Горько и печально говорить в прошедшем времени о людях, которых мы много лет знали, с радостью встречались и общались. Правда не так часто, к сожалению, как хотелось, были эти встречи, но каждая осталась в памяти. Поэтому невероятно больно, когда эти люди уходят, вдвойне тяжело, когда уходят коллеги и единомышленники. Вот уже два с половиной месяца как ушел из жизни Игорь Иванович Фоменко и чуть больше месяца его супруга Саида Бахрамовна Юлдашева – замечательные музыканты, доценты кафедры камерной музыки и концертмейстерского мастерства Государственной консерватории Узбекистана.
На днях в их альма-матер, в которой они вырастили плеяду прекрасных исполнителей, щедро делясь с ними своим исполнительским опытом, состоялся вечер их памяти. Они оба были требовательными, справедливыми и понимающими педагогами. Умели подбодрить и вдохновить своих студентов, которым, думаю, навсегда запомнились их слова, – «при исполнении должен быть хороший ансамбль с солистом». Обо всем этом и многом другом было сказано немало теплых и добрых слов на вечере в Малом зале консерватории, который прошел по инициативе кафедры камерной музыки и концертмейстерского мастерства. В музыкальном приношении ушедшим педагогам приняли участие солисты Государственного академического театра оперы и балета имени А.Навои и Государственного театра музыкальной комедии, а аккомпанировали им студенты фортепианного факультета. В тот вечер исполнялись арии из опер и романсы западноевропейской классики, звучавшие подобно колоколу памяти…
Тяжелый недуг безжалостно вырвал Фоменко и Юлдашеву из нашей жизни. Из жизни, которую они так любили! Страшная весть о смерти Игоря Ивановича, к которой, казалось бы, мы все были готовы, стала большим ударом не только для его Саиды, но и бывших учеников и коллег. Тяжелый был день от этого известия. Душа не принимала его ухода. А память хранила образ элегантного, невероятно похожего на французского актера Жерара Филипа, остроумного, сыплющего шутками и экспромтами человека.
Уход же Саиды Бахрамовны стал для всех нас сильным шоком. Красивая, жизнерадостная, добрая, она озаряла всех своей лучезарной улыбкой и согревала душевным теплом. Двенадцать лет мужественно ухаживая за тяжело больным мужем, она стойко держалась, пока недуг не сковал и ее. И в это трудно было поверить, потому что в ней было столько энергии, столько желания творить и желания жить… Казалось, всего этого у нее хватит на всех, так она была щедра и открыта. На всех действительно хватало до последних минут. Но на себя уже сил не осталось.
Последние годы мы с ней виделись не очень часто – то на собраниях, то на каких-то официальных вечерах, то на педагогических тренингах. Но всякий раз после этих встреч как-то светлело на душе от теплого общения с ней и от ее улыбки. Сколько помню Саиду – она всегда жила с улыбкой.
Их семейный союз был удивителен. Они встретились посреди необозримого океана жизни, как два обломка корабля, бывшего некогда одним целым. И сразу оказались необходимы друг другу. Оба выпускники Ташкентской консерватории, пианисты, они пришли работать на одну кафедру концертмейстерского мастерства (ныне кафедра камерной музыки и концертмейстерского мастерства) с разницей в один год: он – в 1972 году, она – годом позже. И каждый из них проявил себя на педагогическом поприще настоящим профессионалом.
Игорь Фоменко окончил консерваторию по классу специального фортепиано (занимался вначале в классе З.Ш.Тамаркиной, а после ее отъезда у Н.Б.Рецкер) и концертмейстерского мастерства (класс С.В.Каганцевой) в 1964 году. Педагогическую деятельность он успешно совмещал с концертмейстерской, совершая гастрольные поездки по Советскому Союзу – выступал в России, Молдавии, Украине, а также во многих городах Узбекистана. Память хранит успешный концерт Фоменко с солисткой Большого театра России Ольгой Терюшновой, когда он выступил достойным партнером замечательной певицы. Фортепиано под его пальцами звучало по-оркестровому, поражая многообразной тембральностью, а порою увлекало чувственной красотой кантилены. Незабываемы тандемы Фоменко и с народными артистами Узбекистана А.Азимовым и С.Ярашевым. А с концертами Узбекского театрального общества Игорь Иванович принимал участие в гастрольной поездке в Москву.
Саида Юлдашева окончила консерваторию (класс специального фортепиано Б.В.Евлампиева) и концертмейстерского мастерства (класс Ю.С.Михайловской) в 1970 году. Будучи студенткой, как солистка, принимала участие в Днях узбекской литературы и искусства, проходивших в Душанбе и Москве. В тот период она исполнила целый ряд известных сочинений классиков и романтиков, привлекая внимание яркими виртуозными данными. И не только. Именно с того времени пробуждается творческое начало ее натуры, которое особенно раскроется впоследствии в концертах с народным артистом Узбекистана, профессором М.Таировым. Записи их совместных выступлений сегодня хранятся в фондах республиканского радио.
Уже в студенческие годы Юлдашева начала работать концертмейстером у народников, позже сотрудничала с вокалистами и струнниками, аккомпанируя им на государственных экзаменах, различных конкурсах и концертах. Эти ее выступления отмечены многочисленными дипломами и грамотами Министерства культуры Узбекистана.
Активна была Саида Бахрамовна и в педагогической деятельности. Ее класс окончило свыше 100 студентов, которые сегодня работают концертмейстерами, педагогами концертмейстерского класса в различных музыкальных заведениях не только Узбекистана, но ближнего и дальнего зарубежья.
Они ушли вместе – Игорь и Саида. Он – интересный, умный, ироничный, она – красивая, отзывчивая, умевшая понимать. Их будет очень не хватать – друзьям и родным, ученикам и коллегам. Говорят, человек уходит от нас, но остаются его ученики, продолжающие дело своего Учителя! Конечно, это так. Но уход наших коллег – невосполнимая утрата как для их учеников, в творчестве которых они успели оставить частицу своего таланта, так и для родных, друзей, коллег. Их смерть принесла не только огорчение. Она оставила незаживающую рану…
О самом Вечере памяти хочется сказать, что он прошел на невероятно теплой и все же щемящей волне, которую невозможно было не почувствовать. В зале звучала музыка и царила атмосфера светлой грусти. Чтили память двух педагогов и коллег, которых так жестоко и не вовремя судьба отобрала у нас…
И все же человек живет столько, сколько его помнят, сколько в памяти людей живы его дела. Это в полной мере относится к Игорю Фоменко и Саиде Юлдашевой – истинным профессионалам и настоящим музыкантам, память, о которых не будет забвеньем.
ИНЕССА ГУЛЬЗАРОВА, музыковед,
фото из архива Лолы Юлдашевой