23.4 C
Узбекистан
Воскресенье, 5 июля, 2020

Ибрагим Валиходжаев: Художник должен быть убедительным

Топ статей за 7 дней

В Узбекистане больше не будут госпитализировать легких и бессимптомных больных Covid-19

В Узбекистане пациентов с COVID-19, у которых болезнь протекает бессимптомно или в легкой форме, прекратят госпитализировать, а будут лечить на дому. К такой практике поручил...

Все рынки Узбекистана будут закрываться на дезинфекцию раз в неделю

На рынках, в супермаркетах и крупных магазинах Узбекистана усиливается санитарно-эпидемиологический контроль. Такое решение приняла...

В Узбекистане планируют отменить право дехкан на пожизненное владение землей

Минюст разработал и разместил для обсуждения проект закона «О внесении изменений в Закон Республики Узбекистан «О дехканском хозяйстве».В редакцию...

Подпишитесь на нас

51,403участниковМне нравится
21,058участниковЧитать
2,080участниковПодписаться
Ибрагим Валиходжаев: Художник должен быть убедительным

С 31 марта по 22 апреля в галерее «Bonum Factum» проходит персональная выставка Ибрагима Валиходжаева «Red…». Сегодня имя этого художника стоит в ряду самых ярких и известных мастеров Узбекистана. Валиходжаев выставлялся во многих странах мира: Германии и России, Латвии и Израиле, США и других.

— Как книга для писателя, фильм для режиссёра — выставка для художника есть некий итог. Что значит эта выставка для Вас? И почему именно «Red…»?

— Я работаю во многих жанрах. У меня есть портреты, натюрморты, пленэрные работы. У меня также очень много набросков. Здесь я показал только очень малую часть своего творчества. Это мои самые последние работы, написанные, в основном, в течение последних трёх месяцев. Поэтому название «Red…», ведь моё творчество можно условно разделить на цветовые периоды, в каждом из которых я обращаю своё внимание на определённый цвет, сейчас я изучаю красный. Красный — жизнеутверждающий, позитивный, сильный цвет, что совпадает с моим нынешним психологическим состоянием. К тому же красный цвет — сложнейший, с ним плохо сочетаются другие цвета, и мне было интересно попробовать совместить его с остальными цветами так, чтобы это было гармонично.

— Вы признаны в Узбекистане и за рубежом. Насколько Вам важно выставляться, быть увиденным? Если бы у Вас не было такой возможности, это как-то изменило бы то, как бы Вы писали свои дальнейшие картины?

— Когда я пишу картину — есть только холст и я. Мои работы — символические. Каждый раз, когда я начинаю рисовать картину, я спрашиваю сам себя, задаю себе несколько сложных вопросов: «почему я хочу нарисовать именно это? Почему именно такая композиция? Почему, например, красный фон?» Если я на них не могу ответить, я не начинаю рисовать. Только после ответов на такие вопросы я начинаю работать. Когда я рисую — я нацеливаюсь только на самого себя. Но мне приятно, когда моё творчество находит понимание у публики. Особенно той её части, которая хорошо разбирается в искусстве.

— Вы упомянули, что Ваши работы символичны, лишь косвенно связаны с обыденностью. Как происходит процесс возникновения Ваших картин? Что есть ткань Вашей живописи?

— Я никогда не стремлюсь отразить то, что я вижу. Сделать слепок реальности не моя цель. Я всегда стараюсь видеть привычные вещи по-новому, непривычно. И если удаётся что-то увидеть по-своему — я это пишу. В принципе, любой фрагмент реальности может подарить мне идею, которая станет картиной. Если есть идея, начинается игра ассоциаций. Возникновение новой реальности, которая лишь весьма условно перекликается с привычным миром. Также очень важен выбор художественных средств. Чем отличается шедевр от обычных картин? Отсутствием лишнего. Когда ты отказываешься от лишнего — ты усиливаешь художественный образ и избегаешь подражания действительности.

Ибрагим Валиходжаев: Художник должен быть убедительным

— На открытии «Red…» Вы на глазах у публики написали картину всего за полчаса. Это было очень впечатляюще. Мы увидели спокойного и уверенного мастера. А что движет Вами в момент рисования?

