Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Кино Бако Садыкова

Кино Бако Садыкова

Наверняка, только немногие наши читатели знают, что автор всемирно известной картины «Адонис XIY» Бако Садыков давно уже живёт и работает в Ташкенте. Он родился в Бухаре, получил высшее образование в Ташкентском театрально-художественном институте имени Островского сначала на актёрском, а затем режиссёрском факультетах. Дипломный спектакль поставил и защитился на «отлично» в Самаркандском театре драмы по пьесе Мустая Карима «В ночь лунного затмения».

Кино Бако Садыкова

Затем Бако переехал в Душанбе и стал работать на «Таджикфильме» вторым режиссером у Бориса Кимягарова в фильмах по «Шахнаме» Фирдоуси.

Первый документальный фильм Б. Садыкова «Перевал» (1971 г.) получил приз Всесоюзного кинофестиваля о рабочем классе в г. Горьком «За поэтический фильм». Работал на документальной студии, после чего уехал в Москву на Высшие курсы сценаристов и режиссёров, где учился в мастерской Эмиля Лотяну. Именно в это время он создал свой шедевр«Адонис XIY» - ученическую курсовую одночастевку, которая в буквальном смысле потрясла тогдашний киномир. В 1986 году на Международном кинофестивале в Мангейме он получает Почётный диплом жюри, на следующий год— «Гран-при» кинофестиваля в Западном Берлине, а ещё через год Приз FIPRESCI на Московском кинофестивале и Гран-при – на знаменитом и престижном фестивале в Оденсе (Дания). Поразительный успех, но поражает и другое – в СССР полные десять лет «Адонис» был фактически под арестом — без всякого следствия и суда. Кому-то из высоких руководителей показалось, что история козла, привычно ведущего стадо баранов на заклание, а затем неожиданно «прозревшего», слишком символично. Картину не разрешали вынести за стены Курсов, на самих Курсах старались показывать пореже, она вымарывалась из всех списков на смотры и фестивали короткометражных или студенческих работ. Но остановить триумфальное движение этой короткометражки уже было невозможно.

Для выпускного диплома Садыков снял трехчастевку «Глиняные птицы», драматическую ленту, «попытку из красок и форм таджикской земли, из культурного и исторического ее наследия вывести принципиально новый язык кино, без «европейского» иллюзионизма и без «восточной» орнаменталистики», - писал известный кинокритик Виктор Дёмин в 1987 году в «Советском экране». Но и этот интересный фильм Б.Садыкова также был обречён на «полочное забвение», равно как и последующая картина «Смерч» (короткий вариант». А всего в фильмографии Садыкова, как режиссёра, имеются такие ленты, как «Время зимних туманов», «Смерч» (полнометражный), «Благословенная Бухара», «Джосус» и «Остров», созданные совместно с казахскими кинематографистами, а также «Имом Ал-Бухорий» (производство Таджикистана и Узбекистана). Последующие свои картины Садыков осуществил на «Узбекфильме» - это «Буюк Амир-Темур», «Фидоийлар» и «Повесть Бону» («Мурувват»).

«Бако Садыков создал уникальный киноязык, свой образный взгляд на реальную действительность, систему мыслей, ввёл в кино культуру Востока, её особый ритм, связи, художественное мышление, неевропейские формы киноповествования, ориентируясь на религиозные диалоги и поэтические каноны своих предков»,- отмечает искусствовед и культуролог, бывший дипломат Мухиддин Махмудов, автор объёмной книги «Кино Бако Садыкова. Статьи, интервью, либретто балета, киносценарий, письма», которая была выпущена издательством «Лимбус Пресс» в Санкт-Петербурге. Уже по одному перечню разделов этого богатого фолианта можно судить о многосторонности творческой деятельности Бако Кадыровича, а также его сына и соратника успешного сценариста Улугбека Садыкова. Отдельные страницы посвящены также супруге Бако плодовитому вокальному педагогу Зубейде Абдумуминовне и их сыну актёру Умеду. Воистину талантливая, красивая и счастливая семья!

