Крупнейший в Средней Азии музей отметил свой 100-летний юбилей открытием новой выставки. На торжество собрались художники и искусствоведы, дипломаты и учёные, общественные деятели и почитатели искусств.
Праздничную атмосферу подчеркивала красная ковровая дорожка, ведущая от дороги к музею, и звучащая под мраморными сводами камерная и национальная музыка. Поочередно исполняемая струнным квартетом и ансамблем узбекских народных инструментов, она словно раскрывала особенность коллекции старейшего музея искусств Узбекистана, фонды которого составляют произведения узбекского декоративно-прикладного и западноевропейского искусства.
Выступая на церемонии открытия юбилейной выставки, заместитель министра культуры Республики Узбекистан Камола Акилова отметила, что культурная жизнь в стране достаточно насыщена. Только лишь 8 февраля министерством проведено шесть мероприятий. И главным из них можно считать выставку, посвященную 100-летию ГМИ.
— Можно вспомнить историю музея, отдать должное князю Романову, с коллекции которого началась история ГМИ, — подчеркнула она. — Пятьсот собранных и завещанных им городу работ западноевропейского и русского искусства, с которых музей начал свою жизнь, составляют его сущность. Конечно, музей пополнялся изобразительным искусством, артефактами, полученными в результате археологических раскопок и декоративно-прикладным искусством. История музея – это также история людей, уникальных личностей, которые изучали и продолжали пополнять коллекцию. В этом музее столько еще не изученного. Я разделила бы его историю на прошлое, настоящее и будущее. О прошлом скажут наши корифеи. В настоящем грядёт реконструкция самого музея и музейного дела, но музей будет, тем не менее, продолжать работу. Несмотря на реконструкцию, в нём будут проходить выставки.
В моём представлении в музее должны работать люди, которые горят, живут этим искусством. Здесь нельзя просто работать ради работы – нужно любить искусство, популяризовать его. Будущее музея – это смарт-технологии, современный подход к делу, потому что меняются потребности зрителей, и нам предстоит много поработать для удовлетворения возросших ожиданий наших посетителей. Конечно, хотелось бы, чтобы в музее была молодёжь – такая же увлечённая, заворожённая этими экспонатами, как старшее поколение. Подобно тому, как сейчас Узбекистан открыт всему миру, мы открываем музей. Исследователи – пожалуйста, приходите, проводите исследования. Кураторы, организовывайте выставки. Решать проблемы, которые у нас есть мы можем только сообща.
Выступили на церемонии академик Эдвард Ртвеладзе, заслуженный деятель искусств, керамист Акбар Рахимов, председатель правления НАЭСМИ Фирдавс Абдухаликов. Почётным гостям были вручены памятные сувениры, специально подготовленные к юбилею музея.
Изысканным подарком к юбилею стал также уникальный фарфоровый сервиз, декорированный репродукциями произведений русского авангарда.
Выставка превзошла все ожидания. Шедевры живописи и графики Волкова, Карахана, Татевосяна, Кандинского. Куприна, Николаева (Усто Мумин) и других талантливых художников, чьё творчество вырвалось за пределы традиционного искусства, долгое время держали под спудом в хранилищах.
Лишь в конце прошлого века стали доставать из запасников таинственные картины и рисунки мастеров, существование которых долгие годы замалчивалось, — они считались формалистскими, не соответствующими принципам социалистического реализма.
Да, эти картины не похожи на фотографии, в них нет ласкающей взгляд красивости, лессированной прозрачности красочных слоёв, которыми славились классики прошлого. Жизнь предстаёт в них как сгусток энергии или настроения, выплеснувшийся со всей мощью таланта живописца или рисовальщика.
Музыка красок, ритмов, линий захватывает свободой творческого самовыражения. Эпические картины преобразований жизни и философские полотна, условность изобразительных средств и лирика импрессионистских пейзажей и портретов, фантазия абстракций, загадочная геометрия супрематических композиций – такое богатство собранных в единой экспозиции работ ошеломляет.
К юбилею подготовлена книга об истории музея и снят 35-минутный фильм. На церемонии открытия был презентован ролик этой документальный ленты, в полной версии она демонстрируется в одном из залов выставки. В картине рассказывается об основании в 1918 году Музея народного университета, преобразованного затем в Центральный художественный музей. С 1924 года он получил название Ташкентский музей искусств, а с 1935 года — Музей искусств Узбекистана, пополненный экспонатами из Туркестанского краеведческого музея, музеев Москвы и Ленинграда, работами узбекских художников.
Говоря о 100-летии музея, нельзя не упомянуть о вехах его истории. Изначально музей размещался в подаренном Ташкенту (вместе с коллекцией произведений искусства) дворце Великого князя Николая Константиновича Романова. Дворец, построенный по проекту Гейнцельмана и Бенуа, сам по себе является произведением архитектурного искусства. Обязательным условием подарка служило открытие во дворце музея искусств, и это условие поначалу выполнили. Первым директором музея был назначен А.Н. Волков, а супруга князя, Надежда Александровна, являлась главным хранителем коллекции. Волков, человек творческий, спустя несколько месяцев отказался от директорской должности. Вскоре музей перевели в старинное здание Народного дома, возведённое задолго до событий 1917 года. Об этом красивом сооружении, фасад которого украшали стройные колонны, напомнил в своём выступлении Эдвард Ртвеладзе. Старожилы помнят еще одно перемещение коллекции, которая после землетрясения 1966 года какое-то время размещалась в выставочном зале Дирекции художественных выставок (ныне Ташкентский дом фотографии).
Современное здание Государственного музея искусств Узбекистана возвели в 1974 году на месте снесённого после землетрясения Народного дома. Авторы проекта — архитекторы И. Абдулов, А. Никифоров и С. Розенблюм . Новый музей искусств, обрамлённый серым шлифованным мрамором, представлял собой огромный куб, разделённый по фасаду на квадраты металлоконструкциями, облицованными алюминием. Здание было остеклено зеленовато-матовым стеклом особой прочности. Оно рассеивало солнечный свет, создавая мягкое естественное освещение, и защищало картины от прямых солнечных лучей. Со временем фасад здания претерпел изменения.
Оригинальная трёхъярусная конструкция музея, с лестницей, облицованной тёмно-серым мрамором, придаёт галерейную лёгкость залам трёх этажей, возносясь над цоколем с его просторными холлами и рабочими кабинетами.
Архитектурный декор, вышивки, ковры, ткани, медно-чеканные изделия, золотое шитье, ювелирное искусство и экспонаты античного и раннего средневекового искусства Узбекистана открывают экспозицию. Далее следует прекрасная коллекция русской живописи, икон, скульптурных произведений. Представлено изобразительное и прикладное искусство Европы и Востока.
Николаев А.В. (Усто Мумин). Весна
Фонды музея хранят великолепную коллекцию русского авангарда и абстракционизма. Именно она с гордостью представлена на выставке «Таинственный авангард», организованной в честь 100-летия музея.
Тамара Санаева