Агентство «Узатом» подготовило ответ на статью Наталии Шулепиной «Затишье у Тузкана«, которая была размещена на сайте NUz.Uz 2 августа текущего года.
Ниже приводим текст ответа.
По итогам посещения приоритетной площадки размещения АЭС в Фаришском районе Джизакской области в СМИ было опубликовано много информации о проводимых работах в данной области. При этом в ответ на статью «Затишье у Тузкана», опубликованной на информационном портале nuz.uz, а также просьбу редакции о представлении ответов на поставленные вопросы в данной статье, Агентство «Узатом» сообщает следующее.
Мы благодарны автору статьи за обширный систематизированный материал, в котором показан масштаб проводимой и разворачиваемой нами работы по инженерным изысканиям и экологическим исследованиям, которые призваны убедиться, что выбранная площадка АЭС отвечает самым строгим и самым современным требованиям безопасности. Автором статьи практически полностью перечислены всевозможные виды изысканий
и экологических исследований, которые либо уже ведутся, либо которые только предстоит сделать. Какая еще отрасль так тщательно и так по-научному выбирает площадку для своего объекта?
Немного истории. После подписания 29 декабря 2017 года в г.Ташкенте Соглашения между Правительством Республики Узбекистан
и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях в республике были начаты поиски потенциальных площадок для строительства АЭС.
Рабочей группе по техническим аспектам сооружения АЭС, в которую вошли представители Института ядерной физики, Института сейсмологии Академии наук, Госкомгеологии, Госкомэкологии, Госкомавтодора, Минводхоза, МЧС, АО «Узбекэнерго», АО «Узбекистон темир йуллари», Правительством Республики Узбекистан была поставлена задача по определению максимально безопасной, экономически выгодной и защищенной площадки для размещения АЭС. В апреле 2018 года рабочей группой были определены возможные 10 предварительных площадок в Самаркандской, Джизакской, Навоийской областях.
После тщательного изучения материалов рабочей группы, были отобраны 3 потенциальных пункта (в каждом пункте может рассматриваться несколько потенциальных площадок) – 1 возле водохранилища Тудакуль и 2 в районе Айдар-Арнасайской системы озер.
Специалистами на основании фондовых материалов изучены гидрогеологические, инженерно-геологические и геоморфологические условия, географическое местоположение, геологическое строение, сейсмичность и другие характеристики окружающей среды на указанных площадках.
На основании анализа представленных данных специалистами Киевского научно-исследовательского и проектно-конструкторского института «Энергопроект» (Украина), привлеченного в качестве независимой экспертной организации, был проведен анализ наличия запрещающих факторов на потенциальных площадках строительства АЭС.
Результаты анализа указали на отсутствие запрещающих факторов на всех потенциальных площадках.
В целях выполнения работ по проведению инженерных изысканий для выбора площадки размещения АЭС совместно со специалистами Института сейсмологии Академии наук, Госкомгеологии, Госкомэкологии, Госкомавтодора, Минводхоза, МЧС Республики Узбекистан и иностранными консультантами Киевского научно-исследовательского и проектно-конструкторского института «Энергопроект» (Украина) была подготовлена и утверждена поэтапная программа инженерных изысканий, которая согласована со специалистами Госкорпорации «Росатом».
Согласно утвержденной программе инженерных изысканий в период с августа 2018 года по март 2019 года проведен первый этап комплексных инженерно-изыскательных работ на потенциальных площадках размещения АЭС, в частности на 4-х площадках, расположенных в Навоийской и Бухарской областях, в районе водохранилища Тудакуль и 3-х площадках в Джизакской области, вблизи озера Тузкан Айдар-Арнасайской системы озер.
