Учесть и защитить интересы граждан при принятии законопроектов, призвана общественная экспертиза. Проект закона об общественной экспертизе, разработанный Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека обсужден на «круглом столе» 4 ноября 2019 года.
Обсуждения было организовано Комитетом по демократическим институтам, негосударственным организациям и органам самоуправления граждан Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан совместно с Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека при поддержке Координатора проектов ОБСЕ в Узбекистане.
Общественная экспертиза нормативно-правовых актов направлена на анализ их качества, эффективности, соответствия законодательству, целесообразности и последствий принятия.
Как отметили участники семинара, для организации общественного контроля, в Узбекистане предпринято немало мер, однако, как показывает практика, по-настоящему эффективными они еще не стали.
В частности, с 1 января 2019 года в сети Интернет запущена и действует Единая электронная система разработки и согласования проектов нормативно-правовых актов, также функционирует сайт «Мое мнение». Однако, коренным образом ситуацию в сфере общественного участия в экспертизе нормативно-правовых актов, обеспечение учета мнения граждан в данной сфере, они не изменили.
Это связано, по мнению аналитиков, в том числе и с тем, что определение понятия «Общественная экспертиза» еще не закреплено в законодательстве, то есть у этого важного института отсутствуют необходимые правовые нормы. Новый законопроект направлен на восполнение этого пробела.
Общественная экспертиза законопроектов должна стать формой действенного общественного контроля над процедурой принятия законов. Развитие этого института в Узбекистане сможет реально повысить степень участия граждан в управлении государством, положительно влияя на дальнейшее развитие гражданского общества.
Как отметил Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев, выступая с первым посланием 22 декабря 2017 года перед депутатами и сенаторами, «единственным источником и автором закона должен быть народ. Мнения и предложения по каждому законопроекту будут поступать непосредственно от граждан, местных Кенгашей народных депутатов. В процессе принятия законов мы должны эффективно использовать систему широкого обсуждения законопроектов населением».
Участники семинара высказали свои предложения по совершенствованию представленного законопроекта. Общим мнением стала идея о том, чтобы в новом законе были четко прописаны необходимые механизмы проведения общественной экспертизы, сроки ответов от госорганов на представленные в ее результате рекомендации, обоснованность отказа в учете тех или иных предложений, результаты использования учтенных рекомендаций и т.д. То есть, это должен быть закон прямого действия, инструмент, который позволит гражданам напрямую участвовать в процессе принятия действенных и обоснованных законов.
В ходе семинара выступили первый заместитель директора Национального центра Республики Узбекистан по правам человека Мирзатилла Тиллабоев, и.о. Координатора проектов ОБСЕ в Узбекистане Ханс-Ульрих Им, начальник отдела Института проблем законодательства и парламентских исследований при Олий Мажлисе Алим Акилов, директор Независимого института по мониторингу формирования гражданского общества Рустам Камилов, Главный консультант Министерства юстиции Алишер Исмоилов и другие, говорится в сообщении пресс-службы НЦПЧ.
Принятие закона об общественной экспертизе позволит ей стать обязательной стадией нормотворческого процесса, особым правовым институтом при принятии не только законов, но и всех видов нормативно-правовых документов, позволит вывести процесс общественного контроля на новый уровень, стать ему нормой современного демократического развития Узбекистана.