4.6 C
Узбекистан
Пятница, 22 октября, 2021

Балет «Лазги»: древние сказания и танцевальные мифы нового века

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905участниковМне нравится
22,961участниковЧитать
3,440участниковПодписаться

В Государственном Академическом Большом театре имени Алишера Навои состоялась премьера современного балета «Лазги — танец Души и Любви».


Сказать новое слово в искусстве хореографии  – дело непростое. Можно гордиться, что  5 сентября в Ташкенте такое слово прозвучало на всем понятном языке — в танце. И, надеемся, оно будет  услышано не только на овеянной танцевальными легендами земле Узбекистана, но и в мировых театральных столицах, рассказывая об истории, традициях и современной культуре узбекского народа.  

Несмотря на «закрытый» формат первого премьерного показа, зал театра оперы и балета имени Навои в день премьеры был заполнен, насколько только было позволительно при эпидемиологической ситуации. Публика большей частью молодая, светская,  приглашённая организаторами – Фондом развития культуры и искусства при Министерстве культуры Республики Узбекистан. Но постановка покорила зрителей всех возрастов – их в зале было немало.

Динамичная танцевальная феерия, построенная на синтезе узбекской и европейской музыки и современной хореографии, захватила с первой же сцены.

Остановим взгляд на главных фрагментах балета, чтобы представить объёмную картину необычайно сложной и, вместе с тем, очень красивой и зрелищной современной постановки, все части которой спаяны лейтмотивом старинного и, пожалуй,  самого популярного в Узбекистане, танца  лазги, признанного ЮНЕСКО нематериальным культурным наследием человечества.

Оазис Шёлкового пути

Мистическая картина золотых барханов азийской пустыни… Поток сыплющегося с небес песка – символ неостановимого, текущего из бесконечности в бесконечность  времени, способного всё засыпать и покрыть забвением. Хрупкая, почти прозрачная, надломленная женская фигурка, бредущая сквозь барханные миражи. Вот она оказалась под струёй сыплющегося песка, вот упала… Еще немного – и тонкое тело поглотят барханы.

Но цепь жизни не может быть прервана. Пустыню пересекает караван, в оазисах бурлит жизнь. Люди видят погибающую женщину, пытаются ей помочь. Вечная сила животворящей музыки вливается в её кровь, наполняя силами. Женщина эта – Душа, и она начинает свой танец, наполняя смыслом всё сущее.

О любви караванщика к вечной танцующей Душе и пойдёт повествование в балете. О ней – музыка, танец, песни народных музыкантов. О Любви и Душе — главных героинях постановки. И бессмертном танце лазги.

В хранилище культурных ценностей

На сцене – музейный зал. В стеклянных витринах-кубах — экспонаты. В одном из них Душа и её Возлюбленный. В другом – переливающееся серебристой чешуёй, извивающееся то ли  морское, то ли земное мифическое существо. В стекле витрин, как в зеркалах, отражаются фигуры музейных посетителей.


Среди них  – прекрасная, вечно юная Любовь. Действия и движения персонажей замедленные, плавные. Прошлое и настоящее сливаются в отражениях  – они неразделимы.
Душа, выйдя из трехмерного куба, переходит в измерение вечности, танцуя с прекрасной Любовью. Душа и Любовь едины в своих устремлениях. Танец их одухотворен и чарующ. И как Душа не может существовать без Любви, так и Любовь не может быть бездуховной – это две стороны единого начала, показанные в общем танце с Возлюбленным.

Анракт

Традиционный перерыв между действиями балета «Лазги» превратился в многофигурный  перфоманс. Материализовались в театральном холле народные музыканты. Обменивались впечатлениями зрители, брали интервью журналисты. Живая музыка связала театральное и реальное, стирая условные границы жизни и сцены.


А для нас пришло время заглянуть в закулисье и поговорить с Душой и Любовью — о балете и работе над ним. 

Заслуженная артистка Узбекистана Надира Хамраева

— На мой взгляд, балет «Лазги» — долгожданный прорыв в сверхсовременный этап культурной жизни нашего театра, города, нашей республики. Моя роль в спектакле — Душа. Она является неотъемлемой частью танца лазги. Как  передать на словах, каково это — танцевать чистую женскую Душу? Таких слов, описывающих мои ощущения, не придумали. Но Раймондо Ребек прекрасно поставил пластику танца и выстроил манеру, которая всем понятна и не нуждается в словах. Роль полностью совпала с моим понимание женской Души.


Артисты балетной труппы ГАБТ до этой постановки вполне свободно и комфортно ощущали себя как в классическом репертуаре, так и в фольклорном танце. А вот их слияние и смешение с современным стиле балета, который мы еще называем contemporary, —  совершенно новый опыт для наших артистов. В подобном синтезе я работала в Аргентине, но и для меня «Лазги» стал глотком свежего воздуха.