— Движет, конечно, Бог. Я просто исполнитель. Иногда в процессе написания картины я даже ничего не думаю. Картина сама просится на бумагу. Я же трачу усилия на то, чтобы не начать автоматически копировать предметы, рисовать на одной технике, потерять необычный взгляд. Ведь это самое сложное: передать другими линиями, другими цветами привычные вещи. Ломать и заново воссоздавать форму. Потому что любого человека можно научить чисто техническим приёмам живописи. Но видеть цвет и форму научить нельзя. Их невозможно объяснить — можно только почувствовать. Я думаю, это и есть то, что называют даром.

— Несмотря на Вашу известность Вас нельзя назвать публичным человеком. Насколько художнику важно для творчества выдерживать равновесие между обществом и уединением?

— Порой мне необходимо общество. Но если я постоянно с кем-то общаюсь, изучаю работы других художников — это может увести в сторону, лишить индивидуальности. Очень важно не забывать прислушиваться, обращаться к себе. Художнику иногда необходим вакуум, чтобы остаться наедине с собой. Чтобы найти самого себя, чтобы, наконец, услышать своё дыхание и биение собственного сердца. Чтобы уловить ритм, пластику, гармонию собственных работ — ведь каждая линия, пятно, всё должно быть ритмичным и завершённым, — убедительным.

— Ваши работы универсальны по своему стилю. Где же Ваш дом: что на Вас повлияло, Ваши любимые стили живописи, художники-учителя?

— Из художников-современников на меня повлиял Рахим Ахмедов, мой университетский преподаватель.
Его значение для меня первостепенно. Ключевому, что есть в моём творчестве, я научился у него: цветовое отношение, локальность, полутень. Если говорить о тех, чьими работами я восхищаюсь, то здесь стоит вспомнить импрессионистов, Гогена, Сезанна, Ван Гога, Пикассо, Модильяни, Анри Матисса… Их работы меня интересуют больше всего.

— Хотите поделиться Вашими планами на ближайшее время?

— Невозможно переоценить важность путешествий для художника. За годы своей творческой жизни я посетил множество разных стран, свою родину же я знаю не так хорошо: всё ещё есть огромное количество интереснейших мест, которых я не видел. Поэтому я планирую объездить весь Узбекистан, побывать в каждом его регионе. Из событий же, предстоящих в ближайшее время, для меня важнейшее это моя юбилейная выставка (в 2018-м Валиходжаеву исполняется 60 лет — ред.), что я надеюсь провести в следующем году, специально для неё я даже хочу написать цикл из сорока картин, которые наряду с другими своими работами, частично уже известными публике, хочу показать на этом значимом для меня событии.

Ф. ТЫШКЕВИЧ
Фото взяты со страницы Ибрагима Валиходжаева в Facebook

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Узбекистан помог таджикским гражданам, застрявшим в Казахстане, вернуться домой

Международная Организация по Миграции - Агентство ООН по миграции (МОМ), ЮНИСЕФ и Правительство Таджикистана совместными усилиями способствовали...

Ташкент в творческой и личной биографии режиссера и его музы

Пять лет назад  на 82-м году жизни в Москве в  хирургическом отделении Боткинской больницы скончался от сердечной недостаточности известный кинорежиссер Георгий Эмильевич...

The Economist (Великобритаия): кто правит миром?

Кризисы способны прояснить некоторые вещи. Во время финансового кризиса 2008 — 2009 годов клуб G20 вступил в свои права, что стало отражением того, как экономическое...

Только в Ташкенте 4 июля диагностировано 105 новых больных Covid-19

4 июля этого года в стране было зарегистрировано 312 новых случаев заболеваний коронавирусом. Из них 162 были зафиксированы в карантинных учреждениях, 142...

В семье из Наманганской области родились четверо близнецов

Супруги Баходир Хозиров и Мадина Икрамова стали родителями четверых близнецов. Все новорожденные – мальчики. И мать, и младенцы находятся в хорошем состоянии.

Больше похожих статей