Как следует из Указа Президента Узбекистана от 14 мая 2019 года «О мерах по переходу на качественно новую систему формирования и реализации Инвестиционной программы Республики Узбекистан», руководители госорганов и организаций получат «пряник» за выполнение инвестпрограмм.
С 1 июля текущего года в стране внедряется система поощрения руководителей государственных органов и организаций, органов исполнительной власти на местах за качественную и своевременную реализацию инвестиционных проектов. Достиг успеха – получай два должностных оклада, не справился – будешь оштрафован на 50% от должностного оклада и лишишься должности.
Указом разграничена ответственность за формирование программы между Министерством инвестиций и внешней торговли и Министерством экономики и промышленности.
Определено, что Министерство инвестиций и внешней торговли формирует проекты, финансируемые за счет международных финансовых институтов, иностранных правительственных организаций, Фонда реконструкции и развития, прямых иностранных инвестиций и других нецентрализованных источников.
Минэкономпром отвечает за формирование перечня инвестиционных проектов, финансируемых за счет бюджетов бюджетной системы.
Как , в частности, отмечено в Указе, в системе Министерства экономики и промышленности создается аналитическая группа в составе семи специалистов. Она будет производить комплексный анализ экономической эффективности реализованных инфраструктурных проектов за счет централизованных источников.
Как стало известно nuz.uz из официальных источников, за период 2008-2018 годов в республике согласно инвестиционным программам реализовано 221 инвестиционных проектов на общую сумму $21,36 млрд, из них собственные средства – $ 7,67 млрд, кредиты коммерческих банков – $1,42 млрд, иностранные кредиты — $8,77 млрд, иностранные инвестиции – $1,2 млрд, средства ФРРУ – $1,95 млрд и $0,4 млрд – другие средства. Из этих проектов 94 работают с мощностью более 50%.
Кроме того, несмотря на рост удельного веса государственных средств (средств бюджета, целевых фондов и Фонда реконструкции и развития) с 14,3% в 2014 году до 16,5% (по предварительным оценкам в 2018 году), в расчете к объему ВВП, активность государственного инвестирования остается достаточно низкой по сравнению с другими развивающимися странами. По данным Международного валютного фонда, в 2015 году доля инвестиций правительства по отношению к ВВП страны в Узбекистане составляла 3,6% против 6,5% в среднем в развивающихся странах. Другими словами, учитывая огромные потребности Узбекистана в развитии инфраструктуры, особенно энергетики, логистики и водоснабжения, Узбекистану следует значительно увеличить государственные инвестиции, чтобы сравняться с другими развивающимися странами пор уровню государственных инвестиций в ВВП.
В. НОВИКОВ