Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Соприкосновение с вечностью

Соприкосновение с вечностью

Согласно некоторым источникам, первые упоминания о Джизаке относятся ко II веку до нашей эрыСоприкосновение с вечностью

Трудно сказать, каков возраст города Джизака. Одни считают, что он ровесник Самарканду, другие говорят о более позднем возрасте. Но вот есть одна характерная особенность в археологических документах. Еще греческие летописцы особенно отмечали города Кирапол (нынешний Заамин) и Газо. Археологи до сих пор не установили точного месторасположения города Газо, однако некоторые источники указывают, что этот город находился между Самаркандом и Ташкентом, на русле высохшей реки. И, что вполне возможно, Газо - это древний Джизак, как утверждают некоторые ученые. Кстати, Джизак в переводе с согдийского означает «крепость». И некогда на его территории был обнаружен солнечный календарь, относящийся ко II в. до н.э. В связи с этим некоторые ученые считают, что слово «Джизак» означает «Сак таквими» - «Календарь саков». Важно, что благодаря тысячелетним водам реки Санзар, там, где кончаются горы и начинается степь, процветали поливное земледелие и ремесленничество. Такие благоприятные природные и климатические условия способствовали возникновению здесь древних городов - Кирапол и Заамин.

О древней истории таких городов, как Самарканд, Бухара, Хива, Коканд, много наслышан каждый из нас. А что мы знаем о не менее интересном и таком загадочном Джизаке? Вот что нам рассказал джизакский историк и археолог Ришат Бекташев.

- В раннем средневековье территория джизакского региона входила в состав государства Уструшана со столицей Буджикат. В настоящее время город Буджикат принадлежит Республике Таджикистан. Средневековые авторы называют Уструшану страной городов, поскольку она состояла из городов-крепостей: Буджикат, Харкана, Сабат, Джизак и Заамин. Города-крепости исполняли роль своеобразного защитного вала земледельцев от кочевников.

Территория Джизака была контактной зоной цивилизации земледельцев с цивилизацией кочевников. И поскольку последние, помимо торговли, иногда совершали набеги на соседей, этот район, как пограничный, должен был иметь много крепостей, ряд укрепленных пунктов. Что мы сейчас и наблюдаем в Джизаке. В городе есть несколько холмов, которые раньше представляли собой крепости. Дело в том, что испокон веков в Средней Азии строительным материалом являлся кирпич-сырец. Он доступен, удобен, обладает хорошей теплоизоляцией и по сей день широко используется для возведения домов. Но обладает одним очень существенным недостатком: под воздействием атмосферных осадков и влаги он оплывает, разрушается. Этим и объясняется тот факт, что до нас не дошло подавляющее большинство памятников старины Джизака.

VII - XII вв. можно назвать благоприятным периодом в истории области. Именно в эти века бурно развивалось сельское хозяйство и ремесленничество. По первым числам каждого месяца в Мирасманде, близ Джизака, собирался международный базар. Шерстяные ткани и одежды, шелк, ювелирные и металлические изделия, уструшанский нефрит высоко ценились во всем мире. Историк Ибн Хавкал пишет, что в Минке и Мирасманде Уструшаны даже были развиты добыча руды и ее переработка.

Сведения о жизни оазиса находим и в «Бабурнаме». Так, Бабур пишет о своем посещении Джизака, Заамина, Пишагара, Работи Ходжа, Ер яйлока (главная крепость Санзар). Описывая эти места, в особенности Джизак, он дает точную картину природы, быта и культуры людей, их успешное занятие земледелием, животноводством, ремесленничеством, торговлей. Особое процветание Джизакская земля имела в эпоху правления Темуридов.

Но в XVI - XIX вв. народу пришлось пережить множество сражений, грабежей. Монгольское нашествие привело к тому, что пали основные крепости и укрепления. В период Шейбанихана они почти полностью были разрушены. Дорогой ценой обошлись жителям земли джизакской стычки между феодалами, хокимами, набеги ханов Кипчакской степи, войны, возникшие во время правления Абдуллахана, хана Кипчакской степи Бабахана и правителя Ташкента Дарвишхана. Кровью истекала река Санзар: ведь в сражениях участвовало почти двести тысяч человек. После этой битвы Абдуллахан приказал высечь на скале ущелья «Ворота Темура» историю этих событий. В последующие века джизакский оазис хотели подчинить своей власти ханы Бухары и Коканда, вследствие чего местные жители претерпели все ужасы ожесточенных сражений. Народ джизакской земли научился мужественно сражаться против завоевателей, бороться за свою свободу и независимость.

