«Смотрите, я не накрашена!», «Смотрите, Я подкачался!», «Завидуйте, у меня новое платье!» и многие другие также вызывающие слоганы можно прочитать в социальных сетях под селфи-фото молодых людей.Мания продемонстрировать себя всему миру уже признана психическим заболеванием selfies (обессивно-компульсивное расстройство, для которого характерно постоянное желание фотографировать себя и размещать снимки в соцсетях, компенсируя таким образом отсутствие самоуважения).
Даже уже определены стадии заболевания:
1- начальная, эпизодическая: человек делает мобильный автопортрет не менее трех раз в день, но не размещает в соцсетях.
2 – острая: человек фотографирует сам себя не меньше трех раз в день и выкладывает «селфи» на своей странице в социальных сетях.
3 — хроническая: у человека постоянно присутствует неконтролируемое желание делать свои автопортреты круглосуточно и постить затем в Интернете не меньше шести раз в день.
И горько и смешно: по словам психиатров, пока лекарства от selfies нет.
Да как бы и не особо ищут, а даже наоборот придумывают новые и новые приспособления для получения более интересного и интригующего снимка: и удлиняющие палки, и специальные туфли, и телефоны уже подстраивают под требование времени. Например, слоган одной моделей Samsung: «лучшее селфи! Фронтальная камера 5мп!» Как после такого отказаться от аппарата?
Раскручиваем технику на «понтах» молодежи!
Хотя отказаться можно, когда та же фирма делает тебе следующее предложение: «Samsung GALAXY A — Режим съемки селфи стал еще умнее. Ваши вытянутые вперед руки еще не означают, что снимок безнадежно испорчен. При съемке селфи смартфоном Samsung GALAXY A вам можно и не касаться кнопки. Делайте селфи с помощью голосовой команды или жеста рукой и пусть ваши друзья думают, что вас снимал ваш персональный фотограф». И для большего эффекта: «У вас много друзей? Теперь вы сможете все вместе уместиться на одной фотографии! Новый режим широкоугольного селфи позволяет создавать селфи панорамного типа путем объединения трех снимков, сделанных слева, в центре и справа. Теперь вы можете сделать снимок селфи с углом охвата 110° в портретной ориентации камеры или 120° в альбомной. А функции авто редактирования помогут сделать каждый снимок более профессиональным».
Следуя предоставленным рекламным слоганам, можно сделать вывод: мировой бренд поощряет нездоровое стремление запечатлевать себя и близких. Тогда что могут сделать родители и психологи, если авторитетная компания всеми силами пропагандирует новую селфи-культуру? Тем более этому способствует выход в свет нового сериала «Селфи». Так же данная тема обыгрывается в ряде других многосерийных фильмов.
«Селфи» для крупной компании ? Удача!
В нашей стране это течение приобрело и коммерческий подход. Многие компании «поймали волну» и провели ряды конкурсов «селфи»:
— Beeline и «Даракчи плюс»: Zo\’r-Zo\’r Selfie
-afisha.uz: «Афиша – это мы»
— Samsung: «Воздушный поцелуй»
— семечки «Ermak»: «с тебя селфи и история, с нас – призы!»
— «Peggys» ресторан: «лучшее селфи в нашем ресторане»
-аквариумистика в Узбекистане: «Селфи: я и мой аквариум»
— и т.д.
А что сложного сделать фото себя любимой? Ничего! И есть возможность получить ценный приз! Почему бы не воспользоваться шансом?
«Селфи» — тема!
В ресторанах, арт-кафе и ночных клубах устраивают вечеринки в стиле «Селфи».
А один предприниматель решил не заморачиваться и открыл сразу: Selfie Bistro. И покушать, и с друзьями пообщаться, и фоны замечательные для автопортрета.
Как-то так повелось, что многие кадры снимаются в лифтах, примерочных и… туалетах. Популярный молодежный портал Узбекистана myday.uz воспользовался этим наблюдением и «состряпал» топовый материал: «ТОП-15 туалетов, идеальных для селфи!»
Странно, не правда ли?
Звездное селфи!
Знаменитости и публичные люди также не проигнорировали повальную моду.
В инстаграмме и социальных сетях сверкают автопортреты звезд и «при параде», и в «домашнем виде». Столичный певец и шоумен Фарход Балтабаев ежедневно выкладывает свои фотографии с оригинальными подписями.
О наших ближних и родных…
Просматривая странички в социальных сетях наших соотечественников, ужасаешься, насколько быстро этот вирус проник в сознание населения. И только на что не готова молодежь ради удачного кадра: и на дерево забраться, и из окна высунуться, и платье сестры примерить, и накраситься ярко-ярко…. И все для того, что бы собрать наибольшее количество лайков и комментариев под своим фото.
Некоторые смекалистые юноши и девушки, набрав значительное количество подписчиков, начинают зарабатывать на своих страничках, размещая в своем профиле рекламу различных брендов. Но ведь людей нужно удержать и приобретать новых: тогда приходится придумывать новые трюки для автопортрета, что не всегда полезно для здоровья. Да, на страничках есть не «селфи», но к удивлению, внимание к этим фотографиям в разы меньше. Вот и приходится изощряться ради популярности.
Страшно или не очень?
В сети интернет и печатных изданиях не раз сообщалось о трагичных последствиях мобильного автопортрета: случайные смерти (не в то время не в том месте), трагичные самоубийства (подростка не нравились их фотографии или не прошли какой-либо кастинг), преступления другого рода связанные с популярными страничками в сети. Не в нашей стране, но это уже есть в мире.
Как можно обезопасить будущее поколение от вирусной зависимости? Какие меры следует принять? Каким образом «отрезвить» молодежь?
Попытаться «заразить» молодые умы иной движущей идеей? Мотивировать на более творческую деятельность, даже благодаря тем же конкурсам и состязаниям? Постараться внедрить новое здоровое движение в жизнь населения страны?
Необходимо объединить усилия и максимально очистить родину от заполняющей ее безвкусицы. И начинать нужно сейчас, пока не поздно.
Эльвина САРКИСОВА