Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ «…И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать»

«…И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать»

Мы часто вспоминаем и цитируем первую часть строфы одного из самых известных стихотворений великого поэта, в которой говорится о невозможности «предугадать, как наше слово отзовётся». И гораздо реже – заключительные ритмически завершающие две строчки, как всегда у этого мудрого провидца, обозначающие глубокую и очень важную философскую мысль. В данном случае - сочувствие нам и наше сочувствие другим.

«…И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать»

Не может быть по-настоящему счастлив человек, даже наделённый всеми возможными благами – здоровьем, богатством, положением в обществе, семейным благополучием, - если он не умеет или не желает зримо либо незаметно выражать сострадание, сопереживание, сочувствие к тем, кто жестоко лишён высокого права и возможности жить полноценной жизнью. Высшей благодатью – любовью даётся нам умение держать открытыми наши глаза и уши, наш разум и души к несчастьям других. Недаром французский писатель XVIII века Франсуа Фенелон писал: «Сострадание - это любовь, которая терзается болью любимых». Но не только любимых и близких людей. Высшая фаза подлинно гуманистического отношения к окружающему миру – это активное влияние на процессы улучшения нашего далеко ещё несовершенного бытия. Вот почему уже немецкий философ Артур Шопенгауэр утверждал: «Сострадание… - есть настоящий источник истинной справедливости и человеколюбия».

В цивилизованном мире сочувствие к больным, ущербным людям (особенно от рождения, да и инвалидам) возведено в ранг общепринятой нормы, морального императива. Я уже писал, что не устаю удивляться, когда в развитых зарубежных странах повсеместно вижу, что на первом плане там - на стадионах, в магазинах, кинотеатрах, библиотеках, на транспорте, просто на улицах и площадях – забота о людях (и не только о детях) страждущих, физически неполноценных. При этом забота эта реальная, материально обеспеченная и усилиями всего государства, и конкретных муниципалитетов, и должностных лиц (начиная с полиции), и всех окружающих людей. Там делается всё, чтобы ущербный человек не чувствовал себя изгоем, лишним, ненужным, обречённым на прозябание и глухое или открытое людское раздражение.

Но, помимо материальной обеспеченности, там присутствует главное – нравственная, психологическая атмосфера демонстрируемой «всеобщности», гражданской и религиозной обязательности оказывать помощь, проявлять внимание, облегчать душевные и физические страдания рядом живущих. Больных и калек там не подавляют, а возвышают до здоровых и успешных.

Не скрою, я сам в детские годы, удивлялся тому, что одним из самых величественных и почитаемых сооружений в Париже является Дом Инвалидов, который существует уже свыше 240 лет. Не «победителей», либо «героев», а инвалидов, хотя при этом мой собственный отец вернулся с войны инвалидом 1-й группы. Мне казалось, что инвалидность по возможности надо скрывать, а не демонстрировать. Так было принято в нашем претендующем на всеобщее счастье государстве. Только позднее, я понял, что вынужденная ограниченность людей – не повод для их сокрытия или стеснения, а наоборот – предмет общей заботы и внимания окружающих. Как это принято во многих зарубежных странах. И не только Запада.

Как-то мне посчастливилось побывать в Китае, в переполненном концертном зале города Шанхая, сцена которого в течение нескольких часов была отдана детям, страдающим олигофренией, лишённым слуха, зрения, конечностей. Они дали концерт такого высокого профессионального уровня, что нельзя было не поразиться их мастерству, а ещё больше - несгибаемому духу жажды к жизни и силе воли.

Их снимало телевидение, им рукоплескали тысячи зрителей и слушателей. Самое интересное, что такие концерты проводятся ежегодно, они носят и показательный, и конкурсный характер, но, что не менее привлекательно, они бесплатные и свободные для посещения всем желающим. Разумеется, такое стало возможным только в условиях равного, уважительного отношения к ним окружающих здоровых людей. Я уже не говорю о всемирных Параолимпийских играх, которые, связывают с именем английского нейрохирурга Людвига Гуттмана, Он, как известно, преодолевая вековые стереотипы по отношению к людям с физическими недостатками, ввёл спорт в процесс реабилитации больных с повреждениями спинного мозга. На практике было доказано, что спорт для людей с физическими недостатками создаёт условия для успешной жизнедеятельности, восстанавливает их психическое равновесие, позволяет вернуться к полноценной жизни.

Обратимся непосредственно к нашей стране В Ташкенте, благодаря упорству и таланту Лилии Севастьяновой, родился театр пластической импровизации, понимающий танец как средство, язык, через который артисты передают свое отношение к миру, к людям, к жизни. Сейчас коллектив объединяет более 30 артистов. Из них 20 человек – инвалиды, люди с ограниченными физическими или умственными возможностями. Театр "Лик" уже неоднократно гастролировал во Франции, принимал участие в московском международном Фестивале "особых" театров "Протеатр". Спектакль ташкентского театра "Импровизации на темы жизни" имел большой успех - зрители долго не расходились, благодарили участников и обсуждали увиденное. Но у этого замечательного творческого коллектива имеются свои немалые проблемы. Их надо решать. Какие-то усилия прилагают для оказания помощи нуждавшимся детям Республиканский Центр социальной адаптации детей, общественный детский фонд «Sen Yolg’iz Emassan». Есть и другие примеры благородного и чуткого отношения к нашим ущемлённым в своих реальных правах на полноценную жизнь соотечественникам. Но это не стало общепринятой нормой, не только в юридических аспектах, но и в глубоко нравственных, свидетельствующий об уровне морального и физического здоровья всего общества.

Упреждая возможный вопрос: а много ли таких «ограниченных» людей в нашей стране, насколько поднятая проблема типична, почему я обхожусь без конкретных цифр – сразу отвечаю: дело не в цифрах, дело в принципе, в нравственной позиции - даже если есть всего один больной (увы, это далеко не так), то надо сделать всё, чтобы это творение Бога или природы могло бы нормально жить, опираясь на людское сострадание и помощь.

Это также входит в понятие «культура жизни», «культура мира», часто используемые как девизы цивилизации в XXI веке.

А. ХОДЖАЕВ.
Комментарии
Вопрос: сколько будет три плюс три (ответ цифрой)
Топ статей за 5 дней

Узбекистанцам ограничат беспошлинный ввоз товаров из соседних государств

Мужья и жены смогут претендовать на недвижимость родителей своих супругов

Девять вузов в Ташкенте, Андижане и Намангане объявили о повторном проведении вступительных экзаменов

Шавкат Мирзиёев призвал развивать не только высший, но и массовый спорт

Реклама на сайте
Похожие статьи
Теги
А. Ходжаев