На снимках – свет во всех его ипостасях. Холодное свечение зимнего солнца и обжигающее – летнего, лучи и тени, блики на воде, приглушенный свет осенних туманов и ослепительно-яркий день за открытым окном… Проект стал детальным исследованием возможностей света в городском пейзаже.
Интересно то, как меняется восприятие изображения по мере разглядывания фотографий. Вначале внимание фиксируется скорее на пейзажах и человеческих фигурах. Но постепенно они как бы отходят на второй план, и на снимках начинает главенствовать свет. Его метаморфозы непредсказуемы, а возможности – безграничны. И знакомый город на этих снимках предстает в новом облике – как бы сотканный из света и редких теней, насквозь пронизанный солнцем.
Как сказал на открытии выставки Владимир Жирнов, целью участников было показать «Ташкент, который не очень виден, Ташкент за пределами взглядов обычных людей».
В оформлении работ широко использованы возможности современной полиграфии. Большинство фотографий — в традиционном формате, но некоторые напечатаны на огромных баннерах. Наиболее точно отражают концепцию выставки длинные и узкие вертикальные полотнища, размещенные в простенках между окнами выставочного зала. Изображение занимает только около трети пространства в их нижней части. Для глаза, уже привыкшего фокусироваться на сиянии солнца, чистый белый верх создает ощущение не пустоты, а плотной заполненности светом. Такое оформление снимков делает их необыкновенно выразительными – не зря авторы определяют стиль проекта как «импрессионизм». Этот прием ярко подчеркивает доминирование света и вторичную роль предметов и людей, изображенных на фотографиях.
Еще одна «говорящая» деталь выставки – инсталляция, размещенная в углу зала. Она изображает уголок мастерской художника, где вперемешку лежат тюбики краски и детали фотоаппаратов, а на мольбертах стоят холсты с напечатанными на них фотографиями. В композиции чувствуется намек на то, что фотография обладает творческой и выразительной свободой не меньше, чем живопись. И талантливый фотограф является художником в полном смысле этого слова.
Изобразительное искусство на открытии выставки было дополнено поэзией – свои стихи читали Сухбат Афлатуни, Вика Осадченко и Бах Ахмедов. Тематика соответствовала названию выставки – для чтения были выбраны стихотворения о городе и свете. Акустика зала Ташкентского Дома Фотографии малопригодна для поэтических выступлений, но публика, как всегда, была к ним благосклонна. Зато завораживающее звучание гитары лауреата международных конкурсов Андрея Галаяна не пострадало от капризов звука, и живая музыка стала настоящим украшением выставки.
Анна НИМ.
Фото автора.