Как выполняется Программа «Устойчивое управление водными ресурсами в сельских местностях в Узбекистане»? Чтобы увидеть, отправляемся в Ферганскую долину. Программу финансирует Европейский Союз. Проектов-компонентов в ней несколько. В поездке мы ознакомимся с проектом «Укрепление технического потенциала». Он реализуется Министерством водного хозяйства Узбекистана и ПРООН.
Для участия в проекте выбирались области, где сложнее. Этот критерий – типичные проблемы – сработал при выборе шести областей, среди которых Ферганская, Сырдарьинская, Самаркандская, Кашкадарьинская, Сурхандарьинская и Хорезмская области. В 2016 году начали. Завершится проект в 2020-м. Сейчас наступил момент, когда уже видны первые значимые результаты и ясны задачи.
Кому помогает проект? Бассейновым управлениям ирригационных систем, управлениям ирригационных систем (недавно преобразованы в райводхозы), ассоциациям водопользователей, а также ассоциациям фермеров и местным сообществам.
В эту поездку мы постараемся быть максимально ближе к простым людям. От них зависит сельхозпроизводство в условиях меняющегося климата, им жизненно важно улучшить водоснабжение и делить воду по справедливости.
Все наши маршруты на пилотные объекты Ферганской области начинаются в Фергане. Здесь собираются участники мониторинговой поездки, а это не только сотрудники ПРООН и журналисты. Знакомимся с членами делегации Европейского Союза в Узбекистане во главе с начальником отдела по сотрудничеству г-ном Франсуа Бежо. Он недавно приступил к работе в Узбекистане и его интересует реализация Программы ЕС по устойчивому управлению водными ресурсами.
Выехав в Ташлакский район, тормозим в махалле «Акборобод», идем в Ассоциацию водопользователей «Зармироб Тургунбой». Фермеры объясняют: «В этом здании несколько организаций. Мы были арендаторами. Благодаря проекту помещения АВП не только отремонтированы и оснащены мебелью и оборудованием. Мы получили кадастровые документы и теперь владельцы».
Фермеры обсуждают здесь текущие вопросы, включая графики водоподачи. Членов ассоциации — 47. К нашему приезду собрались мирабы и актив. «Как попали в проект?» — «По конкурсу». Ряд критериев для участия определялся изначально: типичные проблемы, вроде нехватки воды на концевых участках водотока, заинтересованность и способность решать проблемы.
Воду из Сырдарьи к полям доставляет ирригационный канал Заркент. Благодаря его ремонту и реконструкции лучше обеспечены 1300 гектаров. Потери воды снижены более чем на треть. Капельное орошение появилось в теплицах. Соблюдаются графики водоподачи. Мирабы получили велосипеды. И еще один подарок от ЕС – мотоцикл с прицепом для перевозки оборудования, водомерных устройств.
Водомерные устройства приобретены в Ташкенте, они просты в обращении, но позволяют быстро разрешить споры. Водомерами обеспечены все АВП проекта. «Пять АВП в районе, теперь соседи учатся на нашем примере».
Следующая остановка у дома семейной пары — Аминжона Дадажонова и Мукаддам Муйдиновой.
О том, как начиналась работа с домохозяйствами, говорит руководитель проекта из ПРООН Улугбек Исламов: «Мы начали с концепции развития сообществ с учетом водосбережения. Для отбора участников представили в местные органы власти критерии. А это проблемы с поливной водой, невысокий уровень достатка, желание людей работать и технические навыки. Местные органы власти (так во всех шести областях) предложили по десять домохозяйств, из них мы отобрали по пять».
Вот что мы видим на приусадебном участке в десять соток. Проложены системы капельного орошения. Установлен бак, вмещающий тонну воды. Для страховки на случай, когда в канале сухо, отремонтирован колодец и установлен насос. Глава семьи Аминжон работает на заводе, так что с техническими навыками у него все в порядке, помогал монтировать капельные системы. Про них знает, что магистральные трубы и фитинги – турецкого производства, шланги – местного. При бережном обращении шланги прослужат года три, а основное оборудование – пять лет и более.
Проект выделил четыре десятка плодовых деревьев для интенсивного садоводства. В будущий сезон дадут первые плоды, а в 2020-м – полноценный урожай. Консультирует специалист из Самаркандского питомника. Орошаются не только деревья, но и овощи. Преимущества «капельки» вся семья оценила, включая сыновей. Мы с ними не встретились, в школе. Но они тоже прошли «курс» по капельному орошению. Как сказал отец, дети знают, что наступать на шланги нельзя, а поливать можно ночью, когда вода остынет.
