотавра»
«Рыба/2»
«Натюрморт с ослом»
«Синий слон»

«Магический реализм»… А может быть, по-мандельштамовски, – «Тоска по мировой культуре»?..

…Нет, я пойду завтра на эту выставку снова. Мне надо еще раз хорошенько разглядеть многое, и в том числе – детали «Похищения Европы». Старой, античных корней Европы, с ее многослойными, многовековыми культурными аллюзиями, так неожиданно и ослепительно поселившейся в самом центре нынешнего Ташкента. Европы, столь восхитительно-дерзко «похищенной» очень восточным художником Алишером Эргашевым.

«Похищение Европы»

Лейла ШАХНАЗАРОВА

3 КОММЕНТАРИИ

  1. Лейла, огромное Вам спасибо! Никто кроме Вас так не писал. До слез приятно!

  2. Благодарю, Светлана, рада была познакомиться с вами и Алишером. Успехов вашей творческой паре!

  3. Не преувеличивайте насчёт культуры и традиций Европы.
    Никто лучше, чем сам автор картин, не объяснит замысел, вложенный в их написание.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Потребление удобрений в мире и Узбекистане

Эксперты Института прогнозирования и макроэкономических исследований (ИПМИ) проанализировали уровень потребления удобрений в мире и в Узбекистане. Мировой рынок удобрений столкнулся...

Больше похожих статей