Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Поп Гапон: провокатор или революционер?

Поп Гапон: провокатор или революционер?

В этом году исполняется 110 лет со дня (28 марта /10 апреля) зверского убийства русского православного священника, прославленного оратора и проповедника Георгия Аполлоновича (по другим источникам – Александровича) Гапона. Полная фамилия – Гапон-Новых.

Поп Гапон: провокатор или революционер?

Он был повешен эсерами на даче в Озёрках под Петербургом. На его долю выпала и вторая смерть, м.б., более худшая: дореволюционной и советской историографией он был заклеймён как Иуда, который повёл невинных людей (рабочих и их семьи) 9 января 1905 года на заведомо кровавую бойню. В сознании народа его имя стало нарицательным, синонимом провокатора. Вот как он характеризуется в Указателе имён в 9-м томе ПСС В.И.Ленина: «Гапон Г.А. (1870-1906) – провокатор, агент царской охранки, священник. С 1903 года по заданию и под опекой департамента полиции вёл работу в Петербурге по созданию рабочих организаций по образцу зубатовсих. (Зубатов – жандармский полковник, начальник Московского охранного отделения) (примечание автора статьи). Провокаторски помог царской охранке вызвать расстрел рабочих 9 января 1905 года с целью потопить в крови рабочее движение. За свою провокационно - предательскую деятельность был повешен рабочими! (там же, стр. 515). В 10-м же томе говорится: «был убит эсерами») (стр.521).

Но так ли это? Г. Гапон родился 5 (17) февраля 1870 г. в селе Беляки Кобылянского уезда Полтавской губернии, в семье зажиточного крестьянина, по другим данным – в еврейской семье волостного писаря. В 1896 году рукоположен в священнический сан, в 1898 поступил в Петербургскую духовную академию, защитил диссертацию на степень кандидата богословия. 31 января 1905 года Священный Синод лишил его духовного сана и исключил их духовного звания за политическую деятельность. Гапон организовал и был фактически руководителем «Собрания русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт- Петербурга», носившего либеральный, мелкобуржуазный характер.
Шествие 9 января было организовано 11-ю колоннами из разных частей города, в 2 часа дня они должны были соединиться на Дворцовой площади. Уже в начале шествия колонны были обстреляны у Нарвских ворот, около Троицкого моста, на Васильевском острове, на углу Невского проспекта и ул. Гоголя, на Казанской площади и др. Часть демонстрантов разбежалась, но 100 тысяч пришли на Дворцовую площадь. Здесь их встретила пехота. С расстояния 120 шагов были сделаны три залпа. Всего было убито по разным данным от 130 до тысячи человек, более 2 тысяч – ранено.

Как считается, Гапон до Зимнего не дошёл. Когда обстреляли колонну, которую он возглавлял, он скрылся и спрятался на квартире А.М.Горького, затем перешёл на нелегальное положение. (Если он действовал по заданию охранного отделения, зачем ему прятаться?)
О том, что Гапон не подозревал о подобном финале, говорит его письмо 8 января министру внутренних дел князю П.Д. Святополк-Мирскому, в котором он просит его обеспечить выход царя к народу: «Пусть он выйдет как истинный царь с мужественным сердцем к своему народу и примет из рук в руки нашу петицию». А в петиции говорилось о невыносимых условиях работы и быта, нищенском существовании, произволе хозяев и полиции. (Что думают по этому поводу современные российские либералы, с пеной у рта пытающиеся доказать, что рабочий класс в царское время хорошо жил?)

Очевидно, не полагаясь полностью на министра, Гапон пишет письмо царю, отдыхавшему с семьёй в Царском Селе: «Твои министры всей правды тебе не говорят, мы идём к тебе, народ полон решимости прийти к тебе на Дворцовую площадь. Мы просим императора выйти к рабочим, гарантируем тебе безопасность». Письмо было послано с рабочим, которого, естественно, не допустили к монарху. Но это письмо также является аргументом в пользу невиновности Г. Гапона.

Интересно, какого мнения о Гапоне был убеждённый атеист, материалист-диалектик В.И.Ленин, часто вступавший в яростную полемику даже со своими соратниками? Ленину принадлежит 7 статей, посвящённых Гапону. В 9-м томе ПСС его имя встречается на 18 страницах, причём, не единожды, в 10 – на семи. И ни разу коммунист №1не даёт ему отрицательную оценку.