В проведении комплексных изысканий на конкурентных площадках задействованы более 20-ти министерств, ведомств и организаций Республики Узбекистан, в том числе Министерство здравоохранения, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство водного хозяйства, Госкомгеологии, Госкомэкологии, институты сейсмологии, ботаники и ядерной физики Академии наук Узбекистана, СП ООО «UzLITIEngineering», ГУП «УзГАШКЛИТИ», ГУП «Узбекгидрогеология», ГП «Институт ГИДРОИНГЕО», Узгидромет и другие. В качестве эксперта-консультанта привлечен проектный институт АО «Атомэнергопроект» (Россия).
Работы проводились с учетом норм безопасности МАГАТЭ (Основополагающие принципы безопасности SF-1, Оценка площадок для ядерных установок NS-R-3 rev.1, Обзор площадок и выбор площадки для ядерной установки SSG-35) и в соответствии с требованиями нормативных документов Российской Федерации в области размещения атомных станций (НП-032-01, НП-31-01 и НП-064-17) на наличие запрещающих факторов.
После завершения первого этапа инженерно-изыскательских работ по пунктам Тудакуль и Айдаркуль АО «Атомэнергопроект» подготовлено и предоставлено положительное заключение по выбору приоритетной площадки для размещения АЭС.
7 мая 2019 года проведено объединенное заседание Республиканской рабочей комиссии и Научно-технического и экспертного совета Агентства «Узатом», в ходе которой были заслушаны отчеты подрядных организаций по проведению инженерных изысканий о проделанной работе по первому этапу инженерных изысканий.
По итогам всесторонних обсуждений докладов подрядных организаций и российского проектного института «Атомэнергопроект» о результатах инженерных изысканий первого этапа на конкурентных площадках принято решение об определении площадки вблизи озера Тузкан Айдар-Арнасайской системы озер приоритетной площадкой размещения атомной электростанции.
Размещение станции соответствует Законам Республики Узбекистан «О радиационной безопасности», «Об охране природы», санитарным нормам и правилам СанПиН РУз 0193-06, СанПиН РУз 0251-08, нормам и правилам Российской Федерации (поставщик технологий) НП-032-01 «Размещение атомных станций. Основные критерии и требования по обеспечению безопасности» и другим нормативным документам Российской Федерации в области атомной энергетики, рекомендации руководств МАГАТЭ для обеспечения безопасности АЭС при выборе площадок (№ 50-C-S, № 50-SG-S1 (rev.1), № 50-CG-S5, № 50-SG-S7, № 50-SG-S9, № 50-SG-S11A, № 50-SG-S11B).
При этом необходимо указать, что автором вышеуказанной статьи утверждается, что церемония начала реализации проекта по строительству АЭС проведена на площадке Тудакуль, что не соответствует действительности. 19 октября 2018 года Президентами Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёевым и Российской Федерации В.В. Путиным дан старт реализации проекта путем нажатия символической кнопки. Во время церемонии установлен телемост с Джизакской площадкой, где находились заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан А.С. Султанов, генеральный директор Госкорпорации «Росатом» А.Е. Лихачев, представители местных органов власти и общественность. Данное мероприятие было освещено во всех национальных и многих иностранных СМИ.
Автор вышеуказанной статьи рассуждает о перспективности добычи рудных и нерудных материалов в месторождении Уч-Кулач, которое находится вблизи приоритетной площадки. Следует отметить, что добыча рудных и нерудных материалов в месторождении никак не влияет на деятельность АЭС. Следует отметить, что во многих странах мира для добычи полезных ископаемых в труднодоступных местах атомная энергетика является единственным источником электроэнергии для добывающих предприятий.
Мнение автора статьи об утверждении сначала площадкой строительства АЭС район возле водохранилища Тудакуль, а после отказ от этой площадки и переключение внимания на озера Тузкан не соответствует действительности. Площадка утверждается после получения специального разрешения от ядерного регулятора – в нашем случае от Государственного комитета промышленной безопасности Республики Узбекистан. В настоящее время, как было указано выше, после проведения тщательных инженерных изысканий по первому этапу на пунктах Тудакуль и Айдаркуль определена приоритетная площадка. Для окончательного выбора площадки АЭС будет подготовлена Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), которая в соответствии с правилами МАГАТЭ в обязательном порядке будет проходить экспертизу, в т.ч. представлена на общественные слушания с приглашением соседних стран.
Резюмируя вышесказанное необходимо отметить, что ОВОС будет подготовлен на основе не только фондовых и архивных материалов, но и по результатам инженерных изысканий 1 и 2 этапа по выбору площадки размещения АЭС, инженерных изысканий под разработку технического проекта строительства АЭС, что в совокупности составит материалы исследований последних трех лет, которые будут являться достаточными для анализа и планирования мероприятий по минимизации воздействия АЭС на окружающую среду согласно установленным нормам и правилам.
Мнение автора статьи о не финансировании в полной мере Агентством «Узатом» работ по проведению инженерных изысканий совершенно не соответствует действительности. Агентством «Узатом» своевременно выплачиваются средства генеральному подрядчику работ по инженерным изысканиям ГУП «УзГАШКЛИТИ», а генеральным подрядчиком соответственно всем субподрядным организациям.
В целях изучения данного вопроса с выездом на место 4 августа т.г. первый заместитель генерального директора Агентства «Узатом» и директор Дирекции по строительству АЭС при Агентстве «Узатом» лично ознакомились ходом работ по проведению инженерных изысканий на площадке. Пообщавшись со специалистами и персоналом, работающим на площадке выявлено, что заработная плата всем работникам всех субподрядных организаций, участвующих в проведении инженерно-экологических изысканий выплачивается своевременно согласно графику оплат, никаких задолженностей не имеется.
Странно, что проделав такой длинный путь автор не удосужилась зайти в штаб и получить информацию также от официальных лиц. При этом опережая возможные вопросы по данным изысканиям и затратам, сразу хотим отметить, что полученные данные будут рассматриваться специалистами и как в любой стране носят определенную категорию, доступ к которой ограничен. Открытые данные мы представим общественности по результатам каждого этапа работ. При этом осуществляемые затраты строго контролируются несколькими министерствами и ведомствами.
Автор статьи также ошибается, когда рассуждала на тему сбросов с АЭС в «стоячее болото». Дело в том, что сбросы радиоактивной воды во внешнюю среду не предусмотрены никаким техническими и технологическим решениями или регламентами. Это просто исключается и невозможно в принципе. Вода в первом контуре (точнее, даже не вода, а раствор бора) находится в прочном герметичном первом контуре реактора, трубопроводов и другого оборудования, являющимся третьим барьером глубокоэшелонированной защиты. Даже если допустить разрыв этого контура, например, трубопровода, то конструкторами на этапе проектирования уже выявлен и просчитан каждый такой случай, определена его вероятность и разработаны локализующие проблему средства безопасности.
У проектировщиков даже термин такой есть – проектная (то есть просчитанная заранее) авария. И системы безопасности АЭС каждую секунду мониторят состояние трубопроводов, важных для безопасности, и готовы автоматически и надежно предотвратить негативное развитие ситуации. Так что «сброс
в стоячее болото» и «радиоактивный слив» всего лишь недобросовестная фантазия.
Автор статьи также упоминает о том, что в 2008 году мировое сообщество рассмотрело заявку Узбекистана и включило Айдар-Арнасайскую систему озер в Список водно-болотных угодий международного значения Рамсарской конвенции.
Действительно, в 2008 году Айдар-Арнасайская система озер включена в список Рамсарских угодий – водно-болотных территорий важных для сохранения птиц. Надо отметить, что согласно статьям Рамсарской конвенции, включение территорий в ее список никак не ограничивает на ней хозяйственную деятельность. Одно лишь условие – выполнение необходимых мер по охране околоводных птиц и мест их обитания.
Здесь надо отметить, что Айдар-Арнасайская система озер один из самых больших водоемов Узбекистана. Наибольшее значение для птиц имеет в период миграции и зимовок. Однако, как показывают исследования птицы постоянно меняют места остановок на данном водоеме, что связано с непостоянным уровнем воды, сменой обилия прибрежной растительности и миграцией гидробиологических объектов – кормовой базы.
Таким образом, согласованное с требованиями экологической безопасности использование прибрежной полосы и водных объемов озера Тузкан при строительстве и эксплуатации АЭС не нарушает условий Рамсарской конвенции. Вместе с тем, следует учесть тот факт, что в Республике Узбекистан подготовлен пакет документов для включения в список Рамсарских угодий озера Тудакуль и Куюмазарского водохранилища и ряда озер Южного Приаралья, что также соответствует условиям конвенции при повышении нагрузки на одно из действующих в стране угодий.
Что касается о беспокойстве автора статьи по вопросу обращения с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами, сообщаем, что согласно Межправительственному соглашению между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией о сотрудничестве в строительстве на территории атомной электростанции вопросы в области обращения с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами будут регулироваться отдельными соглашениями и контрактами. При этом, в соответствии с зарубежным опытом в данной области радиоактивные отходы хранятся в стране, где были произведены данные отходы. Представители Агентства «Узатом» воочию убедились в этом сами при ознакомлении с деятельностью зарубежных АЭС в Японии, Венгрии, России, Украине и США.
Кроме того, в связи с тем, что Республика Узбекистан и Российская Федерация являются участниками Договора о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968 г., Конвенции о физической защите ядерного материала и ядерных установок от 26 октября 1979 г. (с изменениями от 8 июля 2005 г.), Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами от 5 сентября 1997 г., планируется, что отработавшее топливо будет перевозиться в Российскую Федерацию для переработки. В ходе переработки весь ценный ядерный материал будет извлечен, а остаток приведен в твердое агрегатное состояние путем выпаривания и прессования, и впоследствии будут обратно перевезен на территорию Узбекистана, т.к. по российскому законодательству, ввоз радиоактивных отходов в страну запрещен. Каждая страна должна хранить свои радиоактивные отходы на своей территории.
В этой связи специалисты Агентства «Узатом» и Госкорпорации «Росатом» в настоящее время тесно работают по вопросу обращения с ОЯТ и РАО.
В ближайшее время будет подготовлена и утверждена Стратегия обращения с ОЯТ и РАО с учетом международного опыта в данном направлении.
15 мая т.г. в здании Агентства «Узатом» был открыт Информационный центр по атомным технологиям, основной целью которого является донесение всем посетителям центра информации о сути и значении атомных технологий во всех сферах жизнедеятельности. До сегодняшнего дня Информационный центр успели посетить свыше 1000 человек, в том числе школьники и студенты, преподаватели и ученые, депутаты, представители ННО, представители СМИ и др. При этом, Агентство «Узатом» всегда открыто в своей деятельности. Любая информация о статусе выполняемых работ по проекту строительства АЭС и создания надлежащей ядерной инфраструктуры представляется своевременно и в полном объеме.
В связи с вышеизложенным, сообщаем, что автор статьи, а также другие заинтересованные журналисты могут в любое время выйти на контакт представителям Агентства «Узатом» в установленном порядке, после чего будут организованы встречи с участием компетентных специалистов для получения ответов на волнующие вопросы, в связи с чем считаем неуместным цитировать общение с охранником, который не уполномочен давать какую-либо информацию. При этом, Информационный центр всегда доступен, однако для получения доступа к его ресурсам и ознакомления с информацией, предлагаемой посредством данного центра, необходимо уведомить заранее, т.к. установленные там системы и мультимедийные устройства требуют определенного времени для подготовки. Хотелось бы обратить внимание на время, когда автор пришла в Агентство «Узатом», т.е. после 18-00 ч., когда официальный рабочий день закончился.
Несмотря на это, а также представленные разъяснения со стороны начальника управления Агентства, автор делает выводы на основе слов охранника, что совершенно не соответствует профессиональной этике.
Руководство Агентства «Узатом» всегда открыто и готово ответить на все вопросы наших граждан, а также принять их, если будет такое обращение, в связи с чем просим всех, тех у кого возникают вопросы направлять их на наш официальный адрес, звонить по телефону или по электронной почте.
Россия сама строит за огромные деньги, сама эксплуатирует за огромные деньги, сама готовит кадры за огромные деньги, сама перерабатывает наш уран и загружает, сама перерабатывает отходы, но хоронит у нас за наши же деньги. Зачем нам такая дорогая станция? Когда рванет, как в Архангельске, кто будет в ответе?
В Бойсуне предлагается построить ветровую станцию на 600 МВт. Постройте 4 штуки. Вот вам и 2,4 ГВт. Если не ошибаюсь, 1 ветровик стоит около 2 млн долларов США. Поставьте на 2 млрд 1000 ветровиков. Зато они не могут взорваться и уничтожить Узбекистан. Ставьте солнечные станции по 100 МВт. Почему в аэропорту Тбилиси стоят ветровики, а крыша атостоянки покрыта солнечными батареями. А у нас ни одного слова про ветровую энергию! Где активисты Экопартии? Нужен референдум по строительству АЭС. Эти деньги надо потратить с умом.
Бедная Шулепина, на правду всегда найдется куча отмазок. А ей достанется.
Хотелось бы верить вашим « честным « доводам, но , не получается. Слишком много вранья последнее время со стороны гос.органов! Ясно одно: построить то можно , а вот дальше- эксплуатация и профессионализм обслуживающего персонала вызывают большие сомнения, т.к. есть тому много примеров!
Чиновники сидят и грезят когда начнут разворовывать деньги от проекта.
…
Им всё равно, что будет после них… хоть трава не расти в прямом, в данном случае смысле.
…
Зачем нам эта отрава???
…
Технологии идут вперёд с огромной скоростью, этот источник радиационного загрязнения только будет осквернять наши земли.
…
Солнца — валом, ветра — валом… ЗАЧЕМ??? ЗАЧЕМ НАМ ЭТО??? ОСТАНОВИТЕСЬ!!!
Может ли Узатом внятно изложить экономическую сторону нужности этой АЭС?
https://economist-uz.blogspot.com/2019/07/blog-post_28.html — с экономической аналитикой об атомной энергетике и по Узбекистану в целом, от Давида Мельдинского
————
«Атомная электростанция в Узбекистане. Экономический успех или стратегический просчёт?» — Тема строительства АЭС в Узбекистане — одна из важнейших для экономики и будущего развития страны. С расчетами министерств и ведомств общество пока не ознакомлено. В этой публикации знакомит со своими расчетами выгод и потерь — аналитик Давид МЕЛЬДИНСКИЙ
Ответ от Узатома требует еще одного ответа от журналистов. В ответе Узатома не сказано, начаты ли наблюдения на водотоках, пополняющих Тузкан? А на самом Тузкане? Что там с сейсмонаблюдениями — по-прежнему сейсмоприбор в сарае? Метеорологи установили метеостанцию на площадке? Аэрологические наблюдения провести реально или нет, если строится АЭС в 60 км от Джизака и в 140 км от Ташкента? Когда будут готова Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС готовят в Госкомэкологии), кто будет оценивать ее качество – Росатом? С ней будет ознакомлено общество? В ответе говорится, что три года наблюдений и изысканий впереди. Какие три года, если уже в этом году площадка будет утверждена? Каким образом будут проводиться общественные слушания — пригласят депутатов и отчитаются, что провели? Вопросов еще больше после этого ответа. Кстати, я автор, и пришла в Узатом в рабочее время. Вышел молодой сотрудник Узатома, который не смог ответить на мои вопросы. То же самое и пресс-секретарь Узатома, с которой я связалась по телефону (она в настоящее время трудится в вышестоящей структуре — в Минэнерго). Еще вопрос про подчинение Узатома. На каких он ролях? Он должен быть по меньшей мере структурой Кабмина, не говорю уже о прямом подчинении Президенту в силу огромной ответственности перед страной. Есть и другие вопросы.