Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Духовные смыслы Корана

Духовные смыслы Корана

На Восток отправься дальний
Воздух пить патриархальный,
В край вина, любви и песни,
К новой жизни там воскресни.
. . . . . . . . . . . . .
Там наставленный Пророком,
Возвратись душой к истокам.

Гёте

Коран – Священная книга мусульманского мира, дар Аллаха, переданный людям Архангелом Джабраилом и Пророком Мухаммадом. В наши дни, когда атеизм перестал быть синонимом здравого смысла, и больше того, может рассматриваться как элементарное невежество, игнорирующее достижения фундаментальной физики, можно с уверенностью говорить о реальности явлений, еще вчера относимых к разряду арабских сказок.

Название «Коран» происходит от арабского глагола «кара’а», означающего читать вслух речитативом, декламировать. Коран делится на 14 глав, по-арабски - сур, которые включают 6211 стихов, что примерно составляет две трети стихов Нового Завета.

Содержание Корана изложено языком дидактической «рифмованной прозы» (садж). Это тонкая вдохновенная дидактика, несомненно, принадлежащая поэту, наделенному необыкновенным даром творчества и словотворчества. Путём сопоставления стилистических и синтаксических особенностей Корана установлено, что многие из своеобразных выражений Корана не были известны арабскому языку ни до, ни после Пророка1. Это говорит о том, что Пророк действительно ретранслировал новый духовно-информационный поток, который, как показывает история, оказался системой кодов конструирования новой исторической реальности.

Духовные смыслы Корана

Пророк Магомет.
Николай Рерих
Можно сколь угодно спорить, кем был Мухаммад до встречи с Архангелом Джебраилом, но после того, как он начал свою проповедь, получив «Откровение» мир Востока преобразился навсегда. Пророк, обладающий космической силой Слова, принес новую конструкцию культурной и общественной жизни. Начался процесс, который Адам Мец назвал «Мусульманским Ренессансом».

В.В. Бартольд отмечал: «Когда Владимир Соловьёв называл Мухаммада религиозным гением, по-видимому, имел в виду не столько силу религиозной мысли, сколько глубину религиозного чувства»2. И неслучайно Коран – первая религиозная книга, «которая поразила воображение Пушкина и привела его к Библии»3.

В своём переводе («Подражаниях») Корана Пушкин «интуитивно уловил своеобразный дух ислама, ритм речи и весь склад Корана»4. И нам кажется вполне логичной версия5 о том, что знаменитый пушкинский «Пророк» был рождён из «Подражаний Корану». Особенно точно передают суры Корана (сура 53, стих 9 – 11; сура 91, стих 19 – 21) такие известные пушкинские строки:

И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань Пророк, и виждь и внемли,
Исполнись волею моёй
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».


Запущенный Мухаммадом процесс самоорганизации нового государственного и общественного строительства, привнёс новую систему, новый принцип организации духовной жизни, новые «точки отсчёта» умственной деятельности, иные цели и устремления. Особенность происходившего состояла в том, что Мухаммад не пришел с готовой религиозной системой, а искал пути к ней и создавал её на глазах у всех и даже с общей помощью. Поэтому, видимо, наиболее значительным было влияние ислама как религии на уклад жизни людей, на бытовую обстановку и на весь духовный мир их, что проявлялось в обычаях и запретах. В этом плане, примечательна сура 89 (Заря), в который Пророк, обращается к своим последователям с призывом пересмотреть свое отношение к социальной жизни, основываясь на духовных смыслах Корана:

