back to top
13.2 C
Узбекистан
Вторник, 26 ноября, 2024

Мягкая сила или классический демонтаж. Часть 1

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
Мягкая сила или классический демонтаж. Часть 1

Идеология – это взгляды и ценности, которые обосновывают то, каким должен быть фундамент общества, его политическое, социально-экономическое устройство. Идеология нужна для того, чтобы общество было сильным и стабильным, сплоченно и синхронно двигалось в определенном направлении.

Если люди будут иметь разные убеждения и представления о том каким должен быть фундамент дома – деревянным, каменным, кирпичным, глинным, бетонным — они постоянно будут спорить и бороться между собой. В итоге, дом не будет построен. Если люди будут иметь различные представления о том, в каком направлении должно двигаться общество, оно никогда не доберется до места назначения. Поэтому в обществе необходимо формировать определенные взгляды и предпочтения касательно того, каким оно должно быть.

Для этого в обществе нужно формировать определенные ценности, что требует огромных ресурсов и знаний, технологий и институтов, терминологий и систем оценок, которые совместно составляют идеологическую конструкцию. Выстраиванием идеологической конструкции занимаются государства и институты, которые, в свое время, продвигали идеи нацизма, либерализма, протекционизма, социализма и т.д. Сегодня после падения социалистической идеологии единственно успешно продвигаемой идеологией является идеология глобализма.

Экономическая основа международных отношений

Представим страну, которая все импортирует и экспортирует, то есть, не имеет собственных ресурсов и рынка сбыта. ВВП этой страны формируется по формуле:

ВВП = цена экспортированных товаров и услуг – себестоимость импортированных сырья и материалов.

Если вся стоимость импорта составит 100 долларов, а экспорта — 200 долларов, то ВВП этой страны составит 100 долларов. Чем ниже цена импорта и выше цена экспорта, тем выше добавленная стоимость страны, то есть рост ее ВВП. Поэтому, содержанием международных отношений является обеспечение доступа страны к
— ресурсам других стран и импорт этих ресурсов по возможно низким ценам;
— рынкам других стран и экспорт товаров и услуг по возможно высоким ценам.

Базовым условием роста ВВП является сбыт товаров и услуг. Если произведенные товары и услуги в обществе не будут реализованы, то даже большие инвестиции не приведут к росту ВВП. Все что производится, страхуется, кредитуется, гарантируется, транспортируется, добывается, перерабатывается, разведается направлено, в конечном итоге, для удовлетворения конкретных потребностей человека. Если люди не будут обладать достаточными доходами, чтобы купить произведённые товары и услуги, это не приведет к росту ВВП. Поэтому сбыт товаров и услуг является крайне важным не только во внутренней, но и в международной политике.

Идея глобального рынка

Мировые ресурсы распределены между странами неравномерно – одни страны обладают большими ресурсами, а другие — нет. Уровни развития и потребления стран так же неравномерны – одни страны сильные, другие — нет.
Всегда одни страны нуждаются в ресурсах и рынках других стран. В развитых странах объем ресурсов не всегда достаточен, чтобы удовлетворить высокий уровень потребления. С другой стороны, уровень производства товаров и услуг может значительно превышать уровень потребления в этих странах. Поэтому власти стран всегда находятся в состоянии вынужденной борьбы за рынки и ресурсы, чтобы обеспечить приемлемый уровень жизни для своих граждан и сохранить свою политическую власть.

Проявлением этой борьбы являются различные войны, колониализм, апартеид и т.д. Эту борьбу можно также увидеть во многих международных договорах («Нанкинский», «Хумэньский», «Вансяский и Хуанпуский», «Айгунский», «Канагавский», «Американо-корейский», «Симоносекский» договора, «Двадцать одно требование» и др.). Борьбу между Англией и Китаем можно увидеть в «Нанкинском договоре», который обеспечил Англии беспрепятственный доступ к китайскому рынку для сбыта своего опиума — открыл пять китайских портов, гарантировал им привилегии и освободил их от действия правовых норм Китая. Посредством «Американо-корейского» договора американцы добились снятия импортных пошлин на свои товары и получили свободный доступ к корейскому рынку взамен военной поддержки.

После деколонизации государства бывших колоний стремятся контролировать свои цены, рынки и ресурсы в собственных интересах. Это приводит к значительному ограничению доступа развитых стран к рынкам и ресурсам бывших колоний.

Рост благосостояния в развитых странах привёл к росту капитала, правового и политического сознания, популяризации принципов гуманизма и справедливости. Военные методы борьбы за рынки и ресурсы становятся непопулярными, что создает необходимость в разработке более цивилизованных методов международного сотрудничества. И создание международных институтов сыграло главную роль в избежание открытых войн между странами за рынки и ресурсы. Эти институты разработали грамотные рецепты и сформировали либеральные ценности, которые обосновывают необходимость создания единого глобального рынка. В глобальном рынке границы между странами устраняются, рынки и ресурсы стран становятся общими.

Роль идеологии в продвижении интересов. Форма и содержание

Если раньше доступ к рынкам и ресурсам имел принудительный характер (различные войны, колонизация, апартеид, и т.д.), то сегодня он обрел добровольный характер, олицетворяя мягкие и эстетические формы. Содержанием международных отношений является борьба за рынки и ресурсы, а его формой, то есть ее упаковкой и оформлением — ценности.

Гуманизм и справедливость, свобода слова и демократия являются универсальными ценностями, которые необходимы для любого общества, чтобы оно стабильно развивалось. Однако эти ценности имеют свою цену и также служат инструментом для продвижения интересов и эстетического их оформления. Чтобы продвигать интересы нужно продвигать соответствующие знания и ценности, формировать определенные мировоззрения, которые благоприятствуют продвижению интересов.

Несмотря на это сегодня популярно мнение, что международные отношения — это трепетная забота стран о взаимных интересах. И это объясняется тем, что современные люди стали намного справедливыми и гуманными, чем люди прошлых поколений. Это не совсем так, поскольку за все время своего существования, общества боролись между собой за рынки сбыта и ресурсы. И наше время, который представляет совершенно мизерный отрезок во всем времени существования человека, не может быть исключением. Этот отрезок времени настолько мизерный, что законы и порядки, которые существовали в течении тысячелетий, не могут внезапно прекратить свое существование, только потому, что сегодня 21 век!

Более того, мы не стали лучше и гуманнее, умнее наших предков, потому что наши реки и воздух не стали чище, а вера — искреннее, чем раньше. Мы не стали свободнее, чем наши предки, а наоборот, стали больше зависимы от беспокойств из-за несоответствия различным ценностям и стандартам. Нас постоянно угнетает то, что мы живем хуже, чем другие, потому нас постоянно с кем-то сравнивают и оценивают, критикуют за несоответствие неким ценностям и стандартам, которые повсеместно кем-то навязываются.

Советская и западная идеологии

Понятия «справедливость» и «гуманизм», «свобода слова» и «демократия» являются исключительно идеологическими, а не научными категориями. Они являются универсальными ценностями, хотя идеологи придают разный смысл к этим ценностям исходя из интересов общества.

Даже во времена Фараонов ценности гуманизма и справедливости были стрежнем общества. Люди видели смысл жизни в следовании принципам гуманизма и справедливости, которого можно было добиться исключительно посредством служения Богам, которых представляли сами Фараоны. Власть Фараонам обеспечивала вера людей в то, что Фараоны являются Богами и любые сомнения в этом устранялись.

Несмотря на это причастность Фараонов к Богам часто ставилась под сомнение, что снижало их влияние в обществе. И чтобы сохранить свою власть Фараоны использовали знания о солнечном затмении как инструмент для убеждения людей в то, что любые действия против воли Фараонов неизбежно приводят к гневу Богов и «выключению» солнца. И состоявшиеся затмение («выключение») солнца во время бунта, организованного самим Фараоном против себя, забетонировало эту веру и обеспечило власть Фараонам на столетия.

Стереотипы и сильная вера людей позволили сплотить и направить энергию общества на создание уникальных объектов. Масштабы и конструкций этих объектов удивляют даже современников.

В советской идеологии справедливым считалось централизованное распределение ресурсов государством для обеспечение социального равенства. А предпринимательская деятельность и расслоение общества – негуманным.
Западные страны, напротив, обозначили несправедливым любое государственное вмешательство в рыночные процессы и ограничение свободы предпринимательской деятельности, даже если это приводит к расслоению общества. А ограничение любых прав и свобод в сфере предпринимательства – негуманным.

Советская идеология не учитывала интересы, предпочтения и традиции отдельных народов. Идеология насаждалась принудительно — запрещала одни и навязывала другие ценности. Люди хотели верить в Бога, но их принуждали верить в идеалы коммунизма, они хотели заниматься ремеслом, но им запрещали предпринимательство. Люди хотели соблюдать свои традиции, но соблюдать религиозные обряды, варить сумаляк было нежелательным.

В отличие от советской западная идеология не использовала принудительные меры. Образно говоря, она не заставила ребенка проглотить таблетку, а завернула ее в конфетку настолько красиво и изящно, что у самого ребенка возникло желание ее проглотить. Не осознав, что проглотил таблетку, ребенок испытывал симпатии не только к таблетке, но и к тому, кто ее дал. А симпатии – это основа влияния! Принуждение ребенка к таблетке навсегда формирует в нем негативное отношение к таблетке и тому, кто заставил ее проглотить.

Именно этот грамотный подход позволил западу выстроить прочную идеологическую конструкцию, которая эффективна и по сей день. Более того, западные страны отделили идеологию от государства (так же, как и религию от государства), создали отдельные институты и придали им международный статус, включив в состав этих институтов многие другие страны. Таким образом западные страны продвигают свои интересы от лица этих международных институтов и это помогает им завуалировать интересы запада. И любые решения (глобализация, в том числе) этих институтов воспринимается как решение международного сообщества.

Уязвимость советской идеологической была в том, что ее конструкцию одновременно представляли власти и их политика. Потеря авторитета власти или ее политики неизбежно приводила к потере авторитета власти и крушению всей конструкции, что и произошло. На западе, потеря авторитета власти или партии не приводит к крушению идеологической конструкции, поскольку формально идеологию проводят не власти, а отдельные международные институты. А граждане не могут влиять на политику и лидеров международных институтов.

Говорят, что советские люди жили намного счастливее, чем люди на западе несмотря на то, что они обладали меньшими, чем на западе, материальными ценностями, свободой и демократией. Скорее всего это связано с тем, что советские люди были защищены от внешних пропаганды, провокации и критики. Они верили, что живут лучше всех в самой сильной и справедливой стране мира. Счастье – это не только объективная, но и субъективная категория.

Аваз КАМАЛОВ
Специально для nuz.uz

Продолжение следует.

4 КОММЕНТАРИИ

  1. Боже, Аваз Камалов. Какие очевидные вещи вы пишете. Только посыл странен. Точнее его нет. А есть только заказ на красивую статью, пусть ни о чём, но красивую.

  2. Ну про запад вам кажется, что так там устроено, на самом деле, там все завуалировано.

  3. Скорее не защищены от внешней пропаганды, а промыты своей пропагандой, и это характерно и для постсоветских людей.
    В целом, статья ни о чем, но часть про то, что инвестиции без реализации продукта бессмысленны, весьма актуальна

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

«Женщина разумная — Женщина будущего»: гламурные женщины провели деловую тусовку в Ташкенте

23 ноября в Ташкенте состоялся женский форум деловых женщин Smart Women Forum «Женщина разумная - Женщина будущего», организованный Академией...

Больше похожих статей