Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ «Великий немой» вернулся в Узбекистан!

«Великий немой» вернулся в Узбекистан!

«Великий немой» вернулся в Узбекистан!


Как публика начала прошлого века с восторгом и изумлением смотрела первые отечественные документальные и художественные фильмы, так же, почти сто лет спустя, современные зрители восприняли новый медиа-проект «Кинолекторий», посвященный забытым страницам истории немого кинематографа Узбекистана 20–30-х годов. Мультимедийный проект: демонстрация оцифрованных немых фильмов и вернисаж фотовыставки, составленной из кадров кино и афиш того времени, – открылся 23 мая в Галерее Bonum Factum в Ташкенте.

«Великий немой» вернулся в Узбекистан!

«Великий немой» вернулся в Узбекистан благодаря режиссеру документального кино Эльджону Аббасову. Он проделал огромную работу по поиску и оцифровке старых кинофильмов (главным образом в Госфильмофонде РФ и Красногорском Архиве кинофотодокументов), отбору из обширной кинотеки наиболее интересных материалов. В «Кинолекторий» вошли также интервью с известными деятелями кино, историками: Али Хамраевым (РФ), Шавкатом Абдусаламовым (РФ), Нигорой Каримовой, Маликом Каюмовым (съемка 2009 года), Борисом Голендером, Dr. Birgit Beumers (Великобритания) и Cloe Drieu (Франция). Грандиозный замысел Эльджона Аббасова нашел понимание и поддержку у Швейцарского бюро по сотрудничеству Посольства Швейцарии в Узбекистане.

«Великий немой» вернулся в Узбекистан!


Как возникла идея проекта?

Эльджон Аббасов, автор проекта и режиссер:

– Я не могу конкретно ответить, почему именно «немое» кино привлекло мое внимание. У меня огромное количество идей. Я люблю «ворошить» историю, и необязательно «киношную».
Недавно я сделал фильм о бухарских евреях «The Heritage». Меня спрашивают: «Почему о евреях?» Да потому, что история евреев тесно переплетена с нашей историей. Это Азия, Узбекистан, это мое окружение, мои родные, знакомые.
То же можно сказать, наверное, и о «немом» кино. Мой отец кинорежиссер Шухрат Аббасов. Я вырос в кинематографической среде и с пеленок впитал запах кинопленки, поэтому мне все это интересно.

Почему проект называется «Кинолекторий»? Потому что это своеобразная лекция о кино. Своим проектом мы пытаемся восполнить пробелы в знании истории узбекского кино. Это своего рода репрезентация «немого» кинематографа Узбекистана. Темы, которые затрагивались в фильмах того периода, – вопросы женской эмансипации, борьба с религиозным фанатизмом, – не потеряли своей актуальности и сегодня звучат во много крат сильнее, чем это было когда-то.

«Великий немой» вернулся в Узбекистан!

Пока задействована лишь тысячная часть этого наследия. Нужно собирать его по крохам, потому что оно разбросано по разным источникам, в разных уголках мира. Кроме всего прочего, мы готовим к изданию каталог, посвященный истории «немого» кинематографа, и это будет первое издание такого рода в Узбекистане.

В процессе работы нами были соблюдены все авторские права: каждый кадр кинохроники, который мы использовали в проекте, фотографии, плакаты, все это приобретено на законных основаниях в Киноархивах РФ и оплачено нами.

У нашего проекта есть еще некоторые шероховатости, которые нужно сгладить: цветокоррекция, звук. Работа продолжается. Но могу с уверенностью сказать, что документальные проекты такого уровня в Узбекистане не делает никто.

«Великий немой» вернулся в Узбекистан!