В книге приводятся печатные и устные выступления, высказывания, письма и отклики выдающихся современников Бако – режиссёров Никиты Михалкова, Сергея Соловьёва, Александра Митты, Алексея Германа, Элема Климова, Эльдара Шенгелая, Ролана Быкова, Шухрата Аббасова, Малика Каюмова, Акиро Куросавы (Япония), оператора Павла Лебешева, кинодеятелей Чингиза Айтматова, Армена Медведева, композитора Софьи Губайдулиной, журналистов и искусствоведов Марселя Мартина (Франция), Рашми Дораисвами (Индия), Лутфия Айни, актрисы Софико Чаурели, и многих других. Вот к примеру официальное заявление Андрона Михалкова-Кончаловского: «Глиняные птицы» и «Адониса» надо показывать во всех киношколах и университетах культуры. Эти работы в высшей степени сделаны хорошо… Садыков отлично понимает основной закон культуры – поиск гармонии. В этом-то всё дело – в жёсткости, а не в жестокости, … своя гармония, не иллюстрация, не морализаторство, не псевдоэстетство, а истинная жизнь, возвышенная ощущением внутреннего состояния. Удивительные люди, земля – всё живое, настоящее…». Такое высказывание маститого режиссёра, сделанное на обсуждении фильма Садыкова, дорогого стоит!

Думаю, уместно будет привести ещё некоторые высказывания знаменитых личностей о разностороннем творчестве Бако Кадыровича. Вот отзыв прекрасной Софико Чиаурели о фильме «Остров»: «Казалось бы, кем, после Параджанова и Абуладзе, меня можно удивить? Но я удивлена Бако Садыковым, его всесторонним пониманием самой сути кинематографа». А вот как высказалась наша прима-балерина, народная артистка Узбекистана Гули Хамраева о либретто балета «Золотой персик Самарканда»: «Безумная пляска смерти обречённых пленниц между остриями мечей варваров и танец-вихрь бесшабашного разгула стихийной свободы. Дикая пляска огня беснующихся врагов и завораживающий танец под луной, полный любви и гармонии – целомудренный, страстный и светлый»

В списке «15х15 of the Greatest Seeking Films of All Time» (Самые востребованные фильмы всех времён) «Адонис XIV» стоит под №28, после фильмов Чаплина, Феллини, Тарковского. Как видите, преувеличений в субъективных оценках наследия Бако Садыкова нет.

Признанный киномастер уделяет огромное внимание воспитанию творческой молодёжи, в том числе и в преподавательской деятельности. Он и в своих лекциях на режиссёрском факультете Ташкентского театрального института (магистратура) не терпит шаблона. Приведу некоторые выдержки: «…Сократ советовал своим ученикам с особым рвением изучать абсурдные вещи, ибо в них сокрыта или часть истины, или истина сполна. Помните слова Пушкина: «Настолько ли парадоксальна ваша мысль, чтобы быть правдой?» Знание, учёность, остроумие и глубокомыслие не заменят таланта изображать действие». «Иронический гротеск, пародия, условность, образ – умение выдать за действительность выдумку. Шаблонная имитация действительности убивает. Воссоздать, я говорю воссоздать то, чего никогда не было, распахнуть ставни в мир парадоксов, контрастов и тревог. И суметь подмечать серьёзное в любом пустяке и пустяшное во всём серьёзном». Убеждён, что такие лекции возбуждают в студентах пытливость и нестандартность мышления.

Книга богато иллюстрирована кадрами из фильмов, памятными фотографиями основных этапов жизни главного героя.

Книга читается с большим интересом, и в этом немалая заслуга её автора-составителя Мухиддина Махмудова. Который не скрывает своего восхищения личностью и творчеством Бако Садыкова. Полагаю, что такую оценку смогут разделить и все читатели этой умной, прекрасно изданной книги.

А. Ходжаев.
Комментарии
Вопрос: Сколько пальцев у человека на двух руках? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

Певицу Шахло Ахмедову лишили лицензии за «откровенный» клип (видео)

В Узбекистане ожидаются снег и морозы

Один из подозреваемых в деле базаркомов был найден мертвым в тюремной камере

Президент утвердил в будущем году три дополнительных нерабочих дня

Реклама на сайте
Похожие статьи
Теги
А. Ходжаев