Считавшийся самым тихоходным, трамвай может в недалеком будущем стать удобным и эффективным видом городского общественного транспорта.
Совсем недавно в трамваях появились вот такие призывные плакатики. Напоминание о заблаговременном приобретении проездных карточек, призыв быть взаимовежливым. Абсолютно нормальные желания и пожелания.
На одном из плакатиков привлек внимание призыв «Пожалуйста, не калечьте салоны трамваев». В тон этому, как-то раз на 9-м маршруте пришлось увидеть бегущую строку, где говорилось, что пассажиру, увидевшему и доложившему о порче трамвайного имущества, будет предоставлен бесплатный проезд на одну поездку. Во как!
Одним словом, в обмен на то, что пассажир не будет калечить трамвай, трамвайное депо обещает комфортную и безопасную поездку.
Однако, что-то заставило в этом усомниться. Да, безусловно, техническое состояние трамвая весьма важный аргумент с точки зрения безопасности пассажира. Но только лишь дело в этом? А состояние трамвайных путей? Вот здесь-то трамвайному депо похвалиться особо нечем. А ведь это напрямую влияет на безопасность пассажирских перевозок.
Далеко за примером ходить не надо. Возьмем участок трамвайных путей, скажем, от Актепе до 26-го квартала Чиланзара, возраст которых составляет 40-50 лет. Возраст приличный и понятно, что пути изношены.
Поездка на трамвае на этом отрезке напоминает плавание на утлом суденышке, бросающего по волнам во время шторма. Вагоны в прямом смысле слова швыряет из стороны в сторону. Такое ощущение, что рельсы не имеют параллельности и находятся на разных уровнях высоты. Кажется, что трамвай вот-вот опрокинется или сойдет с рельсов.
По сути, рельсы представляют собой самую гладкую дорогу без ям и колдобин. Но становится жалко амортизаторы новых чешских трамваев, едва справляющихся с неровностями нынешних рельсовых путей.
В советские времена, когда трамвайно-троллейбусное управление было самостоятельным подразделением, по рельсам регулярно ходили путеизмерительные лаборатории, проверяющие состояние путей.
Но, троллейбусы с ташкентских дорог убрали, а трамвайное депо влилось в единую транспортно-пассажирскую систему города. И, казалось бы, ресурсов стало больше, столь необходимых для ремонта путей. Пока же, идет сокращение количества трамвайных маршрутов, этого самого экономичного и экологичного вида пассажирского транспорта, а до ремонта путей руки видимо, не доходят.
Ситуация с транспортными потоками в столице с каждым годом становится все более напряжённой. Увеличивается количество автотранспорта, организация оптимальных транспортных потоков и движения оставляет желать лучшего. Пробки становятся обыденным явлением.
И если раньше трамвай считался тихоходным видом пассажирского транспорта, то сейчас, чтобы попасть из одной точки города в другую, зачастую, на трамвае это можно сделать быстрее, поскольку двигаясь по своей колее, он избегает автомобильные пробки.
Похоже, пассажиры интуитивно это почувствовали, трамваи стали больше заполняться людьми, и можно предположить их популярность, а, следовательно, и нагрузка, наверняка возрастет. В этом случае вопросы безопасности станут еще острее.
Конечно же, приятно ехать с комфортом в исправном вагоне, и призыв депо к бережному отношению к салонам вагонов вполне понятен.
Но, и пассажир вправе обратиться к депо со встречным призывом: «Пожалуйста, отремонтируйте трамвайные пути… Пока не было беды… Ведь от этого зависит наша безопасность»!
Максад ДЖАНГИРОВ, фото автора
Уважаемая редакция!Насчет ремонта трамвайных путей вы,конечно,правы,но: финансирование трамвая сведено к минимуму,работники депо с мая 2015г.не получают заработную плату. Вагоны с неисправностями стоят месяцами,потихоньку разграбливаются и вряд ли уже выйдут на линию.Да и куда? Около 70% трамвайной сети уничтожено.А вы насчет ремонта путей! Не будет их никто ремонтировать! Скорее всего,просто ликвидируют трамвай,и все — так проще и дешевле.