За последние лет десять различные социальные сети обрели во всем мире такую популярность, что многие из нас уже не представляют без них свое бытиё. Причем виртуальная жизнь и реальная порой настолько сильно переплетаются, что мы уже не отличаем их друг от друга. Но на чем зиждется этот психолого-социальный феномен, кто или что обеспечивает его живучесть, постараемся сегодня разобраться.
Появление социальных сетей первым предсказал русский общественный деятель, философ и писатель Владимир Одоевский. В его романе «4338-й год», опубликованном в 1837 году, было, например, написано, что «между знакомыми домами устроены магнетические телеграфы, посредством которых живущие на далёком расстоянии разговаривают друг с другом», а также о «домашних газетах», издающихся «во многих домах, особенно между теми, которые имеют большие знакомства»: этими газетами «заменяется обыкновенная переписка», в них «помещаются обыкновенно извещение о здоровье или болезни хозяев и другие домашние новости, потом разные мысли, замечания, небольшие изобретения, а также и приглашения, когда же бывает зов на обед, то и le menu».
Первым неким прообразом современных социальных сетей стала электронная доска объявлений под названием CBBS, созданная сотрудником IBM в 1978 году. Через пять лет количество подобных электронных досок достигло 800 единиц, а еще спустя пять лет – около пяти тысяч. Но уже более похожим на современные соцсети стал образованный в 1995 году американский сайт Classmates.com, успех которого спровоцировал создание в 2003-2004 годах таких известных на сегодняшний день порталов, как Facebook, Linkedln, MySpace. Российские платформы Одноклассники и ВКонтакте стали набирать популярность через пару лет, а русскоязычная версия Facebook была создана только в 2008 году. В настоящее время количество аккаунтов этой сети превышает 2,5 миллиарда, Instagram – составляет около одного миллиард, ВКонтакте – более полумиллиарда, Одноклассники – почти трети миллиарда.
Фундаментальной основой популярности социальных сетей являются различные человеческие чувства, некоторые из которых принято считать положительными, а некоторые отрицательные. Хотя границы между ними настолько размыты, что уже трудно отделить их друг от друга. Но главные из них, как минимум на первый взгляд – это любопытство и тщеславие. Если подобные неприглядные определения кому-то не нравятся, мы, при большом желании, можем назвать их «интересом» и «честолюбием». Кому как нравиться и удобно. Эпитеты здесь не играют большой и основополагающей роли, и не настолько важны, чтобы уделять этому особо пристальное внимание.
Понимаю, что большинство могут не согласиться с таким обоснованием безумной востребованности социальных сетей и скажут, что для них главное – это возможность общения с друзьями и родственниками, временно или постоянно находящимся в дали. Да, эта позиция имеет право на существовании, но в ней есть определенная доля лукавства. Если взглянуть, например, на число «друзей» многих из них, трудно представить, что у кого-то в реальной жизни может быть подобное количество родственников и реальных друзей, или даже не друзей, а просто знакомых. Помимо этого, процент непосредственного взаимодействия, как говориться переписке в «личке», настолько мал, что фактор «общения» можно при желании вообще не принимать в расчет.
Вспоминая о тщеславии или честолюбии, как об одних из возможных основополагающих частей успеха социальных сетей, отметим, что довольно значительная доля их пользователей являются подписчиками на личные страницы популярных людей – артистов, музыкантов, спортсменов, блогеров, политиков и т.д., которые пользуются всеми благами виртуального мира не только для еще большей своей карьерной раскрутки, но и для того, чтобы получать чисто «эстетическое» удовольствие от количества лайков и восхищенных комментарий под их постами и фотографиями, которые к тому же являются неким индикатором их текущей популярности. При этом их поклонники могут полностью удовлетворить свое любопытство как к профессиональной деятельности своих кумиров, так и к их личной жизни. Особенно это касается последнего. Причем интерес подписчиков к этому настолько велик и заметен, что представители попкультуры пользуются этим и делятся, порой, такими скрытыми в реальной жизни элементами своей частной жизни, что у поклонников чувства радости и стыда перемешиваться, образовывая коктейль настоящего животного удовлетворения.
Трудно просто определить хорошо это или плохо, ведь мир, как и любые его составляющие нельзя делить на черное и белое. Так что подробный анализ этого оставим за заинтересованными лицами, такими как, например, маркетологами, социологами или психологами, и не будем грузить себя не оказывающими на нашу жизнь большого влияния вещами. Только отметим, что социальные сети стали довольно эффективным инструментом ведения бизнеса, ведь их пользователи публикуют довольно большую информацию о себе, о своих вкусах и предпочтениях, что позволяет рекламодателем четко и ясно определять своих постоянных клиентов, чем они умело и пользуются. Благодаря этому обороты компаний, контролирующих соцсети, превышают миллиарды доллары, а мы, простые подписчиками являемся для них очень ходовым товаром. Помимо этого соцсети стали и очень действенным политическим оружием и с их помощью в мире было организовано немало так называемых цветных революций. Все это тоже совсем необязательно делить на черное и белое, потому что во всем есть свои плюсы и минусы, которые каждый из нас определяет для себя сам.
Т. АЛИМУХАМЕДОВ