В честь наступающего Нового года вся городская торговая сеть принарядилась, но нисколько не сбавила обороты при выемке денег у доверчивых сограждан.
Вот зашел я давеча в бывшую скромную кондитерскую по ул. Бобура, ныне переименованную в «Сake Lab» — Лаборатория выпечек» и выбрал к ужину несколько расстегаев и пару пирожных. Быстренько подсчитав в уме общую стоимость, достал из портмоне денежные знаки плюс бело-коричневые тоненькие пакетики и выложил все это на прилавок.
Молодая продавщица, пересчитав купюры, автоматически отправила их в кассу, а пакетики с салфетками небрежно отодвинула, щелкнув пальцами в знак того, что, дескать, денег маловато. На этот выпад в мою сторону я отреагировал спокойно и промолчал.
И нарядные девушки, собравшиеся за прилавком, тоже промолчали. И хотя фирменный пакет с расстегаями и пирожными сиротливо лежал меж нами на прилавке, а мое портмоне по-прежнему находилось в зоне их видимости, расставаться с другими купюрами я принципиально не стал. В связи с этим в воздухе повис знак вопроса…
Стоящие за мной покупатели, проявляя солидарность, не вмешивались в торговый процесс и с нарочитым вниманием рассматривали витрину с подскочившими ценами.
— Видимо и у них лабораторные салфетки поднакопились, — догадался я.
-Так вы сегодня будете рассчитываться или нет, — нетерпеливо поинтересовалась одна из продавщиц? Или у вас денег не хватает?
Тогда, как постоянному покупателю, мы в честь наступающего Года Земляного Кабана и Свиньи готовы отпустить весь выбранный товар в … кредит.
Подумав, я ответил, что в уходящем году кредит на выпечку оформлять не стану. Так как, пока все справки для кредита соберу, то облюбованные мной пирожные засохнут, а расстегаи с яйцами и грибами протухнут.
Не примите на свой счет, уважаемые, — добавил я, — но даже все Свинское семейство, которое следуя восточному гороскопу вот-вот вступит в свои права, для меня не указ.
И тут тишину нарушила старшая продавщица, явившаяся из недр подсобки: гражданин, не задерживайте других покупателей и лучше занесите недостающую сумму завтра, — милостиво распорядилась она.
В ответ я заметил, что предложение, конечно, очень интересное…
Но в связи с тем, что несколько раз сдачу по сто сумов вы упорно заменяли своими салфетками, то пришло время откорректировать ситуацию.
— Так как, мое портмоне заполнено вашими салфетками, то я справедливо решил, что городские власти решили восполнить недостающие в обращении денежные знаки предметами личной гигиены.
Ну и Бог с ними, в конце концов, двести сум для меня погоду не сделают. Хотя, к вашему сведению, в многодетных и малоимущих семьях каждую денежку тщательно считают.
Вот, к примеру, когда недавно в популярном магазинчике у входа в Аския- базар один предприниматель стал продавать «модернизированные буханки хлеба с чалмой» по 1500 сумов, то пенсионеры и домашние хозяйки сразу изменили маршрут, отправившись на другой квартал в старый, знакомый гастроном, торгующий по доступными ценами.
Сегодня «новатор», осознав, что из-за жадности потерял многих покупателей, частенько вечерами сидит в одиночестве.
Но, как говорится, его поезд ушел.
Да и я нарвался на неприятность, когда однажды сев в городской автобус, попытался заплатить за проезд бумажкой в тысячу сумов и двумя «Сake Lab» салфетками. Молодой кондуктор сначала презрительно оглядел меня, затем покрутил пальцем у своего виска и пошел жаловаться водителю.
Добрался я до своей остановки с ветерком, но при выходе из автобуса, услышал вслед оценку своему «некрасивому» поступку на неформальной лексике.
В кратком переводе на общедоступную речь это означало примерно следующее: сын своей матери ты откуда явился? Ты что не знаешь про ежедневный план выручки, установленный для каждой автобусной бригады. Запомни, нехороший человек, в городе за билет платят только денежными знаками, а иначе…
-Так и сказал?, — переспросила сердобольная пенсионерка и стала нервно пересчитывать денежки в своем видавшем виды кошельке.
