33.7 C
Узбекистан
Воскресенье, 12 июля, 2020

Поговорим об этике, господа!

Топ статей за 7 дней

С 10 июля личным транспортом будет разрешено пользоваться в определенные часы

Согласно решению Специальной Республиканской комиссии, начиная с 10 июля текущего года гражданам разрешается пользоваться личным транспортом с...

Узбекский боксер за 81 секунду нокаутировал россиянина. Видео

В Москве прошел вечер бокса, в котором выступил узбекский боксер Музаффар Расулов (2-2, 0 КО) — его соперником был...

Вся территория Узбекистана переводится в «красную» зону

Поездки на работу между Ташкентом и Ташкентской областью будут запрещены с 10 июля: вся территория  Узбекистана переводится...

Подпишитесь на нас

51,403участниковМне нравится
21,058участниковЧитать
2,100участниковПодписаться
Поговорим об этике, господа!

«Господа» — это так, для пущей важности, для того, чтобы подчеркнуть моё желание видеть в читателях хозяев своего поведения, своих поступков, своей, хотя бы относительной, независимости от устоявшихся, к сожалению, не всегда разумных и правильных, стереотипов взаимоотношений между людьми, неписаных правил и привычек.
Это далеко не праздный, искусственно надуманный вопрос – как мы ведём себя в обществе, на работе, в быту, как мы обращаемся друг к другу. Как отвечаем и реагируем на обращения и вопросы других, как мы воспринимаем своё служебное и общественное положение относительно к подчинённым, зависимым или посторонним людям, в целом – какова наша культура поведения и речи.
Ставить и решать такие вопросы — абсолютно своевременно и актуально. Дело не только в том, что по мере экономического укрепления нашего государства, меняющейся на глазах красоты столицы и многих других городов и кишлаков страны, внешнего вида зданий, оформления витрин, разнообразия модерновых лимузинов и т.д. должна меняться и тональность нашей речи, нашего внешнего и внутреннего облика, скорость нашего подтягивания, соответствия набираемому прогрессу. Дело как раз в том, что темпы развития этого прогресса, экономического и духовного роста, напрямую зависят от человеческого фактора, от степени культуры, если хотите – интеллигентности каждого человека и народа в целом. Это взаимосвязь между имиджем работающего человека и его, так сказать, иерархического места, с одной стороны, и уровнем развития государства – с другой, абсолютно правомерна, конкретно доказуема. Возьмём Японию, или тот же Сингапур. Экономическому «буму» в этих странах предшествовало установление строгого и чёткого регламента поведения человека на рабочем месте, его ответственности за каждое слово, за степень настроенности «угодить» посетителю, клиенту, покупателю и т.д. – улыбкой, обаянием, демонстрируемой открытостью, расположением, участием, максимально полезной информацией, консультацией либо советом, полного соответствия своим функциональным обязанностям. Те же «железные» принципы действуют и Канаде, США, странах северной Европы, повсюду, где живут по стимулирующим законам конкуренции, «выживаемости» в условиях угрожающей безработицы. Между тем, в нашей бывшей супердержаве обретённые социальные блага и гарантии, порою приобретшие спекулятивный характер, позволяли людям как угодно «расслабляться», а по сути – безнаказанно хамить, грубить, подчёркивать свою мнимую или действительную значимость. Зачастую формально-анкетный подход к подбору кадров, и уравниловка в оплате их труда не стимулировали работать лучше, дорожить своим местом, своей профессией, своей нужности другим людям и обществу в целом.
Всё ли это в прошлом, избавились ли мы от такого далеко не лучшего наследия? Прямо скажем – отнюдь. Хотя надо признать, что совсем иная ситуация в частных структурах – в офисах, в магазинах, в ресторанах – рынок, слава Богу, начинает сказываться. В данном же случае речь идёт о государственных служащих.
Каждый из нас ежедневно натыкается в жеках, магазинах, мастерских, во всевозможных приёмных на, как минимум, равнодушие и формализм, а бывает и хуже – на высокомерную грубость, на «тыканье», на абсолютное нежелание понять и помочь, а то и на откровенные намёки, что необходимо «подмазать», то есть дать элементарную взятку.
