back to top
13.9 C
Узбекистан
Четверг, 24 октября, 2024

Надежда на обочине жизни

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,980ПодписчикиПодписаться
Надежда на обочине жизни

Цвета степного василька глаза, кудри посеребренных сединой волос… Таким чистым и опрятным я видела мужчину, ночевавшего в нашем подъезде несколько лет назад только раз в жизни. В тот день жена с дочкой приняли обратно в семью опустившегося и побирающегося у прохожих отца. Хватило их, правда, ненадолго. Позже он вновь будет ночевать по подъездам, мерзнуть долгими холодными зимними ночами на бетонном полу, заработает воспаление легких и умрет на улице, широко распахнув бездонному небу свои ярко-голубые глаза… «Прежде чем осуждать кого-то возьми его обувь и пройди его путь, попробуй его слезы, почувствуй его боли. Наткнись на каждый камень, о который он споткнулся. И только после этого говори, что ты знаешь — как правильно жить», — говорил Далай Лама. Сотрудники открывшегося в прошлом году впервые в Узбекистане Реабилитационного центра для лиц без определенного места жительства при ГУВД города Ташкента пробуют эти слезы и чувствуют боль каждый день. А еще пытаются вернуть к нормальной жизни тех, кто волею судьбы оказался без крова, родных и каких-либо средств к существованию. Один день в центре помог мне посмотреть на этих людей совершенно под другим углом зрения, еще раз вспомнив известное всем выражение «От сумы не зарекайся».

Надежда на обочине жизни

За годы журналистской деятельности общалась с совершенно разными людьми. Но вот с теми, кто остался без крова на обочине жизни, довелось впервые. Полчаса на такси, которое, кажется, исколесило все городские закоулки, а потом еще и минут десять-пятнадцать на машине с сотрудником ГУВД и вот мы на месте… Массив «Панельный». Высокий серый металлический забор огораживает огромную территорию. Здесь располагается не только непосредственно сам центр реабилитации, но и приют для собак – так же как и люди, лишившихся самого дорого – простого тепла и заботы, крова. Напротив – домики для бездомных кошек, сооруженные в рамках широко освещаемого в СМИ проекта «Мушуккент».

Надежда на обочине жизни

Двери центра здесь всегда открыты. Захожу в них и понимаю, что никогда всерьез не задумывалась над вопросами: каково это, не иметь дома? Искать пищу по помойкам? Не знать, что с тобой будет завтра? Все это не укладывается в наши стандартные представления о мире. Можно сказать, что это изнанка жизни, один из страшных и беспощадных ее ликов.

Надежда на обочине жизни

Общаюсь с начальником центра, подполковником Баходыром Душаевым, и узнаю, что приют для людей без определенного места жительства действует с июня 2018 года, сегодня здесь находится около 300 человек. Многие из областей, те, кто столкнулся с серьезными социальными проблемами. У кого-то потеряны документы, негде жить, порваны все связи с родными. Есть инвалиды 1, 2, 3 группы. С какой бы жизненной проблемой не поступал человек в центр, ему здесь стараются помочь – и дело не только в трехразовом питании, но и что самое главное в восстановлении документов, трудоустройстве. Если человеку совсем некуда идти, он получает прописку прямо в центре. Фирма ООО «Мехр саховат» по словам ее директора Бобомурода Махкамова, помогает трудоустроить людей (трудоспособных на сегодня в центе около ста человек). В основном, это перегрузочные станции и отгрузочные полигоны «Махсустранса». Деньги платят, хоть и небольшие, но людям хватает на личные потребности.

Надежда на обочине жизни

— У нас всегда открыты двери, не только для жителей Узбекистана, но и других республик, — продолжает Баходыр Убайдуллаевич. – Есть у нас постояльцы из Таджикистана, Казахстана, России. Бывает, человек уехал в другую страну, продав на родине все, и потерял документы, деньги, остался ни с чем. Есть и еще одна категория постояльцев в приюте – те, кто ночует прямо на улице, в канализациях и арыках, подъездах. Таких много в Чиланзарском, Юнусобадском, Яшнаабдаском районах столицы. Эти люди поступают в приют в основном по просьбе постоянных жильцов. Первым делом здесь проверяем прописку, не находится ли человек в розыске. Есть соглашение с Минздравом, если человек в плохом состоянии, его отвозят в больницу, однако бывают случаи, когда не хотят принимать.