Когда мы только начинали работать над балетом, всем было трудно, и начиналось всё достаточно напряжённо. Хотя сразу почувствовали, что постановщик Раймондо Ребек – лёгкий и позитивный человек. Вспоминая начало и видя результаты полугодовой работы, понимаешь, как изменились, как выросли артистически, физически и эмоционально наши артисты.  Тех, кто попал в этот проект, объединило нечто большее, чем просто работа. Появилось настоящее понимание современного танца, и мы научились работать осознанно. Естественно, я сейчас не веду речь об исполнителях, имеющих такой багаж, как сольные партии и партнёрство на сцене, хотя и мы многое почерпнули для себя. Я радуюсь за ребят, которые не танцевали столько, не работали в партнёрстве так, как им пришлось работать в «Лазги». О тех, кто не был прежде так эмоционально втянут ни в один балет, как они втянулись в этот.

Это были полгода совершенно другой жизни, не похожей на прежнюю.  Главная составляющая этой магии – мы всё начали с нуля! И нам всем очень повезло, что именно Раймондо Ребек был выбран в качестве балетмейстера. Он же и  автор либретто. Работать с Раймондо — сплошное удовольствие! И тут я тоже могу сказать не только от себя лично, но за каждого артиста проекта. Этот человек необыкновенно талантлив, и он стопроцентный профи. В то же время — он понимающий. И всегда честный с артистами. Он мог говорить и строго. и с тонким юмором, но это всегда была правда и конкретика.

Я рада, что все сложилось так как должно было быть нам по судьбе, что именно сейчас нам выпала честь работать с такой мега профессиональной командой.  Каждый из них мастер в своей сфере — хореограф, композитор, сценограф, режиссер по свету. Каждый день благодарю судьбу, что попала в проект! Раймондо лично отбирал артистов для постановки и следовал исключительно своим профессиональным взглядам. В этот проект «по блату» не попал никто!


После премьеры зрители говорили, что тронуты спектаклем, что у многих на глаза наворачивались слезы. А ведь спектакль не трагический — он о вечной красоте танца лазги, который и в прошлом, и в настоящем несёт в себе позитив и жизнь.  И если люди плачут в конце спектакля — это слезы от увиденной красоты, завораживающей картины всего происходящего. Потому что, когда красиво и с любовью, то можно и расплакаться! И это безумно приятно!

После премьеры главное для нас — не потерять связь и энергию, которую мы почерпнули! Мы как корабль в драгоценностью, который нужно провести по всему земному шару.  Пожелаем Большого плаванья Большому кораблю по имени «Лазги».

Солистка балета ГАБТ Эльмира Юсупова

— Я танцевала Любовь в новом балете. Сказать честно, и не мечтала попасть в первый состав солистов, и считаю, что мне очень повезло. К тому же, партия ставилась на мои возможности, на мои данные — это тоже было со мной впервые.

В современном стиле я ещё никогда не танцевала, и мне было немного сложно перестроиться с классики на иной стиль. Всё-таки классика — основа всего. Даже в этом современном спектакле нас просили выворачивать пяточки, дотягивать стопы, вытягивает колени —  все это идёт от классики. А вот расслабить корпус, не танцевать с постоянно ровной спиной это было для нас новое. 

Многие зрители говорили, что не слышали привычного постукивания пуантов по сцене.  Раймондо Ребек поставил такие движения, в которых сходы с пуантов были плавные, и поэтому слышимость наших сходов была минимальная. Если объяснять подробнее, он просил сходить мягко, через полупалец. Теперь, я думаю, классику мы будем танцевать ещё лучше, так как лучше чувствуем своё тело, новые для нас группы мышц, которые в классике не задействованы.

Раймондо Ребек — настоящий мастер своего дела. Он искал подход к каждому из нас. Он вывернул каждого артиста наизнанку, чтобы мы были настоящие, искренние на сцене. Раймондо так верил в каждого из нас, что хотелось работать на максимуме и добиваться самых лучших результатов.

Очень поддерживали меня и партнеры по сцене Надира Хамраева, Радион Исянов, Улугбек Олимов. Все педагоги и артисты, участвующие в этом спектакле, сыграли огромную роль.  Каждый помогал мне стать лучше, за что я им очень благодарна. Я до сих пор в эйфории от всего, что происходило в эти месяцы.


После антракта: Прошлое, настоящее и будущее в деловом современном мире

Трудно передать цельное впечатление о балетном спектакле «Лазги». Его полифоничное звучание проявлено в музыке, хореографии, сценографии, свете. И в философском осмыслении истории и культуры на примере одного народного танца.

Второе действие рисует картину делового мира. Люди-роботы, механистические стандартные действия, черно-белый мир, в котором нет места эмоциям. Рок в музыке – и рок прогресса, казалось бы, выхолащивают саму способность к тонким эмоциям.