Кто-то из прекраснодушных или непосвящённых может наивно подумать, что это не совсем так, что я «сгущаю краски» — нет, я далёк от формальных обобщений. Но такие факты, увы, совсем не единичны. Позвоните хотя бы по любому телефону — любому начальнику или в любую контору – в лучшем случае вы услышите от его секретарей или референтов безразлично-бесстрастное: «да, нет, не знаю», а то и раздражённую нотацию. Будто эти секретарши никогда не видят как в зарубежных фильмах ведут себя секретари приёмных – искренняя любезность, исчерпывающие ответы, полная информированность – всё в интересах обращающихся и в то же время – своей фирмы. У нас все мало-мальски значимые руководители – труднодоступны (я не имею в виду руководителей «высшего эшелона» — там вполне объяснимо), даже свои спец телефоны («вертушки») они берут не сами, а через секретарей или помощников, если только последние, после тщательных расспросов – кто вы, зачем звоните? – соблаговолят соединить вас, либо хотя бы пообещают сделать это когда-нибудь позже. Это и есть лицо надменной бюрократии, по своему карьерному положению, чаще всего, временному, возвышающейся над массой обычного населения. Даже в специализированных справочных — АТС, аэропорта, погоды и пр. (если только вы дозвонились!) вы редко можете услышать нормальный, я не говорю – любезный ответ.
О, сколько на эти темы говорено и писано. Положение меняется туго. Читатель вправе воскликнуть: «Ну что вы всё время долдоните одно и тоже! Бессмысленно это, во всяком случае – непродуктивно». Действительно, гораздо приятнее написать лёгкое, ни к чему не обязывающее эссе о странностях взаимоотношений между мужчиной и женщиной, или же порассуждать на какие-либо отвлечённые темы, не отягощающие разум и душу читателя необходимостью самому что-то менять в окружающем мире. Зато можно обрести славу эстета или свободного философа.
Что же делать? Во-первых, несмотря ни на что, продолжать воспитывать и увещевать, используя мощь воздействия и средств массовой информации, и лекционных трибун, и учебно-популяризаторских программ, и личного примера, причём гораздо активнее. Но, во-вторых, нужно и меры принимать, причём суровые и стимулирующие. Ибо государство обслуживает народ, а не наоборот.
Тогда нравы наши, этика общения – постепенно и неуклонно – будут становиться действительно моральными, цивилизованными, под стать объявленным идеалам.
Великий английский учёный-гуманист Френсис Бэкон писал: «Задачи этики … оказываются несколько более сложными, чем задачи политики…Этика ставит своей целью пропитать и наполнить душу внутренней порядочностью…».
«…Пропитать и наполнить душу…» — согласитесь, здорово сказано!
А. ХОДЖАЕВ.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Советник министра юстиции: «в Минздраве устроили чудесное шоу»

Известный блогер, советник министра юстиции Узбекистана Шахноза Соатова в своем Telegram-канале рассказала, что с большой долей вероятности...

В период пандемии свыше 8 млн граждан получили льготы и преференции

Поддержка населения и экономики в период коронавирусной пандемии по состоянию на 9 июля 2020 года в финансовом эквиваленте составила 62,6 трлн сумов...

Для чего Calvin Klein опрокидывает устоявшиеся каноны красоты?

"В Америке появляется новый активизм, который отныне проникает во все аспекты жизни. Одна из ведущихся сейчас рекламных кампаний опрокидывает устоявшиеся каноны красоты....

Не делайте из мигрантов козлов отпущения, виновных в пандемии

Давайте проясним: covid-19 первоначально распространился по всему миру в результате поездок состоятельных путешественников, возвращающихся домой из круизов, с зарубежных лыжных каникул и международных конференций. Но многие вместо...

Второй день карантина вновь обновил печальный рекорд диагнозов Covid-19

11 июля в стране было зарегистрировано 486 новых случаев Covid-19. Из них 391 больной был диагностирован в карантинных учреждениях и 95 среди...

Больше похожих статей