Надежда на обочине жизни

Достаю телефон из сумки, чтобы сделать кадры для статьи, и вот я уже в окружении постояльцев центра. Смотрю в их изможденные лица, опустошенные глаза, в которых давно не появлялся свет надежды на иную жизнь, и невольно вспоминаю свои первые материалы из домов милосердия, когда совсем еще девчонкой после института пришла делать репортаж о сиротах. Как сейчас помню смотрящие на меня с немым вопросом глаза – «А вдруг этой за мной? Вдруг меня кто-то заберет и я буду жить в семье»? Конечно, разница между детьми, попавшими не по своей вине в детдом, и взрослыми людьми волею судьбы оказавшимися без крова – колоссальная. И все же… Почему-то при взгляде на этих бродяг, щемит до боли в груди и становится страшно при одной мысли, что каждый из нас может оказаться на их месте…

Надежда на обочине жизни

«Девушка, а это вы нам сегодня организуете такой богатый праздничный стол?», – обращается ко мне самый смелый, «делегированный» от стоящих поодаль товарищей по несчастью старичок и переводит взгляд на длинный стол, покрытый белоснежной скатертью с выставленными на нем салатами, фруктами и сладостями, ароматным пловом. «Нет, не вы? – расстраивается собеседник в ответ на мой отрицательный ответ. – Тогда к вам огромная просьба, как журналист, узнайте, пожалуйста, имя благодетеля, хочу за него помолиться. (К слову сказать, обед в тот день организован был частным лицом, спонсором Уткиром, попросившим не называть его фамилию. И таких людей, помогающих центру немало). Знаете, то, что здесь для нас делают – большое дело. Мы просто могли замерзнуть на улице. Раньше было очень много смертельных случаев. Да и здесь в приюте умерло 19 человек – от болезней, старости, те, кого не успели спасти – слишком поздно попали в приют. Бог забрал их к себе… Самое главное – нам восстанавливают документы – без них ты никто и зовут тебя никак».

Надежда на обочине жизни

О своей судьбе Николай, как представился собеседник, говорит неохотно. Да оно и понятно – с 2011 года восемь лет жил на улице. Дети давно уехали в Россию, бросив отца на произвол судьбы. Гражданская жена выписала из своей квартиры, документы свои потерял. Вот и остался бывший агроном, главный бухгалтер на улице пока не попал в приют.

Горечь от услышанного усиливается, когда захожу в помещение, где живут приютские женщины. Кровати, поставленные почти вплотную друг к другу. На одной из них полусидит старушка: повязанный на голову по-деревенски платок, бледное лицо, отсутствующий взгляд, устремленный в одну точку. Боль и личная трагедия – во всем облике этой пожилой женщины. Впрочем, как и всех находящихся здесь… Большинство, когда обращаешься к ним с вопросами, отводят взгляд, поспешно уходят, словно пытаясь спрятать от посторонних глаз свою исковерканную волею судьбы жизнь. Но, все же есть те, кто пусть и неохотно идет на контакт. Женщина помоложе, к примеру, убирает со стола посуду после обеда и словно на ходу, говорит со мной: «Уехала в Россию, потеряла там документы, вернулась сюда их восстанавливать, заболела воспалением мозга. Попала в больницу, а потом вот сюда… Очень хочу вернуться к близким».

«Орск, знаете, такие холодильники, наверное, — рассказывает высокий крупный мужчина, представившийся Рафаэлем. У него, как сказали мне сотрудники центра, проблемы со слухом и речью. Поэтому, чтобы собеседник мог лучше расслышать мои вопросы, приходится говорить очень громко, подойдя близко к человеку. – Меня там жена ждет и двое маленьких детишек, их поднимать надо». Беды у Рафаэля, уроженца Ташкента, начались после смерти матери, позже родная сестра уехала в Россию. И мужчина, без семьи и определенной работы начал пить. Лучиком надежды стала для него встреча с девушкой, которая и помогла ему вернуться к нормальной жизни и стала впоследствии его супругой. Казалось, жизнь налаживается – родились малыши, вместе решили уехать в Россию. Но здесь его опять встретили испытания. Потерял паспорт, вернулся сюда восстанавливать документы, но принялся за старое — начал пить, ходил по мусоркам, собирал баклажки, позже попал в центр. Теперь ждет, когда ему, наконец, выдадут документы. С прошлым решил окончательно покончить, семья дороже.

«Как-как говорите, называется ваше издание? – обращается ко мне Рафаэль. – «Новости Узбекистана». Обязательно прочитаю статью. Спасибо, что пришли к нам. Напишите, пожалуйста, телефоны, вдруг у кого-то еще найдутся родные и заберут их отсюда. Без семьи, близких человеку плохо».

Надежда на обочине жизни

Выхожу из центра с мыслями о том, как часто мы отворачиваемся от таких людей, считая, что их жизнь – расплата за грехи. Мы представляем их как пьяниц, опустившихся бродяг, которые получили то, что заслужили. Но разве подобные рассуждения являются оправданием для нашего безразличия?…

P.S.: Контактные телефоны Центра реабилитации при ГУВД города Ташкента: (71) 290-04-75 – дежурная часть, (98) 368-07-08 – телефон начальника центра Баходыра Душаева.

Оксана Кадышева.
Фото автора.

3 КОММЕНТАРИИ

  1. Молодцы организаторы приюта и спонсоры. Мир не без добрых людей.

  2. Равнодушие и черствость вот корень зла мы общество безразличия а ето капля в море не счастий человеческих. Судеб . Ето меня не косается я ничего не вижу. Не слышу чур меня .со мной етого не случится так думаем наивно

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Делегация Узбекистана приняла участие в выставке “WTE Miami” в Майами

21-23 октября делегация Узбекистана приняла участие в одной из самых престижных ежегодных выставок США — Miami World Travel Expo...

Больше похожих статей