Махбуба Саидахмедова, координатор программ по культуре и искусству Швейцарского бюро по сотрудничеству Посольства Швейцарии в Узбекистане:

– В рамках нашей программной деятельности мы поддержали проект «Кинолекторий». Работа началась в 2017 году. В результате мы имеем видеокурс и брошюру, посвященные национальному немому кино 20–30-х годов. В проект, который раскрывает историю и становление национального кинематографа, показывает роль женщин в истории национального кинематографа, помимо видеоматериалов входит также серия лекций от специалиста в этой области. Эти лекции будут предоставляться широкой общественности в музеях и учебных заведениях. У нас в планах показ фильмов и проведение лекций в Ташкенте, Бухаре, Самарканде, Нукусе и, возможно, в Хиве.

«Великий немой» вернулся в Узбекистан!

Зухра Ашрабова, внучка режиссера и сценариста Сулеймана Ходжаева (1892-1937):

– Мой дед Сулейман Ходжаев стоял у истоков зарождения узбекского немого кино, был выпускником киноинститута, который позже стал ВГИКом, учился у Эйзенштейна, Пудовкина. Дед выступал консультантом, помощником режиссера, играл роли в первых отечественных немых фильмах. Последний свой фильм – «Перед рассветом» – он снял в 1933 году. В нем дед был и автором сценария, и режиссером. Премьера фильма прошла очень успешно на кинофабрике на Шейхантауре.

Но через некоторое время фильм был признан политически «неподходящим», и деда по доносам «благожелателей» посадили. Он сидел в одной камере со своими друзьями и единомышленниками Гулямом Зафари и Зиё Саидом. Им было невыносимо бездействие и они попросили доверить им хоть какую-нибудь работу на пользу людям. Их отправили работать в колхоз «Малик» в Голодной степи, где они ухаживали за садами. В 37-м году, когда начался новый виток репрессий, всем троим присудили расстрел. Прямо в сад, где они работали, явилась тройка ОГПУ-НКВД. Деда и его товарищей заставили выкопать себе могилы, поставили у края ям, прочитали приговор и расстреляли.

Семья ничего этого не знала. Мой отец начал искать сведения о деде с приходом Хрущевской оттепели. В детстве я видела у нас дома документ о том, что дед погиб в лагере в 1943 году от коронарной недостаточности сердца. Но после перестройки известный киновед Хамидулла Акбаров работал в архивах КГБ и нашел настоящие данные о Сулеймане Ходжаеве. Киновед написал цикл статей, опубликованных в газете «Правда Востока». Одна была посвящена основоположнику узбекского фотоискусства и документального кино Худайбергену Диванову, вторая – моему деду, а третья – узбекскому актёру, кинорежиссёру и сценаристу Наби Ганиеву. Первые двое были репрессированы и расстреляны, третий отстранен от должности и рано скончался.

Сегодня я счастлива и благодарна создателям фильма и устроителям выставки за то, что они подняли этот почти забытый пласт культуры и искусства Узбекистана. Фильм показывает, что когда немое кино пришло в Узбекистан, наша страна была готова воспринять этот новый вид искусства, люди смогли подхватить эту инициативу и начать снимать немое кино».

«Великий немой» вернулся в Узбекистан!

Оператор «Кинолектория», как и фильма «The Heritage», – Даврон Надыров. Дикторский текст читал ташкентский поэт Михаил Гар. Звукорежиссеры – Константин Филанов и Дмитрий Тимонин. Научный консультант – Нигора Каримова.

Слух гостей мультимедийного проекта услаждала музыка в стиле этно-фьюжн, которую исполнял мульти-инструменталист Марат Шункар.

С проектом можно познакомиться в Галерее Bonum Factum до 30 мая сего года.

ИЛОНА ИЛЬЯСОВА
Фото: Мультимедийный проект
Комментарии
Вопрос: Сколько пальцев у человека на двух руках? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

Компенсацию за снос домов будут получать только собственники жилья

Во всех регионах Узбекистана ожидается резкое похолодание и снег

Вкуснее, чем в Италии: Узбекистан с большим отрывом занял первое место в конкурсе гастрономического туризма

В Самарканде водитель "Ласетти" сбил трех студенток

Реклама на сайте
Похожие статьи
Теги
Илона Ильясова