Когда мы гуляем по улицам родного города, то мало кто задает вопрос: что было здесь раньше? Откуда вообще начинался Джизак? По одним сведениям, там, где ныне располагается экологический молодежный парк «Урда», существовала крепость с одноименным названием. И именно она в свое время сдерживала натиски персидских войск царя Кира и полчища греко-македонцев. И как утверждают некоторые историки, небольшие холмы в этом парке и есть останки некогда мощной крепости. Так что Джизак начинался с этого места еще в античные времена. Ведь не случайно и сегодня мы называем эту часть города старым городом. Конечно, в городе нет таких величественных сооружений, как в Самарканде или Бухаре, но и здесь имеются объекты, которые могут многое рассказать об истории Джизака. Кстати, не так давно в предместье Джизака были обнаружены пещеры с наскальными рисунками первобытных людей. Это лишний раз доказывает, что люди в этих местах заселились очень давно.

С 1866 года, после включения в состав России, Джизак стал называться уездом. С включением края в состав Российской империи начинается новая история города. В Джизаке начинают строить дома, присущие элементам русского архитектурного зодчества. Через город прокладывают железную дорогу. Все это было на рубеже девятнадцатого и двадцатого столетий. А поскольку дорога проходит на почтительном расстоянии от старого города, центр Джизака потихоньку перемещается в сторону железнодорожной станции.

- Расскажите об археологических раскопках.

- По берегу небольшой речки располагался город Калия-тепа – это археологическое название древнего Джизака, с целым рядом крепостей. Одним из таких замков-рабатов является Пардакуль-тепа, раскопанный джизакским отрядом археологов под руководством Мухтара Хасановича Пардаева. Раскопки выявили богатый материал для научных исследований: керамика, вскрыты центральные помещения крепости.

- Что они собой представляют?

- Первые слои датируются четвертым-шестым веком нашей эры, а потом уже строение обживалось до восьмого века. Крепость располагается на стелабате – это специальная платформа: широкая у основания и сужающаяся к верху. Высота стелабата приблизительно 20-25 метров. Крепость включала в себя входной комплекс и центральную часть, накрытую куполом. Это архитектурное сооружение разделялось на два помещения узким коридором, что было характерно для тех времен. Когда производились раскопки, исследователи обратили внимание на наличие в центре крепости большой башни, возвышавшейся на высоте шести метров. Предполагается, что ее поставили после одного из землетрясений. Судя по археологическим данным, примерно в VI-VII веке произошло сильное землетрясение, стены замка частично разрушились, и для их укрепления, собственно, и построили башню.

Характерным также является и то, что в крепости нашли множество зароастрийских алтариков. В те времена население края исповедовало зороастризм – до арабского нашествия. В замке была специальная культовая комната, с очагом посередине, а в каждом из помещений имелось место для алтариков. В него наливалось особое масло, источавшее благовоние при горении. Перед алтариком давались клятвы, заключались важные договоры. Кстати, с тех времен до нас дошел обычай во время свадьбы водить молодоженов вокруг костра. В арабских странах подобного нет. Также в замке найдена керамическая посуда – котлы, хумы. Последние использовались как своеобразные холодильники: хумы с маслом, рисом и другой провизией вкапывались в землю. При таком хранении продукты не портятся очень долго.

- Какие выводы можно сделать из результатов исследований?

- Однозначно то, что наши родные места по своему историческому многообразию ничуть не уступают многим европейским странам. Разница лишь в том, что там были другие погодные условия и иной строительный материал, поэтому многие постройки сохранились. Ну а нам нужно лишь очень бережно провести археологические раскопки и все сохранить для потомков.

Беседовал Алексей НИКУЛИН
Комментарии
Вопрос: Сколько пальцев у человека на одной руке? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

В Ташкенте врач спас ребенка, сердце которого остановилось прямо на улице (видео)

Из Мирабадского суда по уголовным делам сбежали двое подсудимых

В Петербурге девушки заманили в квартиру гражданина Узбекистана, там его избили

В Узбекистане предприниматель облил бензином и поджег замхокима, который хотел снести его магазин (видео)

expo
Похожие статьи
Теги
История, Джизак, Узбекистан