Такие тонкости мы узнаем от Аминжона и Мукаддам. Глава делегации ЕС, вспоминая минувшее чрезвычайно засушливое и жаркое лето в Европе, обещает им учеников из Европы. Это сказал шутя, а серьезно: «У вас есть чему поучиться». У них и в самом деле учатся. Заглядывают на этот участок и на четыре подобных все соседи-акборободцы.
Далее по программе – посещение махалли «Гулистан» в Кувинском районе и встреча с членами Ассоциации водопользователей «Мусажон Исмоилов». Эта АВП, как и другие, получила велосипеды, мотоцикл с прицепом, водомерные приборы.
Их нам продемонстрировали. А рядом собралась на встречу внушительная группа фермеров, аксакалов и школьников, что нас, журналистов, удивило. Почему так, поняли, услышав слова благодарности: «Проект решил проблему обеспечения чистой питьевой водой детского сада, школы, поликлиники, общий охват населения – 4500 человек!»
Прежде пили воду из канала. С января по март канал закрывается на профилактику, и из него — ни капли. Сложная ситуация. Исследуя ее, нашли решение. Старую неработающую скважину, пробуренную еще в советские времена, оказалось возможным отремонтировать. Глубина – двести метров. Проект «Укрепление технического потенциала» обновил все оборудование и построил водопроводную сеть. Чтобы ускорить подачу чистой воды людям, строительство велось, несмотря на зимние холода.
Проект помог преодолеть не только технические, но и бюрократические барьеры: скважина передана на баланс Ассоциации водопользователей.
Из поликлиники сообщают, что после ввода скважины в январе 2018 года заметно снизилось число болеющих гельминтами и диареей. Качество воды хорошее.
Заходим в здание. Оно принадлежит АВП «Мусажон Исмаилов». На наш взгляд, состояние здания и оснащение отличные. Но эти перемены недавние. В рамках проекта здесь оборудован тренинговый центр, а остальные помещения отремонтировала сама ассоциация. Теперь у нее современный облик и, конечно, условия труда.
Как используется тренинговый центр? Из ближайших тем – обучение специалистов десяти АВП строительству гидропостов. Проект закупил для всех шести областей по два варианта опалубки гидропоста и комплекты водомеров под разные расходы воды. «Пора строить и использовать».
Спрашиваем про споры из-за поливной воды. Признают: «Случается такое. В 2019 году обеспечим справедливое вододеление от начала до «хвоста» канала. Проект помогает реконструировать канал Кучатчилик».
Отправляемся на объект. По пути заглядываем на приусадебный участок в махалле «Гулистон». Тут нас точно не ждали. Открыли калитку – бабушка с внуком во дворе, соседки, подрядившиеся прополоть огород, выбежала из дома хозяйка.
Широко улыбается хозяин: «Заходите, рады». Что дал семье проект? Уже известный нам набор: систему капельного орошения, емкость в тонну, насос, саженцы деревьев, консультации специалистов…
Едем вдоль Южно-Ферганского канала. Все большие каналы прокопаны руками, и этот тоже. Встречный велосипедист приветливо машет.
Машин — целая кавалькада. Сворачиваем к «голове» Кучатчилика. То бетонное ложе ирригационного канала, что мы видим и по которому даже прошлись, – часть решаемой проблемы. А та часть канала, где бетон еще не уложен, позволяет оценить оказываемую техпомощь. По сути здесь пролегал не канал, а восьмикилометровый нерегулируемый арык. Вот и спорили из-за воды фермеры, особенно на концевых участках. Специалисты оценивали потери в пятьдесят процентов, отмечали высокую фильтрацию из-за просадочных грунтов. К тому же арык петлял, увеличивая потери. Мчалось по каналу два куба в секунду, и их не хватало.
Теперь русло спрямили. Бетонная облицовка сократит потери и позволит обеспечить водой все «подвешенные» к каналу хозяйства даже при подаче одного кубометра в секунду. Появятся гидропосты, регулируемые затворы. А обычно бросит фермер пару мешков и считается «отрегулировал». Реконструкция улучшит водообеспечение 93 фермерских хозяйств и приусадебных участков и коснется она свыше пяти тысяч человек.
Итак, что можно сделать на уровне ассоциаций водопотребителей, мы знаем. Что можно сделать для справедливого вододеления на уровне бассейнового управления ирригационными системами? Не обойтись без электронных водомерных приборов-вертушек, обучения специалистов, изучения русел каналов и дна водохранилищ на следующем этапе проекта.
НАТАЛИЯ ШУЛЕПИНА,
фото автора.