Ввоскресенье, 24 ноября, Майкл Блумберг (Michael R. Bloomberg) объявил о том, что он выдвигает свою кандидатуру на президентских выборах 2020 года, привнеся свое огромное состояние и богатую политическую биографию в процесс подготовки к демократическим праймериз и рассчитывая получить голоса скептически настроенных либералов. Он позиционирует себя как серьезную угрозу для президента Дональда Трампа.
Блумберг, бывший республиканец, выражавший опасения по поводу левого уклона его партии, отметил в своем заявлении, что он предложит избирателям прагматичные варианты в рамках своей кампании, в результате которой он рассчитывает нанести поражение действующему президенту, «представляющему собой экзистенциальную угрозу для нашей страны и наших ценностей».
«Победа над Дональдом Трампом и восстановление Америки — это самая неотложная и важная битва нашей жизни. И я иду ва-банк, — заявил Блумберг. — Я позиционирую себя как человека действия и как человека, который способен решать проблемы, а не только говорить. Я тот, кто готов вступать в тяжелые схватки — и побеждать».
Запоздалое вступление Блумберга в предвыборную гонку вызвало бурю внутри и без того неспокойной Демократической партии. За последние несколько дней он напугал своих соперников, зарезервировав эфирное время на сумму в 35 миллионов долларов для своих агитационных роликов, в которых рассказывается о его биографии и политической программе, — эта цифра намного превосходит рекламные бюджеты предвыборных кампаний других кандидатов. На сайте, который заработал в воскресенье, Блумберг позиционировал себя как «новую альтернативу для демократов».
77-летний Блумберг столкнется с серьезными препятствиями на пути к выдвижению на президентских выборах от Демократической партии. В частности его личный политический багаж включает в себя чрезвычайно сложную сеть деловых отношений, его унизительные комментарии в адрес женщин и его выступления в защиту такой политики правоприменения, в рамках которой чернокожие и латиноамериканские мужчины чаще подвергаются обысками, чем другие.
Его запоздалое вступление в предвыборную гонку заставит Блумберга догонять некоторых других кандидатов в создании национального профиля и масштабной предвыборной организации. В результате Блумберг планирует провести нетрадиционную предвыборную кампанию, обойдя вниманием те штаты, в которых праймериз пройдут раньше всего, такие как Айова и Нью-Гемпшир, и вместо этого сосредоточившись на мартовских праймериз с большим количеством делегатов в таких штатах, как Калифорния и Техас.
Его невероятное состояние, которое превышает 50 миллиардов долларов, может само по себе стать серьезным политическим вызовом. Вероятнее всего, оно ожесточит и без того горячие споры внутри Демократической партии о том, как можно ограничить власть сверхбогатых людей и нужно ли это делать. Сенатор Берни Сандерс (Bernie Sanders) обвинил Блумберга в попытке «купить выборы» посредством политической рекламы на телевидении, а в субботу, 23 ноября, он назвал Блумберга «симптомом проблемы», заключающейся в том, что самые богатые люди в стране оказывают слишком большое влияние на правительство.
Возможно, чтобы заглушить эту критику, в видео, в котором Блумберг объявил о вступлении в предвыборную гонку, и в первом агитационном ролике прозвучал обращенный к богатым людям призыв платить более высокие налоги.
Кандидатура Блумберга может изменить ход праймериз в нескольких смыслах — вероятно, в первую очередь она оживит соперничество за лидерские позиции внутри умеренного крыла Демократической партии. Бывший вице-президент Джозеф Байден (Joseph R. Biden) и мэр Саут-Бэнда Пит Буттиджич (Pete Buttigieg) являются ведущими кандидатами на праймериз, близкими к политическому центру, и Байден пока остается главным претендентом на выдвижение. Тем не менее, и у Байдена, и у Буттиджича есть весьма серьезные политически уязвимые точки, и у них нет финансовых ресурсов Блумберга.
Как и Байден, Блумберг делает ставку на то, что избирателей-демократов интересует в первую очередь поражение Трампа, а не политические или идеологические соображения.
В своем первоначальном посыле Блумберг опирается в первую очередь на свою биографию в качестве руководителя крупного бизнеса, а также мэра Нью-Йорка, которым он стал почти сразу после терактов 11 сентября 2001 года. Его советники признают, что Блумберг не так хорошо знаком избирателям, как ведущие кандидаты от Демократической партии. В его дебютных рекламных роликах на телевидении подчеркивается, что он всего добился самостоятельно — «ребенок из семьи среднего класса, который добился успеха», — и что он активно работает над решением таких тревожащих демократов проблем, как контроль над оборотом оружия и изменение климата, а также экономическое развитие и проблемы здравоохранения, такие как курение. По словам его советников, именно эти проблемы станут центральными в его предвыборной кампании.
Хотя Блумберг относится скорее к центристам, в своем первом заявлении он позаимствовал некоторые элементы антивашингтонской риторики популистского крыла Демократической партии, возглавляемого такими прогрессистами, как Сандерс и сенатор Элизабет Уоррен (Elizabeth Warren). «Я знаю, как можно бороться с влиятельными корпорациями, которые развращают Вашингтон, — сказал Блумберг в своем воскресном заявлении. — И я знаю, как победить».
Губернатор Род-Айленда Джина Раймондо (Gina Raimondo), которая возглавляет Ассоциацию губернаторов-демократов, сообщила, что она недавно беседовала с Блумбергом и что она считает его сильным кандидатом. По словам Раймондо, бывший мэр Нью-Йорка понимает, что на праймериз силы пока неравны, однако, по ее мнению, на всеобщих выборах у Блумберга есть хорошие шансы пошатнуть закрепившийся за Трампом статус успешного бизнесмена.
«Трамп — мошенник. В смысле бизнеса он неудачник. Его экономическая политика провалилась, — сказала Раймондо. — Он вредит Америке, и я думаю, что Блумберг вполне способен сойтись с ним один на один в этом смысле, и ему следует это сделать».
Прежде Блумберг уже не раз всерьез задумывался о том, чтобы баллотироваться в президенты, — в том числе в 2016 году в качестве независимого кандидата и ранее в этом году в качестве кандидата от Демократической партии, — он отказывался от этой затеи. Между тем за последние несколько недель стало ясно, что выборы 2020 года станут другими, потому что Блумберг предпринял целый ряд шагов для того, чтобы стать кандидатом, в том числе внес свое имя в списки кандидатов в нескольких штатах.
Самой показательной стала речь Блумберга, с которой он выступил в Нью-Йорке в прошлую субботу и в которой он принес извинения за то, что, будучи мэром Нью-Йорка, он выступал в защиту тактики полиции, заключавшейся в остановке для личного досмотра. Эта речь Блумберга, ставшая серьезной уступкой Демократической партии, была воспринята многими как попытка предотвратить критику на демократических праймериз, в которых афроамериканцы и латиноамериканцы, вероятно, сыграют решающую роль.
Способность Блумберга всерьез бороться за выдвижение от Демократической партии может отчасти зависеть от его способности нравиться представителям меньшинств и менее обеспеченным белым, которые в идеологическом смысле являются наиболее умеренными избирателями внутри демократической коалиции. Пока неясно, увидят ли эти избиратели в 77-летнем миллиардере убедительную альтернативу Байдену, который придерживается сходных с Блумбергом позиций по важнейшим вопросам, но при этом намного лучше им знаком.
Сейчас Блумберг, по всей видимости, сосредоточился главным образом на том, чтобы представить себя электорату, который знает о нем относительно немного. В своем интервью один из ближайших советников Блумберга Говард Вульфсон (Howard Wolfson) сказал, что «Майка знают намного меньше, чем других кандидатов» и что его предвыборный штаб намерен исправить эту ситуацию.
Если Блумберг станет кандидатом в президенты от Демократической партии, на всеобщих выборах развернется борьба между двумя магнатами из Нью-Йорка, хотя состояние Блумберга во много раз превышает состояние Трампа.