 Но невозможно уничтожить культуру народа даже в строгом деловом мире. Танец становится скрепой между прошлым и настоящим. Он живёт сегодня и будет жить в будущем, проявляясь по-новому при каждом исполнении — и как традиционная  народная классика, и как популярное любительское исполнительство.

Невозможно устоять на месте при зажигательных ритмах хорезмского танца. Казалось, вот-вот кто-то из зрителей в зале не усидит на месте, включится в действие и начнет танцевать в проходе между кресел.  Лазги танцуют на свадьбах, народных  гуляньях, в любом костюме и на любой площадке. Так и показано в балете.

Традиции лазги – от движений кисти до говокружительных вращений,  изощрённые балетные па и поддержки  —  всё это узорчатой вязью соединил продуманный и свободный хореографический рисунок балетного действия. Оно захватывает и эмоционально, и интеллектуально, не отпуская зрителя ни на минуту. Чувства  влекут за собою мысли, размышления  порождают эмоции.

Ты — моя Любовь! Ты — моя Душа!

Балет поражает современным хореографическим прочтением, красотой сценографии, костюмов, световыми эффектами. Он по-хорошему зрелищный. От сцены невозможно оторвать глаз, даже если на ней нет ни единого танцовщика – игра света и парящих  переливающихся полотен завораживает космической магией движения, придавая эмоциональный накал действию. Море свечей – земные огни, свечи над сценой – словно звёзды над просторами степей. И в этом волшебном свете играет всеми гранями, позванивает браслетами лазги.


Невероятно выразительна сцена «разговора» артистов на языке жестов со зрителями. В динамике звучит голос народной артистки Узбекистана Гавхар Матякубовой, руководителя Школы Лазги в Ургенче, центре Хорезмской области. Мягко и проникновенно, с характерным хорезмским акцентом она говорит о значении лазги для народа и культуры.  

— Лазги мен учун бахтдир. Лазги мен учун бу ҳаётдир. Лазги мен учун бу тириклик ва жондур. Лазги рақсига ўйнаётганимда, мен шу ҳаётни ҳис этаман, шу борлиқни ҳис этаман, шу оламни ҳис этаман, осмон билан ернинг орасиндаги борлиқни ҳис этаман. Чунки лазги инсонга жон берган фаслдир. Лазги борки, бутун дунё хуш босқични босиб ўтгайдир. Лазги бетакрор, умрбод ва умрбоқийдир. — Лазги для меня – это счастье. Лазги для меня – это жизнь.  Лазги для меня – это существование души. Когда я танцую лазги, я чувствую эту жизнь, я ощущаю себя, я чувствую этот мир, я чувствую всё сущее между небом и землей. Потому что Лазги — это та пора, которая дает человеку жизнь. Пока есть Лазги, мир всё выдержит. Лазги уникальный, бесконечный и вечный.


Лазги в балете танцует ученица Гавхар Матякубовой, одна из лучших исполнительниц Хорезма, лауреат премии Нихол Дильноза Артикова.


Спектакль высоко оценили зрители.

Эльмира Тухватуллина, заслуженный журналист Республики Узбекистан
— Это абсолютно «новое слово» в нашем балете: микс Востока и Запада, трогательная история о самом солнечном танце на земле языком пластики.

Рина Розенштейн, педагог музыкальной школы имени Глиэра  
— Затаив дыхание, смотрела балет. Боялась шелохнуться. Музыка, декорации,  танцевальное искусство… Потрясающе, я восхищена!

Долго не смолкали овации после премьерного показа «Лазги» – зрители стоя аплодировали артистам и международному творческому коллективу.


Напомним, что над проектом работали: автор идеи Саида Мирзиёева, руководитель проекта Гаянэ Умерова, автор либретто и хореографии Раймондо Ребек, сценограф Йоко Сеяма, художник по костюмам Фрол Буримский, автор музыкальной аранжировки  и композиции Дэвидсон Жаконелло, художник по свету Тим Вацлавек и консультанты по народному танцу лазги Гульнора Мусаева и Гавхар Матякубова.

Балет ожидает большой гастрольный тур за рубежом. Пожелание  публики – повторить премьерные показы еще несколько раз в Ташкенте, чтобы как можно больше зрителей в Узбекистане насладились искусством постановки «Лазги» в мастерском исполнении талантливых артистов ГАБТ.

Тамара Санаева.

Видео автора

Фото предоставлены Фондом развития культуры и искусства и из интернета

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Почему Центральный банк оставил неизменной основную ставку?

Основная ставка Центрального банка была оставлена ​​без изменений на уровне 14% годовых, в целях снижения уровня инфляции до 10% к концу года...

Больше похожих статей

ЎЗ
×