В статье «Революционные дни», опубликованной в газете «Вперёд» 18/31 января 1905 г., во втором разделе, озаглавленном «Поп Гапон», Ленин, в частности, пишет: «Нельзя поэтому, безусловно, исключать мысль, что поп Гапон мог быть искренним христианским социалистом, что кровавое воскресение толкнуло его на вполне революционный путь… все это факты, говорящие в пользу его честности и искренности (т. 9, стр. 210-211)

Г. Гапон верил в царя-батюшку (а в то время в него многие верили). Но расстрел рабочих на Дворцовой площади 9 января избавил его от этих иллюзий. Буквально на следующий день Гапон в своём письме, зачитанном на собрании либералов, говорил: «Товарищи, русские рабочие! У; нас нет больше царя. Река крови протекла между ним и русским народом. Пора русским рабочим без него начать вести борьбу за народную свободу. Благословляю вас на сегодня. Завтра я буду среди вас» (том 9, с.217).

В.И. Ленин сразу же отреагировал на это обращение. Характеризуя настроение рабочих, ещё вчера веривших царю, он пишет: «Их чувства и настроение, их уровень знания и политического опыта выразил свящ. Георгий Гапон, и в этом состоит историческое значение той роли, которую сыграл в начале русской революции человек, вчера ещё никому неведомый, сегодня ставший героем дня для Петербурга, а за Петербургом всей европейской печати» (там же, стр. 217).

Как видим, Ленин называет Гапона не провокатором, а героем. Буквально через несколько дней после кровавого воскресения Гапон обращается с «Открытым письмом к социалистическим партиям России». Письмо Гапона чуть больше полстранички типографского текста. Написано эмоционально, выразительно, что свидетельствует о больших агитационных способностях его автора (не случайно, священник!).
Вот некоторые выдержки, говорящие о его взглядах: «будучи, прежде всего, революционером, и человеком чести, я призываю все социалистические партии России немедленно войти в соглашение между собой и приступить к делу вооружённого восстания против царизма.

...К делу, товарищи! Вперёд, на бой! Повторим же лозунг петербургских рабочих 9-го января – свобода или смерть!
... Отдав все свои силы на службу народа, из которого я вышел, бесповоротно связав свою судьбу с борьбой против угнетателей и эксплуататоров рабочего класса, я естественно всем сердцем и всей душой буду с теми, кто займётся настоящим делом настоящего освобождения пролетариата и всей трудящейся массы от капиталистического гнёта и политического рабства» (том 9, стр. 279).

В апреле 1905 года Гапон выехал за границу и встретился с Лениным в Женеве. Они обсуждают его предложение о проведении конференции социалистических организаций с целью согласования их действий. Гапон вручает Ленину письменное приглашение на конференцию. Оба обращаются друг к другу со словом «товарищ». Так, Ленин говорит: «я получил от т. Гапона письменное приглашение», «я указал и т. Гапону», «как видите из предъявленных мне т. Гапоном документов» (т.10, с. 180, 181). Гапон же обращается к Ленину в письме со словами: «Дорогой товарищ! Препровождая вам две декларации…» (там же, с. 183). Нужно отметить, что Ленин со словом «товарищ» обращался только к членам РСДРП.

Уместно заметить, что Георгий Гапон не был членом какой-либо политической партии. Возможно, сан священника этого не позволял. В практической же работе он был связан с эсерами. Но вот как оценивал Ленин его политические взгляды: в «Речи по вопросам практических соглашениях с эсерами» 23 апреля (6 мая) 1905 года он говорит: «За границу приехал т. Гапон. Он говорил мне, что стоит на точке зрения с-д., но по некоторым соображениям он не считает возможным заявить это открыто.

… На меня он произвёл впечатление человека, безусловно преданного революции, инициативного и умного, хотя, к сожалению, без выдержанного революционного созерцания» (том 10, стр.180). Так был оценён Георгий Гапон, принявший мученическую смерть за народное дело. Очевидно, пришла пора восстановить историческую справедливость в отношении этой трагической неоднозначной личности. Наверное , это важно не только в интересах науки истории, но и Русской православной церкви, пастырем которой он был. Это тем более важно в настоящее время, когда в России находятся негодяи, совершающие акты вандализма в храмах, пытающиеся облить грязью РПЦ. По глупости или по злобе? Или то и другое вместе? А может, правы те, кто считают эти деяния выражением политического заказа? Не секрет, что на Западе есть люди, которые спят и видят Россию, разделённую на удельные княжества, и лезут из кожи вон, чтобы этого добиться. Они хорошо понимают, что Русская православная церковь – это та сила, которая объединяет русский народ, и пытаются выбить эту почву из-под ног. Лично я верю, что это им не удастся.

Г. АЙРАПЕТЯНЦ, политолог.

P.S. Почему же оценка личности Г. Гапона советскими историками прямо противоположна ленинской трактовке? Наивно было бы думать, что они плохо читали Ленина. Значит, истина была попрана из-за каких-то политических соображений.
Комментарии
Хорошая статья. Только непонятно, почему автор поддерживает Российскую православную церковь на основе того, что из неё вышел один революционер.
Вопрос: Сколько пальцев у человека на одной руке? (ответ цифрами)