Свыше 90 % сборщиков хлопка в сезоне 2018 года были добровольцами. Такие данные привели представители Международной организации труда (МОТ) при подведении итогов предварительного мониторинга третьей стороны Международной организации труда 21 ноября.
При этом более 169 руководителей понесли наказания за нарушения, связанные с принудительным трудом во время хлопкоуборочной кампании 2018 года. Среди них почти треть (30 %) – хокимы и прочие руководящие работники. К ним применены разные меры воздействия вплоть до понижения в должности или увольнения.
Среди «отличившихся», как свидетельствуют данные мониторинга, Наманганская (33 эпизода), Ташкентская (33), Сырдарьинская (11), Бухарская (11) и Самаркандская области (11).
При исследовании проведено более 11 тысяч интервью на полях и в рамках фокус-групп, углубленных интервью и телефонных опросов. В частности, только в сентябре-ноябре опрошены 3000 участников уборки хлопка.
В материалах мониторинга МОТ отмечается, что в нынешнем сезоне не было зафиксировано систематического привлечения к сбору хлопка студентов, учителей и медицинских работников. При этом встречался наем групп из других государственных учреждений, организаций и предприятий.
Прогрессу в искоренении принудительного труда при сборе хлопка во многом способствовало значительное повышение оплаты труда сборщиков. Это привлекло многих сельчан на поля и дало возможность им неплохо заработать.
Директор Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии Ольга Кулаева особо отметила тесное сотрудничество в борьбе с принудительным трудом госорганов, международных организаций – Human Rights Watch, Cotton Campaign и других, правозащитников.
Еще несколько лет назад о подобном взаимодействии нельзя было и мечтать. А сейчас, открыто говорится о нарушениях прав человека в республике во время хлопкоуборочной кампании. При обсуждении итогов мониторинга слово получила известная правозащитница Елена Урлаева. Она привела ряд фактов нарушений. Например, по ее словам, на сбор хлопка привлекают военных, курсантов. Часто людей привозят из других регионов и они по два, три и даже четыре месяца вынуждены находиться в отрыве от своих семей, при этом продолжая числиться на своих рабочих местах на предприятиях и в организациях. Елена Урлаева зафиксировала подобный случай с работниками предприятия азотных удобрений.
Правозащитник из Бухары Шухрат Ганиев считает, необходимо ужесточить наказания за принуждение к труду. С этим согласился замминистра занятости и трудовых отношений Эркин Мухитдинов. По его словам, уже готов соответствующий законопроект и в ближайшие дни он поступит в Олий Мажлис. К примеру, по действующим законам штраф за подобные нарушения составляет до 10 МРЗП, а в законопроекте предусмотрено повысить его до 100.
Вице-премьер Танзила Нарбаева отметила, что Узбекистан уже присоединился к ряду конвенций по защите трудовых прав граждан. Рассматривается вопрос к присоединению к Конвенции МОТ № 144 №144 о трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм и дополнительного протокола 2014 года к Конвенции № 29 о принудительном труде. На очереди – присоединение нашей страны еще к 10 международным соглашениям.
Директор Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии Ольга Кулаева, в свою очередь, отметила, что Узбекистану необходимо развивать социальное партнерство в этой сфере, профсоюзные организации должны постепенно превращаться в по-настоящему независимые институты по защите прав трудящихся, нужно разработать национальную стратегию занятости.
– Мы приветствуем усилия правительства Узбекистана. Это первая встреча правозащитников с высокопоставленными представителями власти на уровне вице-премьера, министра и заместителей министра. Гражданский диалог позволяет открыто говорить об имеющихся проблемах, что будет способствовать их решению, – подчеркнул в своем выступлении представитель Human Rights Watch Стив Свердлов.
Можно сказать, что состоявшийся диалог во время панельных дискуссий продемонстрировал беспрецедентную открытость властей Узбекистана, их готовность и в дальнейшем сотрудничать с Мот в обеспечении прав граждан на достойный труд и достойную его оплату. Об этом заявила, подводя итоги форума, вице-премьер Танзила Нарбаева.
И. РЕШЕТНИКОВ,
собкор по Наманганской области
Увеличение денежной стоимость за сбор хлопка-сырца и есть основной стимул — добровольности населения, да и сама элита и т.п стала организовывать — добровольные выезды на сбор сырца, а вот военнослужащих срочной службы и по контракту, а также МПР МО Узбекистана привлекают к сбору — а это что?