-Ну, конечно, — подтвердил я, — не стану же вводить честной народ в заблуждение. Кроме того, чувствуя свою гражданскую ответственность, постараюсь непременно вернуть тому молодцу свой долг наличными.
Старшая продавщица, оценив мой поучительный рассказ, тихонько отодвинув молодняк, заступила на свое место. Поджав губы, она спросила: господа, а где же мы возьмем сдачу для всех?
— Надо поутру в банке разменивать, — парировал в ответ молодой человек в модных очках. Тем более, недавно выпущенные монеты по сто и двести сумов, поступили в оборот.
— Наверное, это менеджер, — решили вслух покупатели, — они про банки все знают. И на всякий случай поинтересовались, когда в ближайшем бывает перерыв?
— Если вы не знаете где банк, то мы вам покажем, — вступили в затянувшуюся игру студенты. Он находится за углом, прямо напротив текстильного института. Там перерыв с часу до двух, а в остальное время до пяти вечера только успевай менять.
— Кстати, — продолжил я разгоревшуюся дискуссию, — ребята, а вы знаете, что бывает с теми, кто государственные денежные знаки копирует на принтерах или заменяет фантиками?
Молодежь промолчала, зато два активных деда с военной выправкой предположили: наверное, их, как и раньше, под суд отдают.
— А вот в вашей кондитерской сдача постоянно выдается не принятыми в обращение денежными знаками, а тоненькими пакетиками с бумажными салфетками… А на кой они нам?..
— Просто безобразие, — подал голос любитель «лабораторной выпечки», — так и норовите народ обобрать. Это же не фирменный ресторан, чтобы за обслуживание с клиентов проценты драть.
Если уж решили рекламировать свое заведение, так делайте это деликатно. Кстати, цены у вас образовались охохооо! Могли бы рекламные салфетки и в виде бонусов раздавать.
— Нигде нет порядка, — попытались заострить проблему две молодые дамы. Забежишь в перерыве на базар, а там в основном перекупщики орудуют, которые при продаже даже килограмма недешевых овощей или фруктов, так и норовят вместо сдачи подбросить в черный пакет что — нибудь не кондиционное.
А обнаглевшие мясники подсовывают на весы под дорогой кусок мяса мослы граммов на двести; в продовольственных магазинах, не спрашивая, бросают вместо сдачи неполную коробку спичек. И, даже во внедряемых городских биотуалетах, уже приспособились выдавать сдачу с тысячи сумов … конфетками.
— У нас на каждом углу аптеки. Но во многих давно «не мелочатся», — робко пожаловалась молодая мама с малышкой на руках. Мало того что ценники на лекарства перестали выставлять, так еще презрительно бросают в лицо всем недовольным, что для них, стоящих за прилавком, сдача в сто — триста сумов вообще не деньги и поэтому суют вместо нее таблетку аспирина. А ведь он не всем полезен.
— Так и быть, — сказала старшая из «Сake Lab», — я на этот раз салфетки себе заберу. И, достав из кармана кошелек, торжественно поменяла мои, то есть их рекламные салфетки, на 200 зелененьких сумов.
— Wow! — Воскликнул студент-полиглот…Наша взяла
А то нынче при таких-то ценах, да еще с салфетками на сдачу, студентам в этой «лаборатории» на скромный перекус даже повышенной стипендии не хватит.
НАДИР ТАШ
Крутой, реалистичный рассказ!
Зачем такая длиннющая статья? Сократите в 3 раза глупые обсуждения. Смысл и так понятен. Давече не используют даже в России, кто читать такие статьи будет? Люди +50, вы о молодых подумали?
Сэ-праведливо
Копирайтеры вздохнули с облегчением.
Статья написана очень интересно. А молодые такие статьи даже не читают, ибо им всё по барабану и не дано понять, что 200 сум умножить на 100 клиентов, получится нормальная сумма. А критик видать тоже торгаш, спекулянт и барыга, пихает всё всем подряд. Вот и критикует правильную статью, написанную с юмором. Эта статья предназначена для тех, кто должен эту проблему решить. А не для критиков. Ешьте свои салфетки и закусывайте спичками. Мудрее станете.