Клянусь зарею пробужденья,
Дестью ночами поклоненья.
Клянусь четой и не четой,
Печальной Утренней звездой,
Что только на исходе ночи
Сияет нам... Чего ты хочешь?
Чем должен я поклясться в том,
Что в мир несу слова Аллаха,
И без сомнения и страха
Вхожу с Кораном в каждый дом.
Подумай о судьбе народов,
О тех великих городах,
Которые под небосводом
Внезапно обратились в прах.
Их червь неверья и порока
Как древо медленно точил,
Аллах им посылал пророков
И милости свои дарил…
Но нет, в гордыне презирая
Его небесные дары,
Они отвергли розы рая
Во имя праздной мишуры.
Во имя похоти и власти
От состраданья далеки,
Они в динарах мерят счастье
Добро упрятав в сундуки.
Небесный суд их не пугает,
К завету Господа глухи,
Они безмерно умножают
Земные тяжкие грехи.
Но милостив Аллах к заблудшим,
«Войди в мой рай» - Он говорит.
Дается Истина идущим,
Путь для спасения открыт.
Спадут с тебя сомнений путы
Лишь обретет душа покой,
И ты почувствуешь, как будто
Коснулся Бог тебя рукой.

(перевод В.И.Исхакова)

Духовные смыслы Корана

В Британской национальной библиотеке хранится Рукопись Корана, датируемая VIII веком. Временами ее экспонируют в Британском музее. Это редкий экземпляр Книги, на основе идей которой возникла целая цивилизация.

Абу Рейханаль-Беруни весьма точно отмечал: «заповеди религии гораздо могущественнее и сильнее влияют на природу человека, чем обычаи и традиции. Разве ты не видишь, что основания последних подвергаются исследованию, соответственно этому либо принимаются, либо отвергаются, тогда как основания заповедей религии оставляются такими, какие они есть, и принимаются большинством просто на веру». Развивая эту мысль, Бируни особо подчеркивает, что вера в Бога, ставшая частью религиозного мировоззрения, становится столь сильной духовной потребностью огромных масс людей, что в «их сердцах возникает такая сильная привязанность к ней, которую не вырвать во век»6.

Для проповеди Мухаммада характерна постоянная апелляция к традиции. Свою задачу он видел в том, чтобы очистить и возродить старые нормы и идеалы, искаженные в торговом обществе Мекки. Вот почему важнейшими составляющими этического идеала, зафиксированного Кораном, являются те человеческие качества, которые объединились понятием мурава – традиции доблести и великодушия7.

Мухаммад обратился к опыту предшествовавших пророков и древних народов. «Разве ты не видел?», «Разве ты не знаешь?» - так вопрошал он об опыте социального поведения известных ему народов, ясно указывая на моральную ценность исторического знания.

В проповедях Пророка история становится не только информатором о прошлом, но и «учителем жизни». Сама жизнь обретает иной, чем прежде, смысл, оказавшись вовлеченной в реализацию Божественного замысла. Формирование исторического сознания отныне оказывается в прямой зависимости от развития религиозной философии ислама, от мусульманской гносеологии8.

Заслугой Мухаммада явилось то, что он открыл почти непостижимую сознанием бедуина временную таблицу прошлого. Вместо генеалогической памяти, он привёл в действие механизмы сознания, оперирующие представлениями в тысячелетия (см. суру 29, стих 13). Однако, менялась не только временная глубина прошлого, иным было отношение сообщаемого к настоящему: исторический факт служил не самоутверждению индивида или его рода, он вообще выводился за круг осязаемых сегодняшних интересов конкретного человека и служил ценностям непреходящего и общечеловеческого значения.

Как справедливо отмечал известный востоковед Г.Э. Грюнебаум (1988), именно миссия Пророка сделала арабов способными на проявление активности в мировой истории, все без исключения пути эволюции ближневосточного общества подобно лучам, проходящим через линзу, преломлялись через ислам.

Владимир ИСХАКОВ, Татьяна ИСХАКОВА.

Примечания авторов
1 Бартольд В.В. Сочинения. В 9 т. - Т. VI. - М., 1966, с. 633.
2 Там же, с. 636.
3 Кашталева К. С. «Подражания Корану» Пушкина А.С. и их первоисточник// Записки Коллегии Востоковедов. - Т. V. – М., 1929, с. 244.
4 Там же, с. 246.
5 Там же, с. 243.
6 Беруни Абу Рейхан. Избранные произведения. – Т. 2. - Индия. - Ташкент, 1963, с. 463.
7 Этикет у народов Передней Азии. – М, 1988, с. 39.
8 Там же, с. 140.
Комментарии
Вопрос: Сколько пальцев у человека на двух руках? (ответ цифрами)