Констатируя рост религиозных настроений в казахстанском обществе, невозможно не сказать про множество спонсоров (причем, из государственных структур), поддерживающих строительство мечетей. В таком своеобразном деле есть, кому подавать пример. В экономической столице Казахстане городе Алматы на территории массива Каскелен действует мечеть, построенная на пожертвования младшей дочери Президента страны — Динары Назарбаевой.
Понятно, что собственный авторитет у простых граждан можно поднять гораздо скорее строя мечети, чем инвестированием, к примеру, в образование молодежи, строительством инфраструктуры, помощи молодым в реализации собственных бизнес проектов, которые сегодня называют модным словом – стартапы.
Динаре Назарбаевой подражает известная в городе Кызыл-орда бизнес леди Гуля, контролирующая в городе с десяток торговых точек на рынках города. На свои пожертвования она построила в родном городе одну из самых красивых мечетей. Возможно, что дополнительную лепту в эту мечеть вложил и её супруг – депутат парламента Республики Казахстан.
Чиновники Казахстана не самые бедные люди в стране, поэтому не удивительно, что стараются соблюсти одну из основных заповедей ислама — пожертвование десятины от своих заработков на святое дело, а именно строительство мечетей.
В городе Актюбе многим знакомо имя руководителя подразделения, занимающегося проверкой технического состояния грузовых машин при местном МВД – Батырхан. Офицер полиции выделил часть заработанных денег, из которых строители возводят в поселке Опытный мечеть, рассчитанную на 200 прихожан. Отделочники торопятся, ведь дата сдачи объекта определена декабрем этого года.
Так уж случилось, что об этой мечети стало известно и за рубежом. Недавно в Актюбе приезжали «эксперты» по культовым сооружениям из Пакистана. Иностранных специалистов в Казахстан пригласил старший брат полицейского – Бахитхан, кстати, ранее отбывавший наказание в одой из колоний Казахстана за активное участие в деятельности местной ячейки джихадистов.
Возводили мечеть единомышленники Бахитхана и приглашенные строители из Узбекистана и Таджикистана.
Конечно, в такого рода благотворительности, нет ничего предрассудительного, если бы не тенденция.
Вот цифры, озвученные недавно главным имамом Южно — Казахстанской области А.Керимбек в интервью местным журналистам: «…в настоящее время на территории Казахстана функционируют более 2 500 мечетей, 788 из которых расположены в Южно-казахстанской области, в которой проживает более 2,7 млн. человек. При этом в 286 мечетях области созданы специальные центры по обучению ислама, где проходят курс обучения около 12 тыс. человек». Так уж получается, что рост религиозных настроений напрямую связан с ростом числа мечетей в стране. Теперь по новому закону достаточно собрать 50 подписей и в сельской местности можно открыть новую мечеть. А если учесть тот факт, что местные предприниматели не заморачиваются на поиск объектов для благотворительности, а просто дают денег на строительство новой мечети, то понятно, почему последние растут в стране как грибы.
Да и местная власть всеми своими действиями показывает, как жалует местных бизнесменов за такую благотворительность. Например, в начале осени этого года в поселке Каракай Махтааральского района на открытие мечети прибыли аким района С.Турабеков со своими заместителями С.Сериковым и Б.Жуматов. Ну а поскольку мечеть находится вблизи городка Джетысай, то и местный аким Ж.Бейсенбеев церемонию открытия мечети тоже не пропустил. И непонятно при этом, кого на самом деле приехало поддержать местное начальство: то ли местного бизнесмена – Кайрата, построившего мечеть на собственные деньги, то ли духовенство района или же жителей поселка?
Новые мечети начали активно функционировать в поселках Манкент, Мартобе Сайрамского района, в поселке Жана-аул, того же Махтааральского района.
Тогда не стоит удивляться тому, что в отдаленных населенных пунктах Южно-Казахстанкой области все чаще можно встретить молодых женщин, облаченных в черный хиджаб (когда видны лишь глаза) или молодых людей в религиозной одежде и отпущенной бородой. Эти внешние и другие признаки свидетельствуют, что салафиты все плотнее занимают свою нишу в религиозной жизни южных областей Казахстана. Кстати, в стране существует официальный запрет на ношение религиозной одежды в общественных местах, но судя по всему в этих районах, просто, некому поддерживать имидж светского образа жизни.
А вот кто ответит на вопрос: связан ли рост числа мечетей с увеличением количества рекрутированных на джихад муджахедов из Казахстана в ряды ИГИЛ и других террористических группировок? Наверное никто не ответит, потому, что вопрос скорее всего можно считать риторическим.
(продолжение следует)
Виктор МИХАЙЛОВ