Административную ответственность надо ввести за отказ давать сдачу. Есть стать, навязывание услуг и товаров. И да, автор, не используйие больше слова "давеча", а то складывается ощущение, что вы туда на коне прискакали со шпагой и моноклем в глазу. Уж простите
Евгений, "А критик видать тоже торгаш, спекулянт и барыга, пихает всё всем подряд." — я как не торгаш вам скажу, "статейка", а назвать ее "статьей" при все уважение к редакции не могу, рассчитана на свою прослойку обывателей. Просто поймите, тут не все такие как Вы. Заменять сдачу на ТНП глупо конечно, но то, что из этого складываются миллионы доходов так-же глупо, как и тот момент, что автор статьи сам брал эти салфетки, а не настаивал на сдаче. Зачем-то приплел сюда магазинщика с хлебом (не понял, каким).
Скажите еще спасибо за спички и салфетки. Вот, к примеру, Яндекс такси практически каждый раз не дает сдачу. Сами знаете, что цена за 1 поездку выходит частенько не в круглую сумму. И сдачи, простите, у меня нет)) Так и до 500 сумов доходит, не говоря уже о 100, 200, 300…Приходится заранее набирать себе мелочи перед поездкой.
Это не только яндекс такси, а все такси в Ташкенте. По поводу навара торгашей, это правда, у меня соседка специально закупала конфетки на оптовке по дешевле, чтобы сдачу ими выдавать, она не плохо на этом подняла деньги.
Лола, абсолютно с Вами согласна.
ВОТ НИКАК НЕ МОГУ ПОНЯТЬ ЖАДНОСТЬ ТОРГАШЕЙ…??? БЫЛ НА УРЮКЗОРЕ И ХОТЕЛ КУПИТЬ СЕЛЁДКУ… ДВЕ НЕДЕЛИ НАЗАД ОНА СТОИЛА 22 ТЫС. СУМ, А ВОТ С 25.12.18 Г. СТАЛА СТОИТЬ 34-35 ТЫС. СУМ…??? Т.Е. ЦЕНЫ ПОДНЯЛИСЬ НА 40%… НА БАЗАРЕ ОКАЗАЛАСЬ БЫВШАЯ ЖИТЕЛЬНИЦА КОТОРАЯ ПРИЕХАЛА ИЗ ДЖАМБУЛА К СЕСТРЕ НА ГОДОВЩИНУ ПОМИНАЛЬНУЮ И БЫЛА УДИВЛЕНА ТОМУ, ЧТО ТАК ВЗВИНТИЛИ ЦЕНЫ НА БАЗАРАХ И МАГАЗИНАХ… ОНА СКАЗАЛА, ЧТО У НИХ НА ВСЁ СНИЗИЛИ ЦЕНЫ… ДАЖЕ НАШ ВИНОГРАД СТОИТ В ДЖАМБУЛЕ В ПЕРЕВОДЕ НА ДОЛЛАРЫ ДЕШЕВЛЕ ЧЕМ В УЗБЕКИСТАНЕ… И ОНА СКАЗАЛА ЧТО ИХ АЛЛАХ БОЛЕЕ ДОБРЕЕ К НИМ КАЗАХСТАНЦАМ, ЧЕМ НАШ НАШ АЛЛАХ… У НИХ КАЖДЫЙ РАЗ ПО ОКОНЧАНИЮ СЕЗОНА ПАДАЮТ ЦЕНЫ… А У ВАС ПОДНИМАЮТ ЦЕНЫ, А ПОТОМ ПИШУТ ЧТО СКИНУЛИ НА 60%… К ВЕЛИКОМУ СОЖАЛЕНИЮ ЖАДНОСТИ НАШИХ ТОРГАШЕЙ НЕТ ПРИДЕЛА… Я СПРОСИЛ У ПРОДАВЦА СЕЛЁДКИ ПОЧЕМУ ОН ТАК РЕЗКО ПОВЫСИЛ ЦЕНЫ, НА ЧТО ПОЛУЧИЛ ОТВЕТ ЧТО ТАМОЖНЯ НА ПЕРИОД ПРАЗДНИКОВ ПОДНЯЛА ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ, А ВОТ 4-5 ЯНВАРЯ ОНА ОПЯТЬ СНИЗИТ…
Переводите торговлю на безналичный расчёт с помощью банковских карт. Проблема исчезнет моментально.