Первые итоги презентаций, организованных в регионах Центром экономических исследований и реформ по оценке последствий от возможности вступления Узбекистана в ЕАЭС.
Как ранее сообщалось, с ноября прошлого года Центр экономических исследований и реформ при Администрации Президента Республики Узбекистан (далее ЦЭИР) проводит исследование по оценке последствий возможного вступления Узбекистана в ЕАЭС.
В целях широкого ознакомления общественности с результатами проведенного исследования, специалистами ЦЭИР с 8-11 января 2020г. организованы встречи с профессорско-преподавательским составом, студентами, представителями средств массовой информации и блогерами в 14 ведущих вузах республики. Ознакомиться с промежуточными итогами исследования можно на сайте журнала «Экономическое обозрение» (https://review.uz/ ), где размещены инфографики и аналитические статьи по данному исследованию.
В ходе презентации представлены материалы по оценке воздействия и детальному анализу интеграционных процессов в рамках ЕАЭС, в частности влияния возможного вступления Узбекистана в ЕАЭС в разрезе отраслей экономики.
Анализ показывает, что в сфере воздушного транспорта интеграция с ЕАЭС до 2025 года не окажет влияния на сферу воздушного транспорта. Причиной тому является, что создание общего рынка воздушного транспорта в зоне ЕАЭС, предусмотрено начиная с 2025 года.
В рамках создания общего рынка воздушного транспорта в ЕАЭС, начиная с 2025 года будет необходимо создать равные тарифные условия в отношении использования авиационной инфраструктуры.
В железнодорожных перевозках ожидается рост в импортном сообщении расчётно на 10-15 %. Вместе с тем, за счет применения унифицированных тарифов при транзите грузов в/из Узбекистан транзитом по территории России и Казахстана назначением в страну ЕАЭС, транспортные расходы грузоотправителей и грузополучателей сократятся на 221,6 млн. долл., что приведет к снижению доли транспортной составляющей в конечной стоимости экспортируемых и импортируемых Республикой Узбекистан товаров.
При доступе к дешевому дизельному топливу из Казахстана ожидается сокращение расходов на горючее до 20 %, что позволит автоперевозчикам сэкономить расчетно до 20 млн долл. в год.
Увеличится экспорт отечественной плодоовощной продукции: за счет снижения транспортных издержек, доступа к госзакупкам ЕАЭС; упрощения процедур торговли и транзита скоропортящихся продуктов, гармонизации санитарных и фитосанитарных стандартов (СФС) и требований к маркировке и упаковке и др.
Отечественные производители КРС и МРС, птиц и мяса птиц получат доступ к более дешевым и качественным кормам из стран ЕАЭС. Это снизит себестоимость продукции и повысит конкурентоспособность отраслей животноводства Узбекистана. Снятие запретов на ввоз КРС и МРС и мяса из стран ЕАЭС приведет к увеличению их предложения на рынке Узбекистана. Произойдет увеличение импорта КРС и МРС и мяса, что приведет к снижению внутренних цен.
По результатам встреч участниками были заданы вопросы касательно возможности вступления Узбекистана в ЕАЭС. Эксперты Центра максимально подробно ответили на все вопросы участников встречи, а также провели опрос в целях дальнейшего изучения общественного мнения.
Принять участие в опросе и выразить свое мнение о возможном вступлении Узбекистана в Евразийский экономический союз и Всемирную торговую организацию можно по следующим ссылкам: