Малоэффективное управление экономикой, администрирование предпринимательской деятельности, жесткая фискальная политика вынуждает бизнес уходить в «тень», в результате чего рождается двойная бухгалтерия. Однако экономические реформы, проводимые в последние годы и модернизация налоговой политики, по задумкам руководства страны, должны резко улучшить бизнес-климат. Уйдет ли в этом случае «черная» бухгалтерия в прошлое?
В этих целях Государственный налоговый комитет в рамках реализации налоговой концепции поэтапно внедряет новые способы налогового администрирования, прошедшие адаптацию во многих странах мира, которые нацелены на сокращение человеческого вмешательства за счет внедрения IT-технологий.
Об этом шла речь на пресс-конференции, организованной ГУП «Научно-информационный центр «Янги технологиялар» при Государственном налоговом комитете, где были озвучены результаты работ в данном направлении. В частности, речь шла о пилотном проекте по внедрению онлайн контрольно-кассовых машин (ККМ) и ввода в практику электронных счетов-фактур.
Как отметили специалисты НИЦ «Янги технологиялар», по состоянию на 22 июня 2019 года свыше 175 торговых точек разного вида деятельности на добровольной основе установили онлайн ККМ с фискальными модулями. Общая сумма фискальных данных, переданных в ГНК с более чем 80 тысяч фискальных чеков, составила свыше 37 млрд сумов.
По словам представителей НИЦ, преимущество онлайн ККМ заключается в том, что в отличие от кассового аппарата старого образца эти устройства содержат внутри корпуса фискальный модуль, который передает информацию о каждом пробитом чеке в налоговые органы в режиме реального времени.
До введения онлайн ККМ, информация о продажах в кассовых аппаратах старого образца накапливалась в блоке памяти и была доступна налоговой службе только после снятия данных на местах.
Установка онлайн контрольно-кассовых машин обеспечит на основании полученных чеков безошибочное определение реального товарооборота, объема торговой выручки и правильности перечисленных налогов. Это напрямую ведет к доверительным отношениям между контролирующими органами и предпринимателями, увеличению поступлений в бюджет за счет выхода бизнеса из тени.
Установка онлайн ККМ осуществляется в рамках экспериментального пилотного проекта согласно постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 21 февраля 2019 года «О мерах по реализации пилотного проекта по применению онлайн контрольно-кассовых машин в городе Ташкенте» и 1 июля текущего года он будет завершен.
Проектом предусмотрено, что до 31 декабря 2019 года расходы, связанные с приобретением, установкой и вводом в эксплуатацию онлайн ККМ для каждой кассы, будут уменьшаться за счет последующих налоговых платежей субъектов предпринимательства, но в размере, не превышающем 10 кратного размера минимальной заработной платы (базовой расчетной величины), действующей в период оплаты.
Вместе с тем отменяется порядок снятия ежедневного отчета по каждой контрольно-кассовой машине с обязательным заполнением контрольно-кассовой книги кассиром-оператором в конце рабочего дня.
Покупатели в свою очередь могут проверить подлинность чеков, выданных через онлайн ККМ, с помощью программ распознавания QR-кодов для мобильных устройств. Их можно загрузить бесплатно с App Store и Google Play.
Таким образом соблюдаются права потребителей – при покупке некачественного или бракованного товара будет возможность его возврата. При этом сохранять бумажную копию чека вовсе не обязательно. Вся информация о покупке будет надежно храниться в базе данных ГНК, а также в мобильном телефоне покупателя.
Важным достоинством этой системы можно назвать возможность прозрачного контроля импортных товаров, поступающих из-за рубежа, к примеру продукции фармацевтики.
Автоматическая сверка соответствия штрих-кода с серией препарата позволит выявлять фальсификат, контрафакт и контрабанду, то есть, возможность контролировать происхождение продукта, а также доступ к информации о реальных оборотах в индустрии.
С введением онлайн ККМ отпадает необходимость ежедневной сдачи выручки в банк или инкассации. Попадая в налоговые органы, сумма электронного чека автоматически будет облагаться налогом. При этом вся наличная выручка целиком остается у предпринимателя.
Это выгодно тем фирмам, которые занимаются закупом продукции за наличный расчет. Теперь, вырученными наличными средствами, предприниматель будет распоряжаться по своему усмотрению, не сдавая их в банк.
Таким образом, введение онлайн ККМ выгодно государству и потребителю. Добросовестные компании, работающие по так называемым «белым» схемам, то есть без «двойной» бухгалтерии, от этого ничего не теряют, а только выигрывают. А вот бизнесменам, работающих по «серым» схемам придется пересмотреть свои методы работы, а уйдет ли «черная» бухгалтерия в прошлое, покажет время.
М.ДЖАНГИРОВ, фото автора
Откуда автор статьи взял информацию? Если это говорит ГНК-цитирую-эти устройства содержат внутри корпуса фискальный модуль, который передает информацию о каждом пробитом чеке в налоговые органы в режиме реального времени.- это свидетельствует о не компетенции. — фискальный модуль это физ.устройство обеспечивающее криптографическую защиту…..и т.д. может быть выполнен в виде "токена" (usb ключа) или смарт карты. Взято от сюда http://www.lex.uz/ru/m/acts/4210436 Он ничего не передает а только шифрует. Для передачи данных в ГНК необходим целый комплекс и наличие интернета.
Выражаю своё почтение к автору статьи, но то что Вам сказали в ГНК- цитирую: эти устройства содержат внутри корпуса фискальный модуль, который передает информацию о каждом пробитом чеке в налоговые органы в режиме реального времени — наводит на мысль о не компетенции сотрудников ГНК т.к. фискальный модуль это отдельное физ.устройство в виде usb ключа или смарт карты которое соединяется с устройством которое будет выполнять функции ККМ. Этот модуль ничего не передает в ГНК, а шифрует. Для передачи данных нужен целый комплекс- устройство с выходом в интернет. Взято от сюда эти устройства содержат внутри корпуса фискальный модуль, который передает информацию о каждом пробитом чеке в налоговые органы в режиме реального времени.
Это выгодно тем фирмам, которые занимаются закупом продукции за наличный расчет. Теперь, вырученными наличными средствами, предприниматель будет распоряжаться по своему усмотрению, не сдавая их в банк. Отлично. Каким образом потом я у частного лица приобрету сельхоз продукцию за нал. И опреходую товар на фирму. Фермер- частное лицо — мне даст справку от руки? На такуюто сумму он у меня товар купил))). Впринципе хорошо. Схема такая ))) — на руках наличка, выписал справку от физ.лица (ведь чек он мне не может дать)что купил картофель, потом списываеш этот картофель (сгнил), и всё. Наличку легально домой. Смешно, но от таких реформ бюджет очень сильно просядит!
Таким образом соблюдаются права потребителей – при покупке некачественного или бракованного товара будет возможность его возврата. При этом сохранять бумажную копию чека вовсе не обязательно. Вся информация о покупке будет надежно храниться в базе данных ГНК, а также в мобильном телефоне покупателя. — каким образом на чеке появятся сведения о товаре если в стране нет "единой наменклатурной базы товаров" ? Как обезопасит себя предприниматель, если у него не остается никакой информации о продажи. Судя по словам ГНК всё хранится у них. Кто даст гарантии что у них сервер не полетит или ктото намеренно не захочет изменить данные предпринимателя в базе? А таких случаев много, кто не сталкивался с долгами за газ, свет, но там можно хоть доказать , т.к. квитанция на руках! А у предпринимателя? Ни-че-го.
Ссылка где этот проект https://regulation.gov.uz/ru/document/4028