Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

«Душа и Честь»

Есть темы и события в жизни народов, к которым, даже по прошествии многих лет, память неотступно возвращается. К таковым, к примеру, относится Великая Отечественная война для русского и большинства других народов бывшего Советского Союза. Проходят десятилетия, но новые поколения творческих деятелей - будь то писатели, работники кино и театрального искусства, композиторы, художники, скульпторы и архитекторы - вновь и вновь пытаются осмыслить трагический опыт беспощадной борьбы с фашизмом, высочайший дух стремления защитить свою родину от захватчиков.

«Душа и Честь»

Похоже, что подобной зудящей болью, если не навсегда, то еще на очень длительный временной период, будут откликаться сердца узбекистанцев, когда речь заходит о страшных событиях, сопутствующих так называемому «узбекскому» или «хлопковому делу» в восьмидесятые годы прошлого столетия. Этой поистине трудно объяснимой драме всего населения республики уже посвящено множество романов, рассказов, документальных повестей и очерков, спектаклей и кинофильмов. В них затрагиваются различные аспекты, но различна степень талантливости их авторского воплощения.

Сегодня к их числу прибавилась новая художественная кинолента «Дилор, Дилор… Дил ва Ор», созданная Народным артистом Шухратом Аббасовым в содружестве со своим сыном, бесспорно одаренным Назымом Аббасовым.

Картина поставлена по сценарию Зульфии Юлдашевой оператором Султаном Мирзахмедовым, художником Мирзахидом Мирахмедовым. Наверное, следует подчеркнуть, что данный полнометражный (более 2-х часов) фильм является первой работой признанного мэтра узбекского и советского киноискусства Шухрата Салиховича Аббасова за последние 20 лет.

Изменился мир, изменился наш Узбекистан, изменился во многом и сам постановщик картины. Во всяком случае, по его собственному признанию, многие события и судьбы он рассматривает теперь более зрело, более осмысленно и перспективно.

Я не собираюсь пересказывать сюжет картины хотя бы потому, что подобных историй в реальной жизни подвергнутого репрессиям, гонениям и хуле Узбекистана было, увы, множество. Но главные особенности рецензируемого киноповествования хотелось бы выделить.
1. Картина достаточно многоплановая, полифоническая - в ней много героев и событий, впрочем, тесно и органично переплетенных друг с другом.

2. Ярким и убежденным носителем лучших черт и свойств узбекского народа, его души, трудолюбия, стойкости, преданности, чести и совести, является главная героиня Дилорам, имя которой сокращенно звучит «Дилор». Фильм так и назван: «Дилор, Дилор… Дил ва Ор», то есть «Дилор - Душа и Честь».

Кинодебют актрисы Шахло Темировой вполне удался - она сумела создать образ внешне и внутренне красивой молодой девушки, на которую обрушилась лавина несчастий и испытаний - арест невинного отца, гибель брата, нежданно образовавшийся «долг» перед бессовестной хозяйкой магазина, тяжкий труд, существование на грани нищеты, наконец, измена любимого юноши. И никакой нарочитости - зритель с большим вниманием и напряженностью следит за перипетиями ее непростой судьбы. Как часто, собственно, и происходит в жизни - именно женщина выдерживает все, становясь примером и образцом для подражания.

«Душа и Честь»

3. В фильме есть и другие подлинные герои, которые, несмотря ни на что, не сдались, хотя у некоторых из них судьбы были сломлены.

Практически во всех других произведениях о том жутком времени авторы выдвигали на первый план настоящих героев, наличие которых делает честь узбекскому народу.

4. Но в отличие от большинства других художественных произведений постановщики обсуждаемой картины сумели выпукло изобразить и сомнительной честности персонажей, которые думали лишь о себе, о своих интересах и достатке, умело приспособившись к меняющейся обстановке и «власть имущим». Их в картине немало, а поскольку авторы ни разу не показали самих инициаторов и руководителей массовой травли узбекской нации, то именно эти беспринципные и алчные людишки на местах и становились олицетворением и проводниками жестокой политики потерявшего ориентиры и чувства гуманизма пресловутого «Центра».

К чести авторов надо сказать, что они не поддались соблазну поделить всех персонажей» повествования на «бедных» преследуемых узбеков и на пришлых гонителей и надсмотрщиков, нет, последние легко находят приспешников среди лиц местной национальности. Отсюда принципиальный вывод на все времена - во всех своих бедствиях, как правило, виноват сам народ, в котором есть и предатели, и конъюнктурщики, и пособники, и просто трусливые субъекты, для которых собственное «эго» превыше всего. Конечно, для объяснения этого феномена нужно использовать и идеологические, и религиозные, и философские факторы.

5. На мой взгляд, в картине имеется существенный просчет. Все беды и лишения главных положительных героев проистекают из сугубо субъективного фактора - трудно скрываемой зависти и ненависти местного дельца Холмирзы к своему бывшему другу Турды. Такое в жизни встречается, и нередко, но разве это межличностное противостояние определяет всю глубину трагических событий разваливающейся бывшей советской супердержавы? Не хотелось бы сводить все к каким-то бытовым размолвкам и «шкурным» интересам.

6. Мне представляется несколько слабоватой, приглушенной концовка картины, когда отец Дилорам Турды в прощальном разговоре со своим заклятым врагом почти примиренчески констатирует факт: «Ты чужой на этой земле, ты не любишь ее». Пафос авторов понятен, не случайно сценарий первоначально назывался «Тепло земли», но изображенные события свидетельствуют не только о пренебрежении к родной земле, но и о полной деградации Холмирзы как личности, о его предельной асоциальной сущности. Кстати, на эти роли были приглашены непрофессиональные актеры - борцы, чемпионы мира Аъзам Шокиржонов и очень выразительный Хабибулла Низомов.

Думается, что данной интересной картине с прекрасными исполнителями, умело разработанным сюжетным материалом, не хватило истинной глубины проникновения в истоки и движущие силы узбекистанской, а затем - как следствие! - и всесоюзной трагедии.

А значит, должны еще появиться новые, может быть, эпические работы в литературе и искусстве, которые просветят нам век минувший и помогут лучше разбираться в дне сегодняшнем и грядущем.

А. ХОДЖАЕВ.

P.S. Сегодня, 27 марта вечером состоится премьера этой картины в Доме кино и
во Дворце кино имени Алишера Навои города Ташкента.
Комментарии
Дорогой Ало Максумович, спасибо за добрую весть. Благодаря Вам узнаем о событиях, которые прошли бы мимо русскоязычной публики. Ожидать дублированного варианта фильма вряд ли стоит. Тема сложная, еще много можно и нужно рассказать людям о сложном периоде, который нельзя забывать и замалчивать.
Поклон мэтру кинематографии, почитаемому всеми Ш. Аббасову и его сыну Назыму - это сравни подвигу, снять такой фильм. Надеюсь посмотреть картину.
Дорогая Тамарочка! "Подвиг" - это, конечно, громко сказано, но труд был проделан основательный. Сейчас готовятся субтитры на английском - для показа в Америке (кажется, в мае), там же Ш.С.Аб-в проведёт мастер-классы. Затем, наверное, будет дубляж и на русский язык. Поклон и приветы с удовольствием передам.
Ваш А.М.
Вопрос: Сколько пальцев у человека на двух руках? (ответ цифрами)