Согласно материалам Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), для многих регионов мира повышение температуры на Земле более чем на два градуса будет иметь серьезные последствия. Оно грозит наводнениями, дефицитом питьевой воды, падением урожайности, заметным нарушением экологического равновесия и социальными потрясениями.
Понимание того, что человечество может предотвратить наиболее серьезные последствия глобального потепления, резко сократив выбросы парниковых газов, заставляет многие страны принимать соответствующие меры. Изменение климата стало важным фактором, влияющим на развитие новых технологий и способов мотивации для снижения вредных выбросов в атмосферу.
Нефтегазовый сектор занимает третье место среди других секторов по объему выбросов парниковых газов. Примерно половина выбросов в секторе обусловлена утечками метана (СH4) из систем транспортировки и распределения газа. Повышение эффективности использования ресурсов и сокращение выбросов являются национальными приоритетами и в то же время обеспечивают значительные глобальные выгоды. Узбекистан имеет все возможности для эффективного сокращения выбросов в нефтегазовом секторе, основываясь на высоком профессиональном уровне и экономических стимулах.
С учётом актуальности данного вопроса, Азиатский банк развития (АБР) в сотрудничестве с компанией «Carbon Limits» инициировал проведение обучения для служащих нефтегазовой отрасли, ведущих сотрудников Комитета экологии и Центра Гидрометеорологической службы Узбекистана.
Данный обучающий курс посвящен мониторингу и правилам подготовки отчетности по выбросам парниковых газов в нефтегазовой отрасли, а также разработке экономически эффективных стратегий и мер по сокращению выбросов.
С 2017 года Узбекистан присоединился к Парижскому соглашению по климату, что накладывает на страну определённые обязательства. И в связи с тем, что Узбекистан является так же транзитной страной, которая делает поставки топлива на рынок, важно снизить летучие выбросы от нефти и газа по всей цепочке от добычи, переработки и потребления.
На сегодняшний день разработаны международные схемы, которые предлагают платежное или льготное финансирование на основе документированных результатов сокращения выбросов.
То есть простыми словами, тот виртуальный объём парниковых газов, который не попал в атмосферу, является товаром и может быть продан другим странам, которые превысили свои вредные выбросы за определённый период времени. Этот вид мотивации называется углеродным финансированием.
Получается двойная выгода: имеем чистый воздух и получаем за это деньги. По подсчётам экспертов, проекты по сокращению выбросов от факельного сжигания и утечек метана в 10 –30 раз эффективней возобновляемой энергетики.
Есть ещё один механизм сдерживания вредных выбросов и получения прибыли — климатическое финансирование. Оно предоставляется на выгодных условиях в виде проектов, программ по адаптации, льготному финансированию через общественные и частные фонды, направленные на социальное развитие и решение иных экологических проблем региона.
Подобная политика проводится специально с целью повышения мотивации для уменьшения вредных выбросов, а также создания условий для дальнейшего технического переоснащения многих отраслей экономики страны.
В целом, всё движется в сторону радикальной климатической политики, которая будет влиять на спрос и предложение, рынки и технологии, образ жизни. И сегодня эксперты всё чаще говорят о «несгораемом углероде» и «углеродных рисках». Научно-технический прогресс постепенно вытесняет технологии на основе использования карбонового топлива. Солнечная, ветровая энергии по своей себестоимости конкурируют с угольной и нефтегазовой энергией, с каждым днём становятся более доступными и дешёвыми.
В целом у экологов есть не плохие прогнозы на благополучное будущее, только если все страны будут прилагать к этому определённые усилия.
Наталья Шивалдова