На днях третья по популярности газета США «Нью-Йорк таймс» опубликовала сообщение о том, что за выкуп похищенного в Пакистане афганского дипломата Абдула Халика Фарахи в 2010 году «Аль-Каида» получила деньги ЦРУ.
Автору этих строк довелось в 2008 году работать в российском торгпредстве в Исламабаде. Тогда пакистанские СМИ буквально пестрели сообщениями о взятии иностранцев в заложники с целью получения выкупа. Среди них оказался и посол Афганистана в Пакистане Абдул Халик Фарахи. Как говорил один китайский мудрец, перед ним открывались перспективы светлые, но путь извилистый — дипломат оказался в руках талибов. Он попал в засаду под Пешаваром в населенном пункте Ринг-Руд уезда Хайятабад, когда после успешной работы в качестве генерального консула Афганистана в Пешаваре получил новое назначение на должность посла этой страны и направлялся из Кабула в Исламабад.
Однако, к его счастью, через неделю оказался на свободе. И вот на днях стало известно, что за его освобождение правительство экс-президента ИРА Х. Карзая заплатило $1 млн. из секретного фонда ЦРУ. По данным «Нью-Йорк таймс», информация попала в руки спецслужб в мае 2011 года после ликвидации Усамы бен Ладена, когда удалось получить доступ к его документам. Лидер «Аль-Каиды» напрасно опасался, что деньги могут быть отравлены. Они оказались самыми что ни на есть «чистыми», в отличие от тех $5 млн., которые были переданы Х. Карзаю для проведения секретных операций по откупу от разного рода похитителей. Однако речь пойдет не об этих долларах. А о том, что американские военные финансируют масштабный рэкет в Афганистане и через посредников выплачивают десятки миллионов долларов местным главарям вооруженных формирований, коррумпированным чиновникам, а также представителям движения «Талибан».
Как известно, американские военные перевозят почти все, что они используют в Афганистане, по автомобильным дорогам, проходящим через Пакистан. Ведь воздушным путем много не перевезешь. Афганские и пакистанские талибы давно уже взяли этот район под свой контроль. Оттуда эти грузы поступают в распределительный узел на авиабазе Баграм, расположенный к северу от Кабула, а также на подобного рода узел, находящийся недалеко от Кандагара. Там контейнеры перегружаются на грузовики, предоставляемые афганскими подрядчиками на основании контракта под названием Host Nation Trucking contract на сумму $2,165 млрд. В отличие от войны в Ираке, всю текущую работу в Афганистане выполняют местные. Они обеспечивают безопасность, а также предоставляют большую часть грузовых автомобилей, и это отличие в свое время похвалил, назвав его стимулирующим местное предпринимательство, генерал армии и командующий американским военным контингентом и войсками НАТО Стэнли Маккристал.
Эти грузы затем доставляются на более чем 200 укрепленных пунктов, расположенных в разных провинциях Афганистана. Они сосредоточены преимущественно в южной и восточной частях страны, где дороги в основном контролируются местными главарями вооруженных формирований, а также повстанческими группировками. Большинство из восьми компаний, отобранных для работы по данному контракту, принадлежат афганцам, однако они выступают преимущественно как посредники для субподрядчиков, которые предоставляют грузовые автомобили, а также обеспечивают безопасность при проведении транспортных конвоев, в состав которых часто входят сотни автомобилей. Американские офицеры, которые прочно отделены от афганцев толщиной брони и которым поручено осуществлять контроль за доставкой, никогда не выезжают за пределы американских баз для того, чтобы определить, насколько эффективно работает эта система, или убедиться в том, что при этом соблюдаются американские законы и соответствующие правила.
Субподрядчики — по большей части это известные главари местных вооруженных формирований — требуют выплаты от 1 500 до 15 000 долларов США за каждый автомобиль, за предоставление охраны и безопасный проезд по той территории, которую они контролируют. Наиболее влиятельным из них считается некий Рухулла, который контролирует прохождение транспорта по автомагистрали номер один — главной дороге между Кабулом и Кандагаром. Там нет центральной власти, поэтому и власть, и суд представляет он — эдакий, по-нашему, «смотрящий» или «местный князек». Жители кишлаков, расположенных вдоль этой дороги, побаиваются Рухуллу, и если аккуратно поинтересоваться у них, кто он такой, то получите шепотом сказанный ответ: «Ночью талибан, днем — командор». Вообще же они называют его «мясником» и знают, что тот принимает откаты «за безопасность» с натовского контингента, продолжает щипать их, причем сразу отбирает из обозов машин по 20-30.
Провод транспортных конвоев осуществлялся под эгидой компании Watan Risk Management, которая, как говорят, принадлежала двум двоюродным братьям президента Афганистана Хамида Карзая. Общее руководство системой распределения субподрядов для обеспечения безопасности часто осуществлялось политическими посредниками, в том числе и единоутробным братом Карзая Ахмедом Вали Карзаем, который возглавлял совет провинции Кандагар.
Рассказывают также, что до прихода американских вооруженных сил в Афганистан осенью 2001 года Рухулла был относительно малоизвестным человеком, но теперь он представляет собой прототип нового класса главарей местных вооруженных формирований в Афганистане. Он командует небольшой армией, состоящей из более 600 охранников, открыто говорит о подкупе губернаторов, руководителей полиции и армейских генералов, жалуется на высокую стоимость боеприпасов в Афганистане. Он утверждает, что расходует $1,5 млн. в месяц на боеприпасы для своего арсенала, который включает в себя автоматы АК-47, крупнокалиберные пулеметы, а также РПГ, то есть реактивные противотанковые гранатометы. Он выстроил взаимовыгодные отношения с движением «Талибан», боевики которого действуют в тех же районах. Талибам выплачиваются деньги для того, чтобы не было проблем с прохождением транспортных конвоев.
Вот такая публика, вскормленная американцами, правит основной частью страны. Все это приводит к страшной коррупции. Коррумпированы в Афганистане все. И талибы в том числе. Когда они были у власти, то выглядели мужиками с калашом на перекрестке, обмотанными в черные платки, с пальцем на курке, с торчащими из босоножек пальцами ног. А сегодня они в сопровождении вооруженных до зубов охранников разъезжают по пыльным дорогам Афганистана на своих новых «лэнд крузерах» без номерных знаков, на крыше которых установлены станковые пулеметы. И, конечно же, активно пользуются компьютерами, Интернетом, видео- и фотосъемкой. «Хай-тек» у них процветает! Их представитель Забиулла Моджахед сообщил как-то, что за организацию побега заключенных из кандагарской тюрьмы талибы заплатили начальнику управления безопасности Кандагара, начальнику полиции и начальнику тюрьмы $1 млн. «Они нам предоставили возможность спокойно взорвать ворота тюрьмы и не торопясь вывести всех своих заключенных из тюрьмы», — рассказал «пресс-секретарь» лидера «Талибана» Муллы Омара Забиулла Моджахед.
Борис